Научная статья на тему 'Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ'

Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7415
686
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ДОСУГ / ДОСУГ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / RECREATION / LEISURE OF YOUTH / YOUTH / YOUTH SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Мария Евгеньевна

В статье анализируются альтернативы проведения досуга современными студентами. На основе авторских социологических исследований рассматривается специфика проведения досуга студентов, проживающих в мегаполисе или маленьком городе. Социальный досуг описывается с использованием структурно-функционального методологического подхода как жизненно важная сфера, социализирующая молодежную генерацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes alternative leisure of modern students. Based on the authors sociological research we consider the specifics of the leisure of students living in a city or a small town. Social leisure is described using the structural and functional methodological approach as a vital area, socializing youth generation.

Текст научной работы на тему «Особенности досуговой жизнедеятельности студентов: социологический анализ»

УДК 379.82.092-057.875

I ОСОБЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ I СТУДЕНТОВ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Петрова Мария Евгеньевна, аспирант кафедры «Социология и социально-коммуникационные технологии», IIKT-UGAES@mail.ru Уфимская государственная академия экономики и сервиса

The paper analyzes alternative leisure of modern students. Based on the author's sociological research we consider the specifics of the leisure of students living in a city or a small town. Social leisure is described using the structural and functional methodological approach as a vital area, socializing youth generation.

В статье анализируются альтернативы проведения досуга современными студентами. На основе авторских социологических исследований рассматривается специфика проведения досуга студентов, проживающих в мегаполисе или маленьком городе. Социальный досуг описывается с использованием структурно-функционального методологического подхода как жизненно важная сфера, социализирующая молодежную генерацию.

Keywords: recreation, leisure of youth, youth, youth socialization

Ключевые слова: досуг, досуг молодежи, молодежь, социализация молодежи

Молодежь как мобильная часть населения находится постоянно в «эпицентре» научных исследований социологов всего мира. Одно из первых классических определений молодежи было дано в 1968 году В.Т. Лисовским: «Молодежь — поколение людей, проходящих стадию социализации, осваивающих, а в более зрелом возрасте, усваивающих образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий, возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет» [4. С. 5]. К молодежи можно отнести учащихся старших классов, лиц, обучающихся в профессиональных и профессионально-технических учреждениях, студентов вузов, работающую молодежь.

Молодые люди из этих общностей нуждаются в отдыхе и плодотворном проведении своего досуга. Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодого человека. В досуговой сфере жизнедеятельности в наибольшей степени реализуется право на свободу личности, здесь происходит временное освобождение от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того,

в ее рамках ослабляется институциональное давление на молодую личность.

Досуг — это зона активного общения, удовлетворяющая потребности студентов в межличностных контактах. Такие формы досуга, как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники, являются благоприятной сферой для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми, обществом в целом. В Большой советской энциклопедии социализацию определяют как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Логично, что досуговая социализация молодежи формирует социокультурные потребности. Время досуга студенты, как правило, посвящают общению в молодежных, референтных группах, где формируется особая молодежная субкультура, свой микро-социум, влияющий на становление личности молодого человека. В связи с тем, что негативные проявления в сфере досуга во многом обусловлены его неорганизованностью, возникает необходимость определения способов регулирования и управления этой областью жизнедеятель-

ности молодежи. Досуг как социокультурная компонента процесса социализации современной российской молодежи требует глубокого научного осмысления.

Объектом авторского социологического исследования были выбраны студенты вузов. Предметом исследования являются внутри вузовские социальные отношения, возникающие в процессе обучения и в период свободного времени студентов. Исследование проводилось среди студентов очной формы обучения столичного города Уфа и моногорода Октябрьский. Цель — изучение студенческого досуга. Выборочная совокупность составила 500 человек. Социальный портрет студентов, полученный в ходе исследования, позволяет отметить ряд характеристик. Это в основном молодые люди, которые хорошо представляют структуру вуза, приступили к изучению специальных предметов, начинают искать место будущей работы, знакомы со всеми сокурсниками, преподавателями и предпочитают проводить свободное время вместе.

При написании этой статьи была поставлена конкретная задача — использовать результаты авторской социологической анкеты для анализа проблем, с которыми сталкивается молодежь во время проведения досуга.

