сенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе, в этих учреждениях составило 72,4%. Исследования проводились в ДЮСШ, СДЮСШОР и секциях по видам спорта при образовательных учреждениях и спортивно-досуговых организациях, в которых основное требование к занимающимся - отсутствие противопоказаний к занятиям тем или иным видом спорта.
Также отметим, что вторая группа здоровья абсолютно преобладает среди детей независимо от типа образовательного учреждения и возраста занимающихся. Распределение по группам здоровья в зависимости от пола не выявило существенных различий, во всех группах было приблизительно равное соотношение девочек и мальчиков (р > 0,05, I = 0,875). В разрезе пространственной локализации также не было обнаружено значимых различий между детьми (р > 0,05, I = 1,112). Среди детей, проживающих в Центральном федеральном округе (г. Москва и Московская обл.), 34,6% отнесены к основной группе, в Южном федеральном округе (КБР, Краснодарский край) таких детей оказалось 39,8%.
Различия были зафиксированы в структуре заболеваемости, так, в г. Москве и Московской обл. преобладали болезни органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, а в Южном федеральном округе чаще встречались заболевания органов дыхания и эндокринной системы (рис. 2).
Таким образом, отмеченные негативные тенденции (увеличение числа детей, имеющих различные заболевания, снижение уровня их физической подготовленности и физического развития) стимулируют поиск новых эф-
фективных подходов к организации образовательно-воспитательного процесса во всех звеньях образовательно-воспитательной системы, включая ступень семейного воспитания.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2005. 23 с.
2. Апанасенко Л. Г. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. СПб.: МГП Петрополис, 1992. 123 с.
3. Безруких М. М. Как получить пятерку за здоровье. Тула: Арктоус, 1996. 78 с.
4. Муравов И. В. Физическая культура и активный отдых в разные возрастные периоды. Киев: Здоровье, 1973. 131 с.
5. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.
6. Ким Т. К. Взаимодействие образовательного учреждения и семьи при организации физического воспитания детей и учащейся молодежи. М.: НУ ОАОУ, 2008. 208 с.
7. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
гуманизация медицинского образования
как условие становления профессиональных ценностных ориентаций студентов
медицинского колледжа
HUMANIZATION OF MEDICAL EDUCATION AS A CONDITION OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL VALUES OF THE MEDICAL STUDENTS
Е. А. Бобер
В статье освещаются аспекты гуманизации медицинского образования, которая приобретает особую значимость на рубеже веков в связи с изменившимися социально-экономическими условиями в России. Доказывается необходимость гуманизации образования для становления профессиональных ценностных ори-ентаций студентов медицинского колледжа.
Ключевые слова: гуманизация, гуманизация медицинского образования, среднее профессиональное образование.
E. A. Bober
Humanization of medical education gets the special importance on a boundary of centuries in connection with the changed social and economic conditions of Russia. Humanization of medical education is necessary for the formation of professional values of the medical students as the patient should be assured not only of professional abilities of medical workers, but also in their decency, honesty, kindness and mercy.
Keywords: the humanization, the humanization of medical education, professional education.
Модернизация отечественной системы здравоохранения актуализирует проблему модернизации системы непрерывного медицинского образования, и в частности среднего профессионального образования (СПО) в области медицины.
Исторически сложившаяся традиция обновления профессиональной подготовки специалистов медицинского профиля ориентирует инновационные процессы главным образом на содержание образования, характер которого должен с максимальной оперативностью отражать соответствующий уровень развития медико-биологических наук. В меньшей степени изменения в системе медицинского образования затрагивают образовательные технологии и методы обучения.
Вместе с тем содержание и технологии образования -всего лишь часть многофункциональной и сложной по структуре системы СПО, влияющей на качество подготовки специалистов. Для того, чтобы выпускники средних профессиональных образовательных учреждений быстро и успешно адаптировались к своей профессиональной деятельности, медицинское образование должно быть максимально адаптировано к существующей системе здравоохранения, процессам ее реформирования и тенденциям ее развития.
Важным направлением в реализации новой стратегии развития медицины и медицинского образования должна стать гуманизация СПО, являющаяся важной составной частью социальной политики государства [1].
