Научная статья на тему 'Регулирующие процессы глобализации и тенденции корпоративной отчетности'

Регулирующие процессы глобализации и тенденции корпоративной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
327
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / КОРПОРАЦИЯ / СТАНДАРТ / ДИРЕКТИВА / КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / КАПИТАЛ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ключников С. В.

Рассмотрены роль и проблемы процессов глобализации мировой экономики, учетной интеграции мировых систем, влияющих на формирование корпоративной отчетности, ее сопоставимости, а также необходимость глобализации финансовых рынков, нуждающихся в единых стандартах корпоративной отчетности и выступающих связующим звеном между эмитентами и инвесторами, обеспечивающих эффективное функционирование корпоративного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирующие процессы глобализации и тенденции корпоративной отчетности»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 336.146

регулирующие процессы глобализации и тенденции корпоративной отчетности

С. В. КЛЮЧНИКОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета E-mail: Seklyuchnikov@yandex. ru Саратовский государственный социально-экономический университет

Рассмотрены роль и проблемы процессов глобализации мировой экономики, учетной интеграции мировых систем, влияющих на формирование корпоративной отчетности, ее сопоставимости, а также необходимость глобализации финансовых рынков, нуждающихся в единых стандартах корпоративной отчетности и выступающих связующим звеном между эмитентами и инвесторами, обеспечивающих эффективное функционирование корпоративного капитала.

Ключевые слова: глобализация, интеграция, корпорация, стандарт, директива, корпоративная отчетность, консолидация, экономический процесс, капитал, рынок.

В современных экономических условиях ведение бизнеса на международном уровне будет практически невозможно без использования единых учетных нормативов.

Во многих странах мира в течение десятилетий существовали свои собственные требования к учету и отчетности. С образованием и развитием общего рынка возникла необходимость найти единый, общий подход путем гармонизации национальных стандартов. Основным препятствием на пути гармонизации стандартов учета и отчетности

является борьба за национальный суверенитет и нежелание менять существующие внутри каждой страны свои собственные стандарты.

Основу глобализации, охватывающей в настоящее время разные стороны развития современного мирового сообщества, составляют экономические процессы сближения стран, глобализация экономики. Термин «глобализация» появился сравнительно недавно (в начале 1980-х гг.). Усиление взаимозависимости экономик происходило в течение всего XX в., но существенно интенсифицировалось в его конце.

Существуют различные точки зрения среди ученых по возникновению и использованию термина «глобализация». Отдельная группа считает родиной данного термина Гарвардский университет. В 1983 г. Т. Левитт в статье, опубликованной в журнале Harvard Business Review, употреблял этот термин для характеристики феномена слияния рынков продуктов, производимых транснациональными корпорациями.

Другие ученые полагают, что категория «глобализация» впервые использовалась американскими социологами, в частности Дж. Маклином, который призывал понять исторический процесс

усиления глобализации социальных отношений и дать ему объяснение.

Характеризуя глобализацию как новое явление, которому присущи черты современной экономики, отдельные авторы полагают, что начало процесса было положено в последней четверти XX в. Причем глобализация рассматривается ими как более высокая стадия интернационализации, как качественно новый шаг по сравнению с ней.

Значительную роль в процессах глобализации играет развитие так называемой «новой экономики», т. е. создание информационно-коммуникационных систем, связывающих производителя и потребителя; позволяющих управлять крупными международными комплексами из единого центра; ускоряющих процессы движения капитала; обеспечивающих либерализацию сферы международных экономических отношений и перехода к открытой экономике.

Очевидно и то, что глобализация экономических процессов способствует интеграции бухгалтерского учета и отчетности крупных корпоративных образований, рассматриваемой в настоящее время с точки зрения двух подходов — гармонизации и стандартизации.

Гармонизация в течение длительного времени осуществлялась Европейским сообществом (ЕС), путем разработки директив ЕС и включения их основных положений в национальное законодательство стран. Стандартизация учетных процедур предполагает унифицированный набор стандартов, применимых к использованию в любой стране.

В настоящее время созданы и функционируют множество международных организаций, сотни транснациональных корпораций, производящих высокотехнологичную продукцию и объединяющих научный, производственный и финансовый капитал.

Интернационализация экономических отношений приводит к созданию корпораций со смешанным капиталом, привлечению в национальные экономики иностранных инвестиций и кредитов. На мировые рынки капитала самостоятельно и с привлечением иностранных инвестиций выходят национальные компании различных стран.

Процесс интернационализации бизнеса предполагает информированность его участников на стадиях вложения финансовых ресурсов,

их обращения и определения финансовых результатов.

