52
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
в дееспособности мать. При этом «при живых родителях лишение их прав - крайняя мера. Ничто не может заменить родительской ласки, доброты и человечности матери, всей каждодневной, бесконечно заполненной атмосферы семьи» [5]. Подростки очень переживают разрыв с родителями, особенно с матерью,
которая в формировании их личности играет первоначальную роль. Изоляция от родителей наносит им огромную психологическую травму, способствует дальнейшей деформации их личности и при определенных условиях неизбежно ведет к совершению ими преступления.
Примечания
1. Балцевич В.А. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. Минск : Университетское, 1989. 2. Богомолова Л.В. Подростковая культура: проблемы эстетического воспитания подростков. М., 1988. 3. Волков В.И. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования, 1988. 4. Гаврилова Г.П. Личностные трудности и проблемы подростков // Психологическая наука и образование. №1. 1997. 5. Ерошенков И.И. Работа клубных учреждений с детьми и подростками. М. : Просвещение, 1986. 6. Краковский А.П. О подростках. М. : Просвещение, 1970. 7. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под ред. А. В. Петровского. М., 1985. 8. Крутецкий В.А. Психология подростка. М., 1965. 9. Лелюх В.Ф. Проблемы девиантности и социально-правовой адаптации молодежи. Улан-Удэ, 1999. 10. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988. 11. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995. 12. Павленок Г.Д. Основы социальной работы. М., 1998. 13. Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности. Улан-Удэ, 1999.
Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.
УДК 37(091)
ТРАДИЦИИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
У ГОРЦЕВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
© 2009 Магомедов А.М.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье изложены основы патриотического воспитания горцев Северного Кавказа. Главное внимание уделено традициям народов в воспитании любви к Родине, храбрости, мужества, самоотверженности, чести и гордости за родной край. Отмечены некоторые аспекты использования лучших традиций горцев в современной воспитательной практике.
The author of the article states the bases of the patriotic education in mountain dwellers’ experience and practice in the Northern Caucasus. The main attention is paid to Daghestan nationalities’ traditions and their use for forming the love for Motherland, bravery, courage, selflessness, honour and pride for the native land. Some aspects of using the mountain dwellers’ best traditions in modern educational practice are noted.
Ключевые слова: патриотизм, любовь к родине, традиции, воспитание, Отечество.
Keywords: patriotism, love for Motherland, traditions, education, Fatherland.
Психолого-педагогические науки
53
• ••
К. Д. Ушинский, говоря о любви к Отечеству как характерной черте русского народа, считал, что любить Родину нужно не только тогда, когда она в опасности, но и в мирной повседневной жизни проявлять любовь честным служением ей. Примерно так же говорил об этом другой наш соотечественник, философ В. В. Розанов: «Счастливую и великую Родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно, когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, мы не должны отходить от нее...» [8. С. 184].
В современных условиях полезно обратиться к опыту предков, к источникам своих национальных ценностей. «Еще раз хотелось бы подчеркнуть со ссылкой не столько на исследования, сколько на опыт всех времен и народов, - пишет академик Н. Д. Никандров, - что понимание своей этнической и национальной принадлежности, ценности своей культуры, любовь к Родине - все это начинается с ближайшего окружения и лишь затем расширяется до общечеловеческого, но никогда не сводится к нему» [5. С. 172]. Патриотизм -это чувство, свойственное гражданам каждой конкретной страны, государства. На сколько это чувство будет сильным и прочным у граждан каждой страны, зависит в большой степени от заботы государства о своих гражданах, от системы воспитания патриотизма в сознании юных. «Под патриотизмом подразумевается, наряду с любовью к родине и готовностью служить ее благу, гордость за нее, верность традициям и культуре своего народа, деятельность, направленная на ее экономическое и культурное процветание». Патриотизм - это и общечеловеческое чувство, если оно связано с любовью всех землян к своей планете. В этом случае его актуальность определяется проблемами экологии, необходимость решения которых охватывает и объединяет усилия всех землян в борьбе за выживание. Именно патриотизм, согласно И. А. Ильину, показывает, что есть верши-
на, с которой человеку может открыться общечеловеческое братство, братство всех людей перед лицом Божьим. Н. А. Бердяев указывал, что «чужую национальную душу может почувствовать и узнать лишь тот, кто чувствует и знает собственную национальную душу» [Приводится: по 4. С. 93]. По мнению В. С. Соловьева, нравственная обязанность настоящего патриота - служить народу в человеке и человечеству в народе [там же].