Процесс гуманизации образования является в этой парадигме основным стратегическим направлением деятельности СПО, поэтому использование термина «гуманизация» в таких нормативных документах, как Закон РФ «Об образовании», «Концепция непрерывного образования», «Положение о базовой средней общеобразовательной школе» и концепция общего среднего образования, «Концепция реформирования системы образования» и другие, является неслучайным. Это закономерный процесс.
Мы исходим из того, что профессиональные ценностные ориентации - многокомпонентное образование, выступающее важной качественной особенностью личности, следовательно, при разработке педагогических условий их формирования мы учитывали закономерности развития личности будущего медицинского работника, организацию деятельности, направленную на развитие целостного процесса становления профессиональных ценностных ориен-таций личности в структуре профессиональной подготовки.
Мы считаем, что гуманизация процесса образования и воспитания является главным и системообразующим педагогическим условием становления профессиональных ценностных ориентаций будущего медицинского работника, поскольку именно идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» квалифицированных кадров, а с общим духовно-нравственным и профессиональным развитием личности. Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании систематических знаний, умений и навыков. Именно такое понимание цели образования послужило
причиной его дегуманизации, которая проявлялась в длительном господстве «знаниевой парадигмы образования».
Сегодня одной из первостепенных задач современной педагогики является выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества. Ее решение связано с рассмотрением ценностных аспектов образования и воспитания, его «человеческого измерения».
В ФГОС СПО отражен эталон личности будущего специалиста, который включает в себя чувство собственного достоинства, высокую гражданственность, толерантность, ориентацию на социальное и профессиональное самоопределение и самореализацию, способность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.
В настоящее время необходимы специалисты, имеющие широкую общенаучную подготовку. Они должны понимать содержание смежных профессий, уметь вести глубокие теоретические и экспериментальные исследования в своей области, обладать навыками поисковой работы и, что особенно важно для специалистов в области медицины, должны обладать такими качествами, как доброжелательность, тактичность, терпимость, сострадание, чуткость [2].
Понятие «гуманизация» происходит от термина гуманизм (лат. Ьштапи$ 'человечный'). В философском словаре гуманизм определяется как совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, его ценность как личности, заботу о благе людей, их всестороннем развитии, о создании благоприятных для человека условий общественной жизни [3].
Гуманизм - исторически сменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки деятельности социальных институтов, принцип равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
Особое значение гуманизация образования имеет для студентов, получающих квалификацию в области профессий группы «человек - человек», к которой относится и профессия медицинского работника.
Принимая во внимание важнейшую роль в современном обществе самой массовой из медицинских профессий - профессия медицинской сестры, мы считаем, что этической основой профессиональной деятельности медицинской сестры является гуманность и милосердие. Медицинская сестра обязана оказывать пациенту качественную медицинскую помощь, отвечающую принципам гуманности и профессиональным стандартам. Медицинская сестра постоянно находится рядом с пациентом, именно от нее зависит во многом не только уход за пациентом, но и в конечном итоге его выздоровление. Сфера деятельности медицинской сестры широка и многогранна. Это и здоровый человек с его проблемами, и окружающая среда, и профилактика заболеваний, и больной человек - обеспечение надлежащего сестринского ухода за ним, и, наконец, социально-психологические проблемы человека. В связи с этим изменяется и подготовка медицинских сестер.
Медицина является сложным социокультурным явлением, состоящим из трех компонентов: медицинских зна-
ний, медицинской деятельности и институтов, при помощи которых эта деятельность реализуется.
Медицина, как одна из наук о человеке, принципиально не может быть лишена гуманности. В эпоху научно-технического прогресса в результате колоссальных достижений в области медицины появились новые негативные этические проблемы: дегуманизация, падение морали и нравственности [4].
Так, например, Л. В. Музалевская пишет: «Репутация людей в белых халатах неуклонно падает. Тысячелетняя традиция нерушимого доверия между пациентом и медицинским работником уступает место новому виду отношений: на место исцеления приходит сумма манипуляций, менеджмент вытесняет заботу о больном; искусство выслушивать пациента заменяется медицинскими технологиями» [5].
