_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х____________________
Методическая наука, представляя собой частную дидактику, является средством «доставки» содержания образования в умы и души учеников. Она учит тому, как учителю эффективно «поделиться» своими предметными знаниями со школьниками. Исходя из этого, можно утверждать, что методика преподавания отдельных предметов призвана аккумулировать в себе данные различных наук о человеке и о самом предмете, и обладает, таким образом, определенным междисциплинарным характером.
Семинарские и практические занятия по методике предпочтительно проводить в интерактивной форме, задания должны носить проблемный характер и представлять определенную трудность для студентов. Очень эффективным методом практико-ориентированной подготовки будущих учителей мы считаем анализ реальных ситуаций из школьной жизни и поиск решения конкретных проблем учащихся и учителей. Такой подход позволяет, во-первых, максимально приблизить занятия к практической деятельности педагога, во-вторых, сформировать у студентов стремление и готовность самостоятельно и творчески подходить к решению различных вопросов в повседневном рутинном труде учителя, а в-третьих, максимально активировать знания и умения из различных дисциплин и областей знания.
Таким образом, усиление психолого-педагогической подготовки студентов расширит их методические возможности, а всесторонняя методическая подготовка актуализирует знания по психологии и педагогике.
Список использованной литературы:
1. Гизатуллина А.В. Психолого-педагогические условия предупреждения неуспеваемости младших подростков по иностранному языку // Образование и саморазвитие. 2007. № 6. - С. 157-160.
2. Кушнир А.М. Методический плюрализм и научная педагогика // Народное образование. 2001. № 1. - С. 56.
3. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
4. Ямбург Е.А. Педагогика, психология, дефектология и медицина в модели адаптивной школы // Народное образование. 2002. № 2.
5. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. - 384 с.
© А.В. Гизатуллина, 2015
УДК 37
Гузеватова Елена Николаевна
канд.пед.н, доцент ХГУ им. Н.Ф.Катанова»
г. Абакан, РФ E-mail: [email protected]
РОЛЬ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Аннотация
В статье рассматривается вопросы комплексного подхода к определению содержания дисциплин профессионального цикла и их роли в подготовке студентов, обучающихся по направлению «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы».
Ключевые слова
Подготовка бакалавров, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, дисциплины профессионального цикла, учебные и производственная практики.
226
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_________
ФГОС ВПО по направлению подготовки 072600 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» отмечает, что одной из областью профессиональной деятельности бакалавров является вид творческой деятельности, связанный с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами и объединяющий достижения декоративного искусства, конструирования, технологии и направленный на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий [1, с.3].
Освоение профессиональной деятельности бакалавров направлена на рещение ряда задач, среди которых такие как: владение художественными методами декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики; способность понимать принципы создания проекта предметов и изделий декоративноприкладного искусства и народных промыслов; обладание знаниями и реальными представлениями о процессе производства предметов и изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов; выполнение изделий в материале; знакомство с технологическими процессами ручного и промышленного изготовления продукции [1, с. 4].
Способность к решению этих задач в будущей профессиональной деятельности в полной мере реализуются при освоении студентами ряда дисциплин профессионального цикла, среди которых большую роль играют такие дисциплины как «Пропедевтика», «Материаловедение», «Проектирование», «Основы производственного мастерства» и «Практикум по видам ДПИ и НП», а также учебные и производственные практики.
Изучение первых трех дисциплин этого списка начинается уже на первом курсе и продолжается в течение ряда семестров. Особое место этих дисциплин в профессиональной подготовке выпускника обусловлено таким распределением в структуре учебного плана (с 1 по 7 семестр), которое позволяет студентам последовательно пройти начальную профессиональную подготовку. При этом каждая из них имеет свое место в общепрофессиональной подготовке и направлена на решение своих конкретных задач.
Дисциплина «Пропедевтика» рассматривается как основа обучения дисциплин профессионального цикла, как вводный курс по теории и технологии видов декоративно-прикладного искусства, содержащий базовые знания по вышеперечисленным направлениям. Целью ее изучения является формирование у студентов начальных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, связанной с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами, необходимых для дальнейшего глубокого изучения профессиональных дисциплин.
Целью изучения дисциплины «Материаловедение» является формирование у студентов знаний, умений и навыков по художественной обработке различных материалов декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, необходимых для дальнейшего профессионального подхода к проектированию и изготовлению изделий.
Целью изучения дисциплины «Проектирование» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, связанной с проектированием изделий из различных материалов, используемых в разных видах декоративно-прикладного искусства и народных промыслах, необходимых для дальнейшего профессионального подхода к проектированию и изготовлению изделий. Основной смысловой нагрузкой дисциплины является понимание процесса проектирования как воплощения замысла художника по созданию художественного произведения в различных материалах. Учебный материал дисциплины отобран таким образом, чтобы он отражал основные этапы художественного проектирования изделий ДПИ - постановка задачи, замысел, осуществление замысла через предпроектное исследование, в проекте и в материале.
Содержательно эти дисциплины охватывают такие направления декоративно-прикладного искусства как художественный текстиль, художественная обработка дерева и бересты, художественная керамика, художественная роспись и народный костюм. Выбор для изучения конкретных технологий, материалов и народных ремесел обусловлен доступностью обработки материалов с учетом материально-технической базы, ремесел, традиционных для данного региона, а также социального заказа образовательных учреждений и общества в целом.
