удк 796 (47и7) А. С. ГАДЖИАГАЕВ
Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА
В Дагестане издавна считалось, что одно из основных условий выживания в трудных условиях (жили в труднодоступных горных поселениях) и в победе над врагом является физическая сила и выносливость, поэтому дагестанцы придавали большое значение физической подготовке подрастающего поколения. Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы и других документов приводит к выводу, что физическое воспитание преследовало задачи по укреплению здоровья, закаливанию, воспитанию силы, быстроты, выносливости, ловкости, морально-волевых качеств. Поэтому детей с раннего возраста начинали закаливать и приучать к верховой езде, стрельбе из лука, ружья, метанию кинжала в цель и т.д. Повзрослев, юноши и взрослые джигиты всю жизнь совершенствовались в этих физических упражнениях, старались поддерживать свою спортивную форму. В фольклорном наследии дагестанцев очень много примеров физических упражнений.
В настоящее время в обществе уделяется должное внимание изданию этнически ориентированных программ воспитания и развития подрастающего поколения. В этом контексте представляется уместным использование прогрессивного народного опыта физического воспитания.
Использование исторически апробированных методологических подходов традиционной педагогической культуры народов Дагестана в целях повышения эффективности современного физического воспитания приобретает особую актуальность. Содержание физического воспитания в народной педагогике представляется конкретными воспитательными задачами, выявляется народная оценка физического воспитания, что и позволяет четко определить народный идеал физического совершенства.
Традиционная педагогическая культура дагестанцев отводила важную роль физическому воспитанию для подготовки разносторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни. Об этом свидетельствуют произведения фольклора, герои которых наряду с высокими умственными и нравственными качествами обладают и хорошим физическим развитием (Хочбар, Шарвили, Нарт Карт-Кожик, Муртузали Казикумухский и др.). Умственно и нравственно слабые герои, если даже они физически и сильны, легко терпят поражение в произведениях устного народного творчества, но в незавидном положении оказываются и физически слабые персонажи. Поэтому в народе всегда считалось, что физическая подготовка в сочетании с умом и высокой нравственностью является одним из необходимых условий победы того или иного героя. Нередко в эпических произведениях дагестанцев сложнейшие физические упражнения и даже героические подвиги совершаются во имя красавицы, чьей руки добиваются джигиты. В данном случае красавица - высший приз победителю и высший балл за его подвиг или победу в состязании сильнейших. Таким образом, внешняя физическая красота неотделима в народной педагогике от всего
процесса физического воспитания [1]. Умеренное питание и усиленная физическая активность позволяли дагестанцам сохранять равновесие между потреблением калорий и энергозатратами, поэтому в идеале физической красоты у дагестанцев полнота человека не имеет места, им нравились всегда сухощавые, мускулистые фигуры, какими обладали сами.
В устном народном творчестве также говорится и о том, что не только мужчины, но и женщины должны получить такую же физическую подготовку. Интересно то, что во многих произведениях народного творчества героини-женщины вступают в борьбу с врагами тогда, когда враги теснят их братьев или мужей, когда необходимо их участие в этой борьбе. Становится ясной идея народа о том, что в минуту грозной опасности за родину и классовые интересы людей могут и должны выступать все, в том числе и женщины (Парту-Патима). А для этого женщинам тоже нужна хорошая физическая подготовка [2].
Этнографические материалы также показывают, что дагестанцы всегда придавали большое значение физической подготовке подрастающего поколения. Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, наблюдений русских и иностранных путешественников и ученых и других документов приводит к выводу, что физическое воспитание у дагестанцев преследовало решение следующих задач:
1. Укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и закаливанию молодежи.
2. Формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и защиты Родины.
3. Воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых в жизни.
4. Воспитание морально-волевых качеств.
Оценивая взгляды дагестанцев на физическое
воспитание подрастающего поколения, условия, образ жизни, можно убедиться в ценности системы дагестанского физического воспитания и важности пропаганды
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
ее духа и практического содержания среди молодежи, так как дагестанские народы еще с древнейших времен считали одной из задач физического воспитания молодежи - воспитание высоких моральных и волевых качеств, которые должны формироваться в борьбе высших общественно ценных мотивов деятельности с низшими, узколичными интересами.
О физическом развитии молодого поколения дагестанцы, как и все народы, начинали заботиться очень рано. Серьезный подход к браку, к созданию семьи говорит о том, что народ проявлял заботу о физическом развитии будущего поколения, уже начиная с выбора будущей жены. Жена должна была иметь хорошие физические данные. В свадебных песнях перечисляются, какими качествами должны обладать новобрачные, в том числе и физическими. Например, имеются пожелания, чтобы невеста обладала стройным и крепким телосложением, чтобы она не уставала от работы и т. д. [3].
Первыми и основными источниками исследования мы не случайно избрали фольклорно-этнографические материалы-памятники народной педагогики. В них аккумулированы все народные идеи воспитания и весь воспитательный опыт дагестанцев. Они дают ясное представление о цели и задачах физического воспитания, определяют его идеал. Дагестанцы мечтали видеть своих наследников здоровыми, сильными, волевыми, трудолюбивыми и высоконравственными. Поэтому мальчика и юношу в старину воспитывали очень строго: из него формировали воина, главу семьи, свободного и свободолюбивого члена своего общества. Мальчики воспитывались на женской половине, в «хозяйской», до семи лет. После семи лет мальчики и девочки воспитывались отдельно. Мальчика воспитывали отец и вся мужская половина дома, а девочки оставались с матерью в женской половине дома.
