6. Andreeva N.N. Na puti sozdaniya sluzhby mediacii v sel'skoj shkole. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: GAOU DPO «Leningradskij oblastnoj institut razvitiya obrazovaniya», 2017: 124-130.
7. Medvedeva S.A. Ispol'zovanie sluzhb mediacii v sel'skih shkolah: sozdanie tolerantnogo sociuma. Konferencium ASOU: sbornik nauchnyh trudov i. 2017; № 1: 768-773.
8. Smirnova A.M. Sluzhba mediacii v sel'skoj shkole: opyt, problemy, perspektivy. Sociokul'turnye i psihologo-pedagogicheskie faktory razvitiya sub'ektov obrazovatel'nogo prostranstva sel'skih territorij: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Yaroslavl', 2020: 530-533.
Статья поступила в редакцию 14.07.24
УДК 37.015.2: 37.013.73
Shumakova A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Head of Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State
Pedagogical Institute of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Yashutkin V.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General Pedagogy and Educational Technologies, Stavropol State Pedagogical Institute
of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
FORMATION OF AN ANTHROPOCENTRIC WORLDVIEW POSITION AMONG FUTURE TEACHERS. The article studies an urgent problem of how to improve quality of domestic teacher education. The authors state the need for its further development in the context of the requirements imposed by modern global and Russian sociocultural realities. The article analyzes such basic concepts of the problem field being studied as "worldview", "worldview position" and "methodological approach". The authors substantiate the structure of the teacher's anthropocentric worldview position, which is represented by the teacher's anthropocentric value orientations, his relevant knowledge, views and beliefs, and also update and analyze the essential characteristics of anthropological, axiological, cultural, personal-activity and individual-creative approaches, as a methodological basis for the formation designated position among future teachers. The presented article is, without a doubt, relevant and timely. Its results can be used in the system of teacher education in the process of shaping the personal worldview of future teachers.
Key words: worldview, worldview position, anthropocentric worldview position, educational paradigm, professional pedagogical education, methodological approach
A.В. Шумакова, д-р пед. наук, доц., зав. каф. общей педагогики и образовательных технологий ГБОУ ВО «Ставропольский государственный
педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
B.А. Яшуткин, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОМ ПОЗИЦИИ
Статья посвящена актуальной проблеме повышения качества отечественного педагогического образования. Авторы констатируют необходимость дальнейшего его развития в контексте требований, предъявляемых современными общемировыми и российскими социокультурными реалиями. В статье анализируются такие базовые понятия, изучаемого проблемного поля, как «мировоззрение», «мировоззренческая позиция» и «методологический подход». Авторы обосновывают структуру антропоцентрической мировоззренческой позиции учителя, которая представлена антропоцентрическими ценностными ориентациями педагога, его соответствующими знаниями, взглядами и убеждениями, а также актуализируют и анализируют сущностные характеристики антропологического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов в качестве методологической основы формирования обозначенной позиции у будущих учителей. Представленная статья, вне всякого сомнения, является актуальной и своевременной. Ее результаты могут быть использованы в системе педагогического образования в процессе формирования мировоззрения личности у будущих учителей.
Ключевые слова: мировоззрение, мировоззренческая позиция, антропоцентрическая мировоззренческая позиция, образовательная парадигма, профессиональное педагогическое образование, методологический подход
Актуальность предлагаемой к рассмотрению темы статьи обусловлена особым значением профессионального педагогического образования в современной России, так как роль учительства в воспитании подрастающего поколения россиян в существующей геополитической и социокультурной реальности невозможно переоценить. Именно современность диктует российскому обществу и государству необходимость существенного повышения качества профессиональной подготовки учителей, так как без соответствующего реформирования педагогического образования позитивное развитие многонациональной России, ее уникального культурного наследия априори является невозможным. Таким образом, современные общемировые и российские реалии обусловливают необходимость трансформации целей отечественного педагогического образования и соответствующих профессиональных требований к личности учителя.