Проблемы, возникающие в процессе глобализации экономик различных стран, повышают требования к информации, отражающей финансовое положение и финансовые результаты деятельности хозяйственной деятельности корпорации. Усиливается значение информационной функции отчетности, обеспечивающей эффективную конкуренцию на рынке капитала. Учетная информация превращается в производственный фактор, рационализирующий использование капитала.

Не вызывает сомнения, что участники рынка заинтересованы в получении прозрачной отчетности, сформированной по единым принципам и позволяющей принимать обоснованные экономические решения, а рынок капитала — обеспечивать инвесторов в возможности финансирования надежных и доходных компаний, предоставляющих сопоставимую отчетность, составленную по единым нормам.

Однако существенные различия концептуальных принципов формирования отчетности в разных странах приводят к несопоставимости отчетности, непонятности ее заинтересованными пользователями и невозможности принятия экономических решений.

Глобализация финансовых рынков нуждается в единых стандартах корпоративной отчетности, выступающей связующим звеном между эмитентами и инвесторами и обеспечивающей эффективное функционирование корпоративного капитала. Давно возникла необходимость интеграции в учетной сфере, минимизирующей различия в правилах подготовки и представления информации национальными системами отчетности.

Решение проблем глобальной учетной интеграции на международном уровне обеспечит однозначные выводы о результатах деятельности и финансовом положении корпораций, сопоставимость корпоративной отчетности, сократит затраты на ее составление; повысит методологический уровень бухгалтерского учета; активизирует оборот капитала; усилит действенность социального контроля за многонациональными корпорациями; позволит оптимально распределять мировые ресурсы.

Одним из аргументов в пользу глобальных стандартов отчетности является снижение затрат

на подготовку корпоративной отчетности. Согласно некоторым оценкам, каждая из примерно 200 европейских компаний, котирующихся на фондовых биржах в США, тратит до 10 млн долл. США ежегодно на соблюдение требований, касающихся приведения ее отчетности в соответствие с общепризнанными принципами бухгалтерского учета США.

Активизируя необходимость публичной отчетности, стимулируя развитие ее информационной функции, рынок не способен обеспечить нормального обращения учетной информации корпораций через взаимодействие спроса и предложения.

Регулирование единой глобальной отчетности корпораций может исходить от государственных органов и общественных организаций, но в любом случае основополагающие правила должны быть сформированы и формализованы.

Одной из целей, в частности ЕС, является создание единой сферы для предпринимательской деятельности путем гармонизации законодательства о компаниях и налогообложении, а также создание общего рынка капитала. В каждой стране может существовать национальная модель организации учета и система регулирующих ее стандартов, не противоречащая аналогичным стандартам в странах — членах ЕС.

Формированием концепции развития учета в странах ЕС занимается специально сформированная исследовательская группа по проблемам учета и отчетности. Необходимо отметить, что вплоть до настоящего времени корпоративная финансовая отчетность в разных странах имеет определенные различия, обусловленные экономическими, политическими и социальными факторами. В связи с этим возникают осложнения для анализа информации и принятия решений пользователями.

Европейское сообщество, или общий рынок, является объединением государств, которые стремятся к политическому и экономическому единству при частичном отказе от своих национальных суверенитетов.

Существуют соглашения и директивы в различных сферах деятельности являющиеся основой политического и экономического единства стран государств — членов ЕС.

Директивы и регламенты являются обязательными для применения государствами

— членами ЕС, тем не менее формы и методы их выполнения предоставлены на рассмотрение отдельных стран с учетом существующих условий и возможностей.

Правоотношение в сфере бухгалтерского учета в ЕС, в частности консолидации финансовой отчетности, регламентируются следующими директивами:

• Четвертой директивой 78/660/ЕЭС, договором о годовой отчетности отдельных видов обществ от 25.07.1978;

• Седьмой директивой 83/349/ЕЭС, договором о консолидированной отчетности от 13.06.1983;

• Директивой 86/635/ЕЭС относительно годовых отчетов и консолидированных отчетов банков и других финансовых учреждений от 08.12.1986;

• Директивой 91/674/ЕЭС о годовой отчетности и консолидированной отчетности страховых компаний от 19.12.1981;

• Регламентом (ЕС) 1606/2002 Европейского парламента от 19.07.2002.

С целью согласования законодательства, которым регулируется порядок составления, представление и публикации консолидированных отчетов в государствах — членах ЕС, была разработана Седьмая директива о консолидированных отчетах, которая основывается на ст. 54 (3) Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (83/349/ЕЭС).

