Научная статья на тему 'Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики'

Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4113
492
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ / YOUNGER GENERATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / STATE YOUTH POLICY / ОБЩЕСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / PUBLIC YOUTH POLICY / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Малик Елена Николаевна, Бакалдина Елена Сергеевна, Елисеев Анатолий Леонидович

Предметом данной статьи являются инструменты государственной молодежной политики, способствующие интеграции молодежи в социально-политические отношения. Авторы актуализировали проблему оптимального включения молодежи в жизнь российского общества. Приводятся объективные данные о необходимости стимулирования всех видов активности молодежи через инструменты государственной и общественной молодежной политики. В статье анализируются проблемные аспекты, сдерживающие реализацию государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях. Авторы акцентируют внимание на задачах, способствующих консолидации механизмов реализации государственной молодежной политики в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Меркулов Павел Александрович, Малик Елена Николаевна, Бакалдина Елена Сергеевна, Елисеев Анатолий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA: INTEGRATIONAL TOOLS

The subject of this article is the tools of the state youth policy promoting integration of youth into the socio-political relations. The authors actualized the problem of optimum inclusion of youth in the life of Russian society. Objectively this need of stimulation of all types of activity of youth via tools of the state and public youth policy is given. The article analyzes the problem aspects concerning the realization of the state youth policy at the federal and regional levels. The authors focus their attention on the tasks promoting consolidation of mechanisms of realization of the state youth policy in the modern Russia. Basic provisions which are directed on elimination of contradictions between activation of actions of executive authorities for development of youth policy and lack of noticeable shifts of involvement of the vast majority of young Russians in life of society are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственная молодежная политика в современной России: инструменты интеграции молодежи в общественные практики»

Abstract. The article presents the various conflicts that arise in the spheres of municipal power and local authority in Russia. The research is based on the expert interview of 80 heads of municipalities and representatives of the scientists' community from six regions of the Volga Federal District conducted by the researchers of Research Center for Studies in Public Service Management of Bashkir State Academy of Public Administration and Management under the President of the Republic of Bashkortostan. The article provides the analysis of the basic contradictions that arise in the municipal sector, and suggests the ways of its solution. Also, the article describes the legal conflicts of the Russian legislation, as well as issues of cooperation of municipal authorities with public authorities, civil society and representatives of public organizations and civic initiative projects. The authors consider that the effective activity of the municipal authorities is only possible if it will be based on principles of political and financial transparency. Only the civic institutions and democratic political culture will help to take a step on the way to real local authority in Russia.

Keywords: conflict, conflict potential, municipal power, local government

МЕРКУЛОВ Павел Александрович — к.филос.н., доцент, директор Орловского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; merkulov-pa@ranepa.ru)

МАЛИК Елена Николаевна — к.полит.н., доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловского филиала РАНХиГС (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; таШ57-elena@mail.ru

БАКАЛДИНА Елена Сергеевна — к.полит.н., доцент кафедры политологии, государственного и муниципального управления Орловского филиала РАНХиГС (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; bakaldinae07@mail.ru)

ЕЛИСЕЕВ Анатолий Леонидович — к.и.н., доцент; заведующий кафедрой философии и отечественной истории Орловского филиала РАНХиГС (303028, Россия, г. Орел, б-р Победы, 5-а; eliseev@orel. ranepa.ru)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ИНСТРУМЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ В ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРАКТИКИ

Аннотация. Предметом данной статьи являются инструменты государственной молодежной политики, способствующие интеграции молодежи в социально-политические отношения. Авторы актуализировали проблему оптимального включения молодежи в жизнь российского общества. Приводятся объективные данные о необходимости стимулирования всех видов активности молодежи через инструменты государственной и общественной молодежной политики.

В статье анализируются проблемные аспекты, сдерживающие реализацию государственной молодежной политики на федеральном и региональном уровнях. Авторы акцентируют внимание на задачах, способствующих консолидации механизмов реализации государственной молодежной политики в современной России.

