Научная статья на тему 'Дистанционные технологии в обучении персонала'

Дистанционные технологии в обучении персонала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
872
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES / ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА / PERSONNEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кальда В. Э.

Статья посвящена роли дистанционных технологий в обучении персонала. В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, история возникновения понятия. Приводится зарубежный опыт дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to distance technologies in staff training. The article reveals the concept of distance learning, the history of the concept. The foreign experience of distance learning is given.

Текст научной работы на тему «Дистанционные технологии в обучении персонала»

научный журнал

В.Э. Кальда

Поволжский институт управления — филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия.

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ

ПЕРСОНАЛА

Аннотация: Статья посвящена роли дистанционных технологий в обучении персонала. В статье раскрывается понятие дистанционного обучения, история возникновения понятия. Приводится зарубежный опыт дистанционного обучения.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, обучение персонала.

Дистанционное образование - одно из наиболее быстро развивающихся направлений системы образования, как за рубежом, так и в России. Это поистине новый вид образования, который базируется на принципе самостоятельного обучения, а также современных методиках обучения, технических средствах и способах передачи информации.

Термин «дистанционное образование» (от англ. Distance -«дистанционное», «на расстоянии») не восходит к какой-то особой технологии, скорее, он описывает способ обучения, который позволяет обучающему и обучающимся выйти за узкие рамки обучения в аудитории. Это практика, которая связывает преподавателя, обучаемого, а также источники, расположенные в различных географических регионах, посредством специальной технологии, позволяющей осуществлять взаимодействие.

Потребность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий и их совершенствования объясняется тем, что традиционные формы обучения не в полной мере справляются с быстрым обновлением знаний и возрастающими запросами общества на образовательные услуги. Внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий в России активно осуществляются в последние годы.

Дистанционное образование, можно определить как образование, характеризующееся следующими основными моментами:

- существование обучающего и обучаемого и, как минимум, наличие договоренности между ними;

- пространственная разделенность обучающего и обучаемого;

- пространственная разделенность обучаемого и учебного заведения;

- двунаправленное взаимодействие обучаемого и обучающего;

- подбор материалов, предназначенных специально для дистанционного изучения.

Также если рассматривать рынок труда в России, то станет ясно что достаточно четко оформился контингент лиц, остро нуждающихся в

научный журнал

образовательных услугах, которые традиционная система образования дать практически не может, это:

- лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от вузовских центров; - специалисты, уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию, приобрести новые знания или получить второе образование, включая госслужащих;

- лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой и других нестандартных условий (сельские жители, спортсмены, кочевники и т. п.);

- лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, а также увольняющиеся или увольняемые в запас офицеры, прапорщики и члены их семей;

- лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного образования в стационарных условиях (инвалиды; раненые, находящиеся на излечении в госпиталях; лица, нуждающиеся в обучении на дому, и т. п.);

- корпус преподавателей всех уровней образования, остро нуждающихся в переподготовке и повышении квалификации;

- субъекты и объекты пенитенциарной системы (осужденные и обслуживающий персонал исправительных колоний);

- лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных учреждениях;

- уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;

- иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.

Практически, можно учиться в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет. При этом человек может учиться в другой стране, находясь на другом континенте, в удобное для себя время [2].

Российский рынок дистанционного обучения развивается быстрыми темпами и является одним из самых перспективных направлений развития образования в современных условиях. [3].

Основная задача развития ресурсного обеспечения дистанционного обучения - расширение спектра новых образовательных технологий и выведение их на более качественный уровень.

Дистанционное обучение обладает рядом преимуществ. К их числу можно отнести:

- доступность и открытость - возможность учиться удалено от места нахождения образовательного учреждения, совмещая работу и учебу, не покидая своего местожительства, что, в свою очередь, позволяет современному человеку учиться непрерывно в течение всей жизни, совершенствуя свои знания и умения, приобретая новые;

научный журнал

- свобода и гибкость образовательного процесса, доступ к качественному образованию: возможность параллельно учиться на нескольких программах в разных вузах различных стран;

- индивидуальность дистанционного обучения, включая и модульный принцип;

- мобильность [1]. Однако не стоит забывать о том, что любое явление имеет обратную сторону медали. И дистанционное образование не является исключением из правил, оно также обладает своими недостатками, к числу которых относятся:

- отсутствие прямого очного общения между учащимся и преподавателем;

- отсутствие постоянного контроля над учащимся, являющимся сильным побудительным стимулом для российского человека;

- необходимость наличия персонального компьютера и доступа в Интернет, а также к источникам информации;

- необходимость наличия у учащегося ряда индивидуально-психологических условий, включая высокую мотивацию, самодисциплину, самостоятельность, сознательность;

- высокие требования к постановке задачи на обучение и администрирование учебного процесса;

- проблема аутентификации пользователя при проверке знаний;

- недостаток практических занятий, включая прохождение различного рода практик;

Дистанционное обучение прочно связывается с инновационными технологиями обучения с помощью компьютеров. Важным средством дистанционного обучения являются компьютерные обучающие программы. Однако наибольшие перспективы с точки зрения развития дистанционных образовательных технологий имеют компьютерные телекоммуникационные сети.

Компьютерные телекоммуникации все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: в бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. За последние 2-3 года российские пользователи персональных ЭВМ получили доступ к множеству зарубежных телекоммуникационных сетей. На общем фоне развития телекоммуникаций в нашей стране постепенно проявляется и становится, заметен процесс внедрения компьютерных телекоммуникаций в сферу образования [5]. Некоторые преподаватели используют телекоммуникации преимущественно для внеаудиторной работы с учащимися по отдельным экспериментальным проектам.

Сегодня за рубежом, и особенно в США, учреждения образования пользуются услугами различных коммерческих и общественных сетей. Представляется, что любые попытки построения образовательной компьютерной сети в нашей стране без учета этого опыта будут не вполне

успешны. Отечественный и зарубежный опыт создания таких сетей показывает, что образовательная компьютерная сеть должна принципиально рассматриваться как развивающаяся техническая система. Быстрое развитие в последнее время компьютерных телекоммуникационных сетей остро ставит вопрос их содержательного использования и методического обеспечения. На фоне интенсивного использования учебных телекоммуникационных проектов за рубежом отечественная практика использования телекоммуникаций очень бедна успешными примерами применения компьютерной электронной почты и телеконференций учащимися в образовательных целях [9].

Использование электронной почты в обучении обычно протекает в форме телекоммуникационных проектов. Учебный телекоммуникационный проект посвящается определенной теме, включает разнообразные виды деятельности учащихся по подготовке и передаче, а также получению и анализу учебной информации с помощью средств компьютерных телекоммуникаций, и охватывает по времени от нескольких дней до нескольких месяцев. Телекоммуникационные проекты могут выполняться двумя и более группами учащихся под непосредственным руководством преподавателей и проходят в форме неструктурированной коллективной переписки.

В настоящий момент российское образование делает первые шаги к учебному использованию компьютерной электронной почты - как средству управления учебной мотивацией. Публикация с помощью электронной почты оказывается оперативной целью овладения компьютером, проведения наблюдений и измерений, коллективной деятельности учащихся.

Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией обучаемых, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает обучаемым устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности, безусловно, расширяет мировоззрение обучаемых до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых чувств, возникающих практически у каждого человека, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Интернет. В связи с этим, для того чтобы заинтересовать, а не испугать будущего студента необходимо чтобы:

- обучаемый имел возможность выбора необходимой информации и удобного инструментария ее получения.

- во «вводных лекциях в предмет» были в обязательном порядке указаны перспективы его (предмета) применения, для чего он изучается и его приоритет в жизни будущего специалиста.

- форма представления заданий и способы работы над ними были понятны и доступны пользователям, не имеющим специальных знаний в области вычислительной техники и программного обеспечения.

научный журнал

Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.

Библиографический список

1. Аверченко Л. Дистанционная педагогика // Кадровик. Кадровый менеджмент. -2011. - № 2.

2. Аракелян М. СДО: от потребности до внедрения // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №3. - С. 10-17.

3. Ахметова С.Г. Инновационные технологии в обучении персонала//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2011. № 2. С. 18-22.

4. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Хозерова Т.П., Шкунова А.А. Преимущества и возможности использования дистанционных технологий средствами среды Moodle в контексте смешанного обучения // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. -№ 5.

5. Вальтер Ю.В. Как пройти обучение дистанционно [Электронный ресурс]. URL: http://www.infotechno.ru.