Первой заповедью патриотического воспитания, согласно В. А. Сухо-млинскому, является то, что «в годы детства и отрочества каждый питомец должен оставить на родной земле частицу своего сердца, гордиться тем, что он создал собственными руками для своих соотечественников». Один из принципов патриотического воспитания, сформулированный В. А. Сухомлинским, гласит: «... любовь к родной природе способствует формированию патриотического сознания, патриотических убеждений только при том условии, когда это чувство тесно сочетается со всей многогранной интеллектуальной и нравственной жизнью человека, в особенности с его мировоззрением...» [4. С. 94]. Испытанным средством воспитания, по мнению многих ученых, является народная педагогика, которая аккумулирует богатые идеи и опыт старших поколений.
На протяжении всей многовековой истории народы Дагестана демонстрировали любовь к своей Родине и на полях сражений, и в мирное время. Глубина и сила патриотизма, смелость, храбрость, мужество, самоотверженность, бесстрашие, хладнокровие, проявляемые дагестанцами в борьбе с врагами, объясняются рядом причин, основные из которых следующие:
- горцы осознавали, что защищают личную свободу, цену которой они и их предки узнали, испытав на себе кратковременное вражеское иго золотоордынских ханов Тохтамыша, Тимура, иранского шаха Надира и
др.;
- дагестанцы связывали любовь к Родине с любовью к родителям, же-
54
Известия ДГПУ, №4, 2009
не и детям, родным и близким. Генетическое и социальное чувства во много раз усиливали патриотические порывы;
- стремление защитить те ценности, которые созданы самими горцами, многократно укрепляло в них желание защищать родной край. Дагестанцы создавали, можно сказать, самую главную ценность и источник других ценностей - землю, так как большая часть пригодных для обработки земель - это террасы в горах, созданные руками горцев. Редко где можно встретить подобные масштабы террасного земледелия;
- у горцев Северного Кавказа очень сильны и прочны генетические связи. Весь аул мог быть связан родственными отношениями по тухуму или «по платку» (по женской линии, когда родственными становятся и другие тухумы аула, с которыми сближаются через невест или дочерей). Это сообщество горцем ценится высоко, оно определяет его жизнь. Именно среди всего джамаата он чувствует себя свободным, защищенным;
- мусульманская религия, которую исповедовали горцы, является важным фактором отваги и мужества, так как согласно ей человек, погибший на войне, защищая Родину и свободу, попадает в рай;
- воспитанию мужчины в горном крае уделялось особое внимание -любовь к Родине, храбрость, чувство собственного достоинства формировали с колыбели. Поэтому народная педагогика дагестанцев является генератором и транслятором патриотических идей, которые легли в основу воспитания и юношей, и девушек.
Существенным фактором, усиливающим эффективность воспитания любви к Родине, является поликультурная дагестанская среда. «Приобщение детей только к одной культуре, обучение их с позиции одной культуры не способствует комфортному развитию духовного мира людей, имеющих иной менталитет. В этих условиях осуществление поликультурного образования создает оптимальные условия для формирования чувства патриотизма, толерант-
ности, самоэтноидентификации детей всех этносов, стабилизации социально-политической жизни общества и гармонизации межнациональных отношений» [2. С. 36].
Дагестанское полиэтническое поле является социальным фоном, где традиционные педагогические культуры соревнуются за формирование патриотизма, заимствуя одновременно друг у друга наиболее эффективные формы, методы и средства воспитания юных поколений.
Старшие в семье, тухуме, ауле предъявляли строгие требования к воспитанию в соответствии с канонами намуса. Основные качества характера и круг обязанностей юношей формировались с детства. На первый план из них выдвигались следующие: любовь к Родине и готовность к ее защите; смелость, самоотверженность, храбрость и мужество в бою; ловкость, выносливость, терпеливость, стойкость и выдержка; ярко выраженное чувство собственного достоинства; желание быть настоящим джигитом, умение не показывать слезы, мужественно переносить любые трудности и горе; воинственность, владение приемами стрельбы в цель и рукопашного боя. Концентрация усилий на воспитании этих качеств и выводит на первое место в характере горца патриотизм - чувство любви к Родине.
Существуют различные подходы к определению сущности понятия «родина». Одни признают родиной место, где родились, другие - место проживания, третьи - то и другое вместе.
