Л. М. Дмитриева, Н. Н. Зиятдинов
РОЛЬ ФПКП ВУЗОВ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В КГТУ
Ключевые слова: повышение квалификации преподавателей вузов, информационные
технологии, педагогические приложения.
Проводится анализ деятельности ФПКП вузов КГТУ по развитию педагогического направления повышения квалификации. Представлены
современные направления повышения квалификации по педагогическим приложениям информационных технологий.
Key words: improvement of professional skill of professors, information technology, pedagogical
applications.
The analysis of activity of FIPS of professors KGTU in development of a pedagogical direction of improvement of professional skill is carried out. Modern directions of improvement of professional skill in pedagogical applications of an information technology are presented.
Факультет повышения квалификации преподавателей вузов в Казанском государственном химико-технологическом институте был открыт в 1968г. До 1985г. преподаватели КХТИ и других вузов и техникумов республики проходили на нем повышение квалификации по направлению «Химия». Под руководством первого декана профессора Н. С. Ахметова на ФПК проводилась активная методическая работа, большое внимание уделялось как методике преподавания химии, так и общедидактическим вопросам [1].
Развитие электронно-вычислительной техники повлекло за собой открытие нового направления «Применение вычислительной техники в учебном процессе и научных исследованиях». Учебный план восьминедельного обучения по этому направлению, ориентированный, в основном, на освоение слушателями азов программирования, включал раздел «Автоматизированные обучающие системы (АОС)». Это явилось первым шагом к освоению слушателями новой области знаний, тесно связанной с педагогическими приложениями.
Начало работы факультета по новому направлению показало его актуальность и необходимость. К этому времени в вузе был накоплен опыт использования вычислительной техники. На многих кафедрах работали преподаватели и инженеры, которые были истинными энтузиастами этого дела. Обучение дало стимул и возможности поделиться накопленным опытом со всеми преподавателями вузов города и республики. На ежегодные внутривузовские научно-методические конференции преподаватели стали заявлять первые доклады, посвященные компьютеризации учебного процесса на своих кафедрах.
В рамках кампании по ликвидации компьютерной безграмотности факультет работал до 1987г., после чего перешел на более фундаментальное обучение по указанной специальности, продолжительностью 4 месяца [2]. В учебный план была введена
дисциплина «Технология программирования на алгоритмическом языке BASIC PLUS» [3]. Эта версия языка Бейсик была разработана в Казанском государственном университете и позволяла вводить и обрабатывать текстовую информацию, что открывало большие возможности для создания обучающих и контролирующих программ.
В течение пяти лет с начала массовой кампании по обучению компьютерной
грамотности факультет работал только в рамках направления «Применение
вычислительной техники в учебном процессе и научных исследованиях». Начало следующей пятилетки охарактеризовалось усилением педагогической составляющей в компьютерной подготовке преподавателей. На ФПК было открыто новое направление «Технология компьютерного обучения и тестовый контроль знаний», становление и развитие которого привело к дальнейшему усилению психолого-педагогической компоненты - открытию в сентябре 1993 года специального факультета по переподготовке преподавателей вузов по специальности «Педагогика высшей школы» с присвоением квалификации «Преподаватель вуза». Срок обучения на факультете по дневной форме составлял 9 месяцев. Обучение завершалось экзаменом по педагогике и защитой
выпускной работы по технологии компьютерного обучения [4]. В августе 1994 года специальный факультет был реорганизован в Центр подготовки и повышения
квалификации преподавателей вузов по указанной специальности, в учебном плане которой информационно-технологические дисциплины заняли не первое, но достойное место. Для обеспечения учебного процесса в области педагогической информатики была создана кафедра информационных технологий обучения [5], преобразованная в дальнейшем в кафедру методологии инженерной деятельности.
Организация новой образовательной структуры, которая взяла на себя повышение квалификации преподавателей в области педагогических информационных технологий, изменило приоритеты в направлении деятельности ФПК. Направление «Современные технологии обучения и контроля знаний» получило новый импульс к своему развитию. Оно нацеливает преподавателей на использование в процессе обучения студентов новых коммуникационных технологий. В рамках направления ведется обучение дисциплине «Интернет-технологии в образовании». В настоящее время также реализуются программы: «Электронные образовательные ресурсы», «Создание электронных учебников для дистанционного обучения».