Важное направление профессионального становления будущих педагогов обусловлено необходимостью формирования у студентов подлинного мастерства в сфере осуществления педагогического взаимодействия с учащимися, так как именно эффективность педагогического общения, его ценностно-мировоззренческая насыщенность в полной мере обеспечивает духовно-нравственное развитие личности школьников. В связи с этим одним из базовых, фундаментальных качеств учителя является антропоцентрическая мировоззренческая позиция, ориентирующая его личность на отечественные духовно-нравственные ценности и культурные традиции, исторически свойственные российскому обществу и отечественному образованию.
Цель данной статьи заключается в исследовании сущности, структуры и содержания антропоцентрической мировоззренческой позиции педагога и методологической основы ее формирования у будущих учителей.
Основные задачи статьи можно определить следующим образом:
- проанализировать сущность, структуру и содержание антропоцентрической мировоззренческой позиции педагога как качества его личности;
- определить методологическую основу формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей.
Методы исследования при подготовке данной статьи включали в себя теоретические аспекты (анализ научной, педагогической и методической литературы) и практические аспекты, заключающиеся в обосновании прикладного
значения базовых подходов к процессу формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей, как методологической основы обеспечения данного процесса.
Научная новизна статьи определяется выявлением дополнительных возможностей использования в качестве методологической основы формирования у будущих учителей антропоцентрической мировоззренческой позиции антропологического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного и индивидуально-творческого подходов.
Теоретическая значимость статьи отражается в расширении знаний о методологическом обеспечении процесса формирования у будущих учителей антропоцентрической мировоззренческой позиции.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов исследования в процессе профессиональной подготовки будущих учителей.
Разработка исследовательских вопросов, представленных в статье, требует рассмотрения базовых понятий, отражающих в себе соответствующее проблемной поле, а также обоснования вышеперечисленных методологических подходов к процессу формирования у будущих учителей антропоцентрической мировоззренческой позиции.
В качестве базовых для нашего исследования выступили такие понятия, как «мировоззрение», «мировоззренческая позиция» и «методологический подход». Рассмотрим их.
Категория мировоззрения является междисциплинарной, и в науке в настоящее время нет ее единого понимания. Так, в философском аспекте мировоззрение трактуется в качестве системы наиболее обобщенных взглядов человека на объективный мир, на отдельные события в этом мире и на собственное место в нем, а также его (человека) интеллектуального и эмоционального отношения к убеждениям и идеалам, имеющих социальную значимость и определенное распространение в обществе и культуре [1]. В психологии понимание феномена мировоззрения имеет определенную специфику, так как рассматривается в виде формы индивидуального сознания, имеющего особенности, обусловленные возрастными, индивидуальными и др. различиями [2].
Так, А.П Спиркин трактует мировоззрение как в предельной степени обобщенные, упорядоченные взгляды человека на объективный природный и соци-
окультурный мир, свое место в этом мире, а также социально обусловленные жизненные позиции людей, их убеждения, социально-политические, нравственные и эстетические идеалы, принципы познания действительности и оценки материальной и духовной реальности [3].
Близких позиций в понимании сущности мировоззрения придерживаются А.Л. Журавлев и Д.А. Китова. Авторы трактуют данный феномен в качестве системы обобщенных взглядов и представлений об объективном мире, а также убеждений и идеалов людей, которые обусловливают их теоретическое, практическое и оценочное отношение к окружающей действительности, способы осознания этой действительности и своего места в ней [4].
ПЕ. Залесский подчеркивает ценностный характер феномена мировоззрения, выделяя его глубинные характеристики через взаимосвязь интериоризи-рованных мировоззренческих знаний с базовыми личностными образованиями: потребностями, идеалами, ценностными ориентациями человека [5].
Актуальным вопросом при изучении сущностных характеристик явления мировоззрения является вопрос определения его структуры. Традиционно авторы (с некоторыми расхождениями) выделяют в структуре мировоззрения личности ценностные ориентации, мировоззренческие знания, взгляды и убеждения [5].
Обратимся к понятию «мировоззренческая позиция». Обозначенную позицию исследователи трактуют в качестве общего понимания мира, человека, общества и ценностного отношения к ним, определяющего социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека [4].
