УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ _ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ_
РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ЮРИСТОВ С ВЫСШИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
© ЗАЙЦЕВ Владимир Викторович
кандидат технических наук, доцент, начальник кафедры криминалистического обеспечения раскрытия преступлений Саратовского юридического института МВД России 8 (845-2) 379-158
Статьяпосвящена вопросу сохраненияестественнонаучной подготовки при обучении специалистов с высшим профессиональным образованием по специальности «Правоохранительнаядеятельность» и «Юриспруденция» в рамках учебной дисциплины «Концепции современного естествознания». Приводятся мнения ведущих ученых по данному вопросу, примеры реализации принципа практической направленности при преподавании учебной дисциплины «Концепции современного естествознания».
Ключевые слова: естественнонаучная подготовка, «Концепции современного естествознания».
Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, в том числе в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.
Первая составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
Наибольший объем информации об окружающем мире в сфере будущих профессиональных знаний человек получает при обуче-
нии в вузе, где программа обучения строится на основе государственных образовательных стандартов, которые в свою очередь формируются на основе последних научных достижений в области всего спектра существующих наук. Например, профессиональные знания будущих юристов формируются, как правило, на основе гуманитарных дисциплин, но с обязательным изучением отдельных естественных дисциплин.
Науки, относящиеся к естественным и гуманитарным группам, равноправны между собой, так как каждая решает свои задачи. Обе группы наук имеют как сходные черты, так и отличия в используемых методах, объектах. Различия в объектах исследований естественными и гуманитарными науками долгое время приводили к отрицанию значения тех или иных методов естествознания для гуманитарных культур. Однако в последние годы ученые-гуманитарии стали применять в своих исследованиях методы естествознания. Противостояние сменяется взаимопониманием и взаимоиспользованием методов культур [1].
В государственных образовательных стандартах высшего профессионального 1-го и 2-го поколения роль посредника между гуманитарной направленностью образования
Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)
и необходимостью иметь естественнонаучную подготовку играла дисциплина «Концепции современного естествознания», которая давала целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе, знакомила с основными законами, понятиями и моделями физических, химических и биологических систем, с возможностями современных научных методов теоретического и экспериментального исследования и используемых в этих целях технических средств.
Естественные науки за свою долгую историю развития накопили огромный арсенал научных методов исследования самых различных материальных тел и физических явлений. Естественнонаучные методы позволяют проводить идентификацию веществ по пробам, масса которых много меньше 1 г, регистрировать явления, недоступные органам чувств человека, или измерять значения физических величин, находящихся ниже их порога чувствительности. Криминалистика использует естественнонаучные методы для достижения своих целей. Причем, от простого адаптирования естественнонаучных методов криминалистика в настоящее время перешла к разработке собственных оригинальных методов исследования. Новые методы повышают информативность экспертных исследований, содействуя раскрытию преступлений.
Необходимость владения гуманитариями хотя бы основами естественнонаучных знаний отмечают многие ученые. Так, доктор юридических наук, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор, академик Международной академии информатизации, вице-президент Международного университета гуманитарных наук А.В. Птушенко в своей статье [2], рассуждая о законе «Об оружии», делает вывод, что «...определение оружия, данное в законе о нём, никуда не годится. Надо в корне менять подготовку юристов, тот не юрист, кто не имеет достаточной технической или естественнонаучной подготовки».
Заслуженный юрист России доктор юридических наук, профессор Е.Р. Росинская пишет [3], что для будущих юристов данный курс (Концепции современного естествознания) не должен представлять чисто академического интереса, он имеет весьма важное прикладное значение. На современном этапе научно-технической революции, отличительными чертами которого являются процессы интеграции и дифференциации, происходит комплексирование научных исследований. В частности, в сфере уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, про-
изводства по делам об административных правонарушениях в целях доказывания все шире используются естественнонаучные методы и средства. Это связано, в первую очередь, с развитием института судебных экспертиз, расширением круга решаемых экспертами задач и объектов исследования. Следователь, прокурор, судья, адвокат, юрисконсульт, нотариус должны уметь грамотно формулировать вопросы эксперту, знать, какие объекты и сравнительные образцы необходимо представить для исследования.
