Научная статья на тему 'Подходы к структурированию профессионально-направленной модели курса «Концепции современного естествознания»'

Подходы к структурированию профессионально-направленной модели курса «Концепции современного естествознания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
208
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННАЯ МОДЕЛЬ КУРСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Светлана Ефимовна

В статье предложена структура профессионально-направленной модели курса «Концепции современного естествознания», включающая: цель и задачи курса, основные идеи и принципы, определяющие стратегию и пути достижения поставленных целей, содержательный и процессуальный аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к структурированию профессионально-направленной модели курса «Концепции современного естествознания»»

УДК 500(07)

Старостина Свепыапа Ефимовна

Кандидат педагогических наук, доцент, зав, кафедрой физики, теории и методики обучения физике Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, sestarast@mail.ru, Чита

ПОДХОДЫ К СТРУКТУРИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НАПРАВЛЕННОЙ МОДЕЛИ КУРСА «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГ О ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Starostina Svetlana Efimovna

The candidate of pedagogical sciences, associate professor, the head of the Department of physics, theory and methods ofleaching physics ofZabaikalsky State humanitarian-pedagogical university named after N. G. Chernyshevsky, sestarosKcfymailru, Chita

APPROACHES TO THE STRUCTURE OF PROFESSION-ORIENTED MODEL OF THE COURSE «CONCEPTS OF CONTEMPORARY NATURE STUDY»

Качественные изменения в социально - экономическом и техническом развитии общества привели к появлению новых типов теоретических и практических задач, отличающихся нестандартностью, системным и междисциплинарным характером. Такие задачи не имеют простых и однозначных решений, их успешное решение зависит от специалистов разных профессий и уровней квалификации. Это обусловливает необходимость подготовки специалистов нового типа, умеющих творчески и широко мыслить, способных самостоятельно принимать решения и сознающих свою личную и корпоративную ответственность за. их результаты.

Одним из средств формирования специалистов нового типа является компетентностный подход, который определяет сегодня модернизацию образования на его различных ступенях. Анализ научной и методической литературы [2; 3; 4] показал,чтосуществуетнесколько,совершенно различных, точек зрения на определение понятий «компетенция» и «компетентность» и соотношение между ними. Обобщая различные точки зрения, мы определили компетенцию, как интегрированную характеристику идеального выпускника (характеристика отражает знания, опыт, навыки, мотивацию выпускника, его способность успешно решать профессиональные задачи); компетентность, как способность выпускника самостоятельно применять в определенном контексте различные комбинации знаний, умений и отношений. Другими словами, компетенция - это некая модель, характеризующая необходимый уровень развития идеального выпускника, описание которой в форме

установленных индикаторов, задает государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (например, ГОС ВПО третьего поколения). Компетентность — это деятельная категория, она не сводится к знаниям и умениям, однако вне знаний и опыта становление компетентности невозможно.

При подготовке специалистов отдают предпочтение развитию универсальных компетентностей, компетентностей «широкого спектра», которые проявляются в разнообразных условиях и ситуациях, к таким компетентностям относят ключевые компетентности. В международной практике: ЮНЕСКО, Совета Европы и России ключевые компетентности формулируют по-разному, но все они предусматривают готовность субъекта решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях.

Так, к ключевым образовательным компетентностям А. В. Хуторской [4] относит: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования. А. П. Тряпицина в контексте данного подхода предлагает к ключевым компетентностям относить общенаучные и социальные компетентности [3].

В сфере высшего профессионального образования основной является профессиональная компетентность, обеспечивающая высший уровень достижений в какой-либо области деятельности, она трактуется как одна из сторон профессионализма, отражающая степень соответствия человека требованиям профессии, и поэтому, с точки зрения нашего исследования, вызывает наибольший интерес.

В профессиональной компетентности в современной педагогике выделяют два подхода: способность решать профессиональные

задачи (функциональная модель); совокупность личностных качеств учителя (личностная модель). Авторский коллектив, под руководством А. П. Тряпициной, рассматривая профессионально значимые качества педагогов, объединяет эти два подхода. Понятие профессиональной компетентности рассматривается ими как интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, определяющая его способность решать типичные профессиональные задачи и профессиональные проблемы, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и личностного опыта, ценностей и наклонностей [2].

