УДК 65.012.12:629.483/.484
https://doi.org/10.24158/pep.2017.4.17
Головачёва Татьяна Николаевна
аспирант кафедры экономики транспорта Сибирского государственного университета путей сообщения
РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ОЦЕНКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАГОННОГО РЕМОНТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Golovachyova Tatiana Nikolaevna
PhD student, Transport Economics Department, Siberian Transport University
THE ROLE OF ECONOMIC ANALYSIS IN ASSESSING THE ACTIVITY OF RAILCAR REPAIR ENTERPRISE
Аннотация:
В статье дана характеристика и обозначена роль комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности вагоноремонтных предприятий. Представлены результаты исследования ключевых конкурентных преимуществ компаний по ремонту железнодорожного подвижного состава. Рассматриваются проблемы деятельности вагоноремонтного предприятия в современных рыночных условиях. Обрисованы перспективы вагоноремонтного рынка и направления развития вагонных ремонтных организаций.
Ключевые слова:
транспорт, железнодорожная инфраструктура, комплексный анализ, подвижной состав, ремонт грузовых вагонов, конкурентоспособность.
Summary:
This article characterizes and emphasizes the role of complex economic analysis of the financial and economic activity of railcar repair enterprises. It shows the research results for the key competitive advantages of the companies for repairing railway rolling stock. The article deals with the problems of the activity of railcar repair enterprise in the modern market environment. The paper outlines the prospects for railcar repair market and development trends for the railcar repair enterprises.
Keywords:
transport, railway infrastructure, complex analysis, rolling stock, repair of freight stock, competitiveness.
Транспорт как структурообразующая отрасль российской экономики оказывает влияние на предприятия практически во всех сферах хозяйственной деятельности. Несмотря на развитие транспортной системы, доля железнодорожного транспорта от общего грузооборота страны составляет 45,3 %, а без учета трубопроводного - более 80,0 %, и на протяжении последних лет практически неизменна, что показывает высокий спрос на железнодорожные перевозки и, следовательно, на услуги вагоноремонтных предприятий [1].
В результате реформирования железнодорожной отрасли транспортная инфраструктура на сегодняшний день представлена множеством самостоятельных предприятий. Разделение единого транспортного комплекса на частные крупные или мелкие организации привело к тому, что перед ними возникли проблемы, свойственные рынку, которые ранее не имели столь сильного влияния на деятельность естественного монополиста. Например, в 2011 г. на базе вагоноремонтного комплекса ОАО «РЖД» практически одновременно были созданы три крупные компании по ремонту грузовых вагонов: АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3», помимо этого, существует доля частных ремонтных депо, а часть активов осталась в структуре ОАО «РЖД». На начало 2016 г. ситуация на вагоноремонтном рынке сложилась следующим образом: на долю АО «ВРК-1» пришлось 22,96 %, АО «ВРК-2» - 21,74, АО «ВРК-3» - 18,1, долю в 33,5 % занимают в совокупности другие частные депо с полной или частичной специализацией, 3,7 % - прочие предприятия [2].
Пятилетний период функционирования данных компаний показал ограниченность в выборе подходов ведения конкурентной борьбы, где преимущества в основном достигались за счет качества оказания услуг и ценовой политики. Малые объемы модернизации и замены грузовых вагонов, желание максимального извлечения прибыли из имеющихся ресурсов привели к тому, что объем плановых видов ремонта резко сокращается, а потребность в текущем отцепочном ремонте возрастает. Это обусловлено общим неудовлетворительным состоянием вагонного парка. Также повышается количество простаивающих вагонов, число которых по данным ОАО «рЖд» в 2016 г. составило около 130 тыс. Подобная ситуация негативно сказывается на эффективности деятельности вагоноремонтных предприятий, у которых в сложившихся условиях загружено не более 70 % ремонтных мощностей. Еще одним фактором, отражающимся на цене ремонта и сервисных услуг, является тенденция к увеличению контрольных мероприятий в железнодорожных компаниях, представленных системой дополнительных аттестаций и проверок.
Прогнозировать повышение объемов ремонта за счет увеличения количества подвижного состава на отечественной железной дороге сложно, так как это напрямую зависит от производственных мощностей в стране. За последние 5 лет возрастание мирового ВВП составляет примерно 3,0 % в год. В России ВВП по данным официальной статистики сократился в 2015 г. на
3,5 %, в 2016 г. - на 0,2 %. Также в 2015 г. на 3,5 % снизился главный индикатор экономического развития государства - индекс промышленного производства. В 2016 г. данный показатель вырос на 1,3 %, но не смог компенсировать предыдущее снижение объемов производства [3].
Неблагоприятная ситуация для развития вагонного рынка наблюдается во введенных ограничениях на сроки службы вагонов и вынужденного их вывода из оборота из-за несоответствия современным требованиям безопасности движения. С 2016 г. действует запрет на использование вагонов с продленным сроком службы в связи с высокой степенью их износа. Наметилась отрицательная динамика в производстве новых грузовых вагонов, например наиболее резкое сокращение пришлось на период 2013-2014 гг. - 15,0 и 9,5 % соответственно [4], причем на сегодняшний день данная тенденция сохраняется.
Ограниченность механизмов воздействия на рынок вынуждает искать резервы повышения конкурентоспособности внутри компаний. Однако ситуация с доходностью такова, что вагоноремонтные предприятия не располагают источниками собственных средств на совершенствование услуг. Имеющиеся ресурсы в основном расходуются на замену выбывающего в связи с износом имущества, реконструкцию и усиление существующих объектов. Все чаще перед собственниками и руководством организаций встает вопрос повышения качества управленческих процессов, что направляет внимание на всесторонний экономический анализ хозяйственной деятельности.