Именно поэтому реалии современной жизни настоятельно диктуют необходимость обращения к проблемам гуманности, нравственности. На первый план, наряду с профессиональным мышлением, выдвигаются требования к гуманистическому профессиональному сознанию и личности специалиста как к человеку, занимающему особую позицию - позицию оказания помощи, личной ответственности и участия в судьбе пациента. Многие авторы, К. А. Абульханова-Славская, А. А. Бо-далев, А. А. Деркач, Н. В. Кузьмина, Н. А. Рубакин, В. А. Сласте-нин, отмечают, что становление гуманистического сознания современного специалиста непосредственно связано с развитием социально и личностно ценных компонентов - мировоззрения в целом и системы ценностных отношений, нравственного, профессионального, эстетического, правового, экологического и других компонентов культуры в частности [6].
Гуманизация СПО является одним из основных направлений подготовки студентов медицинских колледжей. Система знаний о правах человека активизирует социальную позицию студентов, обогащает шкалу ценностей, формирует нравственность и тем самым усиливает проявление гуманитарной парадигмы в практике деятельности будущих специалистов, их профессионально-образовательной подготовке.
В связи с этим в целях совершенствования среднего профессионального медицинского образования важное место отводится созданию истинно гуманистической системы воспитания студенческой молодежи, формированию интеллектуально развитой, творческой, гуманной личности будущего специалиста. Помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих специальность, выделяют такие наиболее значимые личностные качества медицинского работника, как гуманность, педагогический такт, моральная чистота, познавательная активность, самостоятельность, инициативность, педагогическая этика, общечеловечность, исполнительность, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, организованность, настойчивость, работоспособность, творчество, оригинальность, профессиональное мастерство.
Главной целью гуманизации среднего профессионального медицинского образования является обеспечение направленности образовательного процесса на формирование личности специалиста гуманистической ориентации, на становление его профессиональных ценностных ориен-таций, для которого характерно мировосприятие, основанное на ценности человека, приоритетах его жизни и непо-
вторимости, способность применять гуманитарные методы исследования в решении профессиональных задач.
Поэтому одна из главных целей среднего профессионального медицинского образования - не только научить и обеспечить профессиональное развитие специалиста, но и обеспечить становление его профессиональных ценностных ориентаций.
Важная роль в решении задач гуманизации образовательного процесса отводится гуманитарным дисциплинам. В связи с этим немаловажное значение приобретает методика преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском колледже, где гуманитарные науки значительно отличаются от профильных предметов. Общей целью преподавания гуманитарных дисциплин в СПО является формирование необходимого комплекса знаний по проблемам развития человека, его взаимоотношения с социальной и природной средой, подготовка к будущей профессии. Гуманитарные дисциплины должны помочь будущим специалистам познать общество на разных этапах его истории, осмыслить феномен культуры, смысл своего существования, другого человека. Поэтому высшей целью преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском колледже является становление профессиональных ценностных ориентаций студентов. Следует заметить, что важным является необходимость создания особой среды, в которой реализовался бы внутренний духовно-нравственный потенциал будущего медицинского работника [4].
Таким образом, процесс гуманизации не сводится только к гуманитаризации учебного процесса, а включает в себя воспитание будущего медицинского работника как личности в ходе изучения всех наук и с помощью личного примера преподавателя.
список источников и литературы
1. Шкиндер В. И. Проблемы гуманизации высшего профессионального медицинского образования: теоретико-методологический аспект // Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы проф. деятельности и инновации в подготовке кадров: сб. материалов 2-й Межрегион. науч.-практ. конф. 17—19 ноября 2009 г. / под ред. К. В. Кузьмина. Екатеринбург, 2009. 386 с. С. 115—125.
2. Решетникова Е. В. Роль «помогающих профессий» в процессе социализации гуманизма // Материалы еже-год. науч.-практ. конф., посвящ. 5-летию образования ф-та социал. наук ИрГУ. Иркутск, 2003. С. 56.
3. Философский словарь / под. ред. И. Т. Фролова. М.: Республика, 2001. 720 с.
4. Денисов И. Н. Высшее медицинское образование: эволюция, проблемы, перспективы. М.: Изд-во ММСИ, 1998. 112 с.
5. Музалевская Л. В. Решение проблемы гуманизации медицины в рамках реформы сестринского образования // Методологическое обеспечение современных философских проблем: сб. науч. тр. 2006. Вып. 5. С. 213-226.
6. Девятова С. В., Купцов В. И. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования // Социально-политический журнал. СПб.,1996. № 1. С. 125-132.