Седьмая директива 83/349/ЕЭС представляется со вступления, в котором представлены обоснования принятия директивы, из шести основных частей: условия для составления консолидированных отчетов; составление консолидированных отчетов; консолидированный годовой отчет; аудиторская проверка консолидированных отчетов; обнародование консолидированных отчетов; переходные и заключительные положения.

Согласно ст. 36 Седьмой директивы 83/349/ ЕЭС консолидированные отчеты должны предоставлять правдивый и справедливый обзор об активах и обязательствах, финансовом состоянии и финансовых результатах всех консолидированных компаний, которые рассматриваются как единое целое.

Указанная консолидация нуждается в полном объединении активов и обязательств, а также доходов и расходов этих компаний методом

полной консолидации и отдельного раскрытия информации об интересах лиц за пределами этих компаний.

В Директиве 83/349/ЕЭС определено, что консолидированная отчетность состоит из консолидированного баланса, консолидированного отчета о прибылях и убытках, примечаний к финансовой отчетности. Тем не менее государства — члены ЕС могут разрешать или требовать включения дополнительно к консолидированной отчетности других отчетов.

Форматы представления консолидированного баланса, консолидированного отчета о прибылях и убытках, примечаний к консолидированной отчетности отвечают требованиям формата представления годовых отчетов, определенных в статьях Четвертой директивы 78/660/ЕЭС с учетом основных корректировок, которые вытекают из особых свойств консолидированных отчетов.

Но, поскольку директивы ЕС определяют лишь общие требования к составу, содержанию и представлению консолидированных финансовых отчетов, в законодательных актах стран — участниц ЕС возникает много расхождений относительно оценки, представления и раскрытия информации в консолидированных финансовых отчетах.

Результаты анализа уровня гармонизации законодательства 15 стран — членов ЕС относительно консолидации корпоративной финансовой отчетности по состоянию на 01.01.2009 свидетельствуют, что такие страны, как Австрия, Бельгия, Греция, Люксембург, Германия и Франция, не предусматривают составления дополнительных консолидированных отчетов. Законодательство Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Нидерландов, Португалии, Финляндии, Швеции предусматривает составление дополнительных консолидированных отчетов, как правило, консолидированного отчета о движении денежных средств. Метод полной консолидации активов и обязательств, а также дохода и расходов применяется всеми государствами — членами ЕС. Тем не менее порядок составления консолидированных отчетов в государствах — участниках ЕС имеют различия. Так, например, в законодательстве Великобритании, Дании, Ирландии, Испании, Нидерландов и Швеции не предусмотрено применения требований (разрешения) Седьмой директивы:

• взаимозачета балансовой стоимости акций (долей) в капитале компаний, включенных в консолидацию, пропорционально доле, в которой они представлены в капитале и резервах этих компаний;

• осуществление зачета на основе балансовой стоимости на дату, когда эти компании были включены в консолидацию впервые. Зачет на основе справедливой стоимости

идентифицированных активов и обязательств на дату приобретения акций или в результате приобретения в два или больше этапов на дату, когда компания получила статус дочерней, не разрешается законодательством Греции и Италии.

Соблюдение методов консолидации от одного финансового года к другому (принцип последовательности) предусмотрено законодательством всех стран — членов ЕС. Законодательство стран Великобритании, Дании, Ирландии, Нидерландов, Финляндии и Швеции запрещает составление консолидированной отчетности на какую-либо другую дату.

Требование или разрешение в консолидированных отчетах оценивать активы согласно национальным стандартам предусмотрено в законодательствах большинства государств — членов ЕС (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Испания, Германия, Португалия, Финляндия, Швеция).

Применения метода пропорциональной консолидации требует законодательство Франции и не разрешает законодательство Греции. Применение метода участия в капитале для отображения инвестиции компании, которое имеет существенное влияние на политику неконсолидированной компании в консолидированном балансе, предусмотрено законодательством всех государств — членов ЕС. Также законодательство всех государств — членов ЕС содержит требование публикации консолидированных финансовых отчетов.

На основе проведенного исследования законодательных требований относительно формирования показателей корпоративной отчетности группы компаний как единой экономической единицы можно, на взгляд автора, сделать следующие выводы.

С одной стороны, в странах ЕС приняты и применяются директивы, которые определяют правоотношения в сфере бухгалтерского учета,

в частности консолидации финансовых отчетов; директивы 83/349/ЕЭС и 78/660/ЕЭС не устанавливают унифицированных правил составления консолидированной отчетности, а определяют лишь минимальные требования относительно порядка составления консолидированных отчетов, объема, оценки и представления информации в консолидированном балансе, консолидированном отчете о прибылях и убытках, а также в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности; государства — члены ЕС могут утверждать различные приложения и более детализированные правила представления и раскрытие информации в консолидированной финансовой отчетности.