Роль комплексного экономического анализа можно представить как совокупность трех составляющих (рисунок 1). Они отражают зависимость ожидаемых результатов от конкретных действий и условий.
Рисунок 1 - Аспекты комплексного экономического анализа
Всесторонний экономический анализ дает возможность оценить результаты хозяйственной деятельности организации посредством их сопоставления с показателями за предыдущие периоды, итогами работы конкурентов и среднеотраслевыми значениями. Качественный анализ позволяет проследить тенденции и характер изменений в экономике, увидеть неиспользованные возможности и перспективы, минимизировать риски.
Всесторонний экономический анализ, трактуемый в ряде источников как комплексный, деятели науки рассматривают с теоретической и прикладной сторон. Разработаны методики его проведения, подходы к пониманию результатов [5]. Прикладной характер проявляется в применении моделей анализа на практике, их адаптации к особенностям предприятия и отрасли. Современный уровень и темп развития производства заставляют постоянно совершенствовать методы, смещать акценты, поддерживая при этом актуальность проблемы. Интерес к адекватной оценке итогов деятельности компаний возрастает как у потенциальных инвесторов, так и у управленцев. Формирование рыночных отношений привело к необходимости обращать внимание не только на данные финансовой и производственной отчетности фирм, но и на состояние экономики, отрасли, финансовых рынков. В данных условиях именно исследование внешней среды позволяет более точно определить направление развития бизнеса. Все большую актуальность приобретает западная модель анализа хозяйственной деятельности на основе сбалансированной системы показателей, которая позволяет дать комплексную оценку эффективности бизнеса [6].
Анализируя отчетность вагоноремонтных компаний, можно отметить, что лидеры отрасли, функционирующие в условиях конкуренции уже более 5 лет, осуществляют деятельность на основе принципов бережливого производства. При нем сокращение издержек является основным показателем снижения себестоимости услуг. Помимо этого, каждое предприятие ведет активный поиск конкурентных преимуществ в целях сохранения и увеличения занимаемой доли рынка.
АО «ВРК-1» делает акцент на селективное ценообразование, стимулирующие акции и расширение спектра ремонтных услуг, а также стремится построить партнерские отношения со
всеми участниками процесса эксплуатации грузовых вагонов. В качестве приоритетов деятельности компания определяет внедрение новых технологий ремонта вагонов, средств неразруша-ющего контроля. Кроме того, важно применение современных материалов и запасных частей, качество которых отражается на сроках и стоимости ремонта [7].
АО «ВРК-2» в результате анализа определило для себя стратегические преимущества посредством развития сетевого сервиса и построения бизнес-модели сетевой сервисной компании, где она отвечает за техническое состояние вагонов на протяжении всего периода их эксплуатации. Данная модель дает возможность за счет межремонтного сервисного обслуживания снизить количество отцепок вагонов в пути следования. Расширение географии присутствия предприятия на рынке позволяет оперативно ремонтировать вагоны и за пределами Российской Федерации. АО «ВРК-2» первым среди вагоноремонтных депо приступило к модернизации вагонов в целях продления их срока службы в соответствии с современными требованиями. На сегодняшний день организация позиционирует себя как предприятие с высоким уровнем социальной ответственности [8].
Согласно отчетной документации АО «ВРК-3» делает ставку на корпоративное управление через развитие и поддержку инициатив, расширение трудового потенциала компании и увеличение производительности труда. Это благоприятно сказывается на повышении качества оказываемых услуг. Также предприятие ориентирует свои действия на диверсификацию услуг, долгосрочные отношения с партнерами, гибкую ценовую и сбытовую политику. Приоритетным направлением развития руководство организации считает автоматизацию большей части производственных процессов и снижение роли человеческого фактора в производстве [9].
Именно комплексный анализ позволяет вагоноремонтным компаниям находить резервы экономического прогресса в сложившихся экономических условиях. Из изложенного материала можно сделать вывод, что анализ будет эффективным при системном и систематическом подходе к его проведению, что позволит видеть проблемы организации в комплексе. Оценка должна основываться на научном подходе с применением современных моделей и аналитических расчетов. Достижение точных и достоверных результатов требует постоянного совершенствования отчетности и методик исследования. Только при соблюдении данных условий экономический анализ станет действенным инструментом управления хозяйственной деятельностью предприятия.
Ссылки:
1. Содействие в движении России [Электронный ресурс] : годовой отчет АО «ВРК-1» за 2015 г. URL: http://1vrk.ru/Docs/Sobstvennikam/2016/VRK1_2015-13.07+.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
2. Там же.
3. Индекс промышленного производства [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b00_24/isswww.exe/stg/d000/I001700R.HTM (дата обращения: 20.04.2017) ; Россия в цифрах - 2016 г. [Электронный ресурс] // Там же. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_11/Main.htm (дата обращения: 20.04.2017).
4. Сетевой сервис - эффективное партнерство с клиентом [Электронный ресурс] : годовой отчет АО «ВРК-2» за 2015 г. URL: http://vrk2.ru/upload/iblock/403/Годовой%20отчет_ВРК-2_2015.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
5. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2016. 208 с.
6. Kaplan R.S. Conceptual foundations of the balanced scorecard [Электронный ресурс]. URL: http://www.hbs.edu/fac-ulty/Publication%20Files/10-074.pdf (дата обращения: 20.04.2017).
7. Содействие в движении России ...
8. Сетевой сервис - эффективное партнерство с клиентом ...
9. Качество и ответственность [Электронный ресурс] : годовой отчет АО «ВРК-3» за 2015 г. URL: http://vrk-3.ru/files/Годовой%20отчет%20за%202015%20год.pdf (дата обращения: 20.04.2017).