В практике кавказских горцев определилось свое понимание родины. Во времена сильной разобщенности народов территория, охватываемая понятием «родина», часто ограничивалась одним лишь аулом или группой сел, расположенных компактно. Объясняется это слабо развитыми раньше коммуникациями и редкими перемещениями людей даже по территории проживания одной народности. Поэтому принцип определения Родины по национальности выступал на первое место, вследствие чего Осетия считалась родиной осетин, Лезгистан - родиной лезгин, Абхазия
Психолого-педагогические науки •••
- родиной абхазцев и т.д. Однако при защите своих территорий от иноземных захватчиков соседние народы сплачивались, объединялись, в результате стали образовываться княжества, ханства, позже - автономные республики, края и области, включавшие народы различных национальностей и вероисповеданий. Так, на территории Дагестана ныне проживают представители более ста народностей, в том числе более тридцати - коренных. Поэтому понятие родина для народов Северного Кавказа можно представить в виде окружности, в которую вписаны четыре круга. Первый, центральный и самый маленький круг - это родина: аварцев - Аварстан, адыгейцев - Адыгея, кумыков - Кумыкстан и т.д. Второй круг - это Дагестан, который служит родиной всех народов, населяющих Страну гор; Кабардино-Балкария -родина кабардинцев, балкарцев и других. Третий круг - Северный Кавказ, который является родиной всех народов, проживающих в нем. Последний и самый большой круг, в который вписаны все предыдущие, символизирует Россию, нашу общую родину, объединившую разные народы не только Северного Кавказа, но и других территорий Европы и Азии. Так мыслится родина в сознании горца. Поэтому, видимо, при защите от врагов и силы горца возрастают многократно, так же прибавляются и храбрость, мужество, бесстрашие, смелость и отвага.
Борьбу за существование в суровых природных условиях и защиту Родины от врагов горцы всегда связывали с понятием «свобода». В отличие от других стран на Северном Кавказе не было жестокой эксплуатации, что еще больше усиливало чувство любви к родному краю. С родиной связывалась не только землю, которая кормила, поила, растила, но и народ с его многочисленными связями (тухумные, джамаатские, соседские, родственные, дружеские, куначеские), которые определяли личность горца. Родина неразрывна со всеми элементами национальной культуры: языком, литературой, искусством, обычаями и традициями.
55
В семейном кругу и на годекане, у родника и на праздниках старшие передавали младшим свои пожелания как завещание и наказ на будущее с помощью пословиц и поговорок: «Каждому в родном краю лучше», «Родной аул только на чужбине оценишь», «Лучше быть на родине бедняком, чем в Каире царем», «Свой край для себя - и есть Багдад», «Обойди весь свет и вернись в свой дом». Об этом говорится и в других жанрах фольклора. В адыгейском сказании «Батараз и сын Дами-зепша» рассказывается о том, что главный герой Батараз полюбил девушку в чужом краю, женился на ней и остался там, но не надолго. Через некоторое время, когда взяла тоска по родине, Батараз сказал молодой жене: «Я не могу жить вдали от моей родной страны, да и народ мой нуждается во мне. Поедем со мной». Эта же мысль приводится в горской притче об орле, о его тяжелых испытаниях и мучениях: орлу показалось, будто в чужой стране, где нет орлов, ему «больше славы воздадут». Оказавшись на чужбине, он попадает в руки скряги, который принял его за большую курицу, стал сыпать ему зерно, чтобы яйца крупнее нес, отпилил клюв и когти, чтобы они не мешали ему. Чудом вырвался орел и улетел к своим. Но в родном краю не признали его: «Какой же он орел без клюва и когтей». Последнее выражение ярко отражает требовательность общества к каждому горцу. Клюв и когти -это метафора, то есть те нравственные качества, которые должны быть присущи каждому патриоту Родины.
Любовь к родному краю у народов Северного Кавказа предполагала готовность к защите ее от нападений извне. Большое внимание горцы уделяли военно-патриотическому воспитанию подрастающих поколений. С юношами проводили военизированные игры, конные скачки, учили их владеть оружием, воспитывали терпение, волю, выносливость, умение переносить трудности, голод и холод. Согласно традициям в любой семье на каждого джигита содержался боевой конь, оружие и снаряжение в полном комплекте. При нападении врагов по первому зову горец являл-
56
Известия ДГПУ, №4, 2009
ся на место сбора на коне в воинских доспехах и с личным оружием. Будущие защитники Родины с детства слушали песни и легенды, баллады, сказания, пословицы и поговорки о славных предках своего тухума, аула, края, об их борьбе с иноземными захватчиками.