С другой, продолжают сохраняться существенные расхождения в подходах государств — членов ЕС к условиям и порядку составления консолидированных финансовых отчетов. Директивы не обеспечили уровня прозрачности финансовой информации, необходимой для развития внутреннего рынка в сфере финансовых услуг.

Для улучшения функционирования внутреннего рынка в сфере финансовых услуг согласно регламенту (ЕС) № 1606/2002 Европейского парламента от 19.07.2002 за каждый финансовый год начиная с 01.01.2005 общества, которые регулируются национальным правом государств — членов ЕС, обязаны готовить свою консолидированную отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), если на дату составления баланса их ценные бумаги разрешены к продаже на регулированном рынке любого государства — члена ЕС.

Обладая несомненными преимуществами, МСФО также не лишены недостатков, которыми являются обобщенный характер, предусматривающий большое разнообразие в методах учета, отсутствие подробных интерпретаций и примеров использования МСФО в конкретных ситуациях. Поэтому активная подготовка интерпретаций, позволяющих конкретизировать отдельные положения МСФО в практической деятельности, является одним из приоритетных направлений деятельности Совета по международным стандартам финансовой отчетности.

Некоторые специалисты считают, что масштабы гармонизации ограничены, например, действием таких факторов, как национальное

налоговое законодательство, различиями уровнями экономическою развития и образования. По мнению других, международные стандарты бесполезны, а их создание — это дорогостоящее копирование национальных стандартов.

Высказывается суждение, что необходимость в МСФО в будущем отпадет благодаря деятельности финансового рынка, который сам будет заказывать и получать необходимую финансовую информацию, сводя на нет функции международной бухгалтерской организации.

Гармонизация учета на общемировом уровне постоянно сталкивается с многообразием традиций и тенденций развития учета и отчетности различных стран. Безусловно, учет и отчетность являются продуктом социально-экономических условий и поэтому для каждой страны важно наличие системы определенных стандартов, совместимых с той средой, в которой они применяются.

Глобализация экономических процессов, динамизм мирового финансового рынка, мобильность товаров, капиталов и рабочей силы, увеличение доли интеллектуального труда, трансформация условий производства, внедрение новейших технологий оказывают непосредственное влияние на концепции, составляющие основы теории формирования учета и отчетности, в части обоснования новых учетных объектов, а также методы регистрации и отражения хозяйственной деятельности. В качестве современных объектов выступает интеллектуальная собственность, оформленная через правовые институты, имеющая условную товарную форму, посредством правообладания, и не подлежащая отчуждению в полном соответствии с рыночными законами, так как отчуждаются не результаты творчества, а права на их использование.

Интенсивное развитие транснациональных корпораций и мировых финансовых рынков выдвигает в качестве объекта учета информацию, быстрая передача которой ускоряет деловые сделки, изменяет технику ведения учета и представления корпоративной отчетности. Информационная экономика вносит изменения и в методы представления отчетности группы компаний. Первичные документы заменяются электронными, форматы которых корпорации разрабатывают самостоятельно с учетом обязательных реквизитов, изменяется содержание и назначение счетов, позволяющее сформировать сетевую или матрич-

ную учетную модель. Значительные изменения претерпели проблемы обесценения активов, их перманентная переоценка и др.

Динамизм информационной экономики, интеграционные процессы, связанные с возникновением мирового рынка капитала, гармонизация и конвергенция учетных систем неизбежно способствуют созданию новой учетной парадигмы.

Введя понятие «парадигма» в научный оборот, американский историк Томас Сэмюэл Кун отмечал: «Под парадигмой я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений». Теории Т. Куна присущ революционный подход, при котором одна теоретическая структура вытесняет другую, и признание социальной природы научных сообществ.

Анализируя международные подходы составления корпоративной отчетности, следует отметить, что государства — члены ЕС используют как международные стандарты финансовой отчетности для формирования консолидированной отчетности компаний, акции которых котируются на фондовой бирже (обязательное требование 31.01.2005), и для консолидированной и/или годовой отчетности компаний, акции которых не котируются на фондовой бирже, так и продолжают применять положения директивы ЕС о консолидированной отчетности от 13.06.1983 83/349/ЕЭС.

Эти положения касаются консолидированной отчетности компаний, акции которых не котируются на фондовой бирже, с учетом того, что положение Седьмой директивы ЕС несколько отличаются от положений международных стандартов, таких как МСФО 27 «Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность», МСФО 28 «Инвестиции в ассоциированные компании», МСФО 31 «Участие в совместной деятельности», МСФО 1 «Первое применение МСФО», МСФО 3 «Объединения бизнеса».