В отечественной социологии молодежи особое внимание всегда уделялось исследованию ключевых проблем молодежи как общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С.Н. Иконникова, В.Т. Лисовский)1, процесса становления молодой личности (И.С. Кон)2, влияния социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и его влияния на систему ценностных ориентаций (М.Х. Титма)3, особенностей отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др. Состояние духовно-культурной сферы молодежного досуга анализируется в работах А.С. Запесоцкого, А.Г. Здравомыслова4. Важное значение для исследования молодежного досуга имеют труды таких ученых,

1 Иконникова С.Н. Социология молодежи. Л., 1985; Лисовский В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования // Педагогика. 1998

2 Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.

3 Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Знание, 1975.

4 Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной ин-

теграции. СПб, 1996; Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986;

как Л.Д. Гордон, Э.В. Клопов, З.В. Сикевич, Б.А. Трегубов, которые посвятили свои работы проблемам социализации, воспитания, выбора профессии молодежи5.

Существует множество определений досуга, систематизировав которые, можно выделить новый подход.

В Большой Советской Энциклопедии дается следующее определение: «Досуг — часть вне рабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, прием пищи и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учеба и самообразование в широком смысле слова, то есть различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры: посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга представляют различные формы любительской и общественной деятельности: самодеятельные занятия и увлечения (хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т.д.). В социологическом энциклопедическом словаре А.А. Грицанова дано следующее определение: «Досуг — система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует как процессам рекреации человека, так и удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях. В настоящее время в рамках социологических, социально-психологических и индивидуально-психологических исследований принято вычленять активные и пассивные формы проведения досуга. В первом случае это деятельностные разновидности досуга: творческие и любитель-

5 Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы; Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.,1972; Сикевич З.В. Молодежные культуры: «за» и «против». Заметки социолога. Л., 1990; Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991

ские занятия, занятия физкультурой, а также активные формы межличностного и межгруппового общения. Во втором случае — это пассивное потребление различных культурных мероприятий и особенно во второй половине ХХ века, потребление продукции средств массовой коммуникации (радио, телевидение, Интернет и пр.)» [2. С. 182].

Итак, на основе уже существующих определений досуга можно предложить авторское определение: «Досуг — это время, свободное от работы, которое человек проводит в соответствии со своими потребностями и индивидуальными способностями в активной или пассивной форме».

Структура досуга студенческой молодежи состоит из следующих частей:

1) дом (домашние заботы, общение с узким кругом родственников, друзей; пассивный отдых дома перед телевизором, общение в социальных сетях);

2) общение (коммуникации с друзьями в реальном, а не виртуальном мире; общение);

3) развитие (физическое — занятия спортом, фитнесом, пешие прогулки, походы; духовное — посещение музеев, чтение, занятие наукой, каким-либо видом искусства);

4) развлечения (походы в кино, театр, на концерты, фестивали);

5) социальная активность (общение с друзьями в кафе, Интернете, участие в массовых культурных мероприятиях вуза). Перечислим функции досуга студенческой

молодежи.

1. Функция всеобщности и доступности — возможность приобщения, вовлеченности субъектов образовательного процесса в сферу деятельности досуговых организаций, мероприятий с целью удовлетворения творческих потенций, их досуговых запросов и интересов студентов.

2. Функция самодеятельности реализуется на всех уровнях: от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность как сущностное свойство личности обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип индивидуального подхода предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей студентов при организации их досуга. Дифференцированный

подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции. 3. Функция систематичности и целенаправленности предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг молодежи. Это процесс вхождения студентов в общественное бытие, процесс активного и творческого становления личности, живущей полной жизнью в согласии с самим собой и с обществом. В ходе исследования было выявлено, что происходит обострение противоречия между увеличением свободного времени студенческой молодежи и возможностями качественного его насыщения. Как уже отмечалось, существует пассивная (закрытая) форма и активная (открытая) форма проведения досуга студентами. Закрытая форма — это отдых дома в узком кругу родственников, друзей, компьютер (Интернет), телевизор, сон. Открытая форма проведения досуга связана с коммуникацией между большим количеством людей, что максимально влияет на социализацию студентов. К активной форме проведения досуга относятся: занятия спортом, участие в спортивных, культурных массовых мероприятиях (концерты, походы в кино). Особый интерес вызывает досуг студентов, проживающих в городах различного типа. В таблицах приведены данные социологической анкеты, касающиеся того, какую форму досуга предпочитают студенты вузов столичного города и моногорода (табл. 1), а также какие, по мнению студентов, существуют проблемы для проведения активной формы досуга в вузе (табл. 2) [1. С. 40].