Беспредельная любовь к родине и готовность бороться за ее свободу, стремление к подвигам и презрение к смерти, свободолюбие и ненависть к врагам определяют главное содержание и воспитательное значение осетинского нартского эпоса. В сказании «Собрание нартов» один из старейшин говорит: «Нарты только до тех пор были настоящими нартами, пока небо не смело греметь над их головой, когда умели они умирать за свой народ... Наш народ только тогда может называться по-настоящему народом, когда гордо держит он голову и ни перед кем ее не клонит». Вынесли тут к старейшинам три куска сукна - славные сокровища, сохранившиеся от предков. Ими награждали того из молодых нартов, кто обладал наибольшей мудростью, отвагой и благородством. Один, второй и третий куски взял Хамыц, отец Батрадза, за своего сына. И решили старейшины испытать доблести молодого нарта. «Батрадз возвращался с похода, и сто всадников выслали ему навстречу старейшие нарты, чтобы напали на него из засады. Но когда кинулись на Батрадза, то повернул он коня и погнал его, спасаясь бегством. В погоню пустились за ним всадники. Но так как не одинаковы были их кони и одни обгоняли других, преследователи вытянулись в длинную нить по дороге. И тогда Батрадз неожиданно повернул коня своего, и - бог избавь нас всех от такой напасти! - одного за другим одолел он всех, - окровавленные и израненные разбрелись они по домам» [6. С. 314]. Богатырская сила, ловкость, отвага в сочетании с мудрой военной тактикой героя решили исход неравного поединка в его пользу. Аналогичные приемы часто практиковали нарты в боях с врагами. Батрадз выдержал и другие испытания. Вот почему героический образ нарта является достойным
примером для воспитания юных патриотов в учебных заведениях Северного Кавказа.
Главный герой лезгинской легенды «Каменный мальчик» ни за какое золото не соглашался показать врагам родник, где можно было бы утолить жажду. Падишах Тимур приказал выколоть мальчику глаза, вырвать язык. Родником забила горячая кровь юного героя. Родник заговорил: «Чтобы враги пробраться не сумели, пусть в теснине стану я скалою, перед врагом обратный путь закрою». Пастушонок стал скалой. Предание заканчивается призывом: «Если связан ты с родной землею, ты, в бою погибнув, стань скалою» [7. С. 35]. Откуда у юного горца такая сила духа? Очевидно, родители и старшие в ауле смогли воспитать у мальчика чувство любви к Родине и непримиримость к врагам. Да и сам он был свидетелем жестокого отношения иноземцев к его сородичам.
Бесстрашие и мужество, проявленные мальчиком, служили образцом стойкости многим поколениям горцев, сыграли большую роль в воспитании детей и подростков. Как зрелый патриот рассуждает герой в последних словах, обращенных к тирану:
Падишах, мне золота не надо!
Если недруг золото предложит,
Сын родную мать продать не может,
Родину продать народ не может!
[7. С. 38].
Юный джигит справедливо считает, что Родину надо также крепко любить, как и родную мать. Поэтому легенда стала любимым произведением подростков и юношей. Это и другие произведения устного творчества изучают в школах Дагестана. Они сеют семена мужества и стойкости в души и сердца новых поколений.
Как и любой человек, горец не рождался бесстрашным и храбрым. Окружающая среда и люди, которые выросли в суровых природноклиматических условиях, учили юных горцев быть смелыми, мужественными, физически выносливыми и терпеливыми. Это происходило, когда дети и подростки упражнялись в
Психолого-педагогические науки •••
беге при подъеме в горы, ходили ночью на мельницу по дороге через лес. Воспитание смелости, бесстрашия и мужества начиналось с простейших требований старших в семье к младшим. Детям сначала поручали принести из темного угла комнаты какой-то предмет, потом с балкона воду в кувшине; на следующем возрастном этапе требовали сходить в другую комнату, найти в темноте нужный предмет и принести его в общую комнату, где сидят все. Чем старше возраст, тем сложнее становились поручения.
В типичной горской семье, где насчитывалось от 3 до 10 и более детей, все сидели вместе в одной общей комнате, которая отапливалась камином, освещалась керосиновой лампой или лучиной. Старшие рассказывали сказки, легенды и предания о героях и борцах за свободу родного края, употребляли в речи пословицы и поговорки - кладезь народной мудрости, - в которых восхваляется сила и красота богатырского духа, храбрость и мужество («Прославленный герой из скалы воду добудет», «Богатырь узнается, когда наступает время», «Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч», «Храбрость - это уменье править не только конем, но и собой»), поощряется геройство, проклинается трусость («Герой умирает однажды, трус - сто раз», «Пусть мать лучше умрет, чем родит труса»), смелость и мужество утверждаются как вечные («Красота поблекнет - мужество победит», «После смерти коня остается поле, после смерти героя - имя»).
Бесстрашие, мужество, храбрость, смелость, решительность героев с особой силой проявляются в «Осетинских нартских сказаниях», в героическом эпосе адыгов «Нарты», в героических песнях дагестанских народов о Хочбаре, Шарвили, Парту Патиме, Муртазали, Айгази, сыгравших большую роль в воспитании старших поколений и продолжающих влиять на формирование личности в наше время.
