Мировоззренческая составляющая высшего юридического образования: дисциплина «Концепции современного естествознания» в контексте ______________________кризиса знаниевой образовательной парадигмы
И.В. Николаева
Обсуждается значение дисциплины «Концепции современного естествознания» (КСЕ) в процессе подготовки специалистов юридического профиля. Автор отстаивает мировоззренческий характер данной дисциплины, призванной сформировать у будущих специалистов гуманитарное видение природы и окружающего мира в целом, представить развитие научного знания как важный аспект развития личности. В связи с этим излагаются принципы преподавания КСЕ, определяющие состав и методы представления предметного материала курса, и подвергаются критике подходы, ориентированные на знаниевую образовательную парадигму. В частности, отвергаются попытки подменить базовый курс КСЕ подборкой узкоспециальных сведений естественно-научного характера (криминологических, материаловедческих, экологических и т.п.), необходимых юристу в практической деятельности, но не ориентированных на цели, для которых курс разрабатывался.
Ключевые слова: концепции современного естествознания, знаниевая образовательная парадигма, личностно-гуманитарная образовательная парадигма, общечеловеческие ценности, аксиологическое восприятие природы, диалогичность мышления, личностно значимое знание, знание как самоценность, модель учебной деятельности, ФГОС ВПО третьего поколения.
Несмотря на уже пятнадцатилетний период существования в российской высшей школе курса «Концепции современного естествознания» (КСЕ), до сих пор среди преподавателей и авторов учебников распространена тенденция к подмене его простым обзорным курсом естествознания, что противоречит глубинным целям и задачам этой качественно новой для отечественной педагогической практики дисциплины. Большинство учащихся - будущих юристов, экономистов, филологов и других специалистов в области гуманитарных и общественных наук - воспринимает КСЕ исключительно как «проходную» дисциплину, о чем свидетельствует, например, мониторинг студенческих интернет-форумов. Вместе с тем курс КСЕ является не только центральным элементом цикла общих математических и естественно-научных дисциплин ГОСов ВПО первого и второго поколения по гуманитарным, юридическим, экономическим направлениям (специальностям) подготовки выпускников, но и одной из важнейших дисциплин высшего образования.
В этой статье мы рассмотрим, какие «высокие» образовательные цели призвана преследовать дисциплина КСЕ, какими методологическими и дидактическими средствами возможно достичь их с наибольшей степенью эффективности, в чем заключаются особенности курса естествознания в системе юридического образования и какие противоречия при построении курса КСЕ для студентов юридических специальностей существуют, на наш взгляд, в настоящее время. В заключение мы коснемся вопроса о перспективах дисциплины КСЕ в связи с введением федеральных государственных образова-
20 Наука и образование
тельных стандартов (ФГОС) ВПО третьего поколения по юридическим направлениям подготовки.
Характерные для современного этапа развития науки интегративные процессы, объективно обусловленные единством окружающего мира и необходимостью решения глобальных проблем цивилизации, не могли не найти отражения в области образования как одной из ключевых сфер человеческой деятельности, способствующих социально-экономическому и культурному прогрессу. В 1980-1990-х гг. в России под влиянием общемировых тенденций происходит изменение концептуальных основ образовательной системы. При этом речь идет не столько об изменении содержания образования, сколько о создании иной модели учебной деятельности. На смену знаниевой приходит личностно-гуманитарная парадигма (под парадигмой мы понимаем здесь «ведущую концептуальную идею, определяющую направление и характер развития системы образования» [9, с. 44]), что требует пересмотра прежних ориентиров.
Гуманитаризация образования предполагает «введение (и утверждение) человеческой личности и человеческих ценностей в центр образовательной системы» [8, с. 53]. В ряду главных задач в рамках личностно-гуманитарной образовательной парадигмы стоит формирование у учащихся целостной картины мира, системного мышления, мировоззрения, основанного на общечеловеческих ценностях, и естественно-научное образование (ЕНО) обладает в этом отношении огромным потенциалом.