Профессиональная компетентность, как система, включает ключевую, базовую и специальную компетентности [2]. Ключевые компетентности связывают с успешностью личности в современном обществе; базовые определяют специфику педагогической деятельности; специальные отражают специфику предметной области. Все три вида компетентностей взаимосвязаны и их становление происходит одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление профессиональной компетентности'.

Ключевые компетентности необходимы для любой профессиональной деятельности, они связаны с успехом личности в быстро меняющемся мире. Сегодня ключевые компетентности приобретают особую значимость. Они проявляются, прежде всего, в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации; сочетают элементы профессиональной и общей культуры, профессионального опыта, обогащенного знанием результатов научных исследований и самостоятельных поисков смыслов и действий [3].

Становление ключевых компетентностей должны обеспечивать все учебные дисциплины, но этого практически не происходит, о чем свидетельствует анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Естественные науки в силу своих особенностей имеют огромное значение не только для развития личности, но и для культуры в целом. Однако в современном естественнонаучном образовании, на уровне высшей школы, сложилась достаточно сложная ситуация обусловленная группами проблем.

— Особенность обучаемых (снижение интереса к естественным наукам; низкое качество естественнонаучной подготовки выпускников средних учебных заведений; отсутствие мотивации студентов гуманитарного направления к изучению естественнонаучных дисциплин; психологические особенности студентов-гуманитариев).

-Условия организации обучения (малое количество часов предусмотренных учебным планом на изучение дисциплин; старение лабораторной базы кафедр реализующих цикл естественнонаучных дисциплин; огромное количество разноплановых учебных пособий и т. п.).

-Внешние факторы-отношение к дисциплинам естественнонаучного цикла (со стороны выпускающих кафедр восприятие цикла естественнонаучных дисциплин как вспомогательного).

Обозначенные выше проблемы обостряют противоречие между возрастающими требованиями современного общества к уровню профессиональной подготовки специалиста, его общей культуре и фактическим уровнем образования и развития выпускников высших учебных заведений. Один из путей разрешения данного противоречия, на наш взгляд, связан с формированием у специалистов целостного мировосприятия, современного научного мировоззрения и одновременно формирование ключевых компетентностей. Это возможно в рамках естественнонаучной подготовки выпускников. Поэтому сегодня важнейшей задачей системы образования должен стать поиск новых путей совершенствования и повышения качества естественнонаучной подготовки будущих специалистов, осуществляемой в первую очередь в рамках курса «Концепции современного естествознания».

Курс «Концепции современного естествознания» (КСЕ) - фундаментальный курс системы высшего профессионального образования. Он призван раскрыть единство естественнонаучного знания, охватить весь окружающий мир от элементарных частиц и атомов до галактики и Вселенной в целом, мир живой

и неживой природы; познакомить с концепциями, принципами и подходами современного естествознания; показать взаимосвязь и взаимообусловленность естественных и гуманитарных наук; раскрыть единство человека и природы, выяснить роль и место естественных наук в решении глобальных проблем человечества. Данный курс знакомит студентов гуманитарных специальностей с вкладом исследователей-естествоиспытателей в развитие и становление современных научных представлений, широтой их научных интересов, вниманием большинства ученых к проблемам культуры, экологии, сохранения цивилизации.

Основной проблемой формирования содержания этого курса, как отмечают многие исследователи, стало отсутствие концептуального подхода, несогласованность с современными требованиями к содержанию образования. Это привело к созданию огромного количества учебников, учебных пособий и программ, реализующих различные идеи и подходы. На сегодняшний день сохраняется традиционное преподавание курса КСЕ, которое сводится к изложению определенной суммы знаний по отдельным естественным наукам и оценке остаточных знании студентов, по этим конкретным элементам проводимой в форме Интернет-тестирования.