6. Васильев В.Н. Система дистанционного обучения СПбГУ ИТМО [Электронный ресурс]. URL:http://www.de.ifmo.ru.

7. Васько О., Данилова М. Корпоративное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://www.trainings.ru.

8. Винник В.К. Обзор дистанционных электронных платформ обучения // Научный поиск. 2013. № 2. С. 5-7.

9. Девтерова З.Р. Роль дистанционных технологии обучения в повышении эффективности профессионального образования // Вестник ЧГПУ.-2012.- № 1

10. Дроздова А.А. Современные информационные технологии в управлении корпоративными знаниями на примере систем дистанционного обучения банковского персонала. - 2015. - С. 1-5.

11. Захаров А.В. Инфокоммуникации в образовательном пространстве высшей школы // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2014. Т. 3. № 4. С. 26-29.

12. Карпова Л.И, Никитин Д.А. О применении дистанционных образовательных технологий//НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА. - 2013. № 191. - С. 105-109.

13. Кадышев А.В. Системы обучения персонала в российских корпорациях и направления повышения их эффективности./Труд и социальные отношения./ М: Академия труда и социальных отношений, 2014. № 12.

14. Комышов Н.С., Комышова Л.Н. Место и роль интернет-экономики в современных рыночных условиях. В сборнике: Проблемы инновационного развития российской экономики Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, под ред. Зайцевой, Н А. Сафоновой, А.Э. Тыртычного. 2015. С. 76.

15.Коренькова Т.В. Проблемы обучения персонала в современных условиях./вестник московского государственного областного университета./М: Московский государственный областной университет, 2015. №1.

16. Лавина, Т. А. Педагогические условия подготовки будущих учителей иностранных языков к организации дистанционного обучения / Т. А. Лавина, Т. Ю. Андреева //Глобальный научный потенциал. - 2012. - № 11. - С. 55-57.

17.Ламзин Р.М., Исакова О.С. Современные технологии обучения в организации//Экономика труда и управление персоналом. - 2016.- С. 94-98.

18. Лебедева Т.Е. Использование кейс-метода в преподавании экономических дисциплин // ФЭн-наука. 2012. Т. 1. № 9 (12). С. 48-49.

19.Лобов А.С. Дистанционное образования с точки зрения повышения эффективности учебного процесса //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2014. - С. 372-373.

20.Макарова И. А., Фролова М. Л., Рахимова Н. В. Инклюзивное профессиональное образование: опыт внедрения в условиях Амурского педагогического колледжа // Психологическая наука и образование, 2014. № 1. С. 63-71.

21.Ниязова Г.Ж., Дуйсенова Г.А., Иманбеков Б.А. Особенности использования LMS Moodle для дистанционного обучения //Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 991-994.

22.Погодина Е. Электронное обучение повышает эффективность очного / Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №3. - С.20 - 23.

23.Протасов М. Ошибки управления e-learning-проектами //Справочник по управлению персоналом. - 2012. - №3. - С. 24 - 29.

24.Соломахин А.Н., Шахворостов Г.И. Задача разработки референционной модели как инструмента формирования рациональной структуры системы дистанционного обучения // Регион: системы,экономика, управление. 2013. № 3 (22). С. 151-154.

25.Семкин М.В. Как построить хорошее дистанционное обучение (E - Learning). Инструкция по применению для HR-специалистов// Управление человеческим потенциалом. - 2015. - №2 - С. 138-145.

26.Сурнина, Т.В. Дистанционное обучение как технология корпоративного образования / Т.В. Сурнина // Науковедение. - 2013. - №1.

27.Чепьюк, О.Р. Практико-ориентированное обучение на базе веб-технологий дистанционного образования / О.Р. Чепьюк, А.О. Шалыминов // Открытое образование. -2014. - № 4.

28.Электронное обучение персонала: как выстроить систему дистанционной подготовки в компании //Электронный журнал директор по персоналу. - 2016. №5.

Научный руководитель - А.Л. Фурсов, к.э.н., доцент кафедры управления персоналом Поволжского института управления им. Столыпина П.А. - филиала РАНХиГС.

V.E. Kalda

Remote technologies in personnel training

Abstract. The article is devoted to distance technologies in staff training. The article reveals the concept of distance learning, the history of the concept. The foreign experience of distance learning is given.

Keywords: Distance learning, distance learning technologies, personnel training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.