МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
2. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2014. - 471 с.
3. Поддубская, Г.С. Воспитываем самостоятельность/Г.С.Поддубская// Пачатковая школа. - 2013. - №8. -С.63 - 66
4. Шамова, Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников/ Т.И. Шамова. - М.: 1975. - С. 94
© Е.Е. Голобородько, 2015
УДК 37
Е. Н. Гузеватова
К.пед.н, доцент Институт искусств
ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»
г. Абакан, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНЫХ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИК
Аннотация
В статье рассматривается использование возможностей заданий учебных и производственной практик практики в формировании исследовательской компетенции студентов, обучающихся по направлению «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Ключевые слова
Исследовательская компетентность, музейная практика, технологическая практика, производственная
практика
В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» областью профессиональной деятельности бакалавров является творческая деятельность, связанная с декоративно-прикладным искусством и народными промыслами и объединяющая достижения декоративного искусства, конструирования, технологии и направленная на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий [3, с.3]. А это предполагает наличие у выпускников бакалавров искусства ряда сформированных ключевых компетенций, в число которых входит исследовательская компетенция.
В настоящее время под компетенцией большинство авторов понимают интеграцию знаний, умений, опыта с социально-профессиональной ситуацией, т.е. реальной деятельностью. При этом, отмечается, что компетенции проявляются в конкретных ситуациях (профессиональных и социальных). Компетентность можно рассматривать как опыт различной деятельности, результатом которой становятся умения, способности, личностные ориентации. [4,с. 9].
В свою очередь, исследовательская компетентность - это способность и готовность обучающегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.
По мнению Ю.В. Рындиной, исследовательская компетентность - это готовность к эффективной учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, готовность к самообразованию и самосовершенствованию, интеграция исследовательских действий в единое целое, определяющая динамику перехода от исполнительской к творческой и созидательной деятельности [2, с. 229].
Исследовательская компетентность формируется в течение определенного времени, поэтапно, комплексно. Значительный вклад в формирование исследовательской компетенции студентов вносят
91
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
учебные (музейная и технологическая) и производственная практики. Ведь как отмечает зав.кафедрой декоративно-прикладного искусства О.В. Евусяк, проведение поисковых, аналитических, опытноэкспериментальных работ, включенных в программу учебных и производственной практики способно придать особый смысл всему процессу обучения, принципиально изменить содержание этих практик, особенно если исследовательское задание выполняется по заявке музея или научно-методического центра изучения национального искусства и культуры [1., с. 35].
Учебный план подготовки бакалавров по направлению 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы включает учебные (рисовальную, музейную и технологическую) и производственную практики. Наибольшими возможностями для формирования исследовательской компетенции обладают, на наш взгляд, музейная, технологическая и производственная практики.
В процессе прохождения музейной практики, проводимой на 2 курсе, решаются следующие задачи:
- создать условия для закрепления у студентов теоретических знаний, полученных при изучении дисциплин I-IV семестров при непосредственном знакомстве с музейными экспонатами, материалами фондохранилищ и библиотек музеев, отражающих культуру и быт народов Хакасско-Минусинского края в процессе работы с музейными экспонатами;
- сформировать у студентов начальные аналитические и исследовательские навыки работы в экспозициях музеев, в том числе навыки проектирования экспозиции на основе обработки регионоведческого, краеведческого и этнографического материала;
- познакомить с правилами и приемами ведения документации при работе с экспонатами музеев, разработки эскизов, проектов музейных экспозиций, приемами проектирования и изготовления новоделов;
- сформировать у студентов устойчивый познавательный интерес к музейно-выставочной деятельности и уважение к достижениям материальной культуры, духовным ценностям народов ХакасскоМинусинского края.
В структуре практики выделяются:
теоретическая часть - методические занятия с групповым руководителем практики, с сотрудниками музеев, восприятие и осмысление информации, полученной в ходе экскурсий и т.п.;
практическая часть - непосредственная работа студентов с экспонатами музеев и материалами фондохранилищ и библиотек; выполнение копий-новоделов с изделий народного ДНИ и вариаций в технике и технологии по мотивам аналогов; выполнение несложных проектов фрагментов экспозиций, макетов, модульных конструкций и т.п. Обработка и анализ полученной информации. Подготовка отчета по практике
Технологическая практика также направлена на закрепление и углубление теоретической подготовки обучающихся и приобретение им практических навыков и компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности, связанной с работой в сфере культуры и искусства.