Беспощадно громит врагов Урыз-маг - славнейший и мудрейший из нартов. Небесным кузнецом Курда-лаганом закален Сослан - отважный
57
борец против внешних врагов народа. Он обладает огромной силой, но там, где недостает физической силы, он побеждает врага умом, смекалкой, хитростью. Каждый из героев нарт-ских сказаний борется за свой народ. Небожитель Софа, характеризуя нартов, говорит: «Ничего в мире они не боятся и в жажде боя горят синим огнем». Поэтому благодаря своей безграничной храбрости, мудрости нарты всегда побеждали насильников. В характерах нартских героев храбрость и мужество сочетаются с хитростью и мудростью. Нарт Сыр-дон, ловко обманув великанов, забирает их сокровища. В другом случае он же хитростью спасает виднейших нартов от смертельной опасности.
Мудрость, отвагу, благородство проявляют герои произведений всех народов Северного Кавказа. Как гласит горская притча, три юноши влюбились в одну красавицу. Она сказала, что выйдет за того замуж, кто победит давнишнего врага ее страны. Первый юноша принес к ее ногам голову полководца той страны, второй - всю армию, плененную в бою. И это не признала она победой. Третий юноша привел к ней главу страны враждебной и сказал, что теперь он не враг, а друг. И предпочла красавица из всех того, «кто не оружием, а умом осилил врага и в друга обратил его». Нам не хватает именно таких горцев, которые могли бы решить мирно современные международные и внутренние конфликты.
Идеи бесстрашия и мужества нашли отражение в адыгском эпосе «Нарты», в адыгской сказке «Три брата», в дагестанских сказках «Медвежий сын», «Сказка о Кара-Катыре», «Синяя птица», «Волшебный сад и его хозяйка», «Табунщик и дочь падишаха», в других произведениях устного творчества народов Северного Кавказа.
Примеры патриотизма, смелости, храбрости и воинской смекалки, проявленные народами Северного Кавказа в освободительной войне против русского царизма в XIX веке, отличаются особой яркостью. Об этом свидетельствуют не только фольклор и документальные материалы выдающихся полководцев, деятелей
58
Известия ДГПУ, №4, 2009
государства, но и произведения великих русских писателей и поэтов.
Особым педагогическим потенциалом обладают произведения, в основу которых легли реальные события и герои. В «Этнографических очерках Аргунского округа» А. П. Ипполитов приводит примеры, в которых воспеваются храбрость и бесстрашие горцев чеченского племени. Это песня безымянного героя, погибшего в бою с врагом за кровную месть; «Песня о Хамзате», мужественном предводителе племени, который вместе со своим отрядом погибает за веру, за свободу; «Песня об Эльмурзе» - своего рода гимн мужеству горцев, сражавшихся за свободу. Каждая из этих песен отличается оригинальностью содержания и формы, служит для молодежи ярким примером смелости, свободолюбия.
Воспевание храбрости - центральная тема других чеченских героических песен: «Илли о Чеге Бесстрашное Сердце и Бибулате, сыне Таймы», «Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады», «Некий сын и Сосса», «Песня о Шахмирзе, сыне Зайты», «Илли защитников родного аула» и др. В песне «Илли о князе Мусосте и о Сурхо, сыне Ады» поется о храбрости Сурхо, который не только убивает князя - тирана Мусо-ста и его сына, пытавшегося насильно жениться на любимой девушке героя, но и раздает княжеские земли жителям аула. Сказание заканчивается призывом, который звучит из уст матери Сурхо:
Мальчики все, что родятся ныне,
Схожими быть с моим сыном должны.
Если же не схожими будут, иными
Жить оставаться они не должны!
[4. С. 105]
Одновременно это является и советом другим матерям и отцам, воспитывающим детей, и отражает характер горянки, которая хочет иметь только мужественных детей, способных в любое время защитить честь и достоинство семьи, рода, племени. Подобная мысль звучит и в «Илли об Альбике и Жамарзе Мадиевых», где мать говорит сыну: «Пусть мое моло-
ко грудное обратится кровью свиною, опоганит всю жизнь твою, коль забудешь ты все, что свято, если бросишь друга и брата, если струсишь в смертном бою» [4. С. 105].
Многовековая история Северного Кавказа подтвердила эффективность обращения к богатому опыту народного воспитания новых поколений. Приведем рассказ преподавателя М. А. Асельдерова: «Нам довелось побеседовать с дядей и воспитателем легендарного сына Дагестана, подводника, Героя Советского Союза Магомеда Гаджиева - с Муртузали Гаджиевым, который в мальчишеские годы слышал от своей матери Зухры, как она воспевала удаль джи-гитов-дагестанцев, воевавших с жестоким иранским завоевателем Надир-шахом и одолевших его несметные полчища. Эти стихи начинаются так:
Кто сегодня смягчит в бою свое сердце,
Не тот мой спутник!