227
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х_____
Распределение выбранных для изучения технологий декоративно-прикладного искусства по семестрам обусловлено принципом «от простого к сложному», который воплощен в цепочке «плоскость -рельеф - объем». То есть в процессе изучения этих дисциплин в течение первых трех семестров студенты знакомятся с основами материаловедения, технологиями художественного оформления и проектирования текстильных изделий, основным в котором является декоративное оформление плоскости текстурой и фактурой материала. В четвертом семестре студенты осваивают рельефное декорирование материала на примере художественной обработки дерева и бересты, пятый и шестой семестр посвящен созданию и декорированию объемных форм - соответственно изучению направлений «художественная керамика», «художественная роспись».
Этот же принцип «от простого к сложному» действует и в отношении распределения содержания учебного материала в соответствии с последовательностью изучения видов и технологий декоративноприкладного искусства, в выборе изделий для изготовления. Так как «Пропедевтика» изучает начальные сведения о технологиях ДПИ и изделия выполняются невысокой сложности, особенностью изучения дисциплины является выполнение копий образцов по различным направлениям, соответствующего уровня сложности, а так же коллективного проектного задания. В рамках дисциплины «Материаловедения» изделия также выполняются невысокой сложности, так как дисциплина направлена в большей степени на изучение свойств материалов, их влияния на технологию изготовления и проектирования изделий. В процессе дисциплины «Проектирование» изделия выполняются различного уровня сложности, что способствует достижению студентами уровня творческого подхода в проектировании декоративных изделий.
Как результат освоения навыков проектирования и изготовления изделий декоративно-прикладного искусства в различных изученных ими техниках возникает необходимость совершенствования профессионального мастерства. На это направлены такие дисциплины как «Основы производственного мастерства» и «Практикум по видам ДПИ и НП», целью освоения которых является формирование у студентов углубленных знаний, умений и навыков в области творческой деятельности, позволяющих на профессиональном уровне овладеть технологией проектирования и изготовления различных изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. Изучение этих дисциплины начинается с 3 семестра, к этому времени студентами уже изучены основы часть направлений художественной обработки текстильных материалов. Поэтому на дисциплине «Основы производственного мастерства» студенты получают возможность углубить полученные знания и умения в процессе освоения более сложных технологий художественной обработки материалов, а также реализовать их в процессе проектирования и изготовления изделия, проходя всю производственную цепочку создания изделия ДПИ от замысла до воплощения проекта в материале. На «Практикуме по видам ДПИ и НП» студент получает возможность спроектировать и выполнить изделие по выбранной технике с повышенным уровнем сложности, определится с темой курсового и дипломного проектирования.
Особое место в овладении учебным материалом в процессе освоения этих дисциплин отводится самостоятельной поисково-исследовательской работе с литературными и материальными источниками, в библиотеках, музеях и т.п. Значительный вклад в подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности вносят учебные (музейная и технологическая) и производственная практики.
В процессе прохождения музейной практики, проводимой на 2 курсе, решаются следующие задачи не только создание условий для закрепления у студентов теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин I-IV семестров и знакомства с правилами и приемами ведения документации при работе с экспонатами музеев, разработки эскизов, проектов музейных экспозиций, приемами проектирования и изготовления новоделов, но и формирование начальных аналитических и исследовательских навыков работы в экспозициях музеев, в том числе навыки проектирования экспозиции на основе обработки регионоведческого, краеведческого и этнографического материала; сформировать у студентов устойчивый познавательный интерес к музейно-выставочной деятельности и уважение к достижениям материальной культуры, духовным ценностям народов Хакасско-Минусинского края.
Технологическая практика также направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере будущей
228
_______МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №8/2015 ISSN 2410-700Х___________________
профессиональной деятельности, связанной с работой в сфере культуры и искусства. Содержание учебной практики включает проведение предварительного предпроектного исследования, определение и подготовку обоснования темы проекта, изучение аналогов и прототипов с использованием информационных источников различного характера, в том числе электронных библиотечных ресурсов, сайтов музеев и выставочных залов. По итогам практики проводится оформление работ для экспозиции во время просмотра и подготовка электронной слайдовой презентации как приложения-иллюстрации к отчету по практике.
Производственная практика проходит в форме выполнения конкретного проектно-технологического задания по проектированию и изготовлению серии или (преимущественно) изделий декоративноприкладного искусства сувенирного назначения с региональной тематикой в логике «от творческого замысла до продукта» в учебных мастерских кафедры декоративно-прикладного искусства.
Такая последовательная и взаимосвязанная система изучения дисциплин профессионального цикла позволяет сформировать целостный процесс художественно-технологической подготовки бакалавра по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы», основой которого является общехудожественная подготовка, освоение художественных ремесел, исследовательская и творческая деятельность студентов в области ДПИ и НП.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 - Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. - М.,2009. -20с.
© Е.Н. Гузеватова, 2015
УДК 378
Дрягина Вера Борисовна
канд.пед.наук., доцент СмолГУ, г.Смоленск, РФ Е-mail: [email protected]
ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА БАКАЛАВРИАТЕ
Аннотация
Оптимизация процесса подготовки студентов-бакалавров к профессиональной деятельности -актуальная проблема современности. В статье раскрывается содержание и методические особенности изучения основ декоративно-прикладного искусства, ключевые моменты изучения дисциплины бакалаврами.
Ключевые слова
Основы декоративно-прикладного искусства, терминологии, изобразительно-выразительные средства,
методика изучения.
Готовность к профессиональной деятельности формируется в результате обучения и является основной задачей высшей школы. Основу профессиональной деятельности составляют знания и умения, которые приобретают студенты в результате обучения.
Одной из дисциплин профессионального цикла учебного плана направления подготовки «Педагогическое образование. Изобразительное искусство» является «Основы декоративно-прикладного искусства».
Актуальность дисциплины обусловлена ее практической значимостью. В соответствии с ФГОС ВПО областями профессиональной деятельности бакалавров, выпускников данного направления, являются
229