Задачи, решаемые дисциплиной «Концепции современного естествознания», следующие:
- формирование научного мировоззрения, логического и творческого образа мышления;
- формирование у обучаемых базовых естественнонаучных знаний и навыков работы с приборами, необходимыми при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также использование их в будущей профессиональной деятельности;
- приобретение практических навыков по планированию и постановке экспериментов, применению естественнонаучных методов исследования вещественных доказательств и других следов преступления с использованием современных технологий, оборудования и приборов.
В нашем вузе преподавание этой дисциплины ведется на кафедре с естественнонаучным уклоном, преподавателями, имеющими ученые степени кандидатов технических и физико-математических наук, и жизнь подтвердила правильность такого решения. Стратегия преподавания построена таким образом, что обучаемые не только знакомятся с состоянием и достижениями естественнонаучных дисциплин, но и в ходе выполнения специально предусмотренного практикума видят практическое приложение естественнонаучных методов для решения реальных практических задач будущей профессиональной деятельности. Например, знакомясь с обширным разделом «Оптика», обучаемые самостоятельно выполняют элементы экпертно-криминалистического исследования в видимой и в невидимой зонах электромагнитного спектра с использованием луп, микроскопов, электронно-оптических преобразователей и других приборов. Кроме того, слушатели гуманитарных специальностей широко привлекаются для выполнения научно-исследовательской работы на кафедре. И, как показывает опыт, гуманитарии проявляют творческую инициативу и не хуже есте-
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
ственников справляются с поставленными исследованием задачами.
Данные, полученные в результате самостоятельных научно-практических исследований, активно используются слушателями при подготовке материалов выступлений на научно-практических конференциях, при формировании конкурсных научных работ и, в дальнейшем, при написании отдельных глав дипломной работы. Причем, преподаватели нашей кафедры выступают как соруководи-тели и консультанты в дипломных работах, выполняемых на кафедрах криминалистики, уголовного процесса, гражданского права и процесса, и это не является отступлением от нормы, так как темы дипломных работ предусматривают комплексный характер исследования, что предполагает обязательное применение методов естественных наук.
Например, при разработке темы дипломной работы, связанной с расследованием мошенничества, слушатель следственной специализации в одной из глав приводит данные, полученные им самостоятельно при предварительном исследовании подлинности ценных бумаг, полученные с использованием приборов, работающих в невидимой зоне электромагнитного спектра, что вполне соответствует следственной практике на местах, когда следователь в отсутствии специалиста самостоятельно проводит подобные виды предварительного исследования доказательств.
Такая практика в течение уже пяти лет показывает, что слушатели гуманитарных
специальностей на довольно высоком уровне осваивают естественнонаучные методы и с успехом могут использовать их на практике, что, несомненно, повышает их профессиональный статус и общенаучную подготовку.
В настоящее время идет разработка стандартов третьего поколения, где просматривается попытка убрать дисциплину «Концепции современного естествознания» из стандартов 3-го поколения для специальностей «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция», что, по нашему мнению, может привести к значительному снижению уровня подготовки и, как следствие, уменьшению уровня конкурентоспособности специалистов-юристов с высшим профессиональным образованием для органов внутренних дел МВД России.
Библиографический список
1. Концепции современного естествознания [Текст] : учебник / П.А. Голиков, В.В. Зайцев, Е.Р. Россинская, А.И. Семикаленова; под ред. Е.Р. Россинской. - М. : Норма, 2007. - ISBN 978-5-468-00133-2.
2. Птушенко А.В. Зачем мне пистолет [Текст]. http://lit.lib.ru.
3. Основы естественнонаучных знаний для юристов: Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания» [Текст] / Под ред. Е.Р. Россинской. - М., 1999.
- ISBN 5-89123-351-7 (НОРМА).
- ISBN 5-16-000022-4 (ИНФРА-М).
Информационная безопасность регионов. 2008. № 2 (3)