Научная статья на тему 'ПРОЦЕССЫ КРЕАТИВНОСТИ'

ПРОЦЕССЫ КРЕАТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
239
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / ИНСАЙТ / КРЕАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / СОЗНАТЕЛЬНОЕ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чугунова С. В.

В статье анализируются причины возникновения креативного процесса, его главные составляющие и характеристика. Описывается феномен инсайта - его виды и роль в креативном процессе. Дается характеристика общих требований креативного процесса. Рассматриваются точки зрения различных научных школ о природе возникновения креативного процесса. Исследуется вопрос об участии сознательных или бессознательных компонентов в процессе креативности. Описаны уровни проявления креативного процесса у разных людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES OF CREATIVITY

The paper deals with the creative process: its origin, major constituent parts and basic characteristics. Of special interest is the main moment of the creative process known as an insight flash. There is no consensus so far about this phenomenon. The question is whether unconscious elements are involved in the process of creativity. The author focuses on the availability of the creative process to every member of the society.

Текст научной работы на тему «ПРОЦЕССЫ КРЕАТИВНОСТИ»

Зарубежные ученые в проблеме креативности выделяют четыре аспекта: креативный продукт, креативный процесс (как способность) и креативную личность, креативную среду. Под последний понимают сферу, структуру, социальный контекст, формирующие требования к продукту творчества [2].

Понимание самой роли творчества подвигло на возникновение гипотез об определенном классе людей, деятельность которых влияет на существенные изменение в обществе. Эту теорию выдвинул американский экономист и социолог профессор Ричард Флорида. По его теории в 80-е годы появилась новая социальная группа -креативный класс, играющая большую роль в экономике и культуре крупных. Флорида выявил зависимость между численностью креативного класса и развитостью города в сфере высоких технологий, культурным уровнем, темпами экономического роста. Ричард Флорида считал, что к креативному классу можно относить творческих профессионалов, специалистов, чья экономическая функция заключается в создании нематериальных активов, приносящих прибыль, - новых технологий, новых идей и нового креативного содержания [4]. Многие отечественные исследователи пытаются определить креативный класс в России. Например, политолог Андрей считает, что «в современной России круг людей, составляющих креативный класс, следует рассматривать шире, чем это делает Флорида. К нему можно причислить всех тех, кто в пределах своей профессиональной или социальной деятельности

является инноватором, генератором развития, создателем «точек роста»» [4].

Представители креативного класса характерны нестандартное мышление, принимать эффективные решения в условиях неопределенности, способность рисковать.

В качестве социального феномена креативность определяет основу и условие развития человечества его научных социальных и других интересов креативности наряду с другими моментами находит свое выражение, скрытое человеческой природе стремление проявлять себя реализовывать свою силу утверждаться в способности властвовать над природными материалами и стихиями.

Библиографический список

1. Чиксентмихайи М. Как творится творчество. Текст лекции

2. http://polit.ru/article/2012/07/03/Csikszentmihalyi/

3. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности/

4. / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2009.

5. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее / Р.Флорида - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2011.

6. 4.http://www.intelros.ru/intelros/reiting/reyting_09/ material_sofiy/5027-andrej-okara-kreativnyj-klass-kak-poslednyaya-nadezhda.html

ПРОЦЕССЫ КРЕАТИВНОСТИ, THE PROCESSES OF CREATIVITY

2014 Chugunova S.V.

Самарский университет путей сообщений, Самара, Россия

Samara State University of Transport

В статье анализируются причины возникновения креативного процесса, его главные составляющие и характеристика. Описывается феномен инсайта - его виды и роль в креативном процессе. Дается характеристика общих требований креативного процесса. Рассматриваются точки зрения различных научных школ о природе возникновения креативного процесса. Исследуется вопрос об участии сознательных или бессознательных компонентов в процессе креативности. Описаны уровни проявления креативного процесса у разных людей.

The paper deals with the creative process: its origin, major constituent parts and basic characteristics. Of special interest is the main moment of the creative process known as an insight flash. There is no consensus so far about this phenomenon. The question is whether unconscious elements are involved in the process of creativity. The author focuses on the availability of the creative process to every member of the society.

Ключевые слова: интеллект, инсайт, креативный процесс, сознательное, бессознательное. Key words: intellect, insight, creative process, conscious, unconscious.

Процесс креативности достаточно специфичен для различных сфер знаний и деятельности [3], [5], [14]. Но, не смотря на это, существует определенные общие требования к креативному процессу. Вне зависимости от проблем, на который направлен креативный процесс, включает следующее:

1. Постоянное переформулирование проблемы.

