Научная статья на тему 'РОЛЬ ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
67
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / СТУДЕНЧЕСТВО / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калимуллин Диловар Диловарович

В заявленной статье рассматривается роль досуга в формировании духовной культуры студенческой молодежи. Студенчество рассматривается как субкультура (досуговая общность) со свойственной ей культурой. Социальные характеристики студенчества детерминированы объективными социальными процессами. На основе анализа научных источников и интернет-исследований делается вывод о востребованности тех или иных форм досуга, преобладании развлекательных и рекреационных функций и невостребованности образовательно-развивающей и преобразовательно-созидательной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEISURE ROLE IN FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF STUDENT''S YOUTH

In the declared article considered the leisure role in formation of spiritual culture of student's youth is. The students are considered as subculture (a leisure community) with culture peculiar to it. Social characteristics of students are determined by objective social processes. On the basis of the analysis of scientific sources and Internet researches the conclusion about a demand of these or those forms of leisure, prevalence of entertaining and recreational functions and not demand educational developing and converting.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ»

giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1990. P. 201222.

5. Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.

6. Feldman D. N. Creativity: dreams, insights and transformation // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 271297.

7. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds. ). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 298324.

8. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolvingsystem approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243270.

9. Langly P., Johns R. A computational model of scientific insight // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 177201.

10. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. 1969. N 2. P. 220232.

11. Percins D. N. The possibility of invention // R. Sternberg, T. Tardif (eds. ). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 362385.

12. Попова Л. А. Что такое одаренность? // Школа здоровья. 1995. № 1. С 518.

13. Simonton D. Creativity, leadership and chance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 7698.

14. Sternberg R., Lubart T. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. N. Y.: Free Press, 1995.

15. Storfer M. D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. SanFrancisco; Oxford: JossyBass Publ., 1990.

16. Tardif T., Sternberg R. What we know about creativity? // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 429 446.

17. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 99126.

18. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.

19. Wallach M. A. Test tell us little about talent // Am. Scie. 64. P. 5763.

20. Weisberg R. Problem solving and creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 148176.

21. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

РОЛЬ ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Калимуллин Диловар Диловарович

кандидат пед. наук, доцент, Казанский государственный университет культуры и искусств, г.Казань

LEISURE ROLE IN FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

Kalimullin Dilovar Dilovarovich, Candidate of Science, assistant professor, Kazan state university of culture and art, Kazan

В заявленной статье рассматривается роль досуга в формировании духовной культуры студенческой молодежи. Студенчество рассматривается как субкультура (досуговая общность) со свойственной ей культурой. Социальные характеристики студенчества детерминированы объективными социальными процессами. На основе анализа научных источников и интернет-исследований делается вывод о востребованности тех или иных форм досуга, преобладании развлекательных и рекреационных функций и невостребованности образовательно-развивающей и преобразовательно-созидательной.

In the declared article considered the leisure role in formation of spiritual culture of student's youth is. The students are considered as subculture (a leisure community) with culture peculiar to it. Social characteristics of students are determined by objective social processes. On the basis of the analysis of scientific sources and Internet researches the conclusion about a demand of these or those forms of leisure, prevalence of entertaining and recreational functions and not demand educational developing and converting.

Ключевые слова: досуг; студенчество; духовная культура. Keywords: leisure, student, spiritual culture.

Изменения, произошедшие в нашей стране, способствовали не только значительному усложнению и так достаточно сложных социальных отношений и связей, но и обострили многие общественные противоречия, ранее считавшиеся нормальными и даже позитивными. Появилась и продолжает усиливаться диспропорция между культурой и нравственностью как общечеловеческими

ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентаций - с другой. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию.

Необходимо учитывать тот факт, что именно студенческий возраст является важнейшим в становлении человека как личности и активного члена общества. В личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития различных качеств, овладения гражданскими, общественно-политическими и профессионально-трудовыми социальными функциями. Переходный статус студенчества характеризуется направленностью на занятие в будущем квалифицированным трудом и имеет четкие временные границы - от первого до выпускного курса. В рамках этого переходного периода молодыми людьми производятся определенный набор значимых действий: осуществляется выбор вуза и специальности, во многих случаях меняется место жительства, условия жизни (из села - в город, из семьи -в общежитие, в обстановку самостоятельной организации быта и т.д.), устанавливаются новые социальные связи и взаимодействия.

