Анисимова В.Ю.
Проблемы инвестиционной политики промышленных предприятий в современных экономических условиях // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 95—99
УДК 338.24
В.Ю. Анисимова*
ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Данная статья освещает проблемы инвестиционной политики промышленных предприятий в условиях современной России с учетом территориальных и отраслевых особенностей. Определяются основные направления повышения инвестиционной привлекательности предприятий промышленного сектора в единстве с инвестиционной политикой государства.
Зачастую регионы максимально устраняются от защиты инвесторов, перекладывая эту задачу на федеральный уровень, что малоэффективно и нецелесообразно. При отсутствии гарантий повышается риск инвестиционных проектов, что, в свою очередь, сводит на нет все усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиционная политика, эффективная инвестиционная политика, инвестиционная привлекательность, инвестиционный проект.
Для проведения результативной социально-экономической политики, структурных преобразований главных отраслей хозяйства, а также повышения их эффективности функционирования требуется своевременное, точное и регулярное управление региональными инвестициями.
Инвестиционная политика предприятия представляет собой совокупность способов, приемов и решений, которые определяют эффективность использования различного рода ресурсов (материальных, интеллектуальных и др.) для эффективного развития предприятия [2].
Учеными-экономистами выделяются три вида инвестиционной политики, в соответствии с которой предприятия обязаны разрабатывать инвестиционные проекты [1]:
1) Консервативная. Ее целью является минимизация сбоев на пути достижения запланированного результата.
2) Компромиссная. В процессе ее осуществления выбираются те объекты инвестирования, по которым отклонения от плановых величин и уровень прибыльности усреднены в соответствии с характерными для рыночной экономики величинами.
3) Агрессивная. Такая политика направлена на инвестирование объектов с более высокой прибыльностью по сравнению со средним при наличии возможности минимизировать потери [3].
Поиск источников инвестиций и выявление главных функциональных направлений их использования являются основными направления развития инвестиционной политики. Целесообразная инвестиционная политика должна проводиться на уровне конкретных предприятий в долгосрочной и краткосрочной перспективе и решать следующие задачи и вопросы:
* © Анисимова В.Ю., 2015
Анисимова Валерия Юрьевна ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акал. Павлова, 1.
— увеличения прибыли от реализации инвестиционных проектов;
— увеличения объемов производства с учетом спроса на данный товар;
— уменьшения расходов, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта;
— увеличения доли рынка;
— улучшения благосостояния инвестора;
— улучшения конкурентоспособности промышленного предприятия;
— увеличения экономической, социальной, производственной и др. эффективности всего предприятия.
Нынешний экономический кризис в России явился следствием резкого падения курса рубля и снижения цены на нефть. Результатом этих колебаний стало понижение международным рейтинговым агентством Fitch Ratings российского рейтинга с «BBB» на «BBB-» [4]. Такое изменение означает, что отечественные предприятия утратили былую привлекательность для иностранного капитала. По прогнозам Fitch, российский ВВП в 2015 году снизится, как минимум на 4 %. В связи с этим государство всячески стремится поддержать отечественного производителя и вывести экономику на докризисный уровень. Первой ласточкой в этом направлении стало вступление в силу с 2015 года нового Федерального закона «О промышленной политике». Этот норматив трактует господдержку промышленных предприятий как комплекс благоприятных условий, способствующий полноценной реализации всего российского индустриального потенциала. Стимулировать инвестиционную активность предприятий планируется посредством льготных займов из Фонда развития промышленности. Среди пакета мер по активизации инвестиционной деятельности рассматриваются инвестиционные контракты со спецусловиями, применение налоговых льгот, преференций и госсубсидий. На рисунке представлена динамика предполагаемых расходов в бюджете на 2015 год по отношению к 2014 году по данным правительственного доклада [6].
Рис. Расходы федерального бюджета РФ 2015 г. по сравнению с 2014 г.
