Теория и метоОика профессионального образования _(в строительном вуае)
УДК 378
Сучкова Т.В. - кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Яруллина Л.Р. - кандидат психологических наук, доцент
E-mail: [email protected]
Сайдашева Г.Т. - старший преподаватель
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зеленая, д. 1
Роль дисциплины «Психология социального взаимодействия» в структуре профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Строительство»
Аннотация
В статье анализируются возможности дисциплины «Психология социального взаимодействия» для развития общекультурных компетенций при подготовке бакалавров по направлению «Строительство». Описывается структура психологии социального взаимодействия как научной отрасли и учебной дисциплины, цель изучения, тематика и применяемые в ходе освоения методы. Раскрывается влияние «Психологии социального взаимодействия» на формирование профессиональной ментальности, мотивации к трудовой деятельности будущих строителей. Приводится описание тематических вопросов, активных методов обучения, направленных на формирование у студентов социально-профессионального мировоззрения, коммуникативных умений и навыков, стремления к саморазвитию.
Ключевые слова: психология социального взаимодействия, общекультурные компетенции, профессиональное становление личности, профессиональная ментальность.
Согласно закону об образовании, целью высшего образования с одной стороны является обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а с другой стороны, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии. В Федеральном государственном образовательном стандарте требования к результатам освоения образовательных программ сформулированы с точки зрения формирования у студентов профессиональных и общекультурных компетенций. Развитие личности в процессе обучения, таким образом, описывается через общекультурные компетенции выпускников, к числу которых относятся формирование основных мировоззренческих позиций, коммуникативных умений и навыков, потребности в постоянном самообразовании и саморазвитии. Реализация задачи формирования данного вида компетенций возможна при условии освоения студентами предметов гуманитарного блока, например, таких как «Психология социального взаимодействия».
Дисциплина «Психология социального взаимодействия» входит в состав гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования при подготовке бакалавров по направлению «Строительство». Целью освоения дисциплины является формирование системного и целостного представления о психологических механизмах налаживания и поддержания социально-психологических отношений в коллективе, развитие способности к конструктивному использованию социальных знаний, умений и навыков в процессе межличностного, социально-ролевого и экономико-правового взаимодействия.
Среди тех видов деятельности, к которым готовится в процессе обучения бакалавр по направлению подготовки 270800 Строительство, следует отметить, производственно-управленческую деятельность, подразумевающую, в частности, планирование, организацию, контроль, мотивацию деятельности малых коллективов. Реализация
Теория и метоОика профессионального образования _(в строительном вуае)
данного вида деятельности в наибольшей степени основана на компетенциях, формируемых через освоение дисциплины «Психология социального взаимодействия».
Предметом психологии как науки является психика, то есть внутренний мир человека, его субъективный опыт и интерпретация того, что происходит в окружающем мире, его ощущения, мысли, желания, чувства. Изучаются все эти психические явления через поведение человека, его неосознанные психические процессы, психосоматические явления, продукты материальной и духовной культуры.
На современном этапе развития психология представляет собой достаточно разветвленную систему психологических научных дисциплин, связанных с различными областями жизнедеятельности. Так, социальная психология изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах. Таким образом, в ее структуру входят три круга социально-психологических явлений, проявляющихся в больших и малых группах, а также влияние различных групп на личность человека [4].
Психология социального взаимодействия представляет собой раздел социальной психологии, изучающий психологические аспекты обмена социальными действиями между двумя и более людьми. Как учебная дисциплина, предполагает изучение истории становления психологии, основных направлений отечественной и зарубежной психологии, социально-психологических проблем личности и общения, основ командного и ролевого взаимодействия, организационного поведения и управления, стратегий поведения в конфликтной ситуации.
Профессиональное становление личности охватывает длительный период онтогенеза человека, начиная с зарождения профессионально ориентированных интересов и склонностей в детском возрасте и заканчивая завершением профессиональной деятельности в пенсионном. Безусловно, в этом процессе выделяются различные стадии, важнейшей из которых считается этап профессиональной подготовки или профессионального обучения. Именно на этапе получения образования в высшем учебном заведении происходит развитие учебной и профессиональной мотивации, самоопределения в профессии и формирования готовности к ней. Одной из центральных проблем в это время является формирование системы знаний, умений и навыков, которые социально и профессионально ориентированы, а также развитие у студентов профессионально важных качеств [2].
В процессе подготовки студента к будущей профессии происходит вхождение человека в профессиональную деятельность, формируется профессиональная позиция, выражающая его отношение к своему ремеслу, профессиональные установки и мотивация, профессиональная ответственность и воспитанность. В качестве интегративного понятия, описывающего перечисленные личностные особенности, рассматривается такое понятие как профессиональная ментальность.
