Научная статья на тему 'Взаимодействие государства и общественных объединений в контексте реализации молодежной политики современной России'

Взаимодействие государства и общественных объединений в контексте реализации молодежной политики современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1994
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / CIVIL SOCIETY / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / POLITICAL SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы —

Рассматриваются проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации. Доказывается необходимость взаимодействия государства и гражданского общества в условиях демократических реформ. Выявляются меры по повышению эффективности государственной стратегии в сфере политической социализации молодежи. Изучаются инициативы общественных объединений по реализации интересов молодежи в разных областях общественно-политической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Interaction between Public Associations and the State in the Context of the Implementation of Youth Policy in Modern Russia

Issues of youth policy development in the Russian Federation are considered. The author proves the necessity of cooperation between the state and civil society in conditions of democratic reforms. Problems of improvement of the effectiveness of state strategies in the field of political socialization of the Russian youth are identified. The content of public associations’ initiatives for realization of the needs and interests of young people in various areas of public and political life is researched.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие государства и общественных объединений в контексте реализации молодежной политики современной России»

государственная политика и управление в России: взгляд молодых ученых

УДК 316.334.3 ББК 66.3(0),4

DOI 10.22394/1682-2358-2017-3-132-139

A.Yu. Kretov, post-graduate

student of the Political Science and State Policy Department, Central Russian Institute of Management, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

THE INTERACTION BETWEEN PUBLIC ASSOCIATIONS AND THE STATE IN THE CONTEXT OF THE

IMPLEMENTATION OF YOUTH POLICY IN MODERN RUSSIA

Issues of youth policy development in the Russian Federation are considered. The author proves the necessity of cooperation between the state and civil society in conditions of democratic reforms. Problems of improvement of the effectiveness of state strategies in the field of political socialization of the Russian youth are identified. The content of public associations' initiatives for realization of the needs and interests of young people in various areas of public and political life is researched.

Key words and word-combinations: civil society, youth, state youth policy, political socialization.

132

А.Ю. Кретов, аспирант кафедры политологии и государственной политики Среднерусского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (етай: [email protected])

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Рассматриваются проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации. Доказывается необходимость взаимодействия государства и гражданского общества в условиях демократических реформ. Выявляются меры по повышению эффективности государственной стратегии в сфере политической социализации молодежи. Изучаются инициативы общественных объединений по реализации интересов молодежи в разных областях общественно-политической жизни.

Ключевые слова и словосочетания: гражданское общество, молодежь, государственная молодежная политика, политическая социализация.

Сф ера государственной молодежной политики Российской Федерации традиционно продолжает привлекать внимание

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

научного сообщества и практиков политического управления. Публикуются работы ученых и экспертов, раскрывающие актуальные вопросы реализации политики государства по отношению к молодым поколениям [1, с. 125—128]. Отмечено, что стратегическая задача достижения Россией положения мировой державы в условиях постбиполярного мира требует активного привлечения потенциала и социальной энергии молодых поколений. Общественно-политические тенденции последних десятилетий убедительно доказывают, что в постбиполярном мире стратегические преимущества обретут и удержат за собой те государства, которые окажутся способными эффективно развивать и рационально использовать инновационный потенциал развития, источником которого будут оставаться различные слои и группы молодых поколений. Указанным обстоятельством определяется формат государственной молодежной политики, которая признана самостоятельным вектором стратегии государства и сферой приложения усилий государственного и муниципального управления.

Необходимым условием повышения эффективности молодежной политики в современной России следует признать точное и своевременное обоснование ее приоритетов. Их следует ориентировать на развитие и совершенствование социально-политического потенциала российской молодежи. Данная цель предполагает наличие системных социально-экономических и политико-идеологических условий для его полноценной и разносторонней реализации потребностей молодежи в условиях всесторонней модернизации Российской Федерации.

Однако сфера политического управления России развивается весьма интенсивно и противоречиво, что приводит к формированию проблемных аспектов реализации стратегии государства в отношении российской молодежи. Научные концепции нередко отстают от требований социально-политической практики и стремительно меняющихся социальных запросов. В связи с этим актуализируется определение приоритетов, способных превратить молодежную политику в эффективный инструмент государственного и муниципального управления на федеральном уровне, на уровне регионов и муниципалитетов. Необходимо осознавать, что для стратегии развития российской молодежи присущи в целом аналогичные проблемы, свойственные государственной политике Российской Федерации в целом.