Как видно из таблицы, в столичном городе и моногороде одинаковы показатели ответов на альтернативы «просмотр телевизора», «проводить время за компьютером». Это объясняется распространением кабельного телевидения и быстрым развитием информационных технологий. В моногороде большее количество студентов предпочитают туристические походы, так как этот способ развития своего физического здоровья требует небольших финансовых затрат, в то время как столичная студенческая молодежь занимается спортом в специально оборудованных залах. Это находит подтверждение в полученных ответах о спортивных секциях.

Преобладающее количество студентов моногорода в свободное время посещают курсы, получают дополнительное образование, так как они готовятся к тому, что им придется уехать после окончания учебы в мегаполис, где они смогут чего-то добиться только за счет собственных способностей и знаний. Значительная часть студентов столицы ходят на фестивали, концерты, поскольку там они организуются чаще. Их отсутствие в моногороде студенческая молодежь компенсирует походами в ночные клубы, на дискотеки. В равной степени студенческая молодежь из столицы и моногорода предпочитает проводить свободное время после учебы в кафе с друзьями. Это свидетельствует о том, что молодые люди открыты для общения, оно им необходимо. Не секрет, что наличие культурно-просветительских учреждений, кинотеатров, театров, библиотек, концертных залов, спортивных сооружений, парков культу-

ры является важным показателем благоприятной жизненной среды. Это, в конечном счете, определяет эффективность использования свободного времени, качество досуга. Традиционные формы заполнения досуга (телевидение, радио, чтение, домашние занятия, возможности общения дома, походы в гости или на природу, самообразование, спорт) доступны в равной степени практически каждому студенту, а в возможностях практиковать активный вне-домашний досуг — посещать театры, концерты, музеи, другие развлекательные и культурные мероприятия — наблюдается явное отставание провинции от мегаполиса. В целом это негативно сказывается на духовном и физическом развитии молодого человека, поэтому желательно, чтобы функцию организации досуга частично взял на себя вуз.

На вопрос о форме проведения досуга респонденты столицы и моногорода в массе

Таблица 1

Ответы студентов на вопрос «Как вы проводите свой досуг после учебы?»

Варианты ответов Уфа (столица) в % Октябрьский (моногород) в %

Сижу дома перед телевизором (синдром трех «Т») 38 43

Предпочитаю турпоходы 15 2

Общаюсь с друзьями в «социальных сетях» 65 78

Занимаюсь в спортивных секциях 23 17

Посещаю с друзьями кафе 35 63

Отдыхаю в ночных клубах 48 56

Хожу на концерты, музыкальные фестивали 36 21

Посещаю музеи 24 28

Получаю дополнительное образование (курсы) 23 38

Провожу время за компьютером 58 53

Таблица 2

Ответы на вопрос «Какие, по вашему мнению, существуют проблемы для проведения активной формы досуга в вузе?»

Варианты ответов Уфа (столица) в% Октябрьский (моногород) в%

В вузе нет специально оборудованного спортивного зала 23 65

Недостаточно спортивного инвентаря 46 78

В вузе не организованы спортивные секции, кружки по интересам 36 25

Нет времени 64 17

В вузе не ведется организационная работа со студентами (совместные походы в театр, кино) 45 36

В вузе мало организованных культурно-массовых мероприятий 75 65

Я не люблю проводить свой досуг активно 20 36

своей выбирают пассивную форму досуга после учебы (социальные сети, отдых дома, игры за компьютером), больше половины опрошенных респондентов после учебы остаются дома и смотрят телевизор, а благодаря интернету и социальным сетям они предпочитают общаться виртуально. Активную форму досуга (походы, спортивные секции, кафе, концерты, дополнительное образование) студенты ведут нерегулярно, потому что из предложенных вариантов ответов каждый респондент выбирал только по одной — две позиции. Это является для студентов отрицательным показателем, поскольку, как уже говорилось выше, именно активная форма досуга положительно влияет на социализацию студенческой молодежи.