Любая профессия предполагает, что в процессе ее освоения происходит не только интериоризация специальных знаний, умений и навыков, но и создание своеобразной системы отношений к действительности и с действительностью. Профессиональная ментальность это своего рода включение человека в свою профессию, отражающее его отношение к себе, к другим людям и, в целом, к окружающей действительности, направляющая его мышление и восприятие в профессиональное русло. Профессиональная ментальность объединяет профессионалов определенной отрасли: общие установки, профессиональная направленность, ценностные ориентации, профессиональные идеи и взгляды [5].
Профессиональная ментальность представляет собой особую систему «настройки» сознания на восприятие действительности и одновременно являющуюся ее следствием систему личностных паттернов, способствующих освоению и осуществлению именно данной профессиональной деятельности [3]. Таким образом, в процессе подготовки бакалавров по направлению «Строительство», благодаря таким дисциплинам как «Психология социального взаимодействия», закладываются основы для становления профессиональной ментальности будущего строителя, создаются предпосылки для внутреннего последовательного количественного и качественного изменения, то есть развития.
Теория и метоОика профессионального образования _(в строительном вузе)
Курс занятий по психологии социального взаимодействия предполагает освоение теоретического материала в форме лекций, практические занятия или семинары, в рамках которых студенты выступают с докладами, участвуют в дискуссиях, а также получают возможность диагностировать свои личностные особенности, влияющие на процесс социального взаимодействия. Также в ходе освоения дисциплины широко применяются активные методы обучения: тренинги, видеосеминары, игровые методы, кейсы.
Темы и разделы дисциплины сформулированы таким образом, чтобы психологические знания имели социально-профессиональный контекст, то есть преломлялись через профессию инженера строительной отрасли.
Изучение истории предмета психологии, основных психологических теорий зарубежных и отечественных авторов создает основу для понимания феномена личности, закономерностей функционирования и развития личности в обществе, обогащает мышление студентов гуманистическими ценностями, помогает духовно развиваться. Освоение вопросов связанных со структурой личности, ее характеристиками, мотивационно-потребностной сферой помогает лучше узнать себя, выявить свои положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, и наметить пути саморазвития и самосовершенствования.
Второй раздел дисциплины «Психология социального взаимодействия» направлен на формирование и развитие коммуникативных навыков и способностей, необходимых как в профессиональной, так и в повседневной жизни. Этот цикл занятий предусматривает изучение закономерностей делового и межличностного общения, принципов построения устной и письменной речи в процессе деловой коммуникации, публичных выступлений и переговоров. А также изучение вербальных и невербальных средств передачи информации и их значения для эффективной коммуникации, основ межличностного восприятия и взаимодействия в процессе общения.
Третий раздел охватывает такие темы как социально-ролевое и командное взаимодействие, то есть взаимодействие внутри группы и между людьми как представителями различных, в том числе профессиональных групп. В сферу рассмотрения включены вопросы, касающиеся классификации и структуры малых групп, особенностей организации и поведения внутри коллективов и команд, проблемы лидерства и развития лидерских качеств, необходимости различных ролей внутри команды, психологических аспектов власти и влияния.
Четвертый раздел направлен на изучение организационного поведения, особенностей поведения и профессионально важных качеств руководителя, психологических требований и качеств исполнителя, корпоративной культуры организации, профилактики и способов разрешения конфликтов внутри организации, стадий профессионального становления, этапов развития и планирования карьеры. Таким образом, данный раздел ориентирован на формирование и развитие умений необходимых для организации и управления коллективом, формирование основ делового поведения и бесконфликтного общения в рамках профессии инженера-строителя.
Изучение студентами описанных выше разделов дисциплины «Психология социального взаимодействия» оказывает влияние на мотивацию студентов к трудовой деятельности вообще и к профессии строителя в частности. Появляется социальная ответственность за будущую профессию, оценивается ее роль для развития общества. Преподавателям вузов необходимо формировать положительное отношение студента к своей будущей профессиональной деятельности, ориентировать на успешное ее освоение. Компетентное представление о своей профессии и должное отношение к ней будет способствовать формированию других мотивов.
Также с самого начала обучения должно осуществляться формирование реальных представлений о будущей профессии и способах овладения ею. При этом психологически действенным является осознание того, какие конкретные сведения, включенные в тему занятия, имеют наибольшее профессиональное значение, где и каким образом они могут применяться, освоение каких профессиональных навыков без них невозможно. Таким образом, компетенции студентов, полученные в процессе изучения «Психологии
Теория и метоЭика профессионального образования _(в строительном вузе)
социального взаимодействия» на занятиях значительно активизируют адаптационные процессы, направленные на дальнейшую профессиональную деятельность в строительной сфере.