В настоящее время государственная политика в России может быть охарактеризована сочетанием двух противоположных тенденций. Во-первых, она обращена на укрепление «вертикали власти» во всех сферах и на всех уровнях политического управления. Во-вторых, стратегия государственного управления обязана учитывать потребности развивающегося гражданского общества современной России. Несмотря на все трудности и объективные препятствия, гражданские институты и неправительственные организации обретают статус субъектов общественно-политических отношений. При очевидном наличии вектора на этатизацию социально-политических отношений, отмечены попытки государственного управления организовать тесное

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 ¡33

взаимодействие с общественными объединениями и организациями. В данном контексте молодежные организации и движения неизбежно в той или иной степени вовлекаются в решение проблем политического, социального, экономического и социокультурного характера.

Таким образом, всесторонняя гражданская поддержка стратегии государственного управления является надежным средством укрепления легитимности государственной политики во всех ее проявлениях. Необходима кооперация и координация действий политических элит и гражданских активистов, общественных организаций, способных обеспечить поступательное развитие политического процесса.

Молодежная политика может быть избрана одним из экспериментальных полей, где будут проходить апробацию пилотные проекты по развитию и совершенствованию партнерства публичной власти и общества. И государство, и гражданские институты имеют близкое видение характера молодежного участия в общественно-политическом развитии. Политическая социализация различных категорий молодежи приобретает комплексный характер, что требует совместных усилий ее основных субъектов: гражданского общества и органов государственного управления.

Стратегия молодежной политики в современной России реализуется на фоне всесторонней политической модернизации. Ее приоритетным механизмом может быть названа гражданская активность, способная развивать активность молодежи в различных сферах жизнедеятельности. Отмеченное обстоятельство актуально и для формирования молодежной политики в Российской Федерации. Прогрессивно ориентированные представители молодежи при условии существования возможностей для удовлетворения своих потребностей способны поддержать общественную мотивацию к позитивным изменениям, выступить в качестве социальной базы демократических реформ. Реализация многосторонних запросов молодежи и претворение их в жизнь должны не только обеспечить стабильное развитие экономики и улучшение качества жизни, но и позитивно повлиять на процесс построения гражданского общества в современной России.

Однако активное привлечение молодежи к решению политико-управленческих задач предъявляет особые требования к ее представителям в плане мировоззрения, образовательной и профессиональной компетенции, лидерским качествам и управленческим способностям молодых людей. Негативно оценивая последствия рыночных реформ для возможностей политической социализации молодежи, многие эксперты не столь давно делали вывод о «снижении интеллектуального и морального уровня молодежи» [2]. Такое мнение нуждается в корректировке, поскольку реальные проблемы социализации молодежного сегмента российского общества обусловлены комплексом объективных факторов. Не секрет, что в постсоветской России в определенной мере присутствовала подмена принципов гражданского общества образцами общества потребления. Под влиянием атмосферы культа гедонизма, характерной для периода 1990-х годов, социализации молодых людей был характерен аполитичный

134

Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

характер, который проявлялся в главенстве потребительских ожиданий над моральным долгом и ответственностью перед государством и социумом.

Дефекты политической социализации и политического участия молодых граждан России имеют как объективный, так и субъективный характер. Первые из них присущи всем обществам и политическим системам, пребывающим в ситуации так называемых переходных периодов. Характерными для них является девальвация ценностей национального самосознания в пользу ценностей атомизированных групп и индивидов. На произошедшие трансформации мировоззрения и духовного мира российской молодежи оказал влияние процесс информатизации современного общества, совпавший по времени с формированием постсоветской государственности и массового сознания. Как подчеркивают П.А. Меркулов и Д.Л. Цыбаков, «следствием распространения информационных технологий имеет появление глобальных информационных сетей, которые помимо прочего радикально изменяют традиционные идеологические воззрения, морально-нравственные ценности того или иного государства» [3, с. 90]. В итоге происходит переориентация сознания представителей молодежи от духовных основ коллективизма и патриотизма в направлении возводимого в абсолют индивидуализма. Государственная молодежная политика утрачивает свою эффективность, поскольку не может опираться на национальную идею, сплачивающую политическое общество.

Следовательно, приоритетными задачами государственной молодежной политики современной России остаются преодоление структурных деформаций в массовом сознании молодежи и приобщение ее к традиционным ценностям российской цивилизации. Ключом решения данной проблемы, на наш взгляд, можно считать повышение уровня политической активности различных групп и категорий молодежи. Отмеченный подход в целом обоснован в современных научных публикациях [5]. Привлечение наиболее развитых и социально активных представителей молодежных сообществ к решению конкретных политико-управленческих задач будет способствовать их политической социализации. В результате возможно преодоление негативных факторов маргинализации и десоциализации молодежи, проявившихся вследствие переломной эпохи радикальных рыночных реформ.

