Bibliography
1. Ivannikov, V.A. Formirovanie pobuzhdeniya k deyjstviyu // Voprosih psikhologii. - 1985. - № 3.
2. Ivannikov, V.A. Problema voli: istoriya i sovremennostj // Problemih psikhologii voli.- Ryazanj, 1991.
3. Motivaciya [Eh/r]. - R/d: ru.wikipedia.org
4. Maslou, A.G. Motivaciya i lichnostj. - SPb., 1999.
5. Zvorihkinskiyj proekt - opisanie [Eh/r]. - R/d: http://www.innovaterussia.ru/info/project_description
6. Molodezhnihyj obrazovateljnihyj forum «Seliger» [Eh/r]. - R/d: http://www.forumseliger.ru
7. Obtherossiyjskiyj proekt «Tih-predprinimatelj» [Eh/r]. - R/d: http://molpred.ru
8. Strategiya socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Kemerovskoyj oblasti do 2025 goda [Eh/r]. - R/d: http://www.ako.ru/PRESS/MESS/TEXT/ doktrina/str25_rus.pdf
9. Realizaciya regionaljnogo ehtapa obtherossyjskogo proekta «Tih-predprinimatelj» [Eh/r]. - R/d: http://molpred42.ru
10. Kemerovskiyj regionaljnihyj resursnihyj centr [Eh/r]. - R/d: http://www.pprog-kuzbass.ru
11. Forum «Start. Tochka rosta» [Eh/r]. - R/d: http://www.ampr-kuzbass.ru/point
12. Regionaljnoe otdelenie Associacii molodihkh predprinimateleyj Rossii [Eh/r]. - R/d: http://ampr-kuzbass.ru
13. NKO v Kuzbasse. - 2011. - № 6 (117) noyabrj-dekabrj.
Статья поступила в редакцию 07.03.12
УДК 372.8
Kerimova A.V. TO THE QUESTION OF PREPARATION OF THE FUTURE TEACHERS TO ECOLOGICAL FORMATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE. The article is devoted to environmental education in preschool educational institutions. The author examines theoretical and methodological basis of training future teachers of natural sciences for environmental education preschool children.
Key words: ecological education and upbringing, preschool education, strategy of continuous ecological education, ecological culture.
А.В. Керимова, канд. пед. наук, проф. ДГПУ, РД. г. Махачкала, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена вопросам экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. Автор рассматривает теоретические и методические основы подготовки будущих педагогов естественнонаучного профиля для осуществления экологического образования дошкольников.
Ключевые слова: экологическое образование и воспитание, дошкольный уровень образования, концепция непрерывного экологического образования, экологическая культура.
На всех этапах своего исторического развития общество предъявляет высокие требования к специалистам в области образования, так как от них зависит образовательный уровень общества. В настоящее время подготовка современного педагога должна обеспечивать высокий уровень его компетентности и мобильности.
К современному специалисту в области образования предъявляются принципиально новые требования, для реализации которых необходимы изменения структуры и содержания всей системы высшего педагогического образования. Одним из них является требование готовности выпускника педагогического вуза решать задачи экологического образования в практике обучения и воспитания на всех уровнях общего и профессионального образования.
Экологическое образование в мировой педагогической практике развивается как важнейшее условие сохранения и развития человеческой цивилизации. По мнению И.Н. Пономаревой,
В.П. Соломина, экологическое образование подрастающего поколения и подготовка учителя к этой деятельности стало частью мировой стратегии в развитии современного российского образования [1].
Необходимо отметить, что экологическое образование в России затрагивает все уровни образования. Одним из важнейших сегментов предметного поля экологического образования является образование дошкольников, становление которого происходило различными путями. Первый путь - инициатива внедрения элементов экологического образования принадлежит непосредственно коллективу дошкольного учреждения, который работает самостоятельно в данном направлении, используя и адаптируя известные программы или создавая собственные; второй - разрабатывается региональная концепция непрерывного экологического образования, в которой отводиться место дошкольной ступени; третий - дошкольные учреждения, выбравшие экологическую тематику включаются в общую региональную систему экологического образования [2].
Синтезом идеи экологического образования является концепция непрерывного экологического образования, сущность которой выражается в следующих целях: развитие экологического сознания и мышления; экологической культуры личности и общества; ответственного отношения каждого человека к природе; формирование практического опыта природопользования, компетентного принятия решений. Опираясь на труды Н.А. Рыжовой-[3] нами выделены следующие составляющие современного экологического образования дошкольников:
- традиционные методы, которые осуществляются на тесном контакте детей с природой (натуралистические наблюдения, экскурсии);
- народные традиции (фольклор, народные праздники, приметы, игры, сказки);
- мировой опыт: зарубежные технологии пока слабо представлены в массовой практике экологического образования дошкольников, наиболее известны разработки специалистов США, Швеции.
Реализация современного экологического образования в нашей стране начинается в 90-е годы ХХ века, разрабатываются экологические программы и элементы технологий их достижения, появляются стандарты подготовки специалистов в области экологического образования (1995 г., 2000 г., 2005 г.). Так с принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.), «Об экологической безопасности России» (1993 г.) и Постановления об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях РФ (1994 г.) созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является дошкольное, где закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру [4].