Ключевые слова: молодежь, молодое поколение, государственная молодежная политика, общественная молодежная политика, общество

Современная Россия следует по пути развития и укрепления демократии, поэтому сегодня необходима ставка на молодое поколение, составляющее почти четверть всего населения страны. Российская действительность и исторический опыт выдвигают убедительные доказательства, что, начиная с Петровских реформ, все преобразования в нашей стране совершались именно молодыми людьми. Молодежная политика является одним из важнейших приоритетов социально-экономической политики государства. Она ориентирована на выработку существенных условий и необходимых гарантий, способствующих самореализации молодого человека. В молодежной политике необходимо учитывать интересы

молодых граждан, их становление в социальной структуре общества, раскрытие потенциала молодого поколения в интересах всего общества. Необходимо поддерживать молодежные движения, объединения, инициативы. Учитывая это, само общество должно создать молодежи условия и стимулы, при которых она смогла бы выполнить свое историческое предназначение.

Молодые граждане спустя десятилетия будут сами формировать государственную политику и задавать вектор развития общества. Поэтому сейчас возникает необходимость пристального внимания к молодежной когорте со стороны институтов государственной власти, гражданского общества, лидеров молодежных общественных объединений, СМИ для системного решения ее проблем.

В данной связи актуальным остается вопрос поиска новых вариантов интегрирования молодых граждан в социально-политические и экономические практики, стимулирования всех видов активности молодежи для ее направления на благо российского общества. Эта работа и составляет ядро молодежной политики, цель которой заключается в создании необходимых условий и гарантий для эффективной социализации молодежи, направленной в сторону интересов каждой личности и общества в целом.

Учитывая принцип субъектности молодежной политики, следует выделить два основных ее вида.

1. Государственная молодежная политика — здесь субъектом выступает государство в лице его институтов или полномочных органов, деятельность которых в большей или меньшей степени связана с развитием личности.

Институты государства имеют возможность использовать в своей молодежной политике такие важные ресурсы, как:

— система права, которая нормативно закрепляет базовые параметры идеального проекта (образа) молодежной страты, отвечающего вызовам истории и потребностям развития современного общества в целом;

— общенациональная идеология как система взглядов, идей, выражающих отношение к существующим в обществе проблемам и противоречиям.

2. Публичная (общественная) молодежная политика, где субъектами являются различные политические партии, молодежные организации и объединения, консультативные и совещательные структуры, бизнес-сообщества, СМИ, а также сами молодые граждане.

Мы согласимся с мнением В.А. Лукова, что публичная молодежная политика как значимая характеристика гражданского общества в современной России скорее только «намечается, чем реально воздействует на политический и социокультурный процесс» [Луков 2013: 5]. Вместе с тем молодежная политика политических партий, общественных организаций и других субъектов, несмотря на некую ограниченность нормативно-правовых и финансовых ресурсов, имеет важное направление развития, состоящее в том, что «вырабатывается некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, молодежи, которую организация (корпорация) стремится представить всему обществу как эталон» [Елисеев 2015: 121].

Таким образом, нельзя рассматривать молодежную политику как дело какого-то отдельного государственного органа — это общее дело всего государства и общества, интегральная деятельность государственных и общественных структур. Следует сказать, что участие молодых граждан в решении задач, стоящих перед современным российским обществом, и в поиске собственного места в жизни обеспечивается различными институтами. Государственные образовательные учреждения отвечают за профессиональную подготовку, а через общественную деятельность молодежь получает социальные навыки, т.е. то, что раньше давал комсомол: опыт организаторской работы, взаимодействия в коллективе, общественно-ориентированное сознание и понятие служения, долга, гражданственности и патриотизма. «Согласно этому, перед государством и институтами гражданского общества стоят острые задачи по организации эффективного включения молодых граждан в социальные и политические практики, созданию наиболее благоприятных условий для самоопределения молодой личности» [Меркулов, Малик 2015: 137], а также по формированию гражданской идентичности и единой российской нации.

Сегодня в России в целом сформирован механизм координации молодежной политики на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях. Реализация молодежной политики — это системный процесс, призванный оказывать влияние на молодежь в контексте целого ряда факторов: воспитания, образования, науки, здравоохранения, досуга, физического развития, занятости и т.д.