ПВ. Позизейко связывает мировоззренческую позицию с соответствующей культурой личности. Автор отмечает, что «индивидуальная культура мировоззрения личности обладает фундаментальным, целостным, универсальным и инте-гративным характером. Нравственно-духовной детерминантой в её психической структуре является ценностный центр, который обусловливает сущность мировосприятия и содержание миропонимания человека в процессе собственной жизнедеятельности. Именно на этой, культурно-ценностной основе, формируется мировоззренческая позиция личности, отражающая в себе глубинную суть взглядов и убеждений человека, его общественных устремлений и мировоззренческих ориентиров в отношении к социуму, другим людям и самому себе. При этом антропоцентричность мировоззренческой позиции измеряется отношением личности к другому человеку как к безусловной ценности, как к субъекту и автору собственного творческого саморазвития» [6, с. 11].
Обратимся теперь к структуре антропоцентрической мировоззренческой позиции учителя. Представим обозначенную структуру и содержание соответствующих компонентов в приведенной ниже табл. 1.
Эффективность формирования обозначенной мировоззренческой позиции у будущих учителей во многом обусловлена определенным смещением методологических акцентов при организации и осуществлении образовательного процесса в высшей педагогической школе по шкале от «знаниецентризма» к «человекоцентризму». А это предполагает постепенную трансформацию доминирующей в настоящее время образовательной парадигмы педагогического образования. Традиционная репродуктивно-знаниевая модель профессиональной подготовки будущих учителей в настоящее время уже не способствует качественному развитию отечественной культуры. Поэтому в новой социокультурной и образовательной реальности вполне очевидна актуальность и перспективность антропоцентрированной модели педагогического образования как общественной детерминанты, обеспечивающей неразрывную связь времен и должное равнове-
сие между личностью и обществом, человеком и природой. Исходя из этого, восстановление нарушенного баланса между человеком и социокультурным, природным миром напрямую зависит от антропологической (антропоцентрической) образовательной парадигмы с ее аксиологическими ориентирами на развитие сущностных сил целостной личности будущего учителя во всей многообразной палитре ее связей с собственным внутренним, а также внешним социокультурным и природным миром [7; 8].
Антропоцентрированная парадигмальная модель отечественного педагогического образования конкретизируется в методологических подходах к организации и осуществлению профессиональной подготовки будущих учителей. Рассмотрим эти подходы. Базовым в нашем исследовании выступает антропологический подход.
Обратимся к его рассмотрению, так как современные исследователи определяют антропологическое знание в качестве фундаментального ядра профессиональной компетентности педагога. Именно обозначенное знание, по мнению отечественных авторов, во-первых, структурирует цели, задачи, содержание, технологии образования в определенную антропоцентрическую целостность, а во-вторых, создает необходимые условия для осознанного использования лич-ностно ориентированных педагогических технологий на основе доминирования субъектно-смыслового стиля педагогической деятельности учителя над информационным. Необходимо отметить, что антропологический подход в своем методологическом значении обладает особой актуальностью в рамках современной парадигмы педагогического образования, так как антропоориентированное познание всегда направлено на развитие индивидуальности человека, обращено к его духовному бытию, к его личностным ценностям и смыслам жизни [9].
Ориентируясь на исследования отечественных авторов, актуализируем наиболее общие функциональные стороны антропологического подхода к профессиональному педагогическому образованию в его методологическом значении:
- концентрирует внимание на личности будущего учителя как базовой ценности, цели воспитания и обучения, целостности с выходом на структуру личности и соотношения отдельных сторон ее профессионального развития;
- ориентирует на необходимость учитывать особенности личности студента, его духовного развития в образовательной системе педагогического вуза;
- актуализирует проблемы развития будущего учителя с учетом особенностей становления его интеллектуально-мыслительных, эмоционально-чувственных процессов;
- способствует реализации гуманистической направленности педагогического знания;
- акцентирует внимание на значимости диалога как необходимого и достаточного условия гуманистической направленности учебно-воспитательного процесса, представленного в образовательной системе педагогического вуза [9; 10].
Рассмотрим основные параметры формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей в проекции антропологического подхода (табл. 2).
