УДК 377/378 ББК 74.58
Девтерова Зурета Руслановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра иностранных языков Майкопский государственный технологический университет
г. Майкоп
Devterova Zureta Ruslanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Foreign Languages Maikop State Technological University Maikop
Роль дистанционных технологии обучения в повышении эффективности
профессионального образования The Role of Distance Training Technologies in Professional Training Efficiency
Improvement
Статья посвящена роли дистанционных технологий в повышении эффективности профессионального образования. Сегодня дистанционное обучение стало реальным элементом развития российского образования.
The article is devoted to the role of distance training technologies in professional training efficiency improvement. Today distance training has become a real element of the Russian education development.
Ключевые слова: дистанционное образование, компьютерные
телекоммуникации, самостоятельная работа, электронная почта.
Key words: distance training, computer telecommunications, independent work, e-mail.
На современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле мировых тенденций развития. В стране идет всесторонняя модернизация образования с выделением требуемых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
В образовательную систему России в дополнение к очной и заочной формам обучения вошел новый вид образования граждан. С 1995 г. начала действовать федеральная программа единой системы дистанционного образования (ЕСДО). В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России» под дистанционным образованием
понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [4].
Дистанционное образование - одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования, как за рубежом, так и в России. Это качественно новый вид образования, базирующийся на принципе самостоятельного обучения студента, а также современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации.
Термин «дистанционное образование» (от англ. Distance -«дистанционное», «на расстоянии») не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в аудитории. Это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.
Потребность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий и их совершенствования объясняется тем, что традиционные формы обучения не в полной мере справляются с быстрым обновлением знаний и возрастающими запросами общества на образовательные услуги. Использование дистанционных образовательных технологий на базе компьютерных, видео, мультимедиа и коммуникационных технологий позволяет эффективно решать указанную задачу.
Внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий в России активно осуществляются лишь в последние годы. Появление новых форм обучения явилось насущной необходимостью.
Исследование рынка труда в России показало, что достаточно четко оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, которые традиционная система образования дать практически не может. Это:
- лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров;
- специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование, включая госслужащих;
- лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других нестандартных условий (сельские жители, спортсмены, кочевники и т. п.);
- лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также увольняющиеся или увольняемые в запас офицеры, прапорщики и члены их семей;
- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому, и т. п.);
- корпус преподавателей всех уровней образования, остро нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;
- субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных колоний);
- лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;
- уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;
- иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
Практически, можно учиться в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время [2].
Дистанционное образование, можно определить как образование, характеризующееся следующими основными моментами:
- существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;
- пространственная разделенность обучающего и обучаемого;
- пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;
- двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;
- подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.
Сегодня инновационные образовательные технологии и дистанционное обучение дополняют и даже активно замещают такие формы образования, как заочное и вечернее обучение. Они активно влияют на развитие и очного обучения, обогащая его новыми содержательными и организационными компонентами. Российский рынок дистанционного обучения развивается
быстрыми темпами и является одним из самых перспективных направлений развития образования в современных условиях. [3].
Основная задача развития ресурсного обеспечения дистанционного
обучения - расширение спектра новых образовательных технологий и выведение их на более качественный уровень. Среди новых, представляемых ДО возможностей, перечислим возможности, позволяющие намного эффективнее решать задачи подготовки специалистов:
- гибкость структуры учебного процесса, позволяющая учесть потребности в активной коммуникации в рамках педагогических взаимосвязей как «по вертикали» (центр-периферия), так и «по горизонтали» (между удаленными слушателями, как в режиме электронной почты, так и в режиме опосредованного диалога);
- принципиальное расширение доступных информационных фондов и методов доступа к ним с учетом интересов обучаемых и их возможностей для продуктивного овладения учебными программами;
- максимальный учет личностных и индивидуальных особенностей, индивидуализация режима работы и более глубокая реализация интересов, обеспечение принципа субъектности;
58
- повышение оперативности и эффективности (скорости, полноты, объективности) контроля качества деятельности обучаемых и усвоения ими учебных программ благодаря легко реализуемым в сетях перекрестным проверкам и контролю.
Дистанционное обучение прочно связывается с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанционного обучения являются компьютерные обучающие программы. Однако наибольшие перспективы с точки зрения развития дистанционных образовательных технологий имеют компьютерные телекоммуникационные сети.
Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: в бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. За последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ к множеству зарубежных телекоммуникационных сетей. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится, заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу образования [1]. Некоторые преподаватели используют телекоммуникации преимущественно для внеаудиторной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам.