Кто воевать будет робко,
Тоже мне не товарищ!
Есть, значит, какая-то закономерность в том, что в роду, в котором так свято хранят и почитают героикопатриотические традиции прошлого, воспитан прославленный герой Страны гор Магомед Гаджиев» [1. С. 26].
Интересы Родины у горцев всегда стояли выше личных выгод и благополучия. Когда провожают юношей служить в армию или на фронт, все родственники и старейшины аула дают наставления, желают успешной службы, дают главный наказ - честно выполнить свой долг. «Если опозоришь свое имя в бою - ты не мой сын!» - так напутствовал Наби Кураева старый отец. Ветеран войны М. Максудов вспоминает: «Ты правильно делаешь, что едешь на фронт, хотя еще нет тебе 17 лет», -сказал мне старый слепой отец и подарил свою шашку из дамасской стали, которую хранил бережно. А дядя Надирбег, уважаемый аксакал села, дал мне узелок с горстью родной земли. «Береги честь горца. Возвращайся с победой», - сказал он [4. С. 106].
Психолого-педагогические науки •••
Любовь и преданность Родине, как и другие качества человека, проявляются не в высокопарных словах, а в практических делах. Великая Отечественная война стала настоящим испытанием для всех народов, населявших Советский Союз. Кавказские горцы мужественно сражались против немецких захватчиков. Среди наших разведчиков, вступивших в бой в Крыму, был и комсомолец Ма-гомед-Загид Абдулманапов. Когда у разведчиков кончились патроны, немцы предложили отважным защитникам сдаться в плен. Но получили отказ. В рукопашном бою были убиты и ранены 19 солдат немецкого батальона. Герои-разведчики были схвачены. «Дикую расправу учинили фашисты над ранеными бойцами. Их били прикладами, кололи штыками, ножами. Потом фашистский офицер подошел к комсомольцу М.-З. Аб-дулманапову и прокричал:
- Какой части?
- Советской, - ответил Абдулма-напов.
- Ну, они-то русские, а ты кто? Ты для них чужой. Откуда ты?
- Известно откуда, мы все дети одной матери-Родины.
- Ты коммунист? - спросил офицер.
- Нет, но хотел бы умереть коммунистом.
Офицер приказал вырезать у него на груди звезду. Фашисты выполнили этот приказ. Все герои-разведчики были расстреляны» [3. С. 76]. Случайно оставшийся в живых Василий Ершов поведал о стойкости и мужестве бойцов. Всем им было присвоено звание Героя Советского Союза.
Это один из многочисленных примеров проявления горячей любви к Родине, свидетельствующий о верности молодых традициям отцов.
Вообще идеи народной педагогики о патриотическом воспитании получили новый импульс в ХХ веке, который ознаменовался двумя мировыми войнами. В России не было ни одной семьи, которой не коснулось горе. Тема войны стала всенародной в фольклоре, музыке, литературе. Поле патриотического воспитания обогатилось уникальными фактами и примерами подвигов как отдельных
59
героев и личностей, так и всенародного подвига. В военные и послевоенные годы созданы тысячи народных песен на народную музыку о героях прошедшей войны. Отцы и матери, жены и дети верили и надеялись, что вернутся солдаты домой. Много лет прошло после войны, а люди не потеряли последней надежды увидеть любимого. Эта народная вера и надежда усиливала ненависть к войнам, укрепляла любовь к Родине.
Особой страницей мужества отмечена Великая Отечественная война. Многие горцы были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них подводник Магомед Гаджиев, летчик-истребитель Валентин Эмиров, отважный пулеметчик Хан-паша Нурадилов, дважды Герой Советского Союза Амет-хан Султан, а также представители других народов Северного Кавказа.