2. Применение невербального типа мышления.

3. Применение знаний и навыков для создание нового или для добавление чего-то нового уже в существующее.

4. Внутренее напряжение. Существует три типа. 1) возникновение напряжения связанно с конфликтом между новым и традиционным в каждом шаге креативного процесса. 2) В самих идеях. 3) В самих путях решения или созданных продуктах, напряжение может быть связано со стремлением перейти на более высокую ступень эффективности внутри индивида или общества в целом [16]. Х. Гарднер использовал классификацию, которая в специфических сферах превращала креативность из об-

щей в специальную [16]. Не смотря на то, что данная классификация описывает семь типов интеллекта, она все же относится и к видам одаренности [5], [12] и соответственно к креативности, так как подразумевает под обликом интеллекта творческие достижения в этих областях.

1. Пространственный интеллект, способность проецировать и манипулировать объектами в уме.

2. Музыкальный интеллект способность исполнять, сочинять и воспринимать экспансивно музыку.

3. Лингвистический интеллект, основанный на чувствительности к смыслу слов и эффективной вербальной памяти.

4. Интраперсональный интеллект способность понимать и опознавать собственные чувства.

5. Телеснокинестетический интеллект способность применять двигательные навыки в исполнительском искусстве, в спорте.

6. Интерперсональный интеллект способность примечать и различать темперамент, намерения и мотивацию остальных людей.

7. Логическоматематический интеллект способность исследовать категории, взаимоотношения и структуры путем манипулирования объектами, символами, понятиями.

Порой они выступают вместе, к примеру, сочетание пространственного и кинестетического интеллекта — это высокие знания в сфере механики.

Другие исследователи считают главным моментом креативного процесса вспышку инсайта [3], [4]. Само явление инсайта остается в пристальном внимании исследователей, и вызывают дискуссии по поводу его понятия, а также роли в креативном процессе. На данную тему мнений достаточно много от практического сведения креативного процесса к исходному инсайду [6], [17] до отрицания роли инсайта в креативности [20].

По мнению Дж. Девидсон сущестует три вида инсайта: 1) инсайт "избирательного комбинирования" позволяет точно состыковать "кусочки " информации; 2) ин-сайт "избирательного сравнения " позволяет связать эту информацию с той, что уже содержится в памяти; 3) ин-сайт "избирательного декодирования " позволяет разделить релевантную информацию от иррелевантной. В креативном процессе могут применяться все 3 вида инсайта.

Многие исследователи задаются вопросом, что служит толчком для начала креативного процесса. Первое разделение заключается в целях креативности. Часть исследователей полагают, что это способ выйти за рамки обыденного, расширить границы знаний. [3], [1], [2], [7] [11], [8]. Другая часть исследователей уверенна, что процесс креативности ни что иное как простые результаты случайных изменений и отбора в креативном процессе. [6], [17], [9], [13]. У третьей части исследователей промежуточное убеждение, они считают, что креативный процесс — это попытка внести что-то новое уже в существующее, либо креативный процесс инициируется неудачной попыткой в объяснении или неподтверждающейся гипотезой. [3], [6], [2], [7]. [13], [18], [19].

Следующие, что стоит отметить это уровни проявления у различных людей креативного процесса. Суще-

ствует «большая» креативность, которая вносит или добавляет что-то новое уже в существующее и «малая», например, декорировать интерьер в квартире. Например, Леонардо да Винчи был высоко креативен, и никто из ученных того времени не мог достичь его успеха. С точки зрения Д. Фелдмана величина креативности может быть определена только в исторической перспективе [6].

Дискуссию также вызывает и то является ли креативный процесс доступным для всех в разной степени, или он доступен только определенным людям в определенные моменты времени. Т.е. если креативный процесс доступен для каждого, то ее возможно и полезно тренировать. Тем не менее С. Девис, Т. Амабель, Ф. Байрон, Х. Грубер утверждают, что креативный процесс тренировать не возможно, так как он возникает в результате сочетаний многих факторов: наличии проблем, необходимых навыков, специального окружения, определенной индивидуальности.

Одним из важнейших вопросов является, какие задействованы компоненты в процессе креативности сознательные или бессознательные.

Одна часть исследователей пренебрегают влиянием бессознательного в креативности. Другая часть исследователей считает, что бессознательное имеет определенное влияние на креативный процесс. К примеру, П. Ленгли и Р. Джонс [9] отводят важную роль бессознательным элементам в контексте активации памяти, которая релевантна творческому инсайту и делает доступной информацию, сознательно не затребованную.

