Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю.
Роль государства в создании рыночной инфраструктуры страны // Вестник Самарского государ-144 ственного университета. 2015. №2 (124). С. 144—147
УДК 33
Е.Е. Семенова, В.Ю. Анисимова *
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В СОЗДАНИИ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СТРАНЫ
В данной статье рассматривается становление рыночной экономики, создание инфраструктуры рынка, что является главным фактором в условии реформирования экономики России. Под контролем государства происходит развитие рыночной инфраструктуры, ведь именно государство должно корректировать основные недостатки, которые возникают при функционировании рыночного механизма.
Ключевые слова: рыночная экономика, инфраструктура рынка, биржа, экономические зоны, налоговая система, предпринимательская деятельность.
Рыночная инфраструктура состоит из банковской системы и рынка ценных бумаг. Их правильная работа благоприятно сказывается на дальнейшей динамике экономического подъема, а как результат — на возрастании благосостояния страны.
Главная цель рыночной структуры, необходимо подчиняющейся всем критериям рынка, заключается в преодолении барьеров, препятствующих перемещению товаров и услуг на рынке, которому способствует создание специальных институтов, в частности бирж, финансово-кредитной системы, налоговой системы и др. [1].
Крайне важен целевой подход для усовершенствования инфраструктуры рынка, все элементы данной инфраструктуры должны модернизироваться в целом и комплексно. Неотъемлемый компонент при этом — создание пропорций между улучшением отношений внутри рынка и самой рыночной инфраструктурой, а также обеспечение правильного поведения субъектов рыночных отношений, формирующегося напрямую взаимоотношениями внутри рынка, а не под натиском остальных субъектов рынка [2].
Государство как основной гарант правильного поведения участвует в формировании рыночной инфраструктуры, а именно — в становлении главных аспектов механизма рынка, основными показателями которого являются рыночное предложение, ценообразование и спрос. Функция государства заключается также в образовании определенного климата, такого как политический, экономический и предпринимательский. Оно формирует и утверждает определенные правила и законы, беря во внимание предпринимательскую деятельность и права участников рынка. Результатом вмешательства государства в процесс формирования инфраструктуры часто становится ослабление выхода на рынок, формирование определенных условий, благоприятно сказывающиеся на создание конкуренции в стране [3].
Становление рыночной инфраструктуры в России занимало длительное время, здесь можно выделить три главных этапа [4].
* © Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю., 2015
Семенова Елена Евгеньевна ([email protected]), студент III курса факультета экономики и управления, Анисимова Валентина Юрьевна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
I этап: 1984—1991 гг. — формирование главных этапов рыночных отношений в экономике. Этап истоков рыночной инфраструктуры, установления главных элементов в создании всей рыночной инфраструктуры как подсистемы рыночной экономики. Колоссальный шаг вперед совершает банковская сфера, биржи (товарные и валютные), страховые компании, инвестиционные институты.
II этап: 1992—1997 гг. — дальнейшая динамика в развитии главных рыночных элементов, формирование прочных связей между ними. Особое развитие получили посреднические компании и институты финансов.
III этап: 1998 — по н. в. — работа всей рыночной инфраструктуры и вместе с тем ее качественное преобразование. Организации увеличиваются, образовывая торговую сеть компании или ассоциаций
Рыночная инфраструктура состоит из множества частей, которые переплетены между собой, а в целом крайне важны в рыночной экономике.
Основной формой выражения рыночной инфраструктуры является биржа, представляющая собой оптовую торговлю стандартизированными товарами массового потребления или постоянно повторяющимися операциями по купле-продаже ценных бумаг, трудовых ресурсов или различной валюты. В чем же главное преимущество биржи по сравнению с обычной торговлей (процесс торговли между частными производителями и покупателями, без участия в этой операции посредников)? На бирже гораздо легче найти нужного покупатели или продавца с необходимым товаром, чем при свободном поиске. К тому же биржа участвует в процессе установления цен. Работа на бирже регламентируется и контролируется различными государственными органами, которые фиксируют основные аспекты деятельности биржи и каждого его участника [5].
Вторая часть инфраструктуры рынка — это кредитно-финансовая система. Она состоит, кроме самих банков, из таких учреждений, как пенсионные фонды, кредитные кооперативы и страховые компании. Миллионные денежные средства составляют, так сказать, особый «денежный бассейн», капиталы которого заняты в процессе инвестирования и кредитования производства. В функционировании кредитно-финансовой системы можно акцентировать внимание на операциях, которые выражаются в большей степени в специализированных рынках ссудных капиталов и пользуются спросом узконаправленной клиентуры. На практике эти узконаправленные институты на рынке ссудных капиталов заняли особое место, трансформировавшись в особую емкость долгосрочного капитала на рынке денежных средств [6].
Третьей важной частью рыночной инфраструктуры является налоговая система государства. Основной ее источник — это налоговые ставки (налоги), т. е. доля (в процентном соотношении или в абсолютной величине) дохода от физического или юридического лица, перечисление которого идет в бюджетный фонд. Система налогообложения, построенная на классических и организационно-правовых принципах, способна стать мощным стимулом в экономике.
Четвертый элемент — это совокупность всех расходов государства и налоговой системы. Бюджет представляет собой сумму доходной и расходной части государства. Налоги — основная составляющая доходной части государства.
Главная цель инфраструктуры рынка заключается в бесперебойной работе экономики, движении денежных средств из одной ее части в другую [7]. Переход к рыночной инфраструктуре успешно пройден уже во многих странах, однако Россия сейчас находится в процессе становления рыночной экономики. Данный процесс находится в постоянной динамике, возможно его разделение на несколько этапов, т. к. он занимает довольно длительный период. Самый важный вопрос
146
Семенова Е.Е., Анисимова В.Ю.