Из данного рисунка можно сделать вывод, что в связи с кризисом в России и сложной обстановкой на Украине правительство РФ решило повысить расходы на военные и социальные нужды. Также можно заметить, что значительно снизили расходы на образование и здравоохранение, что не приведет к позитивному настроению у населения и будет вызывать лишь неудовлетворенность политикой государства.
Проблемы инвестиционной политики промышленных предприятий в современных экономических условиях
Трудности в достижении эффективного результата инвестирования часто связаны не с отсутствием соответствующих законов, а с неблагоприятными условиями для реализации проектов.
Любой промышленный объект рассматривается инвестором с точки зрения инвестиционной привлекательности, которая оценивается показателями инвестиционного риска и инвестиционного потенциала. Привлекательность проекта для инвестора оценивается по многим факторам, включающим в себя и рисковую составляющую.
Среди наиболее значимых причин низкой эффективности инвестиций в российский промышленный комплекс в первую очередь называется медленная модернизация отечественных предприятий.
Формирование благоприятного инвестиционного климата должно стать не только задачей государства, но и первоочередным вопросом для каждого промышленного субъекта. Срочные внутренние преобразования, модернизация системы менеджмента и качества, внедрение новых технологий, использование эффективных методик позволит существенно повысить не только рентабельность предприятия, но и его привлекательность для внешних инвесторов [5].
Формирование грамотной инвестиционной политики предприятия предполагает разработку современной системы управления инвестициями. Ее основными постулатами должны стать следующие:
— Максимальное использование собственных ресурсов для реализации инвестиционных программ. Имеются в виду материально техническая база и средства предприятия, а также привлекаемые для работы объекта сторонние ресурсы;
— Разработка эффективной схемы взаимодействия всех структур, их слаженная работа и строгая координация.
— Проведение системной аналитической работы, прогнозирование и принятие решений на перспективу с учетом текущей ситуации.
— Координирование всех решений и их реализации в строгом соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка.
Определяющим моментом в разработке инвестиционной стратегии предприятия является концентрация собственных ресурсов, максимальное использование средств и ресурсов предприятия, эффективное использование внешних займов, привлечение к работе опытных специалистов — технологов, маркетологов, аналитиков.
Одним из основополагающих моментов в повышении привлекательности промышленных предприятий для инвесторов является структуризация акционерного капитала. На сегодняшний день его неэффективность объясняется концентрацией крупных средств в распоряжении юридических лиц, сосредоточением акций в одних руках, полным подчинением предприятия заинтересованным посредникам [8].
Большинство отечественных экономистов ратуют за целенаправленное развитие межрегиональной конкуренции. Система управления инвестициями в России остро нуждается в формировании и активном использовании современных научных подходов и методологических практик, направленных на ликвидацию депрессивных регионов. Наличие отраслевых диспропорций провоцирует снижение инвестиционной активности. Роль государства, как регулятора экономики, выходит на первый план. Активная информационная, финансовая поддержка вкупе со льготами и субсидиями, увеличение финансирования научных разработок и исследований способны существенно повлиять на повышение инвестиционной привлекательности регионов и промышленности, в частности. Помощь государства в данном случае заключается еще и в своевременном принятии законов, регулирующих деятельность промышленных предприятий и обеспечивающих эффективное функционирование инфраструктуры.
Стимулирование инвестиционной активности в регионах невозможно без грамотной, целенаправленной системы менеджмента, которая должна отражать специфику каждого конкретного предприятия. Применение системного подхода и комплексное решение экономических и социальных задач обеспечивает всесторонность инвестиционного процесса и позволяет избежать перегибов, чрезмерного финансирования одних отраслей и программ, и недофинансирования других важных аспектов. Вопросами изучения инвестиционной политики в настоящее время занимаются различные ученые [4].
Одним из перспективных направлений формирования эффективной инвестиционной политики является сосредоточение на разработке и активном продвижении наиболее перспективных направлений. Приоритетные инвестиционные проекты осуществляются посредством индивидуально разработанной системы менеджмента, учитывающей мировой опыт и региональные особенности.
