Денежно-кредитная политика
УДК 336.717
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ И ЕЕ НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Ю. а. кульчицкая,
ведущий экономист Е-mail: ulichic2010@mail. ru Научная станция РАН в г. Бишкеке
В статье отмечается, что вопросы, связанные с формированием и развитием денежно-кредитной системы, приобретают все большую актуальность, так как внедрение новых механизмов оптимизации кредитной системы способствует повышению эффективности кредитного процесса и созданию правовых и информационных основ экономической деятельности рыночных субъектов, отвечающих современным мировым стандартам.
Ключевые слова: денежно-кредитная политика, процентные ставки, управление, стабильность, банковская деятельность, курс.
Главные составляющие кредитно-денежной политики (деньги и кредит) являются неотъемлемыми атрибутами современной цивилизации. Их функционирование позволяет соединить в непрерывный процесс:
- производство;
- распределение;
- обмен;
- потребление общественного продукта.
Без их использования не обходится ни один хозяйствующий субъект.
Денежно-кредитная политика (англ. Monetary policy) представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых центральным банком в целях регулирования совокупного спроса
путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
На взгляд автора, только благодаря кредитно-денежной политике в современном государстве появляется возможность регулировать денежное предложение во время экономического спада и роста.
Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика. Изначально она представлена тем, что именно государство выпускает деньги в обращение. Оно берет на себя ответственность за управление денежным процессом, исходя из поставленных целей экономической политики. Следовательно, содержание денежно-кредитной политики государства определяется постановкой концептуальной стратегии экономической политики.
В современных условиях два теоретических подхода в теории денег противостоят друг другу:
- кейнсианский;
- монетаристский.
И современные кейнсианцы, и монетаристы признают, что изменение денежного предложения влияет на номинальный объем ВНП, но оценивают по-разному и значение этого влияния, и сам механизм. С точки зрения кейнсианцев, в основу
денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов - само предложение денег.
Денежно-кредитная политика представляет собой часть, один из элементов общей экономической политики государства (наряду с промышленной, структурной, внешнеторговой, фискальной и другими видами политики) и прямо определяется приоритетами и целями правительства.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является регулирование экономической ситуации путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Эта политика заключается в обеспечении устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения, воздействуя на экономическую конъюнктуру посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Поэтому главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит центральному банку.
Осуществляя денежно-кредитную политику, центральный банк воздействет на кредитную деятельность коммерческих банков, направляет регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики и достигает:
- стабильного развития внутренней экономики;
- укрепления денежного обращения;
- сбалансированности внутренних экономических процессов.
Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т. д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно, в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором - на ее сокращение, переход к политике «дорогих денег» (рестрикционной).
С помощью денежно-кредитного регулирования государство стремится:
- смягчить экономические кризисы;
- сдержать рост инфляции;
- в целях поддержания конъюнктуры использовать кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли экономики страны.
Поскольку общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы, то центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики стремится с помощью присущих ему методов влиять на успешное выполнение политики правительства. Важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в стране безынфляционного денежного обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике. Базовым для такого регулирования является вопрос: какое количество денег необходимо для товарно-денежного обращения? Благодаря стремлению правильно ответить на него возникло и существует много различных шкал, по-разному его решающих. Но все ответы в конце концов сводятся к потребности в разных видах денег. Под разными видами денег понимаются известные денежные агрегаты М0, М1, М2 и др. Рассмотрим подробнее их содержание.
М0 - банкноты в обращении и средства на расчетных счетах коммерческих банков в центральном банке.
М1 - количество любых денежных знаков на руках у населения и средства в кассах предприятий, учреждений, организаций.
М2 - включает в себя М1 плюс вклады населения до востребования, остатки средств на текущих и расчетных счетах предприятий, организаций, банков, а также векселя у населения, банков, предприятий.
М3 - включает в себя все компоненты М2 плюс депозиты юридических и физических лиц, срочные вклады населения, предприятий, учреждений, банковские сберегательные сертификаты, резервы банков.
М4 - включает помимо М3 также средства в инвалюте, принадлежащие населению, банкам, предприятиям и организациям.
Для расчета совокупной денежной массы предусмотрены следующие денежные агрегаты, установленные центральным банком: М0, М1, М2, М3.
Данные денежные агрегаты отличаются разной степенью ликвидности, т. е. легкостью их превращения в наличные деньги. И когда говорят о потребности в деньгах, то имеют в виду не столько общее их количество, сколько соотношение между разными видами денег и их наличие в каждом данном месте в соответствии с его потребностями в трансакционных действиях. Следовательно, глав-
ная функция центрального банка - регулирование денежного обращения. Она предполагает отслеживание не только общего количества, но и пропорций между видами денег.