В зависимости от конкретных дидактических задач, вида подготовки студентов на всех уровнях в учебном процессе используются различные технологии обучения. Эти технологии включают в себя систему методов и приемов обучения и реализуются в формах учебного процесса. Для эффективного развития компетенций студентов необходимо выявить компоненты, способствующие строительной направленности обучаемых, пересмотреть формы и методы осуществления познавательной деятельности. В связи с этим в процессе изучения дисциплины «Психология социального взаимодействия» для наполнения содержания учебного материала социально-профессиональной направленностью применяются активные методы обучения. Так в рамках данного курса у студентов есть возможность пройти коммуникативные тренинги и тренинги, повышающие сплоченность группы; принять участие в видеосеминарах по вопросам поиска смысла жизни, добра и зла, прекрасного и безобразного. Организуются деловые игры, моделирующие профессиональные ситуации, связанные с работой в команде, организацией и управлением коллективом. Метод кейсов, позволяет обучающимся проанализировать реальную ситуацию социально-профессионального взаимодействия, предложить возможные пути ее решения и выбрать лучшее из них.
Представленное описание структуры дисциплины «Психология социального взаимодействия», предусмотренной при подготовке бакалавров по направлению «Строительство», показывает ее возможности для формирования общекультурных компетенций студентов, связанных с формированием социально-профессионального мировоззрения, разрешением ситуаций социально-профессионального взаимодействия, саморазвитием и самосовершенствованием. Тематика занятий и современные технологии обучения, применяемые в рамках данного курса, положительно влияют на развитие профессиональной ментальности, мотивации, социальной ответственности студентов. В дальнейшем нашим авторским коллективом будет представлено подробное описание развития общекультурных компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования при подготовке бакалавров по направлению «Строительство», что позволит реализовать возможность индивидуализации и дифференциации обучения, станет действенным средством для всестороннего развития личности студента, как личности и как будущего профессионала строительной отрасли.
Список библиографических ссылок
1. Бегидова С.Н. Акмеологические детерминанты профессионального становления личности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3 : Педагогика и психология, 2012, № 1. - С. 20-27.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебное пособие. - М.: Академия, 2009. - 384 с.
3. Сапогова Е.Е. Концепты и ориентиры современного психологического образования // Aima mater (Вестник высшей школы), 2003, № 10. - С. 8-13.
4. Сучкова Т.В., Сайдашева Г.Т. Психология социального взаимодействия: учеб. пособие, Ч. 1. - Казань: Изд-во КГАСУ, 2013. - 80 с.
5. Тонкошкурова И.В. Обогащение содержания гуманитарных дисциплин профессиональным контекстом как условие становления профессиональной ментальности студента - будущего инженера // Вестник Том. гос. ун-та, 2008, № 315. - С. 202-205.
6. Яруллина J1.P. Психология социального взаимодействия: учеб. пособие, Ч. 2. -Казань: Изд-во КГАСУ, 2013. - 127 с.
Teopiia u MemoQmea npoc^ecctioñaiibñoso 06pa30ßantia _(ß GmpoumenbHQM ßyae)
Suchkova T.V. - candidate of psychological sciences, associate professor E-mail: [email protected]
Jarullina L.R. - candidate of psychological sciences, associate professor E-mail: [email protected] Saidasheva G.T. - assistant
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
The role of discipline «Psychology of social interaction» in the structure of professional training of bachelors in a direction «Construction»
Resume
The issue analyzes the possibility of discipline «Psychology of social interaction» for the development of common cultural competence in training bachelors in «Construction», provided by the Federal state educational standard of higher education. Psychology of social interaction is a section of social psychology, studying psychological aspects of social exchange actions between two or more people. As an educational discipline, it includes the study of the history of psychology, the main directions of national and foreign psychology, socio-psychological problems of personality and communication, basics of team and role interaction, organizational behavior and management, strategies of conflict behavior.
The structure of discipline «Psychology of social interaction», presented by the authors, includes themes and topics which are formulated in such a way that psychological knowledge have social and professional context. This structure shows its potential for the development of common cultural competencies of students associated with the formation of socio-professional worldview, resolution of situations in professional interaction, self-development and self-improvement.
Themes and modern educational technologies used in this course have a positive impact on the development of professional mentality future engineer of the construction industry, students' motivation to work, the development of their social responsibility for their future profession and understanding of its role for the development of society.
Keywords: psychology of social interaction, general cultural competence, professional growth, professional mentality.
Reference list
1. Begidova S.N. Akmeological determinants of professional growth // Herald Adyghe State University. Series 3: Pedagogy and Psychology, 2012, № 1. - P. 20-27.
2. Zeer E.F. Psychology of professional education: educational manual. - M.: Academy, 2009.-384 p.
3. Sapogova E.E. Concepts and landmarks of modern psychological education // Alma mater (Journal of Higher School), 2003, № 10. - P 8-13.
4. Suchkova T.V., Saidasheva G.T. Psychology of social interaction: studies. Allowance, P. 1. - Kazan: KSUAE Press, 2013. - 80 p.
5. Tonkoshkurova I.V. Enriching the content of humanities professional context as a condition of professional mentality of students - future engineer // Bulletin Vol. Reg. Univ., 2008, № 315. - P. 202-205."
6. Yarullina L.R. Psychology of social interaction: studies. Allowance, Part 2. - Kazan: KSUAE Press, 2013. - 127 p.