Учитывая, что после окончания вуза выпускники гуманитарных специальностей не будут профессионально заниматься естественными науками, следовательно, им необходимы, прежде всего, целостные интегративные знания о природе, соответствующие современному уровню развития науки и культуры в целом; методологические и системные знания, соответствующие современному научному мировоззрению; знания позволяющие специалисту обладать широкой общей и профессиональной эрудицией. А это, в первую очередь, связано с формированием ключевых компетентностей, становление которых осуществляется через деятельность. Поэтому курс КСЕ должен быть в значительной мере практикоориентированным, освоение его содержания должно быть построено с учетом активной деятельности студентов, студентам должна быть предоставлена возможность самостоятельно решать различного рода задачи на основе предметного содержания.

Анализ содержания курса КСЕ, выявление проблем методики его преподавания позволил нам перейти к профессионально-направленной модели учебной дисциплины «Концепции современного естествознания», предусматривающей формирование профессиональных компетентностей и прежде всего через формирование ключевых компетентностей. В модели выделены следующие компоненты сложноорганизованной методической системы: цель и задачи преподавания курса КСЕ для студентов- гуманитариев; основные идеи, лежащие в основе построения модели, включающие содержательный и технологический компоненты; принципы, определяющие стратегию и пути достижения поставленных целей и задач. В ходе построения профессионально-направленной модели учебного курса КСЕ, уточнялось понятие профессионально-направленного обучения, пересматривались и дополнялись цели и задачи курса КСЕ в свете компетентностного подхода.

В основу разработки модели курса КСЕ положена идея профессионально-направленного обучения естественнонаучным дисциплинам. Под профессионально направленным обучением мы понимаем образовательный процесс, в котором условия для становления будущего субъекта профессиональной деятельности в образовательной среде естественнонаучных дисциплин, создаются путем суперпозиции проблемного поля дисциплинарной области фундаментальной естественной науки и проблемного поля предмета предстоящей профессиональной деятельности.

Важнейшая цель курса - формирование единого естественнонаучного взгляда на мир, общего для специалистов всех направлений высшего профессионального образования.

Ниже представлены основные задачи курса КСЕ традиционно сформулированные в стандарте и дополненные нами с позиции профессионально-направленного обучения.

Задачи, сфор.щлированные в стандарте: раскрытие специфики

естественнонаучной и гуманитарной компонентов культуры; показ значимости для современного человека целостного представления об естествознании, как одной из основных областей культуры; раскрытие непротиворечивости, а взаимной необходимости и дополнительности рационального и образного отражения действительности; формирование представлений о естественнонаучной картине мира; ознакомление с основными концепциями современного естествознания; формирование представлений о смене типов научной рациональности, принципах эволюционизма и синергетики как диалектических принципах.

Дополнительно сформулированные задачи: освоение системы

методологических и естественнонаучных знаний в контексте содержания будущей профессии; формирование целостного миропонимания и научного мировоззрения студентов, через включение студентов в познавательную деятельность, способствующую развитию их научных взглядов на мироустройство с учетом социально-профессиональной позиции; развитие познавательных и профессиональных интересов; развитие эмоциональноценностного отношения к деятельности и ее содержанию; формирование ключевых компетентностей (учится знать; учиться делать; учиться жить вместе; учиться быть); увеличение масштаба рефлексии личности студента.

К основным идеям, лежащим в основе профессионально-направленной модели учебного курса КСЕ, можно отнести:

1. Выделение в образовательном процесса содержательного и процессуального аспектов, которые рассматриваются в единстве.

2. Формирование профессиональной компетентности как целостной системы ключевой, базовой и специальной.

3. Преимущественная ориентация курса на формирование ключевых компетентностей с проекцией на профессиональную деятельность.

4. Представление содержательного и процессуального аспектов, через

основные элементыпозволяющие реализовать профессионально-направленную модель обучения.

На рисунке представлена структура профессионально-направленной модели курса КСЕ, ниже более подробно раскрыты элементы содержательного и процессуального аспектов.

Содержательный аспект

1. Представление содержания курса через проблемно-предметное поле. Для обеспечения многовариантности изложения и нелинейности развития учебного курса, мы предлагаем, вслед за Л. А. Бордонской [1], информационную составляющую содержания представить через проблемно-предметное поле, выделяя в нем три составляющие: общекультурную, общенаучную, научнопредметную и рассматривать их как дополняющие друг друга элементы содержания, которые важны для целостного восприятия естествознания как важнейшей области научного знания и как ведущего.