Экологическое образование на этапе дошкольного образования играет важную роль, так как именно в этом возрасте у детей закладывается фундамент отношений с природой и начинает
просыпаться интерес к своему организму. Им свойственна высокая познавательная активность, познавательный интерес к широкому кругу явлений социальной и природной действительности, двигательная активность, стремление к общению с природой, повышенная эмоциональность могут и должны стать положительным фоном для формирования экологической культуры. Для реализации данных возможностей, специалисты в области экологического образования должны быть широко и глубоко образованными людьми, владеть знаниями в различных областях науки и культуры. Соответственно с данными устремлениями в содержание вузовской подготовки педагогов должны быть включены учебно-образовательные модули, которые обеспечивают овладение общекультурными и психолого-педагогическими и естественнонаучными предметами, позволяющими дать фундаментальную подготовленность специалисту в области экологического образования [5, 6], опираясь на которую он получает широкие возможности для овладения профессией с учетом того многообразия образовательных услуг, которые необходимы в настоящее время для решения профессиональных задач в области экологического образования детей дошкольного возраста.
Следует отметить, что система экологического образования и воспитания детей дошкольного возраста связана с профессиональной компетентностью будущих педагогов в области экологического образования и направлена на формирование системы ценностных отношений к миру природы, что является необходимостью еще в стенах педвуза одновременного обучения экологии как общекультурной дисциплине и как важному элементу их профессиональной подготовки к экологическому обучению и воспитанию детей.
С целью изучения и оценки состояния исследуемой проблемы обучения будущих специалистов в области экологического образования дошкольников нами был проведен социологический опрос студентов IV курса факультетов естественнонаучного профиля и дошкольного воспитания Дагестанского государственного педагогического университета. Анкета состояла из четырех вопросов, направленных на оценку знаний студентов: основных задач экологического образования и воспитания с учетов возраста детей; характер содержания экологического образования дошкольников; выявление эффективных форм и методов экологического образования в условиях детского сада. Результаты исследования представлены ниже.
Подавляющее большинство опрошенных студентов на первый вопрос анкеты, «Основные задачи экологического образования детей в детском саду?» (рис. 1): 62,3% респондентов к задачам экологического образования детей относят - формирование бережного отношения к природе. Наряду с этим, значительное количество студентов подчеркнули важность задач экологического образования как знакомство детей с простейшими экологи-
бережного с простейшими отношение к положительное наблюдать за отношения к экологическими природе на отношение к "живой и не природе знаниями основе знаний о природе на живой
ней основе знаний природой"
"загрязнений природы" и др.
ческими знаниями (15,4%) и бережное отношение к природе на основе этих знаний (13,2%).
Однако 7,5% опрошенных указали на сознательное положительное и устойчивое отношение к природе, что невозможно без освоения детьми самых простых экологических знаний: «загрязнение среды», «охрана среды», «роль человека в природе», «влияние животных друг на друга», «влияние животных на растения», «значение животных, растений в жизни людей», «значение неживой природы для человека». Лишь в редких ответах (1,6%) назывались такие задачи, как «развитие умений наблюдать» за живой и неживой природой.
Результаты, отраженные на данном рисунке, свидетельствуют о том, что задачи экологического образования многообразны и доступны для детей дошкольного возраста.
Анализ ответов на вопрос, «Какие экологические понятия, факты или примеры, по вашему мнению, можно включать в содержание экологического образования детей в детском саду?» позволяет установить: большинство студентов (47,3%) считают, что необходимо знакомить детей с типичными животными, растениями и условиями их жизни. Так, например, характерным можно считать такой ответ: “На прогулках можно познакомить детей с лягушкой, дождевыми червями, некоторыми видами бабочек или птиц. При этом нужно обязательно обратить внимание на то, что эти животные нуждаются в разных условиях жизни, что животные и растения зависят не только друг от друга, но и от условий неживой природы”. Некоторые респонденты (37,1%) относят знакомство детей с отрицательными и положительными последствиями деятельности людей на природу указывали в содержание экологического образования. Также в своих ответах студенты подчеркивали важность знакомства детей с сезонными явлениями в природе, отмечали необходимость обучения фиксировать данные наблюдений за погодой (15,6%), обращая внимание на эстетические аспекты экологического материала. Результаты ответов отражены на рис. 2.
типичными отрицательными шезонными явлениями
животными, положительными в природе, растениями и последствиями фиксирование условиями жизни деятельности людей наблюдений за на природу погодой
Рис. 2. Результаты анкетирования студентов на вопрос о содержании экологического образования дошкольников
Таблица 1
Результаты анкетирования студентов на вопрос об эффективных формах и методах экологического образования в детском саду
Рис.