Следует отметить, что студенческий возраст является такой фазой развития личности, когда сознание и организм человека отличаются повышенной чувствительностью к определенным внешним и внутренним факторам социальной жизни, воздействия которых именно на этой стадии могут иметь особенно важные последствия. И здесь немаловажно учитывать факторы и процессы, оказывающие влияние на досуг современного студенчества.

По сравнению с другими группами молодежи студенчество отличается более высоким интеллектуальным потенциалом, что в совокупности с наличием достаточного количества свободного времени создает предпосылки для активной досуговой деятельности данной социальной группы. Давая оценочную характеристику личности студента, В.Т.Лисовский полагал, что высшее образование должно формировать такие личностные качества, как критическое отношение к себе, стереотипам своего поведения, привычкам, новые ценностные ориентиры, более глубокие установки на диалог и сотрудничество. В то же время ученый в данном контексте выделял и факторы, могущие осложнить процесс социализации студенческой молодежи. К ним он относил неопределенность трудоустройства по специальности, трудности материально-финансового положения, социально-имущественное расслоение в студенческой среде.

Основные социальные характеристики студенчества (материальное положение, жилищно-бытовые условия жизнедеятельности, социальное происхождение, тип поселения, занятость и уровень дохода) не только влияют на характер их активности, проявляющейся как в основной, учебной, так и в досуговой деятельности, но и определяют специфику и основные формы проведения досуга. Между материальным положением студентов и характером их досуговой деятельности существует прямая зависимость. Более того, студенты из высокодоходных семей имеют больше свободного времени, тогда как у малообеспеченных учащихся ВУЗов резервы его истощаются борьбой за выживание. В современных условиях значительная часть студенчества может сталкиваться с невозможностью практиковать некоторые пропагандируемые СМИ формы досуговой деятельности, доступные далеко

не всем. Отсюда может возникать противоречие, вызванное несоответствием между досуговыми потребностями, интересами и объективными возможностями их реализации, характеризующее образ жизни многих студентов, которое может способствовать возникновению определенных деформаций в их досуговой деятельности, крайними формами которого являются различные виды асоциального, в том числе и противоправного, поведения [3].

Кроме того, условия жизни и уровень материального благосостояния оказывают непосредственное влияние на состояние здоровья студенческой молодежи, что также выступает в качестве важнейшего фактора, определяющего реальные возможности представителей рассматриваемой социальной группы активно проводить свое свободное время, включаться в различные виды вне-домашнего досуга. Нарушения в состоянии психического и физического здоровья студентов объективно сужают их возможность практиковать различные виды физической и интеллектуальной активности, «негативно сказываются на личной коммуникации». Кроме того, исследователи отмечают влияние питания на жизнедеятельность студентов и характер их досуговой активности [2].

Помимо условий жизнедеятельности студентов и их индивидуальных особенностей, способностей и возможностей, необходимо принимать во внимание влияние на их досуговую деятельность процессов, происходящих в обществе. Так, «в кризисном обществе расширяются масштабы сдерживания процесса социализации, поскольку социум не располагает здесь достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни. В результате молодые люди не приобретают в полном объеме набор социальных ролей взрослого человека, самостоятельность, характеризуясь прогрессирующим инфантилизмом, проявляющимся в том числе и в рамках досуговой деятельности» [3].

Итак, на образе жизни студенческой молодежи, ее досуговой деятельности не могут не отражаться объективные социальные процессы, связанные с ухудшением социально-экономической обстановки в стране, а также изменения в сфере общественного сознания и идеологии. Данные процессы способны оказывать особенно сильное воздействие именно на молодых людей, поскольку сознание их особенно уязвимо в периоды кризисов. Подобный факт объясняется недостаточностью жизненного опыта, а также неустойчивостью представлений о морально-этических ценностях [1].

По мнению специалиста в области социологии молодежи А. И. Ковалевой, в кризисном обществе, где социум не располагает достаточными условиями для своевременного полноценного участия молодежи в общественной жизни, происходит осложнение процесса социализации. Это проявляется в снижении социальных гарантий на получение молодыми людьми образования и профессии, на трудоустройство, на возможность участия в культурных, спортивных, оздоровительных программах, а также в снижении уровня жизни в стране [4].

Кроме вышеуказанных факторов, в той или иной степени влияющих на досуговую деятельность студентов, следует выделить состояние самой сферы досуга, как элемента социально-экономической системы общества. От

таких социальных условий, как доступность услуг рекреационного профиля, масштабы распространения культурно-просветительских и прочих учреждений, зависит характер включения различных групп населения, в том числе студенческой молодежи, в досуговую деятельность.

