Галустов В. У.
РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА В ГАРМОНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Европейское экономическое сообщество (далее ЕЭС) было создано в 1957 году - как союз европейских государств. Состав членов ЕЭС с момента образования до настоящего времени увеличился с 6 до 15 стран. Сейчас в него входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.
Главными задачами при создании ЕЭС было обеспечение свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; единых таможенных правил; гармонизации права.
Одной из задач ЕЭС является гармонизация различных систем бухгалтерского учета стран-членов ЕЭС. Идея гармонизации заключается в согласовании (гармонии) методологий учета различных стран. В 1961 году в целях ре-
шения поставленной задачи ЕЭС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета.
Для поощрения финансовой деятельности и активизации усилий по накоплению капитала эксперты ЕЭС занимаются решением проблемы согласованности учета в рамках сообщества, что является частью более широкой программы унификации общих принципов экономической деятельности. В рамках этой программы ЕЭС опубликовано ряд Директив, представляющих собой в некотором роде свод законов сообщества, которые страны-участницы должны интегрировать в системы своих национальных законов. Разработкой Директив занимается Европейская Комиссия, которая является исполнительным органом при Совете Министров ЕЭС и Европейском Парламенте.
Усилия ЕЭС в этом направлении уникальны, так как их реализация может кардинально изменить условия функционирования бизнеса в Европе.
За годы своей деятельности ЕЭС выпустило несколько Директив в области корпоративного законодательства (табл. 1).
Так как гармонизация учета и отчетности опирается на законодательную основу, исполнение требований Директив ЕЭС является обязательным для всех компаний.
Наиболее существенное влияние на систему бухгалтерского учета и формирование финансовой отчетности европейских стран оказали 4-я и 7-я Директивы ЕЭС, принятые, соответственно, в 1978и 1983гг.
Можно считать, что гармонизация бухгалтерского учета в ЕЭС началась с принятия 4-й Директивы 25 июля 1978 г. о годовой отчетности компаний с ограниченной ответственностью. Эта Директива относилась к почти 3 миллионам
компаний с ограниченной ответственностью. Она содержит основные положения финансового учета, обязывает предприятия вести бухгалтерский учет по системе двойной записи, составлять отчетность и официально раскрывать особенности своей учетной политики. Она требовала, чтобы эти компании составляли годовую отчетность, которая бы давала достоверную и правдивую картину состояния активов компании, ее обязательств, финансового положения, прибылей или убытков.
Директива определяет следующие принципы организации бухгалтерского учета:
- непрерывность функционирования (компания должна вести свой бизнес так, чтобы он продолжался и в дальнейшем);
- принцип единого подхода (методы определенных стоимостных показателей, применяемые в компании, не должны меняться от одного финансового года к другому);
Таблица 1
Директивы ЕЭС
№ Директивы ■ Содержание
1 Основные положения по регистрации и публикации основной информации о компаниях.
2 Порядок создания компаний с ограниченной ответственностью, поддержка и функционирование их капитала.
3 Порядок слияния компаний внутри государства-члена ЕЭС. Учет при слиянии.
4 Основные требования к способам оценки, порядку составления и . составу публикуемой отчетности.
5 Основные направления проведения годового аудита, обеспечение независимости аудиторов, оплата аудиторов.
6 Состав аналитической информации для акционерных компаний открытого типа.
7 Особенности учета и отчетности в корпорациях; консолидированная отчетность.
8 Подготовка аудиторов и их профессиональная компетентность. Этические нормы аудита.
9 Основные вопросы формирования групп компаний. Меры по защите меньшинства группы.
10 Международное слияние компаний.
11 Раскрытие информации о зарубежных отделениях компаний.
-принцип благоразумия (должны учитываться только те доходы, которые отражены в балансовом отчете);
-принципы начисления (бухгалтерский учет должен учитывать поступления и расходы, относящиеся к данному финансовому году независимо от фактической даты получения поступлений или совершения платежей);
-принцип раздельности (определение стоимостных показателей по статьям активов и пассивов должно производиться раздельно); •
-принцип соответствия (начальный балансовый отчет последующего финансового года должен соответствовать итоговому балансовому отчету за предыдущий финансовый год),
4-я Директива стандартизирует требования, которым должны удовлетворять две основные формы отчетности любого зарубежного предприятия -бухгалтерского баланса и отчета о прибылях (убытках). При этом Директивой установлен гибкий подход к построению отчетности. Предусмотрены четыре возможных варианта отчета о прибылях (убытках) и два варианта баланса (Приложение 3). Отличия вариантов незначительны. В основном они касаются классификаций, отражаемых в отчетах показателей, группировок и распоряжений. Содержание различных вариантов отчетных форм в целом обеспечивает сопоставимость данных. Выбор того или иного варианта отчета зависит, главным образом, от размера предприятия и типа собственности.
Основные отличия, касающиеся формы бухгалтерского баланса, заключаются в расположении составляющих его групп показателей (разделов). Так, в Великобритании баланс традиционно строится по принципу:
Активы - Обязательства = Собственный капитал.
В других странах Европы принято придерживаться следующего баланса:
Активы = Обязательства + Собственный капитал.