Однако государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным только в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны. К ним относятся:
- проведение операций на открытом рынке ценных бумаг; покупая последние, банк увеличивает денежную базу, продавая - сокращает ее;
- изменение нормы минимального резервного покрытия: чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки. Это ограничивает количество находящихся в обращении денег;
- изменение учетной ставки процента (дисконт); при ее снижении объем кредитов и количество денег возрастают. И наоборот;
а также некоторые методы, носящие жесткий административный характер.
Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент или норму обязательных резервов в зависимости от складывающейся ситуации и проводимой политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности учреждений и увеличивает денежную массу. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования вкладов, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций центрального банка, а также для межбанковских расчетов.
В настоящее время большую роль играют минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения либо в форме наличных денег в кассе банков, либо
в виде депозитов в центральном банке. Норматив резервных требований представляет собой процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
Минимальные резервы выполняют две основные функции.
1. Они служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
2. Минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов) и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, т. е. процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения (в основном специализированные банки), имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Впервые данный метод применили в США в 1933 г. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует
деятельность коммерческих банков, им могут использоваться и административные методы воздействия. К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.
Этот метод регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных методов регулирования контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.
Кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия-заемщики попадают в неодинаковое положение . Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше. А в некоторых странах он вообще отменен.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы, которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы:
- достаточности капитала коммерческого банка;
- ликвидности баланса;
- максимального размера риска на одного заемщика.
При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций (это ведет к ущемлению прав их вкладчиков, клиентов) центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам должно применяться в порядке исключительно вынужденных мер.
Помимо этих основных инструментов в мировой банковской практике давно известны и широко используются другие инструменты денежно-кредитной политики центральных банков. Речь идет лишь о том, как лучше их применять в конкретных условиях той или иной страны с рыночной или переходной экономикой. Охарактеризуем их кратко.
1) допуск к рынкам - регулирование открытия новых банков и кредитных учреждений, в том числе иностранных;
2) валютные интервенции - купля-продажа значительных объемов валюты для воздействия на величину спроса и предложения денежной единицы;
3) таргетирование - установление целевых ориентиров роста показателей денежной массы;
4) нормы инвестирования в государственные ценные бумаги - устанавливаются для банков, кредитных учреждений в целях устойчивого размещения государственного долга и ограничения спекулятивных операций.
Различные комбинации указанных инструментов позволяют центральному банку проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег в зависимости от экономической стратегии государства на данный период. Важно учитывать, что использование инструментов денежно-кредитной политики может быть эффективным только в условиях их тесной увязки с бюджетной, налоговой политикой, законодательством.
Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Действительно, в пользу кредитно-денежной политики можно привести несколько конкретных доводов.
1. Быстрота и гибкость. Кредитно-денежная политика может быстро меняться: буквально ежедневно принимаются решения о покупке и продаже ценных бумаг, что быстро влияет на денежное предложение и процентную ставку.
2. Изоляция от политического давления. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем другие виды политик. Она представляется более приемлемой в политическом отношении.
3. Монетаризм. Хотя большинство экономистов считают кредитно-денежную политику действенным инструментом стабилизации, но монетаристы полагают, что изменение денежного предложения -ключевой фактор определения уровня экономической активности.
Однако необходимо признать, что кредитно-денежная политика в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Минусы кредитно-денежной политики:
- избыточные резервы, появляющиеся в результате политики дешевых денег, могут использоваться банками для расширения предложения денег;
- изменение денежного предложения можно частично компенсировать изменением скорости обращения денег;
- воздействие кредитно-денежной политики ослабится, если кривая спроса на деньги полога, а на инвестиции крута;
- кривая спроса на инвестиции может сместиться, нейтрализовав кредитно-денежную политику.
Кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой: они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но ни то и другое одновременно. Влияние политики дешевых денег на чистый национальный продукт усиливается расширением чистого экспорта, которое ускоряется понижением процентной ставки в стране. Аналогичным образом политика дорогих денег усиливается сужением чистого экспорта. При определенных условиях может возникнуть альтернатива: использовать кредитно-денежную политику для уничтожения дисбаланса торговли или же в целях экономической стабилизации внутри страны.
Практика последних лет свидетельствует о необходимости приведения методов формирования денежно-кредитной политики, параметров ее реализации в соответствие с требованиями экономического развития. Главный приоритет экономического развития - ускорение роста ВВП. Поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно связана с решением этой задачи.
Важным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики является учет структурных и институциональных изменений. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитие инфляции, приводило к переносу нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику. В результате этого создавалось давление на экономику.
Кредитно-денежная политика не должна подстраиваться под формирующуюся по законам экономическую структуру, а обязана передавать свое воздействие на экономику, которое эту структуру и сформирует.
