употребительных слов. - Таллин, 1963. 5. Щерба Л.В. К вопросу о двуязычии // Языковая система и речевая деятельность. - М.: Наука, 1974.
УДК 37.01:39
О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ТРАДИЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДАГЕСТАНЦЕВ
® 2008 Гаджиагаев A.C.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье подчеркивается актуальность использования положительных методологических подходов традиционной педагогической культуры народов Дагестана в целях повышения эффективности современного физического воспитания. Для этого приводится анализ этнографического и фольклорного материала, герои которого, наряду с высокими умственными и нравственными качествами, обладают и хорошим физическим развитием. Данные источники показывают, что дагестанцы всегда придавали большое значение физической подготовке, а также воспитанию морально-волевых качеств подрастающих поколений. Последовательно рассматриваются основные этапы физического воспитания дагестанцев: от рождения до достижения зрелости.
The main statements of physical training in Daghestanians' traditional pedagogical culture are considered in the article. Here the actuality of the use of positive methodological approach of traditional pedagogical culture of Daghestan peoples is emphasized to increase the efficiency of the modern physical training. For this aim the analysis of folklore and ethnographic materials, where heroes possess both high mental and moral qualities and good physical development. The given works show that Daghestanians have always paid much attention to physical training, as well as upbringing of moral and volitional qualities of growing generations. In the article consecutively the main stages of Daghestanians' physical training from birth to maturity are considered.
Ключевые слова: культура дагестанцев, фольклорные материалы, исто-рико-этнографическая литература, физическое воспитание дагестанцев, традиционные дагестанские игры.
Ключевые слова: Daghestanians' culture, folklore materials, historical-ethnographic literature, Daghestanians' physical training, Daghestanians' traditional games.
В современном российском обществе уделяется должное внимание созданию этнически ориентированных программ воспитания и развития подрастающего поколения. В этом контексте представляется уместным использование народного опыта физического воспитания. В подготовке разносторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни, традиционная педагогическая культура дагестанцев физическому воспитанию отводила важную роль.
Народ считает, что физическая подготовка в сочетании с умом и высокой нравственностью является одним из необходимых условий победы того или иного героя.
Этнографические материалы также показывают, что дагестанцы всегда придавали большое значение физической подготовке подрастающих поколений.
Мальчик и юноша в старину воспитывались очень строго: из них формировали воина, свободного и
свободолюбивого члена своего государства. Мальчиков воспитывали на женской половине, в «хозяйской», вместе с девочками, до семи лет, затем раздельно: мальчиков - отец и вся мужская половина дома, а девочки оставались с матерью на женской половине. Отец обучал сына метанию ножа, копья, камня, кинжала, стрельбе в цель. Далее следовали верховая езда, джигитовка со всеми ее сложными упражнениями. Идя на охоту, отец брал сына с собой и учил его всем охотничьим хитростям.
Дагестанцы отличались необыкновенной чуткостью, ловкостью в преследовании добычи, мышечною силою: они часто в одиночку отправлялись на опасную охоту за зубрами, барсами и медведями. Без сомнения, мальчик, выросший в подобной обстановке, сам становился отважным человеком [4].
Изучение фольклорных материалов, историко-этнографической литературы, наблюдений путешественников и ученых приводит к заключению, что физическому воспитанию дагестанцы уделяли серьезное внимание. Это способствовало решению следующих задач:
1) укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и закаливанию молодежи;
2) формирование двигательных навыков и умений, необходимых для овладения трудовыми навыками и защиты Родины;
3) воспитание основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости и ловкости), необходимых в жизни;
4) развитие морально-волевых качеств.
В таких материалах заключена идея о том, что человеку надо прожить на земле как можно больше, чтобы он мог успеть принести максимальную пользу людям и насладиться жизнью.