Таким образом, вуз, расположенный в столице, лучше обеспечен спортивным оснащением. Однако в столице и моногороде одинаково слабо организована работа секций, кружков: как правило, студенты просто приходят в спортзал и занимаются там тем, чем хотят. У больше половины студентов из столицы просто нет времени на активный досуг, потому что после учебы они чаще проводят время в кафе, ночных клубах, магазинах, развлекательных центрах, которых в большом городе очень много. В моногороде свободного времени у молодых людей больше, и они хотели бы его провести с пользой. Всеми студентами было высказано мнение, что недостаточно ведется работа по организации совместных походов в кино, театр, культурно-массовых мероприятий: есть студенты, которые готовы проводить свой досуг активно только при условии, если его проведение будет организовано вузом.

Респондентам было предложено самим сформулировать рекомендации по улучшению досуга в вузе. Предложения молодежи моногорода в целом совпадали с мнением жителей столицы. В частности, это поездки по городам России или за рубеж, творческое развитие, общение с новыми людьми, организация спортивных мероприятий, совместных походов на каток, возможности выступать со своей музыкальной группой, посещать рок-концерты, приобретая билеты по доступным ценам, посещать кружки рисования, актерского мастерства.

Итак, подведем итоги: во-первых, досуг предполагает не регламентированную, а свободную креативную деятельность студентов,

во-вторых, формирует и развивает студентов, в-третьих, способствует самовоспитанию молодой личности. Досуг выступает как индикатор уровня общественной и личной жизни. На его содержание влияет ряд факторов, в частности, возраст, интересы индивида, его наклонности, ценностные ориентации, уровень духовной культуры, характер трудовой деятельности, материальные возможности, место жительства (столица, моногород) [5. С. 182].

Жизнедеятельность современных студентов предельно насыщена и регламентирована, а потому требует больших физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает «снизить» создавшееся психологическое напряжение. Именно в рамках до-сугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция. Более того, заложенное от природы стремление молодого человека к получению удовольствия реализуется преимущественно в сфере досуга. Такое положение дел в досуговой сфере студенчества остро ставит вопрос о необходимости его регулирования и должного наполнения соответствующими эстетическими, этическими и общекультурными ценностями. Повышение качественного состояния свободного времени в значительной степени зависит от роста материального состояния молодых россиян, развития организации социальной инфраструктуры досуга не только в столичных, но и в моногородах. Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость изучения и влияния на досугового поведения обучающейся молодежи со стороны государства в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России. Например, на региональном уровне возросла потребность финансирования спортивного оснащения вузов, т. к. сегодня заниматься спортом становится модно, особенно в преддверии 0лимпиады—2014 в Сочи. В связи с этим важна повсеместная практика вводимой системы льгот на посещение бассейнов, фитнес-центров, теннисных кортов, стадио-

нов, катков, спортзалов не только для школьников, но и для студентов. Целесообразно проведение на государственном уровне массовых межвузовских марафонов, спартакиад, олимпиад [6. С. 202]. На уровне вузовских профкомов нужна серьезная организация постоянных совместных культурно-массовых мероприятий, походов в кино, театр, экскурсий, где экскурсоводами по родному городу

являются сами студенты [3. С. 16]. Не менее актуально создание в стенах вузов кафе с бесплатным выходом в Интернет.

Современный вуз обязан стать не только центром образования, но и досуговой социализации студенчества. В условиях рыночного общества и дифференциации в молодежной среде актуализируется необходимость социально-значимого, организованного досуга.

Лтература

1. АверьяновЛ.Я. Социология: искусство задавать вопросы. 2-е изд., перераб. и доп. М.,1998. 117 с.

2. ГрицановА.А. Новейший социологический словарь. Минск: Книжный дом, 2010. 1312 с.

3. Ковальчук А. С., Блошенкова А.Н. Досуг и свободное время в трудовом объединении молодежи: Учебное пособие. М.: МЦТЗМ «Перспектива», 2001. 90 с.

4. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб.: СПбГУ, 1996. 32 с.

5. Тищенко М.Е. Влияние мирового экономического кризиса на развитие рынка занятости студентов // Мировая экономика и социум: от кризиса до кризиса. Саратов, 2009. С. 182—183.

6. Тищенко М.Е. Проблемы внутривузовской системы коммуникаций между субъектами образовательного процесса // Проблемы взаимодействия теории и практики при решении социально-экономических задач в условиях глобального кризиса. Саратов, 2010. С. 202—201.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.