Вместе с тем нельзя не затронуть проблемные вопросы, которые сдерживают развитие государственной молодежной политики и приводят к снижению репродуктивного, интеллектуального и экономического потенциала молодежи как на федеральном, так и на региональном уровне. Среди основных факторов следует отметить:

1) сокращение численности молодежи в российских регионах. Данные обстоятельства обусловлены демографическим спадом, наблюдавшимся в 90-х гг., а также тем, что часть молодых граждан покидают свои территории для обучения или поиска работы в более крупных регионах;

2) ухудшение состояния физического и психического здоровья молодежи. Среднегодовой темп прироста заболеваемости подростков по РФ составляет 6,9%;

3) тенденция «потери человеческого капитала» в связи с тем, что молодежь не полностью использует имеющийся у нее потенциал;

4) отсутствие у молодых граждан четких нравственных и моральных установок и ориентаций, патриотических и семейных ценностей. Это обусловлено «негативным влиянием средств массовой информации на молодежное сознание и факторами, связанными с недостаточной реализацией воспитательных функций семьей и другими общественными институтами, и требует реализации комплекса мер, направленных на формирование гражданской позиции, воспитание чувства патриотизма и семейных ценностей у молодого поколения» [Малик 2007: 198];

5) повышение доли молодых людей, официально получающих статус безработного. В 2014 г. около 30% молодежи были признаны безработными, при этом в субъектах РФ — 37%;

6) нестабильное состояние межэтнических и межрелигиозных отношений среди молодежи, вызванное притоком мигрантов на территорию РФ;

7) недостаточное ресурсное и кадровое обеспечение государственной молодежной политики, в частности на региональном и муниципальном уровнях.

Указанные проблемы требуют организации эффективной работы с молодежью, что предполагает совершенствование программного (программно-целевого), экономического (финансово-инвестиционного) и информационного (управление данными статистической отчетности и данными социологических мониторинговых исследований проблем молодежи) механизмов реализации молодежной политики. Консолидация указанных элементов при реализации данного сегмента государственной политики предполагает использование дифференцированного подхода с учетом региональной и территориальной специфики субъектов РФ.

Так, среди злободневных задач, решение которых позволит устранить противоречие между активизацией действий органов исполнительной власти по разработке государственной молодежной политики и отсутствием заметных сдвигов в положении подавляющего большинства молодых россиян, следует выделить:

— повышение качества современного образования молодых людей;

— переориентацию системы подготовки молодых специалистов согласно потребностям мирового рынка труда с учетом перспектив диверсификации существующей российской модели экономики на модель «экономики знаний»;

— разработку и внедрение механизмов вовлечения молодежи в научную и научно-техническую деятельность, улучшение системы содействия молодым ученым, расширение грантовой поддержки молодежных объединений;

— использование методик профориентационной работы с молодежью с целью гармонизации потребностей рынка труда и рынка образовательных услуг;

— активизацию работы по обеспечению занятости и трудоустройства молодых граждан, включая такие виды занятости, как временная, сезонная и самозанятость, развитие молодежной тренинговой политики;

— усовершенствование и внедрение экономически удобных механизмов гаранти-

рованного обеспечения молодых людей первым рабочим местом путем предоставления работодателям преференций при создании дополнительных рабочих мест для молодежи;

— урегулирование процесса трудовой миграции путем заключения межправительственных соглашений с целью обеспечения социальной защиты молодых граждан, работающих за пределами РФ;

— формирование и укрепление культуры здорового образа жизни, профилактику распространения ВИЧ/СПИДа, предупреждение алкогольной и наркотической зависимости, а также табакокурения;

— внедрение механизмов государственного и общественного контроля за развитием имеющихся и проектных физкультурно-спортивных и оздоровительных объектов, прежде всего в малых городах и сельской местности [Пакулина 2012: 294];

— национально-патриотическое и гражданское воспитание молодых граждан, направленное, прежде всего, на консолидацию российской нации и формирование толерантного сознания в молодежной среде; решение вопросов обеспечения эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов в молодежной среде;