Отметим, что содержательная сторона сотрудничества с молодежью как специфическим субъектом общественно-политических отношений может зависеть от конкретной политической ситуации и степени эффективности реализации стратегии государства. Перед генерациями молодежных лидеров, рекрутируемых в ряды государственного и муниципального управления и политических элит, будет возникать и воспроизводиться задача принципиального порядка. Социальная энергетика, нацеленная на решение общественно-политических проблем, должна в идеале сопровождаться освоением управленческих компетенций и навыков политической деятельности. Отмеченное условие позволит сохранить стабильность политического процесса, выступить условием прогрессивного социально-экономического развития России в условиях глобальной международной конкуренции.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3

Не вызывает сомнения, что достижение молодежью политической субъектности зависит от эффективности ее социализации. Обязательными признаками политического участия молодежи следует признать наличие у нее самосознания и организованности, которые невозможны без нравственного, духовного и идеологического самоопределения. В российских условиях особое значение в политической социализации молодых поколений имеет позиция государства и его институтов, что особенно актуально в условиях перманентного «переходного периода». Для последнего характерно сочетание формирования четкой «властной вертикали» на фоне зарождения институтов демократического гражданского общества.

Несомненно, что реальный итог взаимодействия молодежных лидеров и общественных объединений и государственной власти зависит от их взаимных согласованных усилий. Конструктивно настроенным представителям молодежи прежде всего необходимо осознание приоритетов стратегии и тактики государственной молодежной политики, знание материального потенциала и принципов регулирования сферы отношений в молодежной среде. Взаимодействие с государством должно носить регулярный характер, залогом чего выступает внедрение политических и социальных управленческих технологий. Для российской практики требуется ввести эффективный тип отношений между государством и такой специфической социальной группой, как молодежь. Данная задача требует от «политического класса», определяющего стратегию государственной политики, учета и анализа потенциальных возможностей и запросов каждой из сторон взаимодействия, что позволит установить между ними взаимовыгодное партнерство.

В научной литературе политическое взаимодействие традиционно трактуется как процесс, субъекты которого оказывают взаимное влияние друг на друга, обмениваются ресурсами власти и влияния [6] . Эффективность взаимодействия институтов государственного и муниципального управления и молодежных объединений, согласно авторскому подходу, на деле определяется следующими направлениями: детальной регламентацией полномочий, упорядочением информационного обмена, развитием профессионального потенциала партнеров взаимодействия, наращиванием научных исследований социально-политических процессов в молодежной среде.

Для решения накопившихся проблем государственной молодежной политики необходимо отказаться от присущего авторитарной традиции восприятия молодежи как объекта политического управления. Только подобным образом окажется возможным трансформировать отношения государственной власти, политических элит и молодежных общественных объединений в новое качество. Для этого требуется не только демократический стиль работы государственного аппарата, но и преодоление общественно-политической индифферентности представителей молодых поколений. Следовательно, государство должно быть ориентировано на создание условий для вовлечения молодежных объединений и лидеров в общественно-политические процессы.

136 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

Актуальным приоритетом государственной молодежной политики остается укрепление общественно-политического молодежного движения регионального и общенационального масштабов. От государственного управления в данном вопросе необходимо направить активность и максимализм молодых людей в конструктивное русло. Для этого, на наш взгляд, следует сформировать у молодежи убежденность в причастности к стратегически важным процессам развития гражданского общества. Итогом должно стать позитивное воздействие на политическую субъектизацию индивидов, а также общественных объединений.

В современном политическом знании должным образом не исследован и не проанализирован опыт деятельности молодежных объединений, созданных по инициативе органов государственного или муниципального управления и при их координирующей роли вовлеченных в политический процесс. Например, практически во всех субъектах РФ стал реальностью молодежный парламентаризм, а в отдельных регионах предпринимаются попытки формирования «молодежных правительств». Многие из указанных субъектов молодежной политики существуют достаточно продолжительное время. Однако их эффективность в качестве акторов политической социализации молодежи по-прежнему нуждается в совершенствовании. Деятельность упомянутых субъектов молодежной политики способна стать на порядок продуктивнее, если «молодежные парламенты» и «молодежные правительства» смогут наладить координацию своей деятельности с региональными научно-исследовательскими объединениями молодых ученых.