В процессе прохождения технологической практики решаются следующие задачи:
- создать условия для закрепления у студентов знаний о технике и технологиях изготовления художественных изделий декоративно-прикладного искусства, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;
- сформировать у студентов навыки проектирования художественных изделий на основе обработки регионоведческого, краеведческого и этнографического материала;
- создать условия для отработки студентами умений и навыков проектирования и изготовления художественных изделий, приобретения опыта реализации художественного замысла в практической деятельности художника декоративно-прикладного искусства в логике «от идеи до продукта»;
- создать условия для приобретения студентами опыта организации творческого процесса в деятельности художника декоративно-прикладного искусства.
Содержание учебной практики включает проведение предварительного предпроектного исследования, определение и подготовку обоснования темы проекта, изучение аналогов и прототипов с использованием информационных источников различного характера, в том числе электронных библиотечных ресурсов, сайтов музеев и выставочных залов. По итогам практики проводится оформление работ для экспозиции во время просмотра и подготовка электронной слайдовой презентации как приложения-иллюстрации к отчету по практике.
92
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070
При выполнении всех видов работ на учебной (технологической) практике в соответствии с целями и задачами практики используются традиционные технологии художественно-исполнительской деятельности, а также работа с информационными источниками и электронными ресурсами сайтов музеев и выставочных залов.
Производственная практика проходит в форме выполнения конкретного проектно-технологического задания по проектированию и изготовлению серии или (преимущественно) изделий декоративноприкладного искусства сувенирного назначения с региональной тематикой в логике «от творческого замысла до продукта» в учебных мастерских кафедры декоративно-прикладного искусства.
В процессе прохождения производственной практики решаются следующие задачи:
- создать условия для практического и творческого применения знаний о технике и технологиях изготовления художественных изделий декоративно-прикладного искусства, полученных при изучении дисциплин профессионального цикла;
- отработать навыки студентов в области проектирования художественных изделий на основе обработки регионоведческого, краеведческого и этнографического материала;
- отработать умения и навыки проектирования и изготовления в материале художественных изделий, обеспечить приобретение опыта реализации художественного замысла в практической деятельности художника декоративно-прикладного искусства в логике «от творческого замысла до продукта»;
- обеспечить приобретение студентами опыта организации творческого процесса в деятельности художника декоративно-прикладного искусства.
Алгоритм прохождения практики включает:
• выполнение заданий по зарисовке экспонатов в экспозициях музея, предпроектное исследование аналогов и прототипов будущего проекта - серии (комплекта) изделий декоративно-прикладного искусства сувенирного назначения с региональной тематикой;
• обработку материалов, поиск вариантов идеи выполнение, обсуждение и утверждение эскизов проектов художественных изделий;
• просмотр выполненных заданий, проектирование и изготовление изделия (комплекта, серии);
• выставку-просмотр выполненных заданий по проектированию и изготовлению изделия (комплекта, серии).
Темы выполняемых студентами проектных исследований устанавливаются ежегодно по решению выпускающей кафедры, определяются текущими задачами кафедры в области НИР, НИРС, просветительской и выставочной работы кафедры, а также уровнем общекультурной, общепрофессиональной и технологической подготовки группы студентов, выходящей на практику.
Таким образом, в решение проблемы формирования исследовательской компетенции бакалавров искусства в процессе учебных и производственных практик большое значение исследовательской и проектной деятельности, организация которой носит комплексный системообразующий характер.
Список использованной литературы
1. Евусяк О.В. Исследовательская работа студентов института искусств: интеграция науки и творчества // Совет ректоров. - 2010. - № 1. - С. 33-37.
2. Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность как психолого-педагогическая категория // Молодой ученый. - 2011. - №1. - С. 228-232.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. - М.,2009. -20с.
© Гузеватова Е.Н. 2015
93