— развитие системы льготного досрочного государственного кредитования молодых семей в целях обеспечения жильем и улучшения жилищных условий. «Система социальной помощи основывается на принципе социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах и социальной благотворительности. Она предусматривает различные унифицированные подходы к определению малообеспеченных групп населения и бесплатное предоставление им социальной помощи» [Бакалдина 2012: 41];

— поддержку инициативы молодежи, связанной с ее участием в общественной жизни страны, содействие институционализации молодежных консультативно-совещательных органов, молодежного парламентаризма, поощрение волонтерского движения, неформальных образований как комплексной деятельности, направленной на развитие гражданской активности молодежи. «Ориентация молодого поколения на достижение общественно значимых задач должна одновременно сочетать принципы солидарности и критической оценки политической ситуации, преданности общественным идеалам и независимости суждений. Реализация данных позиций будет в итоге способствовать преодолению обособленности и крайней дифференциации молодежной группы» [Меркулов, Малик, Бударина 2015: 144];

— создание системы управления отраслью от муниципального до федерального уровня (развитие многоуровневой молодежной политики), «расширение межсекторного сотрудничества и межведомственного взаимодействия» [Пакулина 2012: 296].

Особенности реализации молодежной политики в Российской Федерации изложены в распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»1. Данный правовой акт выступает в качестве базы дальнейшего развития и совершенствования государственной молодежной политики, ее правовой основы, практической деятельности органов государственной власти и управления, которые должны оказывать содействие полноценной интеграции и развитию молодых граждан в РФ.

Сегодня вполне можно говорить о том, что процесс формирования нормативно-правовых основ государственной молодежной политики получил новый импульс к развитию, включая и региональный уровень. «В процессе становления государственной молодежной политики в первое десятилетие постсоветской России сформировался достаточно объемный массив федеральных законов и подзаконных актов, касающихся молодежи и направленных на создание условий для реализа-

1 Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Доступ: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/70713498/#review (проверено 15.03.2015).

ции их конституционных прав и свобод. Однако многочисленная нормативно-правовая база государственной политики в отношении молодежи оказалась представлена разрозненными юридическими актами, не оформленными в единое целое — федеральный закон о молодежи» [Меркулов 2013: 108]. В каждом субъекте РФ должны быть разработаны и утверждены нормативы по обеспечению молодежи необходимой инфраструктурой (культурные центры и дома молодежи, спортивные сооружения, центры досуга и т.п.). Нужно решать вопрос повышения зарплаты специалистов, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы молодежной политики. Не стоит забывать и про подготовку кадров, занимающихся реализацией государственной молодежной политики. «Невозможно совершенствовать молодежную политику без квалифицированных кадров. Необходимо предусмотреть систему мер поддержки специалистов отрасли молодежной политики для закрепления специалистов для работы с молодежью на селе» [Елисеев 2014: 80].

В заключение хотелось бы сказать, что в условиях трансформационных и модер-низационных практик развития российского общества молодежная политика — это интеграция отдельных программ и проектов, ориентированных на молодое поколение, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Базовые цели и приоритеты государственной молодежной политики должны реализовываться на всех уровнях государственной власти и управления страной.

В целом государственная молодежная политика должна отвечать потребностям и интересам молодежи, направлять активность молодежи в нужное для общества русло. Для решения существующих задач государство должно привлекать институты гражданского общества, общественные и некоммерческие организации, бизнес. В конечном итоге политика в отношении молодежной когорты должна рассматриваться как инвестирование в молодое поколение, представляющее собой потенциал развития общества и социального проектирования будущего нашей страны. При этом важно понимать, что молодежь не должна находиться исключительно в роли объекта воспитания и социализации, а должна быть непосредственным участником решения общенациональных проблем.

Государство и общество должны объективно рассматривать молодежь в качестве партнера, привлекая ее к совместному решению общенациональных проблем. Интеграция молодежи в процесс решения общественных задач должна стать основным принципом государственной молодежной политики в России.

Список литературы:

Бакалдина Е.С. 2012. Институциональная структура государственной социальной политики. — Среднерусский вестник общественных наук. № 3. С. 41-43.

Елисеев А.Л. 2014. Кадровое обеспечение реализации государственной молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. — Вестник государственного и муниципального управления. № 3. С. 78-81.