Неувядаемой славой покрыл свое имя командир дивизиона подводных лодок Герой Советского Союза Магомед Гаджиев. Под его командованием за одиннадцать месяцев с начала войны дивизион потопил 27 кораблей водоизмещением сто тысяч тонн. На его личном счету 10 вражеских кораблей. В боевом листке, выпущенном Главным политуправлением ВМФ, говорилось: «Гаджиев искал новые способы уничтожения врага. Вот эпизод, характеризующий Гаджиева как новатора. Его подводная лодка торпедировала транспорт противника, конвоируемый сторожевым кораблем и двумя катерами-охотниками. Вражеский транспорт затонул. Но советская подводная лодка была обнаружена конвоем и подверглась интенсивной бомбежке, от которой лопнули швы одной из цистерн. Соляровый след выдал место нахождения советского корабля. Уйти скрыто от врага было невозможно. Тогда Гаджиев решает всплыть и завершить бой артиллерийским поединком. Артиллеристы метким выстрелом потопили сторожевик и катер-охотник, а уцелевший второй катер скрылся. Этот бой не имеет равного в истории морских сражений. Впервые в истории подводной войны советская подводная
60
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2009
лодка под командованием Гаджиева потопила не только транспорт, охраняемый конвоем, но и сам конвой [3. С. 75]. Хладнокровие, бесстрашие, самоотверженность, мужество, настойчивость и смелость, инициатива и командирская интуиция - таковы личные качества горца. Верность патриотическим традициям своего рода, аула, народа способствовали формированию легендарного защитника Родины. Отважный герой родился и рос в высокогорном ауле, очень далеко от моря, но благодаря решительности, смелости, воле стал мастером морского боя, беспощадно уничтожал немецких захватчиков. В школах горного края на уроках литературы и истории, во время экскурсий на родину героя, в других формах внеклассной деятельности воспитываются новые поколения храбрых и мужественных горцев, таких как Гаджиев, готовых отстоять свободу и независимость своего отечества.
В 70-80-х годах прошлого века в школах Советского Союза, и Дагестана в том числе был накоплен богатый опыт патриотического и интернационального воспитания юных поколений. Хорошо была организована работа по патриотическому воспитанию в Согратлинской средней школе Гунибского района, Юхари-Стальской средней школе Сулейман-Стальского района, в Икринской средней школе Курахского района, в СШ №5 г. Буйнакска и в ряде других, в которых воспитание любви к Родине являлось составной частью всего педагогического процесса. В этом русле трудятся педагоги многих городских школ в современных условиях.
В Ленинкентской средней школе №35 г. Махачкалы многогранно используется воспитательный потенциал краеведческой работы. При этом задействованы массовые формы изучения родного края: экскурсии по памятным местам, походы, тури-стско-краевед-ческие слеты школьников, экспедиции по историческим местам, кружки юных историков-краеведов, эстафеты, научнопрактические конференции, сбор фольклорных материалов и др. «В
нашем этнографическом музее, -рассказывает директор школы Ч. М. Меджидова, - представлены экспозиции: «История Атлы-Боюна-
Ленинкента», «Одежда народов Дагестана и Северного Кавказа», «Предметы быта народов Дагестана», «История Кавказской войны», «Экспонаты школьного музея рассказывают» и др. Художественно-графический музей состоит из экспозиций: «По аулам Дагестана», «Художественная промышленность Дагестана», «Известные лица в истории Дагестана и России», «Украшения народов Дагестана», «Нумизматика» и др.» [4. С. 199]. Сам музей, созданный по инициативе школьников, и названия экспозиций и экспонатов свидетельствуют об их любви к родному краю, бережном отношении к своей родине, ее истории, культуре, быту и творчеству своих предков и других народов, а также о широком применении народных традиций в деле патриотического воспитания, проводимого коллективом школы совместно с родителями. Подобная работа, как показывает опыт педагогов, помогает одновременно воспитать дружбу между юношами и девушками многонационального коллектива.
Большую работу по воспитанию уважения, почтительного и бережного отношения к ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, к памяти павших в этой войне проводит единственный в России Телевизионный отряд краеведов-следопытов (ТОКС), члены которого путем переписки и поездок устанавливают места гибели и захоронения воинов-дагестанцев. Юные патриоты-интернационалисты многих школ Дагестана под руководством Героя Советского Союза Н. Подорожного, теперь О. Муртазалиева ежегодно 9 мая собираются для отчета в столице Дагестана г. Махачкале у мемориала-памятника «Мать солдата» в парке им. Ленинского комсомола, на центральной площади им. Ленина и возлагают цветы на могилы воинов. Сотни и тысячи родственников пропавших без вести солдат благодарны юным патриотам за уникальные находки, за возвращенную память.
Психолого-педагогические науки •••
В республиках и краях северного Кавказа накоплен богатейший опыт народного воспитания детей на героических традициях старших поколений. Его использование в практике патриотического воспитания молодежи всего региона повысит интерес педагогов и учащихся к этническим особенностям и ценностям соседних народов, послужит важнейшим фактором укрепления взаимопонимания и дружбы между народами Северного Кавказа. С этой целью необходимо объединить усилия педагогов-ученых, которым целесообразнее проводить обобщенные исследования по всему региону.