Важным условием, обеспечивающим экономической системе импульс к развитию, является эмиссионный институт - центральный банк, который необходимо нацелить на решение внутриэкономи-ческих задач, ввод «новых» денег в национальную экономику. Для этого требуется создание набора принципов и стимулов, позволяющих направить некоторую часть совокупного денежного потока на указанные цели. Реализация этих принципов требует выбора соответствующих критериев предоставления кредита и активной политики регулирования процентных ставок.
В экономике процентная ставка утратила свое управляющее воздействие на формирование потенциала развития экономики. Нестабильность уровня процентных ставок создает для коммерческих банков ситуацию повышенного кредитного риска. Борьба за эффективность процентной политики реализуется через активизацию операций на открытом рынке, которые в настоящее время недостаточно развиты. Активизация роли операций на открытом рынке невозможна без увеличения объема ценных бумаг с рыночными характеристиками.
Поэтому задачи совершенствования инструментария национальной денежно-кредитной политики и создания условий для повышения их эффективности по-прежнему остаются актуальными и значимыми.
Следует перечислить приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объеме согласуются с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются центральным банком.
1. Целевые ориентиры социально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику процессов в будущем на основе:
- социальной стабильности;
- использования инструментов денежно-кредитной политики;
- увеличения государственного долга, дефицита бюджета.
2. Денежно-кредитную политику следует направлять на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и инфляции. Она должна распадаться на две составляющие:
- одна гасит инфляцию текущую;
- другая исключает инфляцию будущую.
Денежно-кредитная политика обеспечивает
устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым подкрепляется валютная конкурентоспособность отечественной экономики.
3. Денежно-кредитная политика осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики.
4. Критерием эффективности денежно-кредитной политики является обеспеченность экономических структур деньгами. Она не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политик.
Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития.
Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы. Развитие банковской системы будет способствовать:
- активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике;
- созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.
Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и на динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей.
В современных условиях противостоят друг другу два теоретических подхода в теории денег: кейнсианский и монетаристский. С точки зрения кейнсианцев, в основу денежно-кредитной политики должен быть положен определенный уровень процентной ставки, а с точки зрения монетаристов -само предложение денег.
Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы и центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики стремится с помощью присущих ему инструментов воздействовать и влиять на успешное выполнение политики правительства.
К этим инструментам относятся:
- политика обязательных резервов (проведение межбанковских расчетов);
- рефинансирование коммерческих банков (выдача кредитов коммерческим банкам);
- операции на открытом рынке (купля-продажа государственных бумаг).
Денежно-кредитная политика осуществляется и через политику дешевых и дорогих денег.
Задача первой - сделать кредит дешевым и легкодоступным, с тем, чтобы увеличить объем совокупных расходов и занятость.
Цель второй - ограничить предложение денег для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Преимущества кредитно-денежной политики состоят в ее гибкости и политической приемлемости. Кредитно-денежная политика сталкивается с рядом ограничений и проблем:
- избыточные резервы могут не использоваться банками для расширения предложения денег;
- изменение денежного предложения может быть частично компенсировано изменением скорости обращения денег.
Денежно-кредитная политика должна проводиться вместе с бюджетной и фискальной политиками.
Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, системы инструментов и их оперативного использования. Приоритет будет иметь последовательное сужение коридора процентных ставок по операциям центрального банка на денежном рынке.
Денежно-кредитная политика в значительной части может быть отнесена к регулированию, основанному на позитивной теоретической базе. Но, по мнению автора, механизм денежно-кредитного регулирования в Кыргызской Республике (КР) неэффективен. В немалой степени это объясняется множественностью центров принятия экономических решений (Министерство финансов КР, Правительство КР и т. д.). Необходимо переориентироваться на политику стимулирования экономического роста, т. е. замкнуть финансирование на реальный сектор, перекрыть каналы утечки капиталов. Страте ги-ческие задачи можно решать лишь посредством «возвращения в экономику».
К основным проблемам денежно-кредитного регулирования относятся:
1) неэффективное использование конъюнктуры на мировых энерго-сырьевых рынках и беспрецедентный приток в страну иностранного капитала;
2) регулирование Национальным банком КР развития денежно-кредитной и валютной сфер с помощью экономических нормативов - ставки рефинансирования и ставки по привлекаемым средствам, нормативов обязательных резервов имеет чрезвычайно формальный характер;
3) преобладание в денежно-кредитной политике республики инструментов регулирования денежного и валютного рынков.
Целью денежно-кредитной политики Кыргызстана в условиях невыполнения главной задачи -стабильного экономического роста, основу кото-
рого составляет не конъюнктура мировых рынков, а обеспечение целенаправленного, эффективного и устойчивого развития, становится обеспечение функционирования социальной, экономической и экологической сфер страны на основе эффективного формирования и использования денежных и кредитных ресурсов. Для достижения главной цели денежно-кредитной политики необходимо найти оптимальное сочетание всех инструментов