Телекоммуникации (греч. tele - вдаль, далеко, лат. communicatio -общение) - это в широком смысле все средства дистанционной передачи информации, такие как радио, телевидение, телефон, телеграф, телетайп, телекс, телефакс, а также появившиеся сравнительно недавно компьютерные телекоммуникации.
Компьютерные телекоммуникации начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из инструментов познания окружающего мира. Инструмент этот настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.
Первые попытки создания компьютерных сетей для решения задач
образования были предприняты за рубежом около двадцати лет назад. А в 80-х
59
годах и в нашей стране начались исследования по построению отраслевой вычислительной сети для нужд образования как части отраслевой автоматизированной системы управления. Низкая надежность и высокая стоимость средств вычислительной техники, отсутствие адекватных проработок в области архитектуры компьютерных сетей привели к тому, что эти работы не нашли практического применения.
Сегодня за рубежом, и особенно в США, учреждения образования пользуются услугами различных коммерческих и общественных сетей. Представляется, что любые попытки построения архитектуры образовательной компьютерной сети в нашей стране без учета этого опыта будут не вполне успешны. Отечественный и зарубежный опыт создания таких сетей показывает, что образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения. На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях [5].
Компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использующий глобальные компьютерные сети, обещают совершить переворот в методах и формах обучения. Простейший вид телекоммуникаций - электронная почта, уже сейчас, с минимальными затратами, с успехом может быть использован в учебном процессе. Учебное значение электронной почты состоит в том, что она стимулирует и облегчает обмен опытом преподавателей различных предметов; повышает интерес учащихся к учебному курсу, в котором используется; расширяет коммуникативную практику учащихся, помогает в совершенствовании письменной речи; делает возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся и тех, которые получены по электронной почте.
60
Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев. Телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя и более группами учащихся под непосредственным руководством преподавателей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки.
В настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты - как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся.
Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает обучаемым устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности, безусловно, расширяет мировоззрение обучаемых до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого человека, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. В связи с этим, для того чтобы заинтересовать, а не испугать будущего студента необходимо чтобы:
- обучаемый имел возможность выбора необходимой информации и удобного инструментария ее получения.
- во «вводных лекциях в предмет» были в обязательном порядке указаны перспективы его (предмета) применения, для чего он изучается и его приоритет в жизни будущего специалиста.
- форма представления заданий и способы работы над ними были понятны и доступны пользователям, не имеющим специальных знаний в области вычислительной техники и программного обеспечения.
Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
В заключение необходимо отметить, что дистанционное образование как вид образования - серьезное и важное дело, но единственное, что можно сказать точно: старого доброго очного образования оно не заменит. Мы предполагаем, что дистанционное обучение должно совместить достоинства самостоятельной подготовки и очного обучения в учебном центре, иными словами, дистанционное и очное образование должны дополнять друг друга.
Библиографический список
1. Демкин, В.П.; Можаева, Г.В. Технологии дистанционного обучения [Текст] -Томск: Изд-во Томского ун-та, 2003. - 106 с.
2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.М. Ибрагимов; под ред. А.Н. Ковшова. - 3- е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 336 с.
3. Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества [Текст]. - Тезисы докладов научно- практической конференции. - Москва: издательство ИСИ,2011 -320 с.
4. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст] - М.: Гос. Комитет РФ по выс. образованию, 1995. - 24 с.
5. Лобачев, С.Л.; Солдаткин В.И. Российский портал открытого образования: проблемы и перспективы [Текст]. - М.: МГИУ, 2002. - 324 с.
Bibliography
1. Demkin, V.P., Mozhaev, G.V. Technologies of Distance Training [Text]. - Tomsk: Publishing House of Tomsk University, 2003. - 106 p.
2. Ibragimov, I.M. Information Technology and Means of Distance Training: Study Guide for Higher School Students [Text] / I.M. Ibragimov // Under the Editorship of A.N. Kovshov. - 3rd Edit., Stereot. - М: “Academy” Publishing Centre, 2008. - 336 p.
3. Lobachyov, S.L., Soldatkin, V.I. The Russian Portal of Open Education: Problems and Prospects [Text]. - М: MSIU, 2002. - 324 p.
4. Science and Practice Integration As a Mechanism of Modern Society Effective Development [Text]. - Reports Theses of Scientifical-and-Practical Conference. - Moscow: ISI Publishing House, 2011 - 320 p.
5. The Concept of Creation and Development of Uniform System of Distance Education in Russia [Text]. - М.: State Committee of the Russian Federation of Higher Education, 1995. - 24 p.