В Дагестане сегодня существует традиция, заимствованная от старших поколений. В каждом ауле юношей провожают на военную службу торжественно всем джамаатом. Все родственники и аксакалы дают ему деньги на дорожные расходы и наказ служить честно, держать на высоте честь своего аула, народа, не потерять свой намус. По возвращении воина все сначала собираются в его доме, а затем каждая семья приглашает его с друзьями к себе в гости. В школах же перед отправкой на военную службу своего выпускника напутствуют наказом строго следовать лучшим традициям своего народа и школы, а по возвращении со службы молодой защитник Отечества отчитывается и перед педагогическим коллективом, и перед учащимися, особенно старшеклассниками. Будущие воины с интересом слушают рассказы своего земляка о буднях службы, о современной армии и ее мощи. Такие традиции воспитывают у школьников уважение к защитникам Родины, смелость и мужество, чувство долга и ответственности. И будущий защитник, отбывая на службу, не забывает наказ всего аула и школы - честно выполнять свой гражданский долг. Такой опыт следует использовать и в других республиках, областях, краях региона, при этом данная традиция может быть обогащена в соответствии с некоторыми самобытными элементами данного этноса, традициями школы.
В горах Кавказа много аксакалов, которые очень любят свой родной
61
край. У них в памяти сотни и тысячи никем пока не записанных легенд и преданий о мужестве предков, которые явятся добротным материалом для педагогического анализа и включения в содержание школьного воспитания. Пресса, телевидение и радио робко пропагандируют лучшие традиции своих народов, а использование передового педагогического опыта по их применению в патриотическом воспитании в учебновоспитательных учреждениях - это редкое явление. Необходимо объединить усилия всех средств массовой информации и сосредоточить их на пропаганде наиболее эффективных форм и методов воспитания, испытанных веками.
Традиции горцев в формировании юных патриотов нужно изучить как важнейшее направление воспитания и широко использовать во всех его звеньях в единстве его основных компонентов:
- духовно-нравственного, в основе которого лежит формирование у юных горцев глубокого понимания сущности народных традиций, прежде всего боевых, высоких нравственных идеалов (любовь к родине, готовность к ее защите, бесстрашие, храбрость и мужество, самоотверженность), готовности следовать им в жизни;
- эмоционально-волевого, который предполагает выработку у школьника чувственного опыта включением ситуаций, способствующих переживанию детьми всего возвышенного, что связано с традициями горцев; вырабатывает правильное отношение к духовным ценностям; способствует воспитанию важнейших нравственных и волевых черт (воля, решительность, настойчивость, мужество);
- практической подготовки к использованию лучших традиций и обычаев горцев на занятиях и в различных формах внеклассной работы по физической культуре, в военизированных играх и других занятиях при подготовке к выполнению своих обязанностей по защите Родины, к службе в армии.
62
• ••
Известия ДГПУ, №2, 2008
Примечания
1. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых традициях. Махачкала, 1976. 2. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Матер. Всероссийской научнопрактической конференции. М., 2001. С. 76, 226, 71. 3. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи. Махачкала, 1984. 4. Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана. Махачкала, 2005. С. 95, 108, 116. 5. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М. : Гелиос, 2000. С. 172. 6. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. С. 314. 7. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала, 1971. С. 197. 8. Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб., 1990. С. 184. 9. Шамиль на Кавказе и в России / Сост. М. Н. Чигагова. СПб., 1989.
УДК 378.18
Статья поступила в редакцию 03.11.2009 г.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО ВКЛЮЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
© 2009 Нюхова Т.А.
Дагестанский государственный педагогический университет
Показано, что в формировании профессионализма и педагогического мастерства будущего учителя технологии и предпринимательства важную роль играет включение в художественно-творческую деятельность.
It has been shown, that in the development of the professionalism and pedagogical skills of a future teacher of Technology and Enterprise the involving in the artistic and creative activities plays an important role.
Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, продуктивная деятельность, декоративно-прикладное искусство, профессиональная подготовка, творческий потенциал.
Keywords: artistic and creative activities, productive activities, arts and crafts, professional training, creativity.
Для развития общества актуальное значение имеет повышение творческого потенциала студенческой молодежи, поскольку способность к неожиданному взгляду на сложившуюся природу вещей, раскованность, восприимчивость к нестандартным подходам и творческой деятельности представляют неиссякаемый источник личностного роста. Кроме того, в условиях конкуренции непременным требованием становится творческий подход к деятельности, который, будучи повсеместным, должен помочь личности занять свое место в жизни, для чего важно формировать у студентов критический взгляд на существующие техно-
логии, показывать, как пересматривались те или иные традиционные конструктивные и технологические решения на протяжении истории и т.д.
Творческая личность должна быть готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности удовлетворить потребность в решении социальных задач, вследствие чего ориентация на формирование в большей мере эмпирического, репродуктивного мышления приводит к тому, что многие студенты не в состоянии использовать знания в нестандартной обстановке, опираются в основном на свою эрудицию, память, за-