Третья часть исследователей утверждают, что само умение формулировать приходящие из бессознательного идеи и есть главное в креативном процессе [10]. Считается, что креативность достигается тогда, когда бессознательные идеи вносятся в сознательные утверждения. Данная концепция подходит к трактовке К. Юнга: творчество делится на два вида психологическое, связанное с работой сознания, и визионерское, выражающее архетипиче-ские образы бессознательного [21].

Вывод заключается в том, что креативный процесс является достаточно специфическим для разных областей знаний, но он имеет ряд общих характеристик; он имеет временные рамки и определенные этапы. Важная составляющая креативного процесса это инсайт, тем не менее, уровни его проявления зависят от личностных качеств и среды: так же важной можно полагать и роль бессознательного в данном процессе.

Библиографический список

1. Barron F., Harrington D. Creativity, intelligence and personality // Ann. Rev. of Psychol. V. 32. 1981. P. 439476.

2. Barron F. Putting creativity to work // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 7698.

3. Chikszentmihalyi M. Society, culture, and person: A system view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 325339

4. Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg, J. Davidson (eds.). Conception of

giftedness. Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1990. P. 201222.

5. Feldman D. Y., Csikszentmihalyi M., Gardner H. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.

6. Feldman D. N. Creativity: dreams, insights and transformation // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 271297.

7. Gardner H. Creative lives and creative works: a synthetic scientific approach // R. Sternberg, T. Tardif (eds. ). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 298324.

8. Gruber H., Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolvingsystem approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243270.

9. Langly P., Johns R. A computational model of scientific insight // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 177201.

10. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychol. Rev. 1969. N 2. P. 220232.

11. Percins D. N. The possibility of invention // R. Sternberg, T. Tardif (eds. ). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 362385.

12. Попова Л. А. Что такое одаренность? // Школа здоровья. 1995. № 1. С 518.

13. Simonton D. Creativity, leadership and chance // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 7698.

14. Sternberg R., Lubart T. Defying the crowd: Cultivating creativity in a culture of conformity. N. Y.: Free Press, 1995.

15. Storfer M. D. Intelligence and giftedness. The contributions of heredity and early environment. SanFrancisco; Oxford: JossyBass Publ., 1990.

16. Tardif T., Sternberg R. What we know about creativity? // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 429 446.

17. Taylor C. W. Various approaches to and definitions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 99126.

18. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.

19. Wallach M. A. Test tell us little about talent // Am. Scie. 64. P. 5763.

20. Weisberg R. Problem solving and creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 148176.

21. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

РОЛЬ ДОСУГА В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Калимуллин Диловар Диловарович

кандидат пед. наук, доцент, Казанский государственный университет культуры и искусств, г.Казань

LEISURE ROLE IN FORMATION OF SPIRITUAL CULTURE OF STUDENT'S YOUTH

Kalimullin Dilovar Dilovarovich, Candidate of Science, assistant professor, Kazan state university of culture and art, Kazan

В заявленной статье рассматривается роль досуга в формировании духовной культуры студенческой молодежи. Студенчество рассматривается как субкультура (досуговая общность) со свойственной ей культурой. Социальные характеристики студенчества детерминированы объективными социальными процессами. На основе анализа научных источников и интернет-исследований делается вывод о востребованности тех или иных форм досуга, преобладании развлекательных и рекреационных функций и невостребованности образовательно-развивающей и преобразовательно-созидательной.

In the declared article considered the leisure role in formation of spiritual culture of student's youth is. The students are considered as subculture (a leisure community) with culture peculiar to it. Social characteristics of students are determined by objective social processes. On the basis of the analysis of scientific sources and Internet researches the conclusion about a demand of these or those forms of leisure, prevalence of entertaining and recreational functions and not demand educational developing and converting.

Ключевые слова: досуг; студенчество; духовная культура. Keywords: leisure, student, spiritual culture.

Изменения, произошедшие в нашей стране, способствовали не только значительному усложнению и так достаточно сложных социальных отношений и связей, но и обострили многие общественные противоречия, ранее считавшиеся нормальными и даже позитивными. Появилась и продолжает усиливаться диспропорция между культурой и нравственностью как общечеловеческими

ценностями, с одной стороны, и социально-групповой поляризацией ценностных ориентаций - с другой. Изменение социально-экономических отношений привело к тенденции формирования разных культур внутри одного общества. Более того, даже внутри одного и того же социального слоя или группы можно наблюдать подобную тенденцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.