Физическое воспитание дагестанских детей начиналось с малых лет. В это время закладывалась основа правильного развития и закаливания организма ребенка. Дагестанцы, как и все народы, придавали большое значение закаливанию детского организма как средству укрепления здоровья и нормального физического развития человека. Для купания часто использовали холодную воду, считая, что это закалит ребенка и сделает его неподверженным простуде. Детей приучали ежедневно перед сном обмывать ноги до колен холодной водой, что укрепляло нервную систему и делало их организм невосприимчивым к простуде [4].
Уже с 6 лет мальчики занимались стрельбой из лука, ружья, метанием кинжала в цель, верховой ездой со скачками, джигитовкой и военными играми. Подростки и взрослые в дальнейшем всю жизнь совершенствовались в этих физических упражнениях и старались поддержать ранее привитые прикладные умения и навыки, изучали новые приемы. Можно было носить холодное и огнестрельное оружие, которым, кстати, многие владели в совершенстве.
Когда юноша овладевает этими физическими упражнениями его посвящают в джигиты, он становится образцом для молодых людей. «Джигит» — всеобщая гордость. Сила — отличительная черта джигита. Мать-горянка пела над колыбелью: «Я хочу, чтобы сильным подрастал ты, сынок. Чтобы складным ты был с головы и до ног. Будут сильными руки от ногтей и до плеч...». Физическую силу в этой песне народ представил как благое пожелание младенцу.
Образ народного идеала физического совершенства — джигита — был бы неполон без учета формируемых в нем народом-педагогом таких качеств, как трудовая и боевая сноровка, ловкость, способность к
быстрой ориентировке. Потребность формирования вышеназванных качеств народного идеала физического воспитания была вызвана и трудной жизнью в горах и насущными потребностями трудящегося народа, добывавшего себе средства к существованию в поединках с суровыми условиями жизни. В трудовой жизни дагестанцев успех производственной деятельности прямо зависел от уровня развития этих качеств. Отсутствие сноровки в труде, ловкости и оперативности критикуется бескомпромиссно в фольклорных памятниках народной педагогики дагестанцев [5]. Многовековая жизнь в тяжелых природно-климатических условиях явилась одной из веских причин, породивших задачу воспитания сноровки и ловкости. Как жили бы люди в горах, если бы не обладали сноровкой в передвижении по отвесным тропам, в скалолазании, в переправе через горные реки? Сноровка и ловкость, сопровождающие применение большой мускульной силы неотделимы и от выносливости. Не будь их органического единства, джигит как бы «распадается», «разрыхляется», перестает соответствовать содержанию народного идеала физического совершенства. Чтобы не случилось этого, народная педагогика создала множество специальных упражнений неприкладного характера. Их вполне можно назвать специально устраиваемыми уроками на формирование волевых и двигательных качеств. В фольклорном наследии дагестанцев примеров физических упражнений встречается предостаточно.
Они включали в себя арсенал многообразных упражнений и забав: бег, прыжки, лазание по промасленному канату, шесту, канатохождение, метание камня, поднятие тяжестей, борьба, зимние виды упражнений (катание на горных лыжах, коньках, санках), фехтование, народные игры дагестанцев [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что использование дагестанскими учителями средств и методов традиционного этнического физического воспитания народов Дагестана наряду со средствами физического воспитания, осуществляемого согласно общероссийской программе, повысит эффективность физического воспитания подрастающего поколения. Это положение и определяет новизну настоящего исследования. Результаты исследования могут применяться в процессе подготовки будущих учителей физической культуры в вузах Дагестана.
Библиографический список
1. Антология дагестанской поэзии. - Махачкала : Дагкниг изд-во, 1980. — 634 с.
2. Фатуллаева, Р.А. Эпические герои на родной земле: Парту - Патима и Шарвили / Р.А.Фатуллаева // Дагестанская правда. — 2004. — №169. — С. 6.
3. Магомедов, Р.М. Легенды и факты / Р.М.Магомедов. — Махачкала : Дагкнигиздат, 1969. — 219 с.
4. Очерки истории Дагестана : в 2 т. Т.1. ; отв. ред. Г.А.Даниялов. — Махачкала : Дагкнигиздат,1957. — 392 с.
5. Агаев, А.Р. Через эпическую героику к реальному героизму. Об эпосе «Шарвили» / А.Р. Агаев // Махачкалинские известия. — 2004. — № 24. — С.28.
6. Дибиров, М.А. Народные игры и спорт в Дагестане / М.А. Дибиров. — Махачкала : Дагкнигиздат, 1968.- 174 с.
ГАДЖИАГАЕВ Аслан Сираджудинович, ассистент кафедры новых и национальных видов спорта.
Дата поступления статьи в редакцию: 29.05.2008 г.
© Гаджигаев А.С.