Научная статья на тему 'Анализ практики подготовки магистров вузов культуры и искусств к использованию информационно-коммуникационных технологий'

Анализ практики подготовки магистров вузов культуры и искусств к использованию информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATION / CULTURE AND ARTS / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крестников Андрей Сергеевич

Рассматриваются актуальные проблемы подготовки магистров вузов культуры и искусств к использованию информационно-коммуникационных технологий. На примере Челябинской государственной академии культуры и искусств показан опыт составления рабочих программ, объем, структура и краткое содержание дисциплин, связанных с информационно-коммуникационными технологиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крестников Андрей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRACTICE OF MASTER TRAINING AT THE HIGHER INSTITUTIONS OF CULTURE AND ARTS FOR USING ICT

The actual problems of teaching students of master’s degree in universities of culture and arts to use information and communication technologies are considered. By the example of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts the author shares the experience of making working programs, describes the volume, structure, and gives a summary of subjects related to information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Анализ практики подготовки магистров вузов культуры и искусств к использованию информационно-коммуникационных технологий»

УДК 378

А. С. Крестников

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматриваются актуальные проблемы подготовки магистров вузов культуры и искусств к использованию информационно-коммуникационных технологий. На примере Челябинской государственной академии культуры и искусств показан опыт составления рабочих программ, объем, структура и краткое содержание дисциплин, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Ключевые слова: образование, культура и искусство, информационно-коммуникационные технологии

The actual problems of teaching students of master’s degree in universities of culture and arts to use information and communication technologies are considered. By the example of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts the author shares the experience of making working programs, describes the volume, structure, and gives a summary of subjects related to information and communication technologies.

Keywords: education, culture and arts, information and communication technologies

Одно из важнейших условий качественной подготовки выпускников вузов - это овладение ими современными информационнокоммуникационными технологиями (далее ИКТ). Традиционно технические, классические вузы уделяют этому достаточно большое внимание, так как информатика для них является одной из основных дисциплин. В вузах сферы культуры и искусств обычно время, отводимое на изучение ИКТ, существенно меньше, особенно для студентов, обучающихся по магистерским программам.

Как правило, магистранты первого курса обучения уже имеют базовый уровень подготовки по информатике, однако анализ практики показывает, что он не значителен и в основном связан с пользовательскими навыками работы на компьютере [1].

Методические и дидактические подходы к использованию ИКТ в процессе обучения рассмотрены в трудах В. П. Беспалько, И. Г. Захаровой, Д. Ш. Матроса, Н. Н. Мельниковой, В. М. Монахова, И. В. Роберт и др. Названные исследователи затрагивают вопросы формирования ИКТ-компетентности, методики преподавания стандартных курсов информатики и ИКТ, однако вопросы использования коммуникационных техноло-

гий в учебном процессе представлены недостаточно [8]. Мы считаем, что для формирования всех необходимых компетенций следует вводить в программы подготовки магистров дисциплины, формирующие компетенции в области использования ИКТ в различных сферах деятельности: научной, педагогической, творческой и профессиональной.

В Челябинской государственной академии культуры и искусств подготовка магистров ведется по 5 магистерским программам, тем самым охватывая большой спектр направлений: одно направление гуманитарной группы («Издательское дело») и четыре направления группы культуры и искусства («Библиотечноинформационная деятельность», «Социальнокультурная деятельность», «Народная художе -ственная культура», «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»).

Проанализировав основные образовательные программы (ООП) магистров, можно отметить, что только три направления имеют в базовой части дисциплину, связанную с ИКТ. Причем только два из них фактически позволяют заложить трудоемкость дисциплин до 5 зачетных единиц, необходимую для проведения курса в течение двух семестров (см. табл. 1, п. 1).

30

Таблица 1

Дисциплины, связанные с ИКТ

Направление подготовки Блок ООП Название дисциплины Кол-во зачетных единиц (включая экзамен) Семестр

1. Связанные с ИКТ дисциплины, входящие в ООП магистерских направлений

Библиотечно- информационная деятельность Базовая часть профессионального цикла Компьютерные технологии в науке и образовании 3 2

Социально-культурная деятельность Информационные технологии 5 1, 2

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Информационные технологии 5 1, 2

2. Связанные с ИКТ дисциплины, входящие в ООП магистерских направлений с учетом вариативной составляющей

Издательское дело Вариативная часть общенаучного цикла Информационные технологии в науке и образовании 5 1, 2

Библиотечноинформационная деятельность Базовая часть профессионального цикла Компьютерные технологии в науке и образовании 3 2

Вариативная часть общенаучного цикла Информационные технологии и инновации 2 1

Социально-культурная деятельность Базовая часть профессионального цикла Информационные технологии 5 1, 2

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы Базовая часть профессионального цикла Информационные технологии 5 1, 2

Народная художественная культура Вариативная часть общенаучного цикла Информационные технологии в науке и образовании 7 1, 2

Таким образом, если рассматривать базовую часть образовательных программ, то только магистры направлений «Социальнокультурная деятельность» и «Декоративноприкладное искусство и народные промыслы», на наш взгляд, смогут получить достаточные навыки работы на компьютере, умения применять информационные технологии в своей профессиональной деятельности. А в то же время базовая часть ООП магистров направлений «Издательское дело» и «Народная художественная культура» вовсе не предусматривает подобных дисциплин.

Эту ситуацию можно изменить, введя в вариативную часть учебного плана дисциплины, связанные с информационными технологиями. Так, в Челябинской государственной академии культуры и искусств в вариативную часть общенаучных циклов магистерских программ были добавлены следующие дисциплины:

- для направления «Библиотечно-

информационная деятельность» в первый семестр - дисциплина «Информационные технологии и инновации»;

- для направления «Издательское дело» и «Народная художественная культура» - «Информационные технологии в науке и образовании».