Подводя итог, следует выделить следующие основные моменты:

1) исследование исторических предпосылок возникновения корпоративной финансовой отчетности с середины XIX в. и до наших дней выявило необходимость систематизированного представления отчетной информации о корпоративной группе взаимосвязанных компаний для большого круга пользователей;

2) следует полагать, что и в настоящее время в международном масштабе представляемая корпоративная финансовая отчетность групп компаний в различных странах и их законодательная база должны быть скоординированы таким образом, чтобы достичь сопоставимости и эквивалентности представляемой информации. Наряду с развитием международной стандартизации финансовой отчетности, параллельно следует вести работу по гармонизации учета и отчетности в странах, где развиваются региональные интеграционные процессы. Поскольку ЕС является наиболее ранним региональным институциональным субъектом международных экономических отношений, Совет министров ЕС и Европейский парламент принимают директивы, регламентирующие финансовую отчетность в странах ЕС и являющиеся обязательными для исполнения. Несмотря на то, что учет и соответственно представление отчетности в большинстве стран ЕС ведется в соответствии с континентальной моделью, в директивах ЕС применяются способы оценки и учета, используемые в системе МСФО. Так, с 2001 г. в странах ЕС при составлении корпоративной финансовой отчетности наряду с другими видами оценки может использоваться способ оценки по справедливой стоимости, в частности по производным финансовым инструментам — де-ривативам. Изменения, внесенные в Четвертую и Седьмую директивы ЕС и др., более полно стали обеспечивать соответствие корпоративной отчетности современному состоянию рынка, бизнеса, МСФО. Таким образом, в европейских странах, объединенных ЕС, происходят процессы постепенного сближения учета и отчетности, а с другой стороны, при возникновении объективной потребности принятия методик МСФО они включаются в соответствующие директивы как обязательные нормы.

Совершенствование национальных учетных систем на основе гармонизации позволит сблизить динамические характеристики деятельности, подтянув менее развитые в экономическом отношении страны к уровню более развитых. Информация, полученная в гармонизированных учетных системах и обладающая одинаковыми качественными характеристиками, создаст объективные условия ускорения позитивных процессов и развития бизнеса в регионе в целом.

Глобализация хозяйственной жизни, проявляющаяся в развитии, расширении, углублении мирового производства, глобального рынка, росте значимости информационного фактора, увеличении мобильности свободного капитала обусловливает необходимость определения места национальных учетных систем в глобальной информационной совокупности. В данном контексте важно решение отдельными странами, особенно в период развивающейся экономики, вопросов перехода на МСФО или сохранения национальных систем учета и отчетности, определения экономической эффективности и окупаемости затрат на внедрение МСФО, обеспечения экономической безопасности страны при переходе на международные учетные нормы и др., которые в учетной литературе недостаточно исследованы. Поэтому разработки по отмеченным проблемам являются достаточно актуальными, а попытки их решения позволят прогнозировать развитие единой международной системы формирования отчетных показателей в будущем.

Список литературы

1. Иноземцев В. Л. Глобализация: иллюзии и реальность // Свободная мысль XXI. 2000. № 1. С. 75-92.

2. Колтуков В. М, Мальцев К. В. Глобализация экономики (вопросы теории и методологии). Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы. 2000.

3. Кувалдин В. Б. Глобальность: новое измерение человеческого бытия // Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М., 2008.

4. Медведев В. al. Глобализация экономики: тенденции и противоречия // Мировая экономика и международные отношения. 2006. № 2.

5. Международные стандарты финансовой отчетности 2010: издание на русском языке. М. : Аскери-АССА, 2010.

6. Терехова В. al. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности. СПб. : Питер, 2004. 272 с.

7. Kuhn T. The Structure of Scientific Révolutions / Chicago University Press. 1980.

onews

F О

10 ноября 2011 г. в гостинице Radisson SAS Slavyanskaya (г. Москва) CNews при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций РФ проводит третий ежегодный форум

«CNews Forum 2011: Информационные технологии завтра»

rum 2011 Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

Основные вопросы форума:

- тенденции развития ИКТ-отрасли в России и мире;

- векторы дальнейшего развития информатизации бизнеса и органов государственной власти в России;

- технологические тренды, которые будут определять эволюцию корпоративных ИТ-систем в ближайшие годы.

Отраслевые секции:

госсектор, банки, информационная безопасность, розница, облачные технологии.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-57, 5078, 5077, 5035 либо e-mail: [email protected] Айвазов Армен, Серова Елена, Четвернин Алексей

www.forum.cnews.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.