заключается в том, кто является главный лицом в создании рынка: область, республика или организация. Ответ однозначный: главными действующими лицами на рынке могут стать сами производители данной продукции, а также предприниматели. Безусловно, формирование и рост предприятия и в целом предпринимательской деятельности имеет ключевое значение в экономическом росте России [8].
Библиографический список
1. Ахмадуев А. Предпринимательство в регионе: условия развития и государственного регулирования // Экономист. 2007. № 7.
2. Бусыгин А.В. Предпринимательство основной курс. М.: Интерпракс, 2005.
3. Сараев Л.А., Никишов В.Н., Михайлова Е.В. Математическая модель построения доверительных оценок скрытых источников инвестиционного дохода // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Физико-математические науки. 2009. № 1 (18). С. 182-190.
4. Барышева Е.Н., Сараев Л.А Математическое моделирование структурных изменений персонала предприятий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 82. С. 38-47.
5. Михайлова Е.В., Никишов В.Н., Сараев Л.А Оценка риска неисполнения предпринимательских контрактов при наличии франшизы // Вестник Самарского государственного университета. 2008. № 66. С. 152-161.
6. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. №1. С.78.
7. Тюкавкин Н.М. Вопросы объединения предприятий России // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. Самара, 2008. № 1 (39).
8. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. унта. Самара, 2007. № 3 (29), С. 138-142.
References
1. Akhmaduev A. Entrepreneurship in the region: conditions of development and state regulation. Ekonomist [Economist], 2007, no. 7 [in Russian].
2. Busygin A.V. Entrepreneurship: basic course. Moscow, Interpraks, 2005 [in Russian].
3. Saraev L.A., Nikishov V.N., Mikhailova E.V. Mathematical model of constructing confidence estimates of hidden sources of investment income. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriia: Fiziko-matematicheskie nauki [Vestnik of Samara State Technical University. Series: Physico-mathematical Sciences]. 2009, no. 1(18), pp. 182-190 [in Russian]
4. Barysheva E.N., Saraev L.A. Mathematical modeling of structural changes of staff of an enterprise. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. 2011, no. 82, pp. 38-47 [in Russian].
5. Mikhailova E.V., Nikishov V.N., Saraev L.A. Assessment of risk of non-performance of business contracts in the presence of a franchise. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo university [Vestnik of Samara State University], 2008, no. 66, pp. 152-161 [in Russian].
6. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian]
7. Tyukavkin N.M. Issues of uniting enterprises of Russia. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics], Samara, 2008, no. 1(39) [in Russian].
8. Tyukavkin N.M. Economic phenomena of China. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2007, no.3(29), pp. 138-142 [in Russian].
E.E. Semenova, V.Yu. Anisimova*
ROLE OF STATE IN CREATION OF MARKET INFRASTRUCTURE
OF THE COUNTRY
In the given article the establishment of market economy, the creation of infrastructure of the market is viewed, indeed this particular is the major factor in condition of reforming of economics of Russia is viewed. Under the control of state the development of market infrastructure takes place. It is the state that should correct the basic shortcomings that appear at functioning of market mechanism.
Key words: market economy, infrastructure of the market, stock exchange, economic zones, tax system, entrepreneurial activity.
Статья поступила в редакцию 16/XII/2014. The article received 16/XII/2014.
* Semenova Elena Evgenievna ([email protected]), 3rd year student, Faculty of Economics and Management, Anisimova Valeria Yurievna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Мельников В.А., Борзых Л.В.
Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий // 148 Вестник Самарского государственного университета. 32015. №2 (124). С. 148—152
УДК 320
М.А. Мельников, Л.В. Борзых*
ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ
В данной статье рассмотрено влияние государственного экономического регулирования на стоимость компаний. Выделены основные показатели влияния, и представлена формула для определения стоимости компании.
Основная гипотеза состоит в том, что стоимостью бизнеса (компанией) можно управлять не только со стороны собственников и топ-менеджеров самих компаний, но и со стороны государства, а именно, путем организации оптимального государственного регулирования.
Ключевые слова: финансовые и промышленные группы, государственное регулирование экономики, стоимостная идеология, максимизация инвестиционной (рыночной) стоимости, маркетинг, институциональные субъекты, суммарная стоимость предприятия, ставка дисконтирования, средневзвешенный риск, суверенитет, конвертируемость национальной валюты, валютный курс, фондовый рынок, деструктивный характер.
Основная гипотеза работы выражается в том, что стоимостью бизнеса (компанией) можно управлять не только со стороны собственников и топ-менеджеров самих компаний, но и со стороны государства, а именно, путем организации оптимального государственного регулирования. Правильно организованная система государственного регулирования может оказать содействие развитию как отдельных компаний, так и экономики в целом, что, в свою очередь, влечет повышение ВВП страны и ее имиджа на мировой арене.
Современный стоимостной подход к управлению фирмой (компанией) является международным стандартом целеполагания бизнеса. В Российской Федерации многочисленные промышленные и финансовые группы (например, «Альфа-групп», «Базовый элемент», «Интеррос» и др.) считают основой своей стратегии стоимостную идеологию. Главной целью данной стратегии считается максимизация инвестиционной, или рыночной, стоимости предприятия — рост доли богатства собственников, владеющих имущественными комплексами компаний. При этом величина их богатства формируется наиболее приемлемой ценой продажи долей участия или акций в бизнесе [1].
Свое стремление к повышению богатства собственники предприятия выражают в:
— постановке стратегических целей;
— формировании эффективного владения и использования активов;
— разработке идеологии организации;
— формировании и распределении прибыли;
* © Мельников М.А., Борзых Л.В., 2015
Мельников Максим Анатольевич ([email protected]), кафедра экономики, Борзых Любовь Валерьевна ([email protected]), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.