Гуманитаризация ЕНО прежде всего связана с необходимостью актуализировать аксиологическое восприятие природы, что достигается путем включения учащегося в специфический процесс познания - познания объекта как ценности. Для этого от преподавателя требуется умение «распредметить» смысл, который несет в себе тот или иной объект для человека, то есть превратить объективированное знание в субъектное, личностно значимое. В результате получаемые знания становятся важны не как самоцель, не сами по себе, а как средство решения важных внутренних задач.
Процесс познания природного мира будет иметь гуманитарный характер также в том случае, если направлен на исследование явления в целом. Тогда познавательная деятельность становится одновременно поиском смысла изучения фундаментальных законов мироздания. Кроме того, элементы гумани-тарности в естествознание вносит использование таких методологических принципов, как включение науки в систему культуры (философский, исторический контекст), показ множественности мировосприятия и диалогичности мышления, утверждение эстетических критериев истины, идеала творческого ученого и др.
Отчетливее уяснить, что несет в себе гуманитаризация ЕНО, позволяет обращение к недавнему прошлому. Что представляло собой ЕНО в рамках знаниевой парадигмы?
Николаева И.В. Мировоззренческая составляющая высшего юридического образования: дисциплина «Концепции современного естествознания» в контексте кризиса знаниевой образовательной парадигмы 21
Знаниевый подход в первую очередь был нацелен на быстрое информирование учащихся в достижениях естественных наук, на традиционную схему передачи готовых знаний и использования их в тривиальных ситуациях, академических задачах. Восприятие целостной картины мира было практически невозможно - студент приобретал представление лишь об отдельных предметных картинах мира. Существовавшая система ЕНО формировала у учащихся уверенность, что любая проблема имеет одно и только одно решение. Проблема ценности отрицалась, ибо, согласно доминировавшей позиции, знание обладает самоценностью [8, с. 4, 19, 34, 75-76].
Однако важно не только понять, что есть окружающий нас мир, но и осознать свое место в нем. Приоритетными должны быть не программные знания, а знания, стимулирующие процесс личностного становления. ЕНО должно способствовать развитию личности, гармонизации ее отношений с природой, учить жить в условиях насыщенной информационной среды, думать о последствиях принимаемых решений.
В XXI в. стало очевидно, что человек развивается в основном как носитель информации, интеллекта (акцент делается на познавательную и интеллектуальную сферу личности). Машинное видение мира, потеря духовных ценностей, приоритет искусственного над естественным привели цивилизацию к глобальным проблемам, ставящим под угрозу будущее человечества. В связи с этим и возникла потребность в переориентации естественно-научного образования посредством внедрения в него элементов гуманитарности.
Именно в русле гуманитаризации ЕНО появилась дисциплина «Концепции современного естествознания». Введенный в 1995 г. в ГОСы ВПО курс способствовал практической реализации новой образовательной парадигмы. В преамбуле к примерной программе курса, рекомендованной Министерством образования РФ, указано: «Дисциплина является продуктом междисциплинарного синтеза на основе комплексного историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Она не заменяет циклы физики, химии, биологии и экологии, наук о Земле» [5].
Какие принципы, методы и приемы подачи предметного материала можно считать наиболее адекватными задачам курса КСЕ? Кратко охарактеризуем базовые из них [1, с. 8-10; 2, с. 36-41, 59-62; 6, с. 86; 8, с. 96, 150].
□ Принцип метатеоретичности: позволяет обойти две крайности в трактовке курса, которые имели место в начальный период его становления. Так, в первых учебниках по КСЕ наблюдался либо абстрактно-философский подход (естествознание подменялось философией и методологией науки), либо конкретно-научный подход (издания вмещали множество частных справочных сведений из области физики, астрономии, химии, геологии, биологии, однако не были
22
Наука и образование
ориентированы на анализ концептуальных оснований естествознания). Преподавателю следует, избегая повтора содержания школьных учебников, активизировать фоновые знания студентов и систематизировать их на качественно более высоком, мировоззренческом уровне.
