и другие - научные, художественные, социальные и т.д. при этом развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому основные идеи и принципы ТРИЗ могут быть распространены на решение различных задач. Процесс решения изобретательской задачи можно рассматривать как выявление, анализ и разрешение некоторого противоречия в ходе применения алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) и прийти к идеальному конечному результату (ИКР). АРИЗ позволяет перейти от расплывчатой и туманной исходной ситуации к схематической модели задачи, анализ - найти причины возникновения противоречия. Владение методами решения изобретательских задач позволяет учащимся изобретать, самореализовываться, преодолевать стереотипы мышления, вырабатывать умения работать с нетривиальными идеями.
При разработке уроков физики на любой из ступеней обучения целесообразно использование как отдельных технологий, так и комплексное использование элементов нескольких эффективных педагогических технологий. Использование мультимедийного проектора в ходе всего урока физики способствует решению различных учебных задач. На этапе «Актуализация знаний учащихся» и при решении «Исследовательских задач» хорошо работают элементы ТОГИС и ОВС. В зависимости от цели и задач урока физики, эффективно использование элементов артпедагогики в ходе урока, особенно в конце, при проведении рефлексии.
Комплексное применение на уроках физики элементов педагогических технологий в различных вариациях способствует более эффективной организации учебного процесса, активизации познавательной деятельности, реализации компетентного поведения учителя.
Список литературы
1. Турсунметов К. Повторите физику. Учебники для абитуриентов. Издательско-
полиграфический творческий дом «О^йитсЫ». 200 с.с.
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ
Иванова С.К.
Иванова Светлана Каняфиевна - воспитатель высшей категории, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 178, г. Иваново
Аннотация: в статье рассматриваются приемы работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Автор формулирует методические рекомендации для родителей по экологическому воспитанию детей, используя практико-ориентированный подход к организации образовательного процесса в ДОУ. Ключевые слова: познавательное развитие, экологическое воспитание, дошкольное образование, дошкольный возраст.
Природа - очень важное средство для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Несомненно, общение с природой положительно влияет на человека, делая его добрее, пробуждая лучшие чувства. Общаясь с природой, дети делают много открытий о жизни живых существ, о свойствах различных природных материалов. Воспитательную работу с дошкольниками необходимо вести незаметно и увлекательно, конечно через игру. Поскольку она является главным видом
деятельности детей дошкольного возраста. Игры помогают развивать положительные качества характера детей и исследовательскую деятельность.
Экологическое воспитание детей - прежде всего воспитание бережного отношения к природе, способствующее пониманию детьми того, что природу надо любить. Таким образом, у дошкольников формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают им увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Я считаю, что многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений и это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. На мой взгляд, ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.
Несомненно, на основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, бережно относиться ко всему живому. Конечно, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у них лучших черт характера, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
На мой взгляд, на формирование личности ребенка положительное влияние оказывает труд в природе как наиболее доступный для детей вид труда, имеющий значимый результат. Несомненно, в процессе труда в природе укрепляется здоровье ребенка, происходит развитие его психики, формируются определенные трудовые навыки, воспитывается интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Знания о природе побуждают детей бережно относиться к ней, проявлять добрые дела и поступки. На мой взгляд, формирование бережного отношения к природе зависит и от способности эстетически воспринимать ее, т.е. уметь видеть и переживать красоту природы.
Мною в непосредственно образовательной деятельности с детьми используются различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Эти методы в наибольшей степени позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе, являющиеся основой образного мышления.
Практические методы - это игра, опыты и моделирование, позволяющие воспитателю уточнять представления детей, устанавливать связи и отношения между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания.
Словесные методы — это рассказы, чтение художественных произведений о природе, беседы. Эти методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их и формирования у детей эмоционально положительное отношение к природе. В своей работе выбор методов и необходимость комплексного их использования я определяю возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач.
Для успешного достижения поставленной цели мною продумываются и используются специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаю вопросы, предлагаю исследовать, сравнивать объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с подгруппой детей (3-5 человек), так и со всем составом группы. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих передо мной.
На ежедневных прогулках и экскурсиях необходимо обращать внимание на характерные сезонные изменения в жизни растений и животных. Наблюдения, начатые па прогулке или экскурсии, продолжают в уголке природы. Приведу пример.
На прогулке дети наблюдают на ветках набухающие почки. Можно срезать несколько веточек и поставить в вазу в группе. Понаблюдать, какие изменения произойдут и сделать вывод, что тепло влияет на скорость роста.
Дети подготовительной к школе группы круглый год ведут наблюдения погоды и сезонных изменений в жизни растений и животных и фиксируют их в рисунках на отдельных листах, из которых составляют календарь природы. Знакомя детей с природой, рационально использовать разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели, кино- и телефильмы.
В ознакомлении детей с природой широко используются разнообразные игры. В своей практике дошкольного воспитания применяю две группы игр — игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.
Игры с готовым содержанием и правилами это дидактические и подвижные игры. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях живой и неживой природы. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию дружеских отношений. Дидактические игры делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
Предметные игры — это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). К таким играм можно отнести «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», « Найди дерево по листку», « Расположи листочки, начиная с большого», « Найди такой же по цвету» и т.д. В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы [2, с. 3].
Выполнение заданий способствует развитию наблюдательности и формированию сенсорного развития. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать, растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.
К настольно-печатным играм относятся: домино, разрезные и парные картинки, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», « Времена года», «Найди детеныша», «Растения», «Подбери листок» и т. д. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Эти игры формируют у детей умение по слову взрослого восстанавливать образ, а это требует быстрой реакции и мобилизации знаний [1, с. 12].
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например, это игры: « Летает, бегает и прыгает?», «Назови по описанию», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно — не нужно» и т. д. Детям младшего возраста необходимо помогать накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность в повседневной жизни. Для детей старшего возраста ведется работа по обобщению и систематизации знаний о природе, формированию первоначальных понятий, позволяющих детям шире ориентироваться в окружающем мире. Усвоение знаний такого характера обусловлено дальнейшим развитием у старших дошкольников целой системы познавательных умений, таких, как умения анализировать объект или явление, сравнивать, обобщать по выделенным признакам, умение устанавливать связи между фактами.
Старшие дошкольники могут вести элементарную поисковую деятельность. Например, для того, чтобы определить, является ли растение живым организмом, необходимо провести наблюдения по формированию понятия «живое» и выявить основные его признаки. Рассматривание растения поможет определить наличие основных органов, их целостность, состояние растения, условия, в которых оно находится. Затем может быть организована система опытов по определению
признаков живого у данного растения (выявляется способность двигаться, питаться, чувствовать изменения условий внешней среды и т.д.). В заключение может быть проведена обобщающая беседа, в которой устанавливается принадлежность этого растения к живому (или неживому). Организация элементарной поисковой деятельности стимулирует интерес детей к природе, активизирует их [3, с. 48].
К 6—7 годам у дошкольников складывается некоторый опыт познавательной деятельности (моделирование, опыты), тем самым создаются условия для формирования познавательных интересов.
Таким образом, в процессе экологического воспитания, у детей воспитывается любовь к природе и бережное отношение к ней.
Список литературы
1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М:. Издательский центр «Академия», 2001.
2. Зверев А.Т. Экологические игры. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Дом педагогики, 1998. 56 с.
3. Иванова А.И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2009. 80 с.