Антропологический подход составляет базовый фундамент методологической основы обозначенного процесса. Между тем ни один отдельно взятый подход не исчерпывает методологической характеристики педагогического процесса, в связи с этим в каждом конкретном случае обычно реализуется их некоторая совокупность [10]. Исходя из этого, антропологический подход конкретизируется в следующих методологических подходах частного характера (табл. 3):
Таблица 1
Структура антропоцентрической мировоззренческой позиции учителя
Компоненты антропоцентрической мировоззренческой позиции учителя Характеристика компонентов антропоцентрической мировоззренческой позиции учителя
Антропоцентрические ценностные ориентации Антропоцентрические ценностные ориентации представляют собой относительно устойчивые избирательные отношения личности к системе соответствующих духовно-нравственных идеалов, рассматриваемых в виде базовых целей общественного поведения и профессиональной деятельности в собственной жизни. В ценностных ориентациях учителя интегрируется весь жизненный опыт, накопленный в процессе собственного личностного и профессионального становления, обусловливающий его взаимодействие со школьниками, с их родителями, с коллегами и отношение к самому себе на основе духовно-нравственных идеалов. Обозначенные ценностные ориентации образуют важнейший компонент личностной структуры педагога. Развитые антропоцентрические ценностные ориентации являются признаком социальной и профессиональной зрелости учителя
Антропоцентрические знания Сумма знаний, накопленных историческим опытом, культурой и наукой, систематизирующих и обобщающих результаты познания педагогом мира человека, мира социума, мира культуры и мира профессии. Данные знания порождают индивидуальный стиль антропоцентрического мышления учителя
Антропоцентрические взгляды Личностная принципиальная позиция учителя, его точка зрения, мнение по вопросам и проблемам антропологического характера, возникающим в процессе профессиональной педагогической деятельности
Антропоцентрические убеждения Антропоцентрические убеждения учителя - это устойчивая система мнений и взглядов на профессиональные проблемы антропологического характера, а также способы их решения, сформировавшаяся у педагога на основе жизненного и профессионального опыта и определяющая то, как учитель относится к детям, их родителям, коллегам и самому себе, как воспринимает различные профессиональные ситуации и как реагирует на них. Антропоцентрические убеждения учителя можно считать ключевым элементом его мировоззренческой позиции. Они оказывают решающее влияние на то, как педагог воспринимает социокультурный мир и мир собственной профессии, какие причинно-следственные связи он замечает и какие личностные и профессиональные решения принимает
Таблица 3
Система методологических подходов к процессу формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции
у будущих учителей
Таблица 2
Содержательный и технологический параметры формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей в проекции антропологического подхода
Содержательный параметр
Содержание формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей в проекции антропологического подхода Антропологическое содержание психолого-педагогических дисциплин, определяющее разностороннее отношение к личности школьника с позиции будущего педагога. В качестве субъектной сущности педагогических отношений актуализируется дет-ско-взрослая событийность как пространство жизнедеятельности ученика. Педагогическая сверхзадача для будущего педагога состоит в необходимости создания условий для полноценного развития личности школьника
Технологический параметр
Позиции, функции, стиль руководства преподавателя Особенная личностно ориентированная позиция преподавателя как руководителя образовательным процессом. По отношению к студентам он должен выполнять функцию тьютора, фасилитатора, модератора, консультанта. В педагогических отношениях со студентами доминируют организационная, проектировочная, стимулирующая функции, функции открытия проблемности и смыслов профессиональной деятельности и др. Стиль педагогического общения - демократический, поощряющий. При таких условиях будущие учителя в образовательном процессе занимают субъектную позицию. Позицию творческого саморазвития своей личности как будущих профессионалов
Методологический подход Характеристика методологического подхода