□ Принцип интердисциплинарности: используется для выявления преемственности между отдельными естественными науками и дает возможность изучать их в единстве и взаимозависимости.
□ Проблемный (проблемно-поисковый) метод: применяется для раскрытия логики развития научного знания и подразумевает попытку в кажущемся истинным знании обнаружить нечто неочевидное, обусловливающее пересмотр существующих воззрений. Метод предусматривает моделирование состояния научного поиска, создание ситуаций открытия, озарения, что усиливает познавательный интерес у студентов.
□ Принцип историзма: неразрывно связан с проблемным методом, ибо с внеисторической точки зрения любое знание кажется абсолютно истинным.
□ Направленность познавательной деятельности на системные природные объекты: материал, подлежащий усвоению, должен нести не просто фрагмент предметного содержания, а представлять собой некий системный объект (степень системности может быть различна), осмысление которого предполагает интеграцию знаний, что способствует выработке системного мышления.
□ Создание смыслообразующего контекста и ценностно-ориентированных ситуаций: насыщенность естественно-научного содержания социальным, духовно-нравственным смыслом, применение мотивационных механизмов, стимулирующих ценностную перестройку учащимся своего сознания и деятельности.
□ Принцип доступности: дает возможность решить серьезную проблему, с которой постоянно сталкиваются преподаватели КСЕ - непонимание студентами-гуманитариями1 изучаемого материала. При этом доступность означает не простоту изложения учебного материала, а такой уровень его интерпретации, при котором учащемуся для усвоения предметного содержания понадобится приложить определенные умственные усилия. Применительно к учебнику можно уточнить, что слишком простой и понятный текст не вызывает интереса, не побуждает к чтению, а то, что трудно, но преодолимо (ситуация успеха), доставляет удовлетворение и лучше запоминается.
1 В связи с принятым в методологии науки разделением культуры на гуманитарную и естественно-научную студентом-гуманитарием в широком смысле называют учащегося любой специальности, не относящейся к естественно-научным и техническим.
Николаева И.В. Мировоззренческая составляющая высшего юридического образования: дисциплина «Концепции современного естествознания» в контексте кризиса знаниевой образовательной парадигмы 23
□ Принцип популяризации: тесно коррелирует с принципом доступности и подразумевает использование таких приемов создания занимательности изложения, как обращение к слушателю (читателю), употребление стилистически окрашенной лексики, изобразительновыразительных средств языка, фразеологии, афоризмов и т.п.
□ Визуальная трансформация научного знания: соприкосновение объекта изучения с жизненной практикой, использование таблиц, иллюстраций, возможностей мультимедиа, обеспечивающее реализацию принципов доступности и популяризации.
В процессе вузовской подготовки специалистов юридического профиля курс естествознания имеет не только общеобразовательное, но и большое прикладное значение. Как справедливо отмечает доктор юридических наук, профессор Е.Р. Россинская, соавтор и титульный редактор учебника «Основы естественнонаучных знаний для юристов» (М.: Норма, 1999) , развитие института судебной экспертизы привело к широкому применению естественнонаучного методического инструментария в области уголовного, гражданского и арбитражного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях. В современных условиях следователь, прокурор, судья, адвокат, юрисконсульт, нотариус должны владеть естественнонаучными знаниями, чтобы грамотно истолковывать экспертные заключения, формулировать вопросы к экспертам.
Естествознание тесно связано с науками процессуального права, особенно в части теории доказательств и порядка проведения следственных и судебных действий. Для определения признаков состава преступления, содержащихся в уголовном праве, почти всегда используются естественнонаучные методы и средства. Понятия и термины, заимствованные из естественных наук, распространены в текстах законодательных и подзаконных актов, поэтому естественно-научные знания необходимы и при разработке соответствующих документов, и при их трактовке.