Народ еще с древнейших времен считал одной из задач физического воспитания молодежи выработку высоких моральных и волевых качеств. Они должны формироваться в борьбе высших, общественно ценных мотивов деятельности с низшими, узколичными интересами.
В воспитании физических и моральных качеств народных борцов против несправедливости, эксплуатации немалую роль играла самобытная народная система физического воспитания дагестанцев.
О физическом развитии молодого поколения дагестанцы, как и все народы, начинали заботиться очень рано. Серьезный подход к браку, к созданию семьи свидетельствует о том, что народ проявлял заботу о физическом развитии будущего поколения заблаговременно. Она начиналась с выбора будущей жены, которая должна была иметь хорошие физические данные. В свадебных песнях перечисляются, какими качествами должны обладать новобрачные, в том числе и физическими. Например, имеются пожелания, чтобы невеста обладала стройным и крепким телосложением, чтобы она не уставала от работы и т.д. [6].
Брак по любви, как одно из основных условий создания физически и нравственно здорового потомства, широко проповедуется в устном творчестве дагестанцев. Считается, что нет выше счастья, чем соединить свою судьбу с любимым человеком. Брак по любви считается условием спокойной,счастливой жизни.
Многие этнографы отмечали, что дагестанцы предоставляли дочерям право самим выбирать женихов, что свидетельствует о правильном взгляде народа на брак. Но, несмотря на то, что в большинстве случаев родители не препятствовали своим детям в выборе невесты или жениха, в классовом обществе, где действовали феодальные законы, нередко нарушалось это правило, чему способствовали, в основном, сословные ограничения. Но народ всегда выступал против этого [3].
Не менее важное значение придавали дагестанцы и возрасту вступления в брак. Считалось, что не окрепшие телом молодые люди не могут дать здорового потомства и сами будут физически изнашиваться преждевременно. Отдавали замуж своих дочерей дагестанцы в 18-20 лет. Благодаря этому обстоятельству красоту они сохраняли в замужестве дольше. Мужчины женятся обыкновенно в возрасте от 20 до 25 лет [7].
Дагестанцы проявляют заботу о матери в период беременности не только потому, что любят детей, но и потому, что понимают огромное значение вынашивания детей для дальнейшего физического развития ребенка. Об этом можно судить по многочисленным народным приметам, требующим внимательного отношения к беременным женщинам.
Люди проявляли заботу о физическом развитии ребенка, конечно же, и после его рождения, так как по опыту знали о том, что на определенном этапе, после рождения, ребенку одного грудного молока не хватает и его надо подкармливать пищей, содержащей необходимые растущему организму вещества.
В организации правильного питания детей большое значение имели пища и образ жизни самих дагестанцев. Пища была легкой, необременительной, люди старались никогда не переедать. В ежедневном рационе преобладали овощи, фрукты, зелень, молоко и молочные продукты, мед, растительные продукты. Алкогольные напитки не употреблялись.
Умеренное питание и усиленная физическая активность позволяли дагестанцам сохранять равновесие между потреблением калорий и энерготратами. Идеалом физической красоты у дагестанцев считаются сухощавые, мускулистые фигуры, об этом свидетельствуют многие путешественники и ученые, побывавшие в Дагестане в разное время [7].
Материалы фольклора говорят, что дагестанцы придавали большое значение закаливанию детского организма с малых лет. Об этом писали многие русские и иностранные писатели и этнографы. Я.С. Смирнова замечает, что в начале XX в. для купанья часто брали холодную воду, считая, что это закалит ребенка и сделает его неподверженным простуде. Исходя из принципа, что в воспитании детей следует «избегать всего, что может изнежить юную душу», дагестанцы учили своих детей не одеваться слишком тепло. Детей приучали ежедневно перед сном обмывать ноги до колена водой, что укрепляло нервную систему и делало их организм невосприимчивым к простуде.
Оценивая взгляды дагестанцев на физическое воспитание подрастающего поколения, условия, образ жизни, можно убедиться в ценности системы дагестанского физического воспитания и важности пропаганды ее духа и практического содержания среди молодежи.