Специфика технологического университета, исторически обусловленная научными направлениями в области химии и химической технологии, а также новыми реалиями, отражена в направлении «Математические методы решения задач химической технологии», в рамках которого реализуется широкий спектр дисциплин, имеющих базовую информационно-технологическую составляющую:
• Статистическая обработка данных с использованием Statistica for Windows;
• Моделирование и исследование электронного строения и реакционной способности молекул с применением программы Гауссиан-98;
• Математические методы решения задач типовых процессов химической технологии с применением пакета MathCad»;
• Исследование и проектирование химико-технологических процессов с применением моделирующей программы ChemCad;
• Современные компьютерные технологии проектирования механического оборудования и конструкций WinMachine;
• Моделирование тепло-массообменных процессов и гидродинамической структуры потока с применением пакета Phoenics;
• Автоматизация проектирования швейных изделий и изделий из кожи с применением пакетов Сoat, Gracia.
Целью преподавания этих дисциплин является ознакомление с возможностями современных математических пакетов прикладных программ, специализированных и универсальных моделирующих программ, работе с которыми обучают (или предполагается обучать) студентов на общеобразовательных и профилирующих кафедрах. Знания возможностей этих программных продуктов позволяют преподавателям сформулировать современные требования к выполняемым курсовым и дипломным проектам и работам и повысить их качество.
В результате обучения на ФПК слушатели получают необходимые знания об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; приобретают умения и навыки применения средств и методов обработки и анализа информации в своей педагогической и научной деятельности; раздвигают горизонты своего мировоззрения в плане отношения к окружающему миру как к открытой информационной системе [6,[7].
Полученные по итогам выполненных работ рекомендации внедряются в учебный процесс вуза. Обучение в области использования информационных средств способствует профессиональному росту преподавателя вуза, соответствующему требованиям информационного общества.
Литература
1. Ахметов, Н. С. Контроль знаний и умений обучаемых: Методические указания для
слушателей ФПК / Н.С.Ахметов, Н.И.Березина. - Казань: КХТИ, 1986. - 16с.
2. Дмитриева, Л.М. От школьника до профессора (Опыт работы факультета повышения квалификации) / Л.М.Дмитриева, Г.У.Матушанский //Информатика и образование. - 1988. - №2. -С.119.
3. Дмитриева, Л.М. Составление программ на языке BASIC PLUS: Методические указания / Л.М. Дмитриева. - Казань: КХТИ, 1988. - 32с.
4. Матушанский, Г. У. Педагогика высшей школы - новое направление в системе послевузовского профессионального образования / Г.У.Матушанский, В.Г.Иванов, Л.М. Дмитриева / Новые обучающие технологии. - Уфа, 1994. - С.21-22.
5. Кондратьев, В.В. Информатизация образования и задачи кафедры информационных технологий обучения / В.В.Кондратьев, Л.М.Дмитриева, А.Е.Сережкина / Структурнофункциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов. - Казань, 2002.- С.102-104.
6. Зиятдинов, Н.Н. Опыт работы факультета повышения квалификации преподавателей вузов в условиях информатизации общества / Н.Н.Зиятдинов, Л.М. Дмитриева, А.Е.Сережкина, Н.Р.Квиташ / Структурно-функциональные и методические аспекты деятельности университетских комплексов. - Казань, 2002. - С.245-247.
7. Учебно-программное и справочно-библиографическое обеспечение повышения квалификации преподавателей и аспирантов КГТУ в области информационных технологий: Учебно-методическое пособие / под ред. Н.Н.Зиятдинова. - Казань: Изд-во КГТУ, 2006. - 310с.
© Л. М. Дмитриева - канд. ф.-м. наук, доцент каф. методологии инженерной деятельности ЦППКП вузов КГТУ, зам. декана ФПКП вузов КГТУ; Н. Н. Зиятдинов - д-р техн. наук, профессор каф. системотехники, декан ФПКП вузов КГТУ, [email protected].