Образовательный процесс

Курс КСЕ Т

Цели и задачи

Содержательный аспект

Представление содержания курса через проблемно-предметное поле Раскрытие содержания курса с позиций эвояюционно-спнергетического подхода Модульное структурирование учебной программы и содержания учебного материала Уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации Выделение в структуре и содержанки учебной дисциплины инвариантной и вариативной составляющих

Процессуальный аспект

Сопровождение основного курса элективными курсами Изменение взаимодействия в системе преподаватель - студент Система самостоятельной работы по курсу

Использование современных технологий обучения и методов квазипрофессиональной деятельности Реализация рейтинговой системы организации учебного процесса Использование различных способов оценки результатов обучения

-*

Ключевая Базовая Специальная

Профессиональная компетентность

Структура профессионально-направленной модели курса

2. Раскрытие содержания курса с позиций эволюционно-синергетического подхода. Эволюционно-синергетический подход илшострирует эволюцию естествознания как развитие составляющих её понятий, законов, теорий, концепций и картин мира — вот та методологическая основа, на которой

базируется любое эволюционное учение. Изложение принципиальных вопросов курса с позиций эволюционно-синергетического подхода предполагает выведение обучаемых на новый, неклассический, уровень мышления и познания природы, способствует формированию естественнонаучной картины мира.

3. Модульное структурирование учебной программы и содержания учебного материала. Особенность модульного принципа построения состоит в том, что изучаемый материал делится на самостоятельные модули, каждый из которых изучается по завершенному циклу. При построении учебного курса в соответствии программой и количеством часов, определяемых ГОС ВПО, преподаватель может не только переставлять местами дидактические модули, но и изменять их количество, комбинировать структурные элементы модуля различными способами в зависимое™ от целей и задач курса, которые обусловлены профилем обучающихся.

4. Уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации. Для системной организации учебной информации, в каждом модуле предусмотрено уплотнение учебного материала за счет его обобщения и систематизации, исключения вопросов частного характера, неструктурированного материала и т. д. С этой целью содержание каждого дидактического модуля представлять в виде структурно логических схем, конспектов и других форм обобщения учебного материала. Структурнологические схемы и конспекты представляют собой каркасную структуру основной идеи учебного материала темы, обладают огромной емкостью, дают возможность визуализировать содержание материала, позволяют устанавливать ассоциативные связи между его элементами, делая учебный материал более доступным.

5. Выделение в структуре и содержании учебной дисциплины инвариантной и вариативной составляющих. Инвариантная составляющая отражает обязательный минимум содержания дисциплины, в рамках которой осуществляется естественнонаучная подготовка. Вариативная часть соответствует специфике профессиональной подготовки, учитывает будущую профессиональную деятельность студентов, их интересы и склонности. Содержание вариативной составляющей, последовательности её рассмотрения, глубину и объем учебного материала каждый студент определяет самостоятельно, намечая тем самым индивидуальную образовательную траекторию освоения курса.

Технологический аспект

1. Сопровождение основного курса элективными курсами (курсами по выбору студента). Элективные курсы дополняют федеральные дисциплины естественнонаучного цикла, учитывают профессиональную направленность студентов, разрабатываются с учетом установленных межпредметных связей между базовыми дисциплинами естественнонаучного цикла и дисциплинами общепрофессиональной и профильной подготовки. Так. например, для специальности «Юриспруденция» целесообразно введение

курса ((Естественнонаучные методы в криминалистике», для специальности «Журналистика» - «Единая картина мира» и т. д.

2. Изменение взаимодействия в системе преподаватель - студент. Если раньше преподаватель, имеющий достаточно обширные знания выполнял роль носителя этих знаний, то сегодня он должен быть способен принять позицию партнерства во всем разнообразии ее проявлений и установку, что студент имеет право управлять своей учебной деятельностью. Динамика процесса обучения дисциплине КСЕ характеризуется тем, что студенты являются равноправными участниками происходящего и воспринимают обучение как обмен опытом между ними и преподавателем.