Некоторые разделы естествознания служат базовыми при изучении отдельных отраслей права. Так, Г.Р. Сафина и Т.Н. Чернышева заостряют внимание на том, что без предварительного ознакомления с фундаментальными экологическими понятиями и законами невозможно усвоение основ экологического права - многих тем общей части курса (организационно-правовое регулирование в сфере природопользования и охраны биосферы, нормирование
2 Подзаголовок: Учебник для вузов по курсу «Концепции современного естествознания». Переиздание: Концепции современного естествознания: Учебник для использования в учебном процессе по специальности «Судебная экспертиза» / Под ред. Е.Р. Россинской. М.: Норма, 2007.
Необходимость практической направленности преподавания естествознания для будущих судебных экспертов стала причиной, по которой Е.Р. Россинской было выдвинуто предложение заменить в данном случае название дисциплины «Концепции современного естествознания» на «Основы естественнонаучных знаний». Подробнее об этом см., например: Россинская Е.Р. К вопросу о содержании некоторых дисциплин Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030502 «Судебная экспертиза» // Судебная экспертиза. 2006. № 1. С. 26-27.
24
Наука и образование
качества окружающей природной среды, государственный экономический механизм использования и охраны биосферы и др.) и почти всей особенной части. При этом учебные программы по дисциплине «Экологическое право», как правило, не предусматривают ликвидацию пробелов в общеобразовательной подготовке студентов в области экологии и природопользования [7, с. 272-273].
Если курс КСЕ разрабатывается с учетом практической значимости изучения естествознания будущими юристами, в нем подробно раскрываются темы, прямо соотносящиеся с теорией криминалистики и криминалистической техникой: физические и оптические свойства веществ и материалов; основы метрологии; технические средства, применяемые в ходе проведения следственных действий, предварительных и экспертных исследований; методы исследования веществ и материалов, используемые в судопроизводстве; методы судебно-ботанических и судебно-зоологических исследований.
Например, в рамках подтемы «Методы исследования состава веществ и материалов» в учебнике под редакцией Е.Р. Россинской рассматриваются рентгеноспектральный анализ, атомная спектроскопия, лазерный микроспектральный анализ, люминисцентный анализ, атомно-абсорбционный анализ, активационный анализ, капельный анализ, микрокристаллоскопия, гравиметрический анализ, титриметрический анализ, вольтамперометрия, кулонометрия, кондуктометрия, потенциометрия, спектрофотометрия, хроматография, масс-спектрометрия, дифференциальный термический анализ, калориметрия, рентгенофазовый анализ, металлография.
При подобном подходе текст учебника оказывается насыщен узкоспециальными терминами, формулами, цифровыми данными. В результате смыслообразующее ядро дисциплины, ее гуманитарная составляющая заслоняется множеством конкретных сведений из разных естественных наук и курс не выполняет своего главного предназначения - сформировать у студента целостное мировидение, помочь учащемуся «воссоздать мир в себе и воссоздать себя в мире» [8, с. 132]. Ключевые естественно-научные идеи, акцентирование которых способствует достижению данной цели, - историзм и универсальный эволюционизм как принципы развития органической и неорганической природы, коэволюция (единение человека с биосферой) - превращаются лишь в фон для практически ориентированной информации.
В частности, признаки и свойства живого освещаются не столько в мировоззренческом ключе, сколько с точки зрения судебно-биологической экспертизы (чтобы студент смог лучше понять ее специфику), а человек - не как вершина эволюции жизни на Земле, а прежде всего как объект судебного исследования. При этом если вернуться к приведенному выше в качестве иллюстрации перечню методов исследования состава веществ и материалов, можно констатировать, что за текстом учебника остается целый ряд современных методов, резко расширивших возможности науки в данном направлении. Речь идет, к примеру, о методах ДСК (дифференциально-сканирующей калориметрии) и ЯМР (ядерно-магнитного резонанса), вошедших в арсенал оте-
Николаева И.В. Мировоззренческая составляющая высшего юридического образования: дисциплина «Концепции современного естествознания» в контексте кризиса знаниевой образовательной парадигмы 25
чественных специалистов еще в 1980-х гг. Иными словами, о прикладной ценности такого учебного материала, позволяющей выпускнику получить представление о сегодняшней криминалистической практике, по нашему мнению, приходится говорить с большой долей относительности.