1. Результаты анкетирования студентов по вопросу о задачах экологического образования
Характеристика содержания Оценка результатов
ответов ответов(%)
На прогулках:
а) на участке детского сада 55,0
б) за пределами детского сада 61,7
На занятиях:
а) во время бесед 49,2
б) рассказы воспитателя 60,0
Во время игр 34,2
В уголке живой природы:
а) уход за растениями и животными 29,2
б) наблюдения 18,3
Другой вопрос анкеты позволил определить эффективные формы и методы экологического образования в условиях дошкольного образовательного учреждения. Данные ответы представлены в таблице 1.
Из материалов таблицы 1 следует, что студенты указывают различные формы организации экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях. Респонденты подчеркивали значение прогулок в организации наблюдений за явлениями живой и неживой природы. При этом ведущую роль в решении задач экологического образования студенты отводят словесным методам, т.е. рассказам и беседам воспитателей с детьми во время занятий. Наименьшее количество респондентов использование в экологическом образовании уголка живой природы и комнатных растений, считают менее эффективной формой экологического образования дошкольников.
Как показали результаты анкетирования, на вопрос «Какие учебные дисциплины (и их формы) в вузе оказали Вам наибольшую помощь в подготовке к осуществлению экологического образования и воспитания дошкольников?» мнения студентов разделились (рис. 3). Для многих студентов (43,3%) имеет главное значение в подготовке к экологическому образованию детей дошкольного возраста освоение образовательного модуля «Поддерживающий» в состав, которого входят следующие дисциплины: «Экология», «Биология с основами экологии», «Концепции современного естествознания» и «Науки о Земле». В то же время 30% респондентов среди дисциплин, оказывающих помощь в подготовке к реализации экологического образования детей в учреждениях дошкольного воспитания, относят общую методику обучения естественнонаучных дисциплин из “Основного” модуля подготовки специалистов в области экологического образования.
Многие опрошенные студенты называли важность в организации подготовки их к экологическому образованию и воспитанию детей дошкольного возраста, такие формы как: лабораторно-практические занятия (18,4%) и лекции (5,8%). К сожалению только 2,5% студентов упомянули самостоятельную работу с литературой по экологии и экологическому образованию.
Таким образом, анализируя результаты опроса, нами было отмечено, что студенты осознают важность и нужность экологического образования детей дошкольного возраста, что способствует формированию ответственного отношения детей к окружающей природной среде, способствуя их интеллектуальному и личностному развитию подготавливая их к обучению в школе.
Следует отметить, что для организации и проведения экологического образования на дошкольном образовательном уровне требуются педагоги естественнонаучного профиля, владеющие ключевыми компетентностями гуманитарного, социального, психолого-педагогическо-го и естественнонаучного знания для осуществления культурно-просветительской педагогической деятельности в области непрерывного экологического образования.
Образовательный М етодика обучения Лабораторно- Лекции Самостоятельная
модуль дисциплин практические занятия работа
"Поддерживающий" "Основного" модуля
Рис. 3. Результаты ответов на вопрос о дисциплинах экологической направленности
0
Библиографический список
1. Пономарева, И.Н. Экологическое образование в российской школе. История. Теория. Методика: учеб. пособие / И.Н. Пономарева, В.П.Соломин. - СПб., 2005.
2. Развитие системы экологического образования и просвещения в Российской Федерации в 1992-2002г: информационно-аналитический обзор. - М., 2002.
3. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. - М., 1999.
4. Лаврентьева, Н.Г. Концепция дошкольного экологического воспитания: научно-исслед. материалы. - Чита, 2000.
5. Станкевич, П.В. Профессиональная подготовка бакалавра образования в контексте Болонского процесса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. - СПб. - 2006. - № 6(14). - Психолого-педагоги-ческие науки (психология, педагогика, теория и методика обучения).
6. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования: перспективы развития: монография / под ред. Я.И. Кузьминова. - М., 2004.
Bibliography
1. Ponomareva, I.N. Ehkologicheskoe obrazovanie v rossiyjskoyj shkole. Istoriya. Teoriya. Metodika: ucheb. posobie / I.N. Ponomareva, V.P.Solomin. - SPb., 2005.
2. Razvitie sistemih ehkologicheskogo obrazovaniya i prosvetheniya v Rossiyjskoyj Federacii v 1992-2002g.: informacionno-analiticheskiyj obzor. - M., 2002.
3. Rihzhova, N.A. Ehkologicheskoe obrazovanie v doshkoljnihkh uchrezhdeniyakh: teoriya i praktika. - M., 1999.
4. Lavrentjeva, N.G. Koncepciya doshkoljnogo ehkologicheskogo vospitaniya: nauchno-issled. materialih. - Chita, 2000.
5. Stankevich, P.V. Professionaljnaya podgotovka bakalavra obrazovaniya v kontekste Bolonskogo processa // Izvestiya Rossiyjskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena: nauchnihyj zhurnal. - SPb. - 2006. - № 6(14). - Psikhologo-pedagogicheskie nauki (psikhologiya, pedagogika, teoriya i metodika obucheniya).
6. Gosudarstvennihe obrazovateljnihe standartih vihsshego professionaljnogo obrazovaniya: perspektivih razvitiya: monografiya / pod red. Ya.I. Kuzjminova. - M., 2004.
Статья поступила в редакцию 24.02.12