Также на характер и содержание досуга студенческой молодежи оказывает непосредственное влияние культура развития и функционирования соответствующих учреждений и предприятий (клубов, кинотеатров, стадионов, библиотек, дворцов культуры, культурно-досуговых центров и т.д.). При этом особое значение имеет творческая деятельность работников культурно-досуговых учреждений, их способность предложить интересные, востребованные формы отдыха, развлечений, услуг данной категории.

Подтверждая данный тезис Петрушенко Т.А. говорит о необходимости создания модели городского культурного пространства, которая подразумевает творческую активность студенческой молодежи, их массовую включенность в высокую, профессиональную и самодеятельную культуру [5].

Таким образом, деятельность студенческой молодежи в свободное время определяется условиями жизнедеятельности, состоянием здоровья, как физического, так и психического, факторами окружающей среды, уровнем материальной обеспеченности, деятельностью сети куль-турно-досуговых учреждений. Кроме того, существенное влияние на процесс становления ценностных ориентаций студенчества в сфере досуговой деятельности оказывают общественные процессы. Но, так или иначе, культура проведения свободного времени является, в первую очередь, результатом стараний самой личности, ее желания превратить досуг в средство приобретения не только новых впечатлений, но и знаний, умений, способностей.

Большинство представителей студенческой молодежи отводит роли досуга одну из приоритетных позиций в системе распределения своих временных ресурсов. Именно в сфере досуговой деятельности студенты открывают для себя и осваивают типичные для представителей этой социальной группы формы поведения и ценностные ориентиры. Данное обстоятельство во многом объясняет интерес именно к этой сфере жизнедеятельности студенчества.

Основные потребности, как мы отметили, этой возрастной группы является общение, выбор профессии и будущего спутника жизни, эмоциональная разрядка и отдых, участие в социально-значимых событиях и возможность самостоятельного решения проблем. Следовательно, социализация молодежи в досуге есть не менее сложный процесс, чем учеба и труд. Во временных коллективах досуг является существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовно-нравственного, физического развития, процессом, направленным на углубление и расширение знаний, гуманизацию чувств и поступков.

Практика показывает, среди массовых форм куль-турно-досуговой деятельности наиболее предпочтительными данной аудитории являются: концерты, развлекательно-игровые программы, вечера отдыха, дискотеки, литературные гостиные, экскурсии и так далее.

Сошлемся на 1^ете^исследования «Современный досуг» где были получены следующие результаты [5]. Из общего количества опрошенных студентов 28% посещают специализированные группы, организованные в их учебных заведениях (кружки, секции и т.д.), 58% посещают мероприятия, организуемые учебными заведениями для всех студентов, (праздники, концерты, недели, посвященные различным наукам, конференции, профильные мероприятия и т.д.), остальные 14% - практически не бывают на мероприятиях, организуемых учебными заведениями. Эта аудитория является резервом для куль-турно-досуговых учреждений. Необходимо поддержание договорных отношений с культурно-досуговыми учреждениями города - театрами, кинотеатрами, музеями, выставочными залами для педагогического сопровождения в организации досуга студенческой молодежи.

Вышеназванные результаты означают, что подавляющее большинство студентов посещают культурно-до-суговые мероприятия, организуемые их учебными заведениями. Следовательно, подтверждается необходимость и значимость организованной работы, направленной на социальное воспитание студентов в условиях куль-турно-досуговой деятельности. Здесь важно, чтобы все мероприятия, организуемые учебным заведением, несли свою смысловую нагрузку, преследовали воспитательные цели: расширение кругозора в области получаемой специальности, развитие духа соревнования, воспитание эстетического вкуса, пропаганда здорового образа жизни, развитие чувства юмора, познавательной активности [2].

Отметим, важнейшей особенностью социально-культурной деятельности является духовно обогащенная личность, новые нравственно-эстетические качества, формируемые при этом у ее участников. Дело в том, что изучение динамики культурно-нравственных ориентаций студенчества способствует внесению дополнительных социальных оценок реформ и современных стабилизационных процессов региона и страны в целом. Так многие специалисты и исследователи рекомендуют, учитывая современные политические, социокультурные процессы в полиэтническом регионе целенаправленно применять социокультурные технологии в работе со студенческой молодежью с учетом национально-этнических традиций.

Здесь необходимо вести речь о досуговых стратегиях молодежи как социокультурно обусловленной системе ориентирования личности в сфере досуга, принятой с определенной перспективой, которая помогает понять и объяснить, как, с помощью каких видов досуговой деятельности молодой человек видит возможным условия для своего духовного, нравственного и творческого развития. При этом исследования стратегий досуговой деятельности молодежи предполагает изучение не только содер-

жания разнообразных форм, видов досуговой деятельности молодежи, но и выявление ее мотивов, что в конечном итоге и определяет наполненность, т.е. содержательную сторону видов досуговой деятельности.