Разработка инвестиционной политики конкретного региона обязательно должна строиться с учетом исходных экономических условий. Не в каждом регионе создаются благоприятные условия, призванные обеспечивать эффективность инвестиционных процессов [7]. Зачастую регионы максимально устраняются от защиты инвесторов, перекладывая эту задачу на федеральный уровень, что малоэффективно и нецелесообразно. При отсутствии гарантий повышается риск инвестиционных проектов, что в свою очередь сводит на нет все усилия по формированию благоприятного инвестиционного климата.
Библиографический список
1. Аюпова Л.К. Организационно-экономический механизм совершенствования инвестиционной деятельности промышленных предприятий: автореф. дис. ... кандид. экон. наук: 08.00.05. Самара, 2007. 23 с.
2. Безлепкина Н.В. Инвестиционный модуль в качестве объекта экономического анализа и регулирования // Вестник Самарского государственного университета. 2013. С. 117-124.
3. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. 2-е изд., доп. М.: ИНФРА-М, 2008. 455 с.
4. Агаева Л.К., Анисимова В.Ю., Безлепкина Н.В. Новая концепция развития региональной экономики: кластерная основа: монография / под общ. ред. Н.М. Тюкав-кина. Самара: Самарский государственный университет, 2014. 308 с.
5. Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов // МИНФИН России. URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/ policy/?id_57=22239 (дата обращения: 11.01.2015).
6. Сараев А.Л., Сараев Л.А. Закономерности взаимодействия потребителей и производителей в условиях непрерывного конкурентного рынка // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады 1 международной научно-методической конференции: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочай-кина. Самара, 2010. С. 58-68.
7. Сараев Л.А., Тюкавкин Н.М. Организационная структура и сфера деятельности всемирной торговой организации // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 1 (102). С. 145-150.
8. Никишов В.Н., Сараев Л.А. Эконометрический и опционный методы оценки стоимости страхования в валютном эквиваленте // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 203-213.
Проблемы инвестиционной политики промышленных предприятий в современных экономических условиях
References
1. Ayupova L.K. Organizatsionno-ekonomicheskii mekhanizm sovershenstvovaniia investitsionnoi deiatel'nosti promyshlennykh predpriiatii: avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoi stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk: 08.00.05 [Organizational and economic mechanism of improvement investment activity of industrial enterprises: Extended abstract of Candidate's of Economics thesis: 08.00.05]. Samara, 2007, 23 p. [in Russian].
2. Bezlepkina N.V. Investment model as an object of economic analysis and regulation. Vestnik Samarskogogosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. Samara, 2013, pp. 117-124 [in Russian].
3. Zaitsev N.L. Economics, organization and enterprise management: Textbook. 2nd enlarged edition. M., INFRA-M, 2008, 455 p. [in Russian].
4. L.K. Agaeva, V.Yu. Anisimova, N.V. Bezlepkina. New concept of development of regional economics. N.M. Tyukavkin (Ed.). Samara: Samarskii gosudarstvennyi universitet, 2014, 308 p. [in Russian].
5. Basic directions of budgetary policy on 2015 and on the target period of 2016 and 2017. Ministry of Finance of Russia. Retrieved from: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/ policy/?id_57=22239 (accessed 11.01.2015) [in Russian].
6. Saraev A.L.,. Saraev L.A. Laws of interaction of consumers and producers in continuous competitive market. Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov materialy i doklady 1 mezhdunarodnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii: V2-kh chastiakh [Current issues of development of financial and economic systems and institutions: matters and reports of 1 International scientific and methodical conference: In 2 Vols. A.N. Sorochaikin (Ed.)]. Samara State University, 2010, pp. 58-68 [in Russian].
7. Saraev L.A., Tyukavkin N.M. Organizational structure and sphere of business of the World Trade Organization. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 1(102), pp. 145-150 [in Russian].