В качестве успешного примера подобного рода можно привести развитие проекта «Российская школа политики», реализуемого при поддержке Федерального агентства по делам молодежи на основании участия региональных организаций «Российского союза молодежи». К настоящему времени филиалы молодежного научно-исследовательского движения представлены главным образом в территориальной структуре Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Сегодня они вносят весомый вклад в политическую социализацию молодежи и реализацию задач государственной молодежной политики. С использованием потенциала Российской школы политики и филиалов РАНХиГС при Президенте РФ осуществляется синтез политической аналитики и политико-управленческой практики, что весьма актуально для формирования методологии государственной молодежной политики.

Итак, взаимодействие с институтами гражданского общества, в том числе созданными в результате выдвижения молодежных инициатив, должно прибрести значение ключевого элемента государственных стратегий в сфере развития молодежи. Именно в рамках общей для государства и гражданского общества задачи при методологической, материальной и информационной поддержке структур политического управления неправительственные институты могут совершенствовать функцию артикуляции интересов и потребностей различных категорий молодежи. Проводником и инструментом комби-

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 13/

нированной государственно-общественной стратегии по развитию российской молодежи могут быть избраны общественные объединения как один из основных участников политической социализации.

В российских условиях именно государственная молодежная политика должна регламентировать политическую социализацию молодежи. Несмотря на положительную динамику и наличие организационной структуры реализации молодежной политики, остаются актуальными потребности совершенствования нормативно-правовой базы ее реализации. Этому должно способствовать принятие Федерального закона «О молодежи» и его региональных вариантов, а также оптимизация функций государственных и муниципальных органов, отвечающих за исполнение политической составляющей государственной стратегии — обеспечения политической социализации российской молодежи. В контексте настоящей задачи государственная власть обязана содействовать формированию общественных институтов, выступающих в качестве субъектов молодежной политики, сохраняя за собой функции контроля и координации их деятельности.

Молодежные общественно-политические объединения и организации по своей природе способны выступать стратегическим ресурсом реализации мо-лодежнной политики государства. Их деятельность по социализации молодежи должна выражаться в приобщении к цивилизованным и легальным формам политической деятельности (индивидуальной и коллективной), включая развитие лидерских качеств и организаторских способностей молодежных активистов. Следует также отметить сохранение стереотипного восприятия политических возможностей молодежи как властными структурами, так и значительной частью общества, включая многих гражданских активистов. Вольное или невольное отношение к молодежи как к объекту политики и управления ведет к недооценке процесса политической социализации молодого поколения. Отмеченная проблема может быть преодолена только в рамках широкого государственно-гражданского взаимодействия, в которое должны быть вовлечены организации и общественно-политические движения, созданные по инициативе молодежи.

Приоритетами государственной молодежной политики необходимо признать создание комплекса федеральных и региональных концепций и проектов, доступных для молодежной среды. Их следует нацелить на непосредственное прямое вовлечение молодых людей в решение насущных проблем и задач общенационального значения.

Таким образом, решение проблем политической социализации молодежи требует реализации конкретных направлений: во-первых, привлечения субъектов гражданского общества к участию в разработке и практической реализации теоретико-правовой базы молодежной политики; во-вторых, формирования доступной и эффективной информационной системы обеспечения государственной молодежной политики общенационального масштаба; в-третьих, принятия федеральных и региональных нормативно-правовых актов, регламентирующих осуществление государственной политики в отношении

138 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2017. Vol. 17. № 3

А.ю. Кретов

молодежи и созданных по ее инициативе общественных объединений; в-четвертых, развития научного потенциала о политической социализации молодежи, что позволит повысить научно-методическое обеспечение государственной стратегии в отношении молодежи.

Библиографический список

1. Елисеев А.Л. Опыт нормативно-правового регулирования государственной молодежной политики в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. № 2. С. 125-128.

2. Лившиц Р.Л. Молодое поколение не выбирает (отчуждение молодежи от политики в постсоветской России: причины и последствия) // Credo new. 2002. № 4 (32). С. 52-60.

3. Меркулов П.А., Цыбаков Д.Л. Информатизация мировой политики: сущностное выражение и практические результаты. // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10, № 6. С. 89-95.

4. Никотин А.Д., Никотин Д.А. Институт молодежного парламентаризма в России: современное состояние и перспективы развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Политология и социология. 2015. № 1. С. 12-16.

5. Самохвалов Н.А. Реализация государственной молодежной политики как элемент модернизации российской государственности на современном этапе // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. № 7. С. 3-7.

6. Халилов Т.А. Стратегии политического взаимодействия государства и бизнес-структур в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Т. 7, № 6/2. С. 193-198.

Вестник Поволжского института управления • 2017. Том 17. № 3 139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.