РОЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В АНТИКРИЗИСНОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
ЗЕЛЕНСКАЯ Е.Ю.,
аспирантка,
Институт Дружбы народов Кавказа (г. Ставрополь),
e-mail: [email protected]
В статье говорится о роли и месте денежного рынка в современной экономической системе, где она предстает в качестве основного регулятора экономического развития и выполняет роль стабилизатора во время кризисных проявлений в экономике.
Ключевые слова: денежный рынок; предложение денег; спрос на деньги; денежно-кредитная политика; денежное обращение.
In article it is told a role and a place of the monetary market in modem economic system where it appears as the basic regulator of economic development and carries out a role of the stabilizer during crisis displays in economy.
Keywords: the monetary market; the offer of money; demand for money; a monetary and credit policy; monetary circulation.
Коды классификатора JEL: E50, E51, E52.
Основополагающей целью денежного рынка является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. На практике роль денежного рынка состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.
Нерегулируемая деятельность банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный банк [2].
Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переход к политике «дорогих денег» (рестрикционной) [1].
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Предложение денег на денежном рынке играет большую роль в экономике. Это, в частности, следует из известного уравнения обмена. Соответственно ему существует зависимость между объемами денежной массы, скоростью обращения денег, выпуском продукции и уровнем цен.
Предположим, экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен. Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения данной цели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых, центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке у населения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижение учетной ставки и, в-третьих, нужны нормативы по резервным отчислениям. В результате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческих банков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежного предложения коммерческими банка-
© Е.Ю. Зеленская, 2011
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2
12
ЗЕЛЕНСКАЯ ЕЮ.
ми путем кредитования, то можно ожидать, что предложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизит процентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистого национального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу данной политики входит сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление [4].
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитноденежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика, действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.
Другой негативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается в следующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Иными словами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. А нам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег [3].
Механизм рынка, как правило, определяется спросом и предложением действующих субъектов рынка: частных предприятий, государства и индивидуальных лиц. Деятельность данных субъектов формирует уровень процентных ставок и его колебание в зависимости от рыночной конъюнктуры: усиление спроса повышает ставки и снижает предложение и, следовательно, сокращает трансформацию денежного капитала в ссудный; наоборот, преобладание предложения над спросом понижает ставки и усиливает движение ссудного капитала с рынка.
В период длительного нарушения баланса между спросом и предложением под влиянием нестабильности экономической конъюнктуры безразличие ссудного капитала к сфере своего приложения утрачивается. Он начинает вкладываться по принципу выборочно, т.е. туда, где действительно можно получить доход в виде процента.
Таким образом, в условиях рыночной экономики, когда развита сильная и многоступенчатая кредитная система, общественный характер рынка ссудных капиталов усиливается. На денежном рынке весь ссудный капитал как единая масса постоянно противостоит функционирующему капиталу, и поэтому отношение между предложением ссудного капитала, с одной стороны, и спросом на него, с другой, всегда определяет рыночный уровень процента. Это происходит в большей степени тогда, когда более развитая кредитная система и ее высокая концентрация создают ссудному капиталу всеобщий общественный статус и таким методом выбрасывают его на денежный рынок.
РОЛЬ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА В АНТИКРИЗИСНОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ
13
ЛИТЕРАТУРА
1. АнтоновН.Г., Пессель М.А. «Денежное обращение и кредит», РЭА им. Г.В. Плеханова. М.: Промо-Медиа, 2005.
2. Долан Э.Дж. «Деньги, банки и денежно-кредитная политика», «Санкт-Петербург Оркестр». СПб, 1994.
3. КазаковА.А., МинаевН.В. «Экономика денег». М.: Тендем, 2008.
4. КуликовА.Г. Кредиты и инвестиции. М.: Приор, 2008.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 3 Часть 2