В устном народном творчестве говорится и о том, что женщины могут получить такую же физическую подготовку, как и мужчины. Интересно то, что во всех произведениях народного творчества героини-женщины вступают в борьбу с неприятелем тогда, когда враги теснят их братьев или мужей и когда необходимо их участие. Становится ясной идея народа о том, что в минуту грозной опасности за родину и интересы сообщества могут и должны выступать все, в том числе и женщины. А для этого женщинам тоже нужна хорошая физическая подготовка.
Первыми и основными источниками исследования мы неслучайно избрали фолькпорно-этнографические материалы-памятники народной педагогики. В них аккумулированы все народные идеи воспитания и весь воспитательный опыт дагестанцев. Они дают ясное представление о цели и задачах физического воспитания, определяют его идеал. Дагестанцы мечтали видеть своих наследников здоровыми, сильными, волевыми, трудолюбивыми и высоконравственными. Трудовая жизнь требовала от работника здоровья. Здоровье и труд не разделимы в народной педагогике. Если труд требует здоровых рук, здорового тела, работоспособного индивида, то и здоровье зависит от условий труда, от наличия трудовых занятий, укрепляющих дух и тело человека. Задача формирования в юном поколении стойкости, мужества, упорства в достижении цели, готовности к взаимопомощи и взаимовыручке, способности к быстрой ориентировке определялась насущными потребностями трудящегося народа, добывавшего себе средства к существованию в борьбе с суровыми условиями жизни.
Физическому развитию крестьянских детей препятствовали многочисленные болезни, распространявшиеся часто из-за отсутствия квали-
фицированной медицинской помощи жителям горских селений. Эпидемии косили людские жизни, а память о них, как о народном бедствии, оставалась в песнях-плачах, притчах, пословицах. Типичная для горских семей многодетность объясняется не только потребностью семьи в рабочих руках, но и страхом перед болезнями, которые довольно часто разрежали состав семьи, унося из жизни детей. Отсутствие медицинской помощи, убогая пища, одежда, едва прикрывающая тело ребенка, сказывались на его жизнеспособности [5].
Иначе обстояло дело с условиями и состоянием физического воспитания потомков привилегированных слоев общества. В области физической культуры ярко проявляется ее классовый характер. В феодальной среде широкое распространение получил институт аталычества. Дети из семьи феодала отдавались на воспитание в семью, по общественному положению находящуюся ниже по сословной лестнице. Существовала довольно четкая программа физического воспитания княжича. Нижестоящий аталык искал покровительства и защиты у полновластных родителей своего подопечного. Семейства через воспитание чужих детей тесно связывались между собой и составляли союзы, принимающие сообща меры для обороны от врагов. Воспитание, таким образом, использовалось как средство социально-политического характера, когда слабый мог укрыться от сильного с помощью другого сильного. К тому же оно вынуждало подчиненного взять на себя на долгие годы тяжелую роль воспитателя, чтобы пользоваться милостью феодала и хоть сколько-нибудь укрепить свое экономическое положение за счет господских подарков.
Для детей бедноты специального института воспитания, вроде аталычества, не имелось, как не имелось и четко разработанных программ и режима физического воспитания. Их учила трудовая жизнь, трудовая атмосфера, люди труда, способные быть примером подражания. Однако, опираясь на видимую на первый взгляд беспрограммность физического воспитания в народе, нельзя пола-
гать, будто у трудящихся масс практика физического воспитания была хаотичной. У народа была своя система, не столь организованная, как в специальных учреждениях, но все же была. Она отразилась в некнижной, устной «теории» народа - в древних и всегда современных памятниках его устного поэтического творчества.