Изложение предметного содержания дисциплины, предполагающее детализацию вопросов немировоззренческого характера, высокую плотность терминов, чисел, условных буквенных обозначений и т.д., возвращает курс КСЕ к стадии, с которой начиналось его становление (вспомним конкретнонаучный подход) и более того - к принципам научно-педагогической коммуникации в рамках доказавшей свою несостоятельность знаниевой образовательной парадигмы. Это коренное противоречие в построении курса заставляет сомневаться в оптимальности нынешней организации естественнонаучной подготовки юристов в системе российской высшей школы.
В 2010 г. утвержден и введен в действие ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция» для бакалавров [10], предложены проекты образовательных стандартов для направлений «Правоохранительная деятельность» [3] и «Судебная экспертиза» [4], по которым сохранен специалитет. В базовую (обязательную) часть основной образовательной программы по всем трем направлениям дисциплина КСЕ не вошла: в ФГОСах ВПО по специальностям «Юриспруденция» и «Правоохранительная деятельность» отсутствует математический и естественно-научный цикл как таковой, а стандартом по специальности «Судебная экспертиза» предусмотрено изучение дисциплины «Естественно-научные методы судебно-экспертных исследований», предметную область которой составляют естественно-научные методы и технические средства, используемые для обнаружения, фиксации и изъятия объектов и их предварительного исследования.
В нашу задачу не входит оценка причин, побудивших разработчиков ФГОС ВПО к столь кардинальному реформированию общеобразовательного блока дисциплин высшего юридического образования. Думается, что математический и естественно-научный цикл (и в первую очередь курс КСЕ, способствующий формированию важнейших общекультурных компетенций) здесь принципиально необходим, поэтому в новых условиях особую актуальность приобретает активная позиция вузов, которым для восполнения будущего неизбежного пробела в естественно-научной подготовке студентов следует использовать преимущества вариативной части основной образовательной программы. По нашему убеждению, проблема организации естественно-научной подготовки студентов юридических специальностей должна решаться путем гармоничного сочетания интегративного, мировоззренчески ориентированного курса естествознания, каким служит курс КСЕ, с дисциплинами, обеспечивающими объективную потребность в освоении учащимися большого объема конкретных знаний по естественным наукам. Подробный анализ данного аспекта проблемы - предмет отдельной статьи.
26
Наука и образование
Литература
1. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник. - М.: Логос, 2006.
2. Канке В.А. Философия учебника. - М.: Университетская книга, 2007.
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031001 Правоохранительная деятельность (квалификация (степень) «специалист»): Проект Приказа Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7638/10.08.03-031001s.pdf
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 031003 Судебная экспертиза (квалификация (степень) «специалист»): Проект Приказа Министерства образования и науки РФ. URL: http://mon.gov.ru/files/materials/7537/10.07.30-031003.pdf
5. Примерная программа дисциплины ЕН.Ф.02 «Концепции современного естествознания» / Авт.-сост. И.И. Соколова. М., 2000. URL:
http://www. edu.ru/db/portal/spe/progs/540300_mf.02.htm
6. Редакторская подготовка изданий / Под общ. ред. С.Г. Антоновой. - М.: Логос, 2004.
7. Сафина Г.Р., Чернышева Т.Н. Методические аспекты преподавания дисциплины «Концепции современного естествознания» для студентов юридического профиля // Актуальные проблемы подготовки специалистов в юридическом вузе: Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции (Казань, 26-27 марта 2008 г.). -Казань: Бриг, 2008.
8. Симонов В.М. Дидактические основы естественно-научного образования: гуманитарная парадигма. - Волгоград: Перемена, 2000.
9. Тюрина Л.Г. Теоретико-методологическое обоснование модели учебной книги для профессионального образования: историко-типологический и сравнительный анализ. - М.: МГУП, 2006.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»): Утв. Приказом Минобрнауки РФ от 4 мая 2010 г. № 464 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. - № 26.