Говоря о роли социально-культурной деятельности, оговоримся, что это самостоятельная культурная деятельность человека, ограниченная объемом и структурой его свободного времени. Потенциал этой деятельности состоит в духовно-эстетической деятельности, основанной на активности, инициативе, добровольности человека в его творческом развитии [1].

На гуманистическую направленность социально-культурной деятельности указывают следующие функции социально-культурной деятельности: адаптивно-нормативная, образовательно-развивающая, преобразовательно-созидательная, эколого-охранительная, информационно-просветительская, интегративно-коммуникатив-ная, рекреационно-игровая (А.Ю. Домбровская); научно-познавательная, прогнозирующая, социальной памяти, воспитательная (В.М. Рябков). В свою очередь функции основных типов культурно-досуговых учреждений, нашедшие отражение в отраслевой историографии, представляют собой свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досуговых потребностей населения в целях всестороннего и гармонического развития. Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приёмы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер [6]. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность1.

Следовательно, рассматривая жизнедеятельность студенческой молодежи, необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что на процесс самореализации, в том числе и в сфере досуга, оказывают воздействие как социальные характеристики самого студенчества, так и происходящие в обществе трансформационные процессы, а так же общее состояние и тенденции развития сферы досуга. Мы полагаем, деидеологизация, кризис идеалов и ценностей, отчужденность основной массы студенчества от культурно-исторического прошлого, след-

1 Функция - это свойство системы (по В.Г. Афанасьеву и Л.Н. Столовичу). В данном случае — системы социально-культурной деятельности (клубной, библиотечной, парковой, музейной и т. п.). Эти свойства проявляются при рассмотрении связей системы со средой, в которой и по отношению к которой она действует. Методологический принцип, положенный в основу системного исследования функций социально-культурной деятельности, сводится к тому, что функции системы, могут быть выявлены только при рассмотрении связей системы со средой, в которой и по отношению к которой эта система действует. Система социально-культурной деятельности направлена на удовлетворение

ствием которого является трагический разрыв между поколениями, с неизбежностью ставит вопрос изучения роли традиций и национальной специфики региона.

Итак, свободное время заключается в своеобразии воздействия на сознание, чувства и поведение молодежи разнообразных видов культурно-досуговой деятельности, обеспечивающих активное, социальное воздействие с окружающим миром. Культурно-досуговая деятельность опирается на идеи интеграции общечеловеческих, российских, общенародных и национально-этнических ценностей, традиций. Возможность содержательного проведения досуга студенческой молодежью определяется не только объективными социальными условиями, но и совокупностью субъективных факторов: развитых структурных компонентов культуры свободного времяпровождения; наличием основ специальных знаний и умений в избранной области культурно-досуговой деятельности; творческой установкой на данный вид отдыха.

Список литературы

1. Домбровская А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности: Учебно-методическое пособие /А.Ю. Домбровская.- СПб.: Лань, 2013.-160с.

2. Ерошенков И.Н. Возрастные технологии социально-культурной деятельности: Учебное пособие /И.Н. Ерошенков.- М., 2011.-305с.

3. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - С. 311.

4. Лисовский, В.Т. Молодежь: любовь, брак, семья. (Социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. - СПб.: Наука, 2003. - 368 с.

5. См.: Петрушенко, Т.А. Актуальные проблемы развития городского культурного пространства / Т.А. Петрушенко // Надежды: Сборник научных статей студентов. - Вып. 2. - Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. - С. 81 - 84

6. Погорелова А.Н. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.05 /Казань, 2009.-26с.

7. Рябков В.М. Функции историографии социально-культурной деятельности / В. М. Рябков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 3. - С. 92 - 98

культурно-досуговых потребностей населения. Об этом свидетельствует и «закон возвышения культурно-просветительных потребностей», определенный профессором В.Е. Триодиным. Функции выявляются при рассмотрении связей системы социально-культурной деятельности и культурно-досуговых потребностей населения. Исходя из изложенного, мы даем следующее определение понятия «функции социально-культурной деятельности» - это свойства системы социально-культурной деятельности, выявляющиеся в процессе удовлетворения культурно-досу-говых потребностей населения в социально-культурной деятельности в целях, всестороннего и гармонического развития (В.М. Рябков).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.