Долгий и трудный путь посвящения в джигиты, когда человек становится образцом для молодых людей. Джигит - всеобщая гордость. Сила - отличительная черта джигита. Мать-горянка пела над колыбелью: «Я хочу, чтобы сильным подрастал ты, сынок. Чтобы складным ты был с головы и до ног. Будут сильными руки от ногтей и до плеч...». Физическую силу в этой песне народ представил как благое пожелание младенцу [2].
Обаятельные черты лица, тонкая талия, округлые бедра, стройные ноги, длинные волосы, карие глаза, плоская грудь - общепризнанные физические достоинства девушки-горянки.
В поисках идеала женской красоты горянки-воспитательницы изобрели для девочки на срок от семи лет и до самого ее замужества кожаный корсет, который туго застегивался на ней. Корсет должен был предотвратить развитие ее бюста, ибо пышногрудая девушка не могла считаться целомудренной.
Внешняя красота как цель и результат физического развития служит народу даже средством физического воспитания. В эпических произведениях дагестанцев сложнейшие физические упражнения и даже героические подвиги совершаются во имя красавицы, чьей руки добиваются джигиты. В данном случае красавица - главный приз победителю и высший балл за его подвиг или победу в состязании сильнейших. Таким образом, внешняя физическая красота неотделима в народной педагогике от всего процесса физического воспитания.
Образ народного идеала физического совершенства - джигита - был бы несовершенен без учета формируемых в нем народной педагогикой таких качеств, как трудовая и боевая сноровка, ловкость, оперативность,
способность к быстрой ориентировке.
В трудовой жизни дагестанцев успех производственной деятельности прямо зависел от уровня развития этих качеств. Не так-то просто косой орудовать, например, не имея сноровки в процессе сенокошения, не обладая соответствующими двигательными навыками. Эти недостатки критикуются бескомпромиссно в фольклорных памятниках народной педагогики дагестанцев [1].
Потребность формирования выше названных качеств народного идеала физического воспитания была вызвана и трудной жизнью в горах. Задача выживания в тяжелых природно-кпиматичес-ких условиях породила задачу воспитания на выживаемость. Как жили бы люди в горах, если бы не обладали сноровкой в передвижении по отвесным тропам, в скалолазании,
в переправе через горные реки? Сноровка и ловкость, сопровождающие большую мускульную силу, неотделимы в то же время от выносливости. Не будь их органического единства, джигит перестает соответствовать содержанию народного идеала физического совершенства. Чтобы не случилось этого, народная педагогика создала множество специальных упражнений неприкладного характера. Их вполне можно назвать целенаправленными уроками на формирование волевых и двигательных качеств. В фольклорном наследии дагестанцев примеров специальных занятий на выполнение чисто физических упражнений встречается предостаточно. Содержание физического воспитания в народной педагогике обусловливается конкретными воспитательными задачами, позволяющими четко определить народный идеал физического совершенства.
Примечания
1. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. - 276 с. 2. Гаджиева С.Ш. Кумыки. - М„ 1961. - 233 с. 3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 2004. - 312 с. 4. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. - Махачкала, 1 968. - 1 74 с. 5. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М., 1987. - 344 с. 6. Магомедов P.M. Легенды и факты. - Махачкала, 1969. - 219 с. 7. Очерки истории Дагестана. Т.1. - Махачкала, 1957. - 289 с.
УДК 378.02:372.8
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
©zoos керимова А.В.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье рассматриваются некоторые аспекты подготовки студентов педагогических вузов к экологическому образованию детей дошкольного возраста. Предлагаемая методика включает: взаимосвязь методической подготовки с экологическим образованием студентов; отбор учебного материала, соответствующего современным тенденциям развития методической науки и содержанию профессиональной готовности студентов к экологическому образованию детей; комплексное использование форм методической подготовки.
Some pedagogical aspects of students'training at pedagogical high schools for ecological education of preschool children are considered in the article. The proposed methods of students' training for ecological education of preschool children expects: interrelations between methodical training and students' ecological education; the selection of the scholastic contents, corresponding to modern trends of the