В результате магистры всех направлений подготовки получили относительно сходные объемы изучения ИКТ: дисциплины проводятся в течение 1 и 2 семестров; 5 зачетных единиц, отводимых на изучение дисциплин, связанных с ИКТ (из них 1 единица отводится на экзамен), кроме направления «Народная художественная культура», в котором за счет дополнительных часов для самостоятельной работы студентов удалось увеличить трудоемкость до 7 зачетных единиц (см. табл. 1, п. 2).

Целью всех вышеперечисленных курсов является знакомство студентов с ИКТ и формирование навыков их использования в профессиональной и творческой деятельности, науке и образовании. Будущие магистры знакомятся с этапами развития информационного общества в России и мире, проблемами использования информационных технологий, получают необходимые навыки работы с широким набором современного программного

31

обеспечения. Особое внимание уделяется современным средствам и системам коммуникации, их роли в профессиональной и научной деятельности специалистов сферы культуры и искусств. В частности, магистранты изучают:

- современные сервисы сети Интернет (социальные сети, вики, блоги, твиттер, облачные сервисы и т. п.), технологии их использования для решения широкого спектра профессиональных и научных задач;

- технологии организации совместной работы средствами объединенных коммуникаций (Microsoft Office Communicator, Live Meeting);

- технологии разработки совместных веб-ресурсов (Microsoft Sharepoint);

- современные программные средства для разработки графических и мультимедийных материалов (Windows Live) и др. [2].

В качестве итогового задания каждый из магистрантов готовит доклад об использовании ИКТ в своей профессиональной и научной деятельности. Это дает возможность поделиться уже накопленным опытом, а также представить, как можно использовать полученные знания в своей будущей деятельности. Особенно эффективно совместное заслушивание докладов магистрантами различных направлений.

В процессе составления рабочих программ [4-7] нами было выявлено, что достаточно большой объем материала у этих дисциплин совпадает, а значит, некоторые виды занятий у разных направлений могут быть унифицированы, и тем самым появляется возможность взаимодействия между магистрантами разных направлений за счет использования современных методов обучения и ИКТ [3].

При таком многообразии программ (относящихся к гуманитарной сфере, сферам культуры, искусства) применяемый подход поможет расширить кругозор магистрантов, позволит им коснуться иной профессиональ-

ной деятельности. Список занятий, на которых, на наш взгляд, можно обеспечить взаимодействие магистрантов всех направлений подготовки, представлен в табл. 2.

Таблица 2

Список занятий, на которых можно задействовать магистрантов всех направлений подготовки

Например, при выполнении лабораторной работы «Организация совместной работы с помощью облачных сервисов Microsoft Live и Google Docs» магистранты используют интернет-сервисы для совместной разработки презентации по выбранной теме.

Опыт преподавания дисциплин ИКТ в Челябинской государственной академии культуры и искусств на магистерских направлениях подготовки показывает, что магистранты проявляют высокую степень заинтересованности при изучении современных ИКТ, - особенно это касается тех, кто уже работает по выбранной специальности. Поэтому мы считаем, что изучение подобных дисциплин необходимо при подготовке магистров сферы культуры и искусств, и главная их задача состоит в систематизации и углублении знаний в области ИКТ, формировании компетенций, связанных с использованием полученных знаний в профессиональной, творческой, научной и педагогической деятельности.

№ п/п Тема занятия Вид Кол- во часов

1. Технология Microsoft Sharepoint. Создание собственного сайта Лабораторная работа 4

2. Организация совместной работы с помощью облачных сервисов Microsoft Live и Google Docs 4

3. Объединенные коммуникации и видеоконференции средствами Microsoft Office Communicator и Live Meeting 2

1. Абрамян, А. М. О подготовке бакалавров по физической культуре в области использования средств ИКТ / А. М. Абрамян // Электронная среда образования и науки. - 2011. - Вып. 4. - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/num_4_2011.

2. Буцык, С. В. Организационно-методические предпосылки использования информационнокоммуникационных технологий в обучении студентов на факультетах искусств / С. В. Буцык // Вестн. Кемер. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19. - С. 172-178.

3. Информационно-коммуникационные технологии в области образования, культуры и искусств: рабочая программа курсов повышения квалификации / С. В. Буцык, А. С. Крестников, А. В. Лушникова, И. Ю. Матвеева, Н. Н. Штолер; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2011. - 19 с.

4. Информационные технологии: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 072600 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, квалификация (степень) выпускника «магистр», форма обучения - очная, сроки изучения - 1, 2 семестр / авт.-сост. А. С. Крестников; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - 14 с.

5. Информационные технологии в науке и образовании: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 035000 Издательское дело, квалификация (степень) выпускника «магистр», форма обучения -очная, сроки изучения - 1, 2 семестр / авт.-сост. А. С. Крестников; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2013. - 13 с.

6. Информационные технологии в науке и образовании: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071500 Народная художественная культура, квалификация (степень) выпускника «магистр», форма обучения - очная, сроки изучения - 1, 2 семестр / авт.-сост. А. С. Крестников; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - 13 с.

7. Информационные технологии: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 071800 Социально-культурная деятельность, квалификация (степень) выпускника «магистр», форма обучения -очная, сроки изучения - 1, 2 семестр / авт.-сост. С. В. Буцык, А. С. Крестников; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 2012. - 13 с.

8. Мостяева, И. В. Формирование коммуникационных компетенций у магистров по направлению подготовки 080100 «Экономика» / И. В. Мостяева // Электронная среда образования и науки. - 2011. -Вып. 5. - Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/izdat/ison/publication/ison_2011/num_5_2011/.

Сдано 29.01.2013

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.