Аксиологический подход В целом применение аксиологического подхода в качестве методологической основы процесса формирования антропоцентрической мировоззренческой позиции у будущих учителей позволяет решить следующие наиболее общие фундаментальные задачи: - структурировать систему гуманистических ценностных идеалов в контексте дихотомии таких категорий и понятий, как добро - зло, свобода - несвобода, ответственность - безответственность, альтруизм - эгоизм и др. Наделить данную систему идеалов нормативным потенциалом при оценке качества педагогических отношений в системе «преподаватель - студент»; - использовать систему обозначенных идеалов в качестве эталона при оценке личностных качеств будущих учителей, а также в качестве фундаментального целевого ориентира при формировании у них должной антропоориентированной педагогической культуры
Культурологический подход Культурологический подход актуализирует аспект общекультурного развития личности будущих учителей. Культурное развитие студентов педагогического вуза должно опираться на создание таких условий, которые способствовали бы полному раскрытию в нем их самобытности и индивидуальности. Культура в своем объективном значении является жизненно необходимой средой, вне которой невозможно развитие личности студента. При этом будущий учитель является не только объектом культуры, но и представляет собой активное субъектное, творческое начало, постоянно обогащающее свой субъективный и внешний объективный культурный мир. В этом аспекте культура обусловливается и детерминируется творчески преобразующей деятельностью и в этом плане рассматривает студента в качестве активно-творческого, а не только приспосабливающегося к культурной среде индивида
Личностно-деятельностный подход Задает определенные научно-нормативные основы эффективного развития личности студента в образовательном процессе педагогического вуза. В контексте обозначенного подхода личность студента трактуется как особое человеческое образование, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной учебной деятельности и общения. Социокультурная среда трактуется не в качестве простого фактора, непосредственно определяющего поведение студента, а в качестве источника, питающего творческое развитие его личности. Будучи ведущим условием осуществления учебной деятельности, социокультурная среда несет те общественные нормы, ценности, роли, с которыми сталкиваются субъекты образовательного процесса. В этом плане подлинными основаниями и движущей силой развития личности будущего учителя как субъекта образовательного процесса выступают совместная учебная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности будущего педагога в социальном мире, приобщение его к гуманитарной культуре
Индивидуально-творческий подход Данный подход детерминирует отношение в рамках образовательного процесса к будущему учителю в контексте основных признаков индивидуальности: целостности, обособленности, неповторимости, автономности, наличия внутреннего «Я», стремления к творчеству. При этом обозначенный подход предполагает оптимальное сочетание в образовательном процессе адаптивной и преобразующей активности будущих педагогов в рамках репродуктивной и продуктивной учебной деятельности
Обсуждение полученных результатов анализа исследовательской проблемы позволило сформулировать следующий общий вывод: современная геополитическая и социокультурная ситуация диктует российскому обществу и государству необходимость повышения качества профессиональной подготовки учителей, при этом одним из базовых, фундаментальных качеств учителя является антропоцентрическая мировоззренческая позиция, ориентирующая личность педагога в процессе осуществления профессиональной деятельности на отечественные духовно-нравственные ценности и культурные традиции, исторически свойственные российскому обществу и отечественному образованию. В качестве базовых выступили такие понятия нашего
Библиографический список
исследования, как «мировоззрение», «мировоззренческая позиция» и «методологический подход». При этом мировоззренческая позиция является квинтэссенцией мировоззрения личности и структурирована антропоцентрическими ценностными ориентациями, соответствующими знаниями, взглядами и убеждениями личности учителя. Эффективность формирования обозначенной мировоззренческой позиции у будущих учителей во многом обусловлена системой методологических подходов к организации и осуществлению образовательного процесса. В качестве таковых нами были актуализированы антропологический, аксиологический, культурологический, личностно-деятель-ностный и индивидуально-творческий подходы.
1. Пусев С.С., Тульчинский ПЛ. Проблема понимания в философии: философско-гносеологический анализ. Москва: Политиздат, 1985.
2. Арутюнян М.Н. Мировоззрение: онтологический и методологический подходы. Автореферат диссертации ... доктора философских наук. Москва, 2006.
3. Спиркин А.П. Сознание и самосознание. Москва: Политиздат, 1972.
4. Журавлев А.Д., Китова Д.А. Мировоззрение как психологический феномен в обыденном представлении россиян. Психологический журнал. 2021; Т. 42, № 4: 106-117.
5. Залесский ПЕ. Психология мировоззрения и убеждений личности. Москва: Издательство МПУ, 1994.