3. Система самостоятельной работы по курсу. Увеличение доли самостоятельной работы студентов повышает ее значимость и требует соответствующей модернизации образовательного процесса. Самостоятельная работа студентов выступает как первостепенное важнейшее средство повышения профессионально-познавательной и творческой активности будущих специалистов. Именно в ней проявляется мотивация студента, целенаправленность, индивидуальные стили учебной деятельности, а также самоорганизоваиность, самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание и другие личностные качества. Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в образовательном процессе, основой формирования профессионально-значимых качеств. При этом понятие самостоятельной работы в современной методике преподавания в вузе обязательно соотносится с организующей ролью преподавателя.

4. Использование современных технологий обучения и методов квазипрофессиональной деятельности. Формирование ключевых компетентностей происходит на основе сочетания современных технология с разнообразными методами квазипрофессиональной деятельности непосредственно в учебном процессе: при разработке и реализации учебных проектов, в анализе ситуаций на тренингах, при проигрывании ситуаций в имитационных ролевых и деловых играх. При этом необходимо, прежде всего, использовать те технологии и методы обучения, которые создают условия для рефлексии приобретаемых или используемых ранее способов решения задач. Для обеспечения высокого уровня сформированное™ ключевых компетентностей необходимо использовать групповые, индивидуальные формы работы студентов.

5. Реализация рейтинговой системы организации учебного процесса. Планомерную организацию самостоятельной работы студентов в курсе КСЕ обеспечивает систематический контроль, организованный в рамках модульно-рейтинговой системы организации учебного процесса. Модульно-рейтинговая система организации учебного процесса позволяет: стимулировать регулярную самостоятельную работу студентов над учебным предметом, осуществлять постоянную обратаую связь при управлении процессом усвоения учебной информации, определять степень достижения промежуточных и конечных целей обучения, Систематичность контрольных

мероприятий на протяжении семестра повышать качество подготовки студентов.

6. Использование различных способов оценки результатов обучения. Современный образовательный процесс не может быть моиооценочпым, С одной стороны он предполагает оценку различных достижений студента преподавателем, с другой, в процессе оценивания принимают участие и сам студент, и группа студентов. Разработанные методики оценки по курсу КСЕ позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают студентам производить самооценку своей познавательной деятельности, предусматривают внешнюю (оценку производит эксперт, преподаватель, студенты) и внутреннюю (субъект оценивает себя сам) оценки.

Основанием профессионально-направленной модели учебной дисциплины КСЕ ориентированной на формирование ключевых компетенций является совокупность методологических и дидактических принципов:

- методологические: системности и целостности, междисциплинарной интеграции, дополнительности, самоорганизации, культуросообразности;

- дидактические: профессиональной направленности, вариативности, научности и доступности, индивидуализации, сочетания педагогического управления с инициативой и самостоятельностью студентов.

Выделенные принципы определяют стратегию реализации естественнонаучной подготовки в курсе КСЕ.

Таким образом, анализ современного состояния естественнонаучного образования будущих специалистов гуманитарной направленности, роли естественнонаучной подготовки в формировании ключевых компетентностей позволил предложить профессионально-направленную модель курса КСЕ, реализация которой позволит решить важнейшую задачу курса - создание у студентов единой целостной научной картины мира.

Библиографический список

1. Бордонская, Л. А. Отражение взаимосвязи науки и культуры в школьном физическом образовании и подготовке учителя [Текст]: монография / Л. А. Бордонская. - Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. - 237 с.

2. Козырев, В. А. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: коллективная монография / В. А. Козырев, Н. Ф. Родионова, А. П. Тряпи-цина. - СПб.: Изд-во РИГУ им. А. И. Герцена, 2005.

3. Компегентностная модель современного педагога [Текст] / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова и др. - СПб,: Изд-во РПГУ им, А. И. Герцена, 2009. - 158 с.

4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] /А. В. Хуторской // Всероссийская дистанционная педагогическая конференция «Обновление российской школы» (26,08 - 10.09. 2002 г.), Режим доступа: http://www.eidos.ru/conf/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.