Елисеев А.Л. 2015. К вопросу о разработке государственной молодежной политики в Российской Федерации. — Вестник Орловского государственного университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. № 2(43). С. 118-121.

Луков В.А. 2013. О сущности молодежной политики и ее базовых положениях. — Знание. Понимание. Умение. № 5. С. 4-8.

Малик Е.Н. 2007. Влияние средств массовой информации на политическую активность молодежи в современной России: особенности, перспективы оптимизации: дис. ... к.полит.н. Орел. 216 с.

Меркулов П.А. 2013. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России. — Власть. № 1. С. 106-108.

Меркулов П.А., Малик Е.Н. 2015. Разработка государственной молодежной политики в России: история и современность. — Вестник Орловского государственного университета. Сер. Новые гуманитарные исследования. №2 (43). С. 137-141.

Меркулов П.А., Малик Е.Н., Бударина К.А. 2015. Институционализация молодежных организаций и ассоциаций современной России: проблемы и перспективы. - Власть. № 4. С. 140-145.

Пакулина И.С. 2012. Создание рационально функционирующей системы пла-

нирования эффективности ресурсопотребления социальной сферы. — Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. № 3.1. С. 288-297.

MERKULOV Pavel Aleksandrovich, Cand.Sci.(Philos.), Associate Professor, Director of the Orel branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) (5a, Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; merkulov-pa@ranepa.ru)

MALIK Elena Nikolaevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science, State and Municipal Government, Orel branch of RANEPA (5a, Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; malik57-elena@mail.ru) BAKALDINA Elena Sergeevna, Cand.Sci.(Pol.Sci.), Associate Professor of the Chair of Political Science, State and Municipal Government, Orel branch of RANEPA (5a, Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; bakaldinae07@mail.ru) YELISEYEV Anatoly Leonidovich, Cand.Sci.(Hist.), Associate Professor, Head of the Chair of Philosophy and National History, Orel branch of RANEPA (5a, Pobedy Blv, Orel, Russia, 302028; eliseev@orel.ranepa.ru)

THE STATE YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA: INTEGRATIONAL TOOLS

Abstract. The subject of this article is the tools of the state youth policy promoting integration of youth into the socio-political relations. The authors actualized the problem of optimum inclusion of youth in the life of Russian society. Objectively this need of stimulation of all types of activity of youth via tools of the state and public youth policy is given. The article analyzes the problem aspects concerning the realization of the state youth policy at the federal and regional levels. The authors focus their attention on the tasks promoting consolidation of mechanisms of realization of the state youth policy in the modern Russia. Basic provisions which are directed on elimination of contradictions between activation of actions of executive authorities for the development of youth policy and lack of noticeable shifts of involvement of the vast majority of young Russians in the life of society are revealed.

Keywords: youth, younger generation, state youth policy, public youth policy, society

ЖИГАЛЕВ Борис Андреевич — д.пед.н., профессор; ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Н. Новгород, ул. Минина, 31А; zigalev@lunn.ru)

УСТИНКИН Сергей Васильевич — д.и.н., профессор, декан факультета международных отношений, экономики и управления Нижегородского государственного лингвистического университета им Н.А. Добролюбова (603155, Россия, г. Н. Новгород, ул. Минина, 31А; sv.ustinkin@gmail.com)

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Авторы рассматривают сущность и содержание, а также актуальные проблемы обеспечения лингвистической безопасности Российской Федерации в правовом, политическом, социальном и индивидуально-психологическом аспектах.

Понятие «лингвистическая безопасность» имеет сложную многоуровневую структуру, иерархию целей и задач, взаимосвязанных направлений. При этом главной целью политики лингвистической безопасности является сохранение геополитического кода государства и генетического кода общества, обеспечивающих такое состояние социокультурных и духовно-нравственных отношений, при котором достигается безопасное существование, равноправное развитие и взаимодействие государственного и национальных языков и культур; эффективно реализуются концептуальные права и свободы. Сложившаяся за много веков в нашей стране культура сосуществования и диалога различных этносов, конфессий, языков может рассматриваться как уникальный цивилизационный потенциал, однако исторический опыт соразвития должен найти новые эффективные формы воплощения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.