Отчеты о прибылях (убытках) отличаются друг от друга либо различны-
ми подходами к классификации затра; (по их экономическому содержанию шля функциональному назначению), либст расположением показателей (по вертикали :
Традиционно большинству европейских стран присущ горизонтальный формат отчета о прибышях (убытках) с отражением затрат по их экономическому содержанию. 4-я Директива рекомендует вертикальный формат отчета и группировкой затрат по их функциональному назначению.
Специальный параграф 4-й Директивы посвящен приложениям, которые должны дополнять отчетность. В приложении отражается информация о тех учетных методах, которые применялись предприятием при оценке стоимости активов, при исчислении амортизации, а, также обороты в разрезе основных видов деятельности и географических рынков и т.д.
В настоящее время 4-я Директива применяется уже всеми странами-участницами. Недавние исследования, проведенные Федерацией Европейских бухгалтеров (FEE), показали, что после введения в действие этой Директивы качество финансовой отчетности ЕЭС значительно улучшилось и возросла сопоставимость отчетности, по крайней мере, по тем позициям, которые были конкретно отмечены в этой Директиве. 4-я Директива служит основой для появления ряда других Директив в области бухгалтерского учета, которые были утверждены Советом Министров.
Это, прежде всего, 7-я Директива от 13 июня 1983 г., основные положения которой посвящены составлению консолидированной отчетности транснациональных корпораций, аудиторским проверкам, порядку придания гласности отчетности компаний.
В этой Директиве излагаются требования к составлению консолидированной финансовой отчетности и консолидированному годовому отчету правления тех предприятий (головных), которые обладают законной властью контроля над другими предприятиями (дочерними).
В отношении структуры и содержания консолидированной отчетности, а также правил проведения оценки делаются ссылки на соответствующие положения 4-й Директивы.
Согласно 7-й Директиве, консолидация необходима при наличии большинства голосующих акций; когда, помимо владения акциями, есть право назначать или отстранять большую часть членов совета директоров; так как, согласно договору о контроле, оказывает доминирующее влияние, даже если нет владения акциями; когда, помимо владения акциями, есть большинство голосующих прав.
7-я Директива ЕЭС разрешает государствам-членам . ЕЭС требовать консолидации, если есть соучастие и фактическое доминирующее влияние или объединенное руководство. Важным исключением является положение о том, что родительская компания не обязана представлять консолидированный отчет при условии, что она не является зарегистрированной на фондовой бирже и одновременно является полностью зависимой структурой у компании из другой страны ЕЭС.
Исключения могут также предоставляться финансовым компаниям-холдингам и небольшим группам. Отдельные зависимые компании могут освобождаться от подачи консолидированного бухгалтерского отчета по следующим основаниям:
- из-за отсутствия необходимости;
- по строгим долговременным ограничениям на ведение контроля;
- когда получение необходимой информации требует неоправданно высоких издержек или большого времени;
- когда акции дочерней компании приобретались исключительно для перепродажи;
- когда разные виды деятельности у дочерней и у материнской компаний.
При подготовке пакета консолидированной документации используются 4 метода, при помощи которых холдинговая компания может включить бухгалтерские документы зависимой компании
в консолидированные бухгалтерские отчеты:
1) метод приобретения, или поглощения (присоединение активов и пассивов зависимой компании):
2) «объединение интересов», или метод слияния (присоединение путем постепенного обмена акций открытой акционерной компании, в результате чего, по крайней мере, 90 % всех акций попадают в руки компании-приобретателя) ;
3) расчет чистой стоимости капитала за вычетом обязательств - частный метод консолидации (в групповом бухгалтерском отчете отдельной строкой показываются инвестиции в компанию-получателя, а также корректировка величины прибыли или убытков компании-получателя, показываемых ежегодно в отношении акций группы);
4) пропорциональный метод (групповые бухгалтерские отчеты включают только пропорциональную часть стоимости статей из документов компании-получателя инвестиций, соразмерных по величине доле инвестора в компании-получателя).
В приложениях к консолидированной отчетности должны отражаться показатели, оказывающие существенное влияние на объективность оценки финансового положения материнской и дочерних компаний. Это финансовые обязательства, их имущественное обеспечение, наиболее дорогостоящие контракты и инвестиции и др.
Данные консолидированной отчетности должны быть доступны широкому кругу заинтересованных лиц, поэтому обязательным является опубликование бухгалтерского баланса, отчета о прибылях (убытках) и других форм в их консолидированном виде.
Консолидированная отчетность должна подвергаться регулярным аудиторским проверкам.
В 2000 г. Европейская комиссия заявила о том, что она рассматривает МСФО как подходящую основу для гармонизации финансовой отчетности внутри Европейского Экономического Союза, что позволит отказаться со вре-
менем от применения европейских директив по учету и отчетности. Некоторые государства-участники ЕЭС решили привести в соответствии с МСФО свои национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности.
Реорганизация Комитета по международным стандартам финансовой от-
четности, изменение подхода к разработке и внедрению МСФО, концепция «конвергенции» активно способствуют повышению интереса к международным стандартам. В настоящее время Европейская комиссия рассматривает возможность перехода на МСФО, начиная с отчетности за 2007 г.