8. Nikishov V.N., Saraev L.A. Econometric and optional methods of estimate of the cost of insurance in currency equivalent. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2013, no. 4(105), pp. 203-213 [in Russian].
V.Yu. Anisimova*
ISSUES OF INVESTMENT POLICY OF INDUSTRIAL ENTERPRISES IN CURRENT ECONOMIC CONDITIONS
This article deals with the problems of investment policy of industrial enterprises in modern Russia, taking into account regional and industry characteristics. The main directions of improving investment attractiveness of enterprises of an industrial sector together with the investment policy of state are defined.
Frequently regions avoid as much as possible from the protection of investors, shifting the task on the federal level that is inefficient and impractical. In the absence of guarantees risk of investment projects increases, which in turn undermines all efforts to create favorable investment climate.
Key words: investment policy, effective investment policy, investment attractiveness, investment project.
Статья поступила в редакцию 29/XI/2014. The article received 29/XI/2014.
* Anisimova Valeria Yurievna ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Борисюк Н.К., Ермакова Ж.А.
Юр От совнархозов до кластеров. Часть 2. Совнархозы в 1957—1965 гг. //
Вестник Самарского государственного университета. к°15. № 2(124). С. 100—107
УДК 334.76
Н.К. Борисюк, Ж.А. Ермакова*
ОТ СОВНАРХОЗОВ ДО КЛАСТЕРОВ ЧАСТЬ 2. СОВНАРХОЗЫ В 1957-1965 ГГ.
В данной статье (второй по предлагаемой тематике) рассматриваются вопросы создания и функционирования совнархозов в 1957—1965 гг. в бывшем Советском Союзе. Как было показано в первой статье, в 1917—1932 гг. совнархозы сыграли исключительную роль в создании социалистической экономики. В то же время возрождение совнархозов в 1957 г. было продиктовано аналогичностью ситуации, а именно: послевоенным восстановлением народного хозяйства, развитием индустриально отсталых регионов, освоением природно-сырьевых ресурсов страны. Исходя из этого, территориальная форма управления промышленностью и строительством в сочетании с отраслевой была призвана способствовать развитию экономики как регионов, так и в целом страны. В статье выделяются положительные и отрицательные факторы развития экономики в условиях управления совнархозов, делаются выводы об использовании положительного опыта для развития экономики регионов.
Ключевые слова: совнархозы, формы управления экономикой, индустриализация, промышленность.
На первом этапе своей деятельности (1917—1932 гг.) совнархозы (СНХ) выполнили свою историческую задачу собирания и возрождения национализированной промышленности России.
С дальнейшим развитием промышленности и созданием новых отраслей производства происходило разукрупнение промышленных наркоматов (с марта 1946 г. — министерств). К началу 1957 г. имелось 37 союзных и союзно-республиканских министерств по промышленности и строительству. К 1957 г. объем промышленной продукции в СССР вырос в сравнении с довоенным 1940 г. почти в 4 раза. Число промышленных предприятий превысило 200 тыс., строек — 100 тыс. В стране были созданы решающие отрасли тяжелой индустрии, подготовлены высококвалифицированные инженерно-технические кадры, экономисты и организаторы производства [3].
Вместе с тем руководство из центра таким числом предприятий усложнялось. В работе министерств имелись серьезные недостатки:
— ведомственные барьеры мешали взаимодействию предприятий различных отраслей на региональном уровне;
— между ведомствами развернулась конкурентная борьба за ресурсы;
— размещение новых предприятий часто было непродуманным, предприятия-смежники располагались за тысячи километров друг от друга;
— не в должной мере использовалась местная инициатива, что сказывалось на региональном развитии производительных сил.
* © Борисюк Н.К., Ермакова Ж. А., 2015
Борисюк Николай Константинович ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления и менеджмента, Ермакова Жанна Анатольевна ([email protected]), кафедра управления персоналом, сервиса и туризма, Оренбургский государственный университет, 460018, Российская Федерация, г. Оренбург, пр. Победы, 13.