6. Позизейко П.В. Становление мировоззренческой культуры личности в условиях профессионального образования в вузе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2002.
7. Развитие образования в новых экономических условиях: от идеи до практики: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Нижний Тагил: Издательство ПАПОУ СО «Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса, 2020.
8. Косарецкий С.П., Баранников К.А., Беликов А.А. и др. Российская школа: начало XXI века. Москва: Издательский Дом Высшей школы экономики, 2019.
9. Фирсова А.Е. Принципы антропологического подхода в теории и практике современного образования. Философия образования. 2013; № 3 (48): 147-156.
10. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развитие педагогического знания: методология и теория: монография. Ставрополь: Издательство СКСИ, 2006.
References
1. Gusev S.S., Tushinsky G.L. Problems ponimaniya v filosofii: filosofsko-gnoseologicheskij analiz. Moskva: Politizdat, 1985.
2. Arutyunyan M.N. Mirovozzrenie: ontologicheskijimetodologicheskijpodhody. Avtoreferat dissertacii... doktora filosofskih nauk. Moskva, 2006.
3. Spirkin A.G. Soznanie i samosoznanie. Moskva: Politizdat, 1972.
4. Zhuravlev A.D., Kitova D.A. Mirovozzrenie kak psihologicheskij fenomen v obydennom predstavlenii rossiyan. Psihologicheskijzhurnal. 2021; T. 42, № 4: 106-117.
5. Zalesskij G.E. Psihologiya mirovozzreniya i ubezhdenij lichnosti. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1994.
6. Pozizejko G.V. Stanovlenie mirovozzrencheskojkul'tury lichnosti v usloviyah professional'nogo obrazovaniya v vuze. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2002.
7. Razvitie obrazovaniya v novyh 'ekonomicheskih usloviyah: ot idei do praktiki: sbornik nauchnyh statej po materialam Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (s mezhdunarodnym uchastiem). Nizhnij Tagil: Izdatel'stvo GAPOU SO «Nizhnetagil'skij tehnikum metalloobrabatyvayuschih proizvodstv i servisa, 2020.
8. Kosareckij S.G., Barannikov K.A., Belikov A.A. i dr. Rossijskaya shkola: nachalo XXI veka. Moskva: Izdatel'skij Dom Vysshej shkoly 'ekonomiki, 2019.
9. Firsova A.E. Principy antropologicheskogo podhoda v teorii i praktike sovremennogo obrazovaniya. Filosofiya obrazovaniya. 2013; № 3 (48): 147-156.
10. Bobryshov S.V. Istoriko-pedagogicheskoe issledovanie razvitie pedagogicheskogo znaniya: metodologiya i teoriya: monografiya. Stavropol': Izdatel'stvo SKSI, 2006.
Статья поступила в реакцию 04.07.24
УДК 378
Schekoldina A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Popova O.Yu., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Volgograd State University (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF THE DISCIPLINE "FOREIGN LANGUAGE IN THE PEDAGOGICAL FIELD" IN BUILDING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACH-ERS-BLOGGERS. With the development of information and communication technologies and the increasing cybersocialization of society, the need for training specialists in the field of educational blogging is increasing. In this article, the researchers consider the place and role of the discipline "Foreign language in the pedagogical field" in building professional competencies of a teacher-blogger. To this end, the authors carry out an analysis of linguodidactic literature and give definitions of such concepts as a blog, an educational blog, and a teacher-blogger. Based on the analysis, the work proposes the authors' own algorithm for working with the first year master's students in foreign language classes. This algorithm assumes the use of exercises in different modes of work (individual, pair, group) in the learning process with the view of developing all types of speech activity among students. At the same time, special attention is paid to the skills of reading, writing and speaking, which are meant as most professionally significant for future blogging teachers. The content of the exercises is directly related to future professional activities of master's graduates in this field of training and helps to increase the level of knowledge about the educational potential of blogging. During the survey, the students highly appreciated the role of the discipline "Foreign language in the pedagogical field" in the development of professional competencies of a teacher-blogger.
Key words: blog, educational blogging, teacher-blogger, professional competence, learning technology, foreign language in pedagogical field
А.В. Щеколдина, канд. пед. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
О.Ю. Попова, канд. пед. наук, доц., Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СФЕРЕ» В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ-БЛОГЕРОВ
С развитием инфокоммуникационных технологий и все большей киберсоциализацией общества возрастает потребность в подготовке специалистов в области образовательного блогинга. В данной статье нами предпринята попытка рассмотреть место и роль дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педагога-блогера. С этой целью был проведен анализ лингводидактической литературы и даны определения таким понятиям, как блог, образовательный блог, педагог-блогер. Это позволило нам разработать собственную технологию проведения занятий по иностранному языку со студентами первого курса магистратуры. Данный алгоритм предполагает использование в процессе обучения упражнений в разных режимах работы (индивидуальном, парном, групповом) с целью развития у студентов всех видов речевой деятельности. При этом особое внимание уделено навыкам чтения, письма и говорения, которые, на наш взгляд, наиболее профессионально значимы для будущих педагогов-блогеров. Содержательное наполнение упражнений имеет непосредственное отношение к будущей профессиональной деятельности выпускников магистратуры данного направления подготовки и способствует повышению уровня знаний об образовательном потенциале блогинга. Во время анкетирования студенты дали высокую оценку роли дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в развитии профессиональных компетенций педагога-блогера.
Ключевые слова: блог, образовательный блогинг, педагог-блогер, профессиональная компетенция, технология обучения, иностранный язык в педагогической сфере
Актуальность данного исследования обусловлена появлением совершенно нового тренда в педагогическом образовании магистров, а именно - обучение образовательному блогингу. Это связано, прежде всего, с проникновением сетевых сообществ в различные социальные сферы, в том числе и в сферу образования. Образовательный блогинг является наиболее распространенной формой взаимодействия в сетях участников педагогического процесса, которая дает возможность обсуждать профессиональную тематику, обмениваться мнениями и профессиональной информацией, продвигать свои идеи и наработки, а также получать их оценку от экспертного сообщества.
Отвечая на социальный заказ общества в 2023 году, Волгоградский государственный университет ввел в программу подготовки магистров направление 44.04.01 Педагогическое образование (профиль Образовательный блогинг).
Цель нашего исследования - определить роль и место дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в подготовке будущих педагогов-блоге-ров, а также ее значимость в развитии профессиональных компетенций.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- дать определение основным понятиям, связанным со сферой блогинга, в том числе педагогического;
- рассмотреть технологию обучения студентов-магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Образовательный блогинг») иностранному языку;
- предложить методические рекомендации по организации работы с магистрантами данного направления подготовки на занятиях по иностранному языку.
Научная новизна данного исследования состоит в обосновании роли предмета «Иностранный язык в педагогической сфере» в развитии профессиональных компетенций педагогов-блогеров.
Теоретической базой нашего исследования послужили работы российских ученых, описывающих лингводидактический потенциал и особенности использования блог-технологий в обучении иностранным языкам.
При проведении исследования и определении роли дисциплины «Иностранный язык в педагогической сфере» в формировании профессиональных компетенций педагогов-блогеров мы использовали следующие методы: анализ лингводидактической литературы по рассматриваемой проблеме, наблюдение, беседа, анкетирование, обобщение личного опыта.
Практическая значимость нашего исследования определяется разработкой комплекса упражнений и заданий, направленных на развитие профессиональных компетенций выпускников данного направления подготовки, который может быть использован преподавателями высшей школы в их педагогической деятельности.
Представляется, что подготовка будущих педагогов-блогеров предполагает наличие у выпускников магистратуры профессиональных компетенций как педагога, так и журналиста. Не последнюю роль в формировании данных компетенций играет дисциплина «Иностранный язык в педагогической сфере», поскольку, согласно рабочей программе, целью изучения данной дисциплины является формирование компетенции УК-4 (Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия). Успешное овладение данной компетенцией требует от студентов хорошего знания русского и иностранного языков, сформированности навыков осуществления коммуникации с опорой на информационно-коммуникационные технологии. Среди наиболее значимых умений выпускников данного направления подготовки можно назвать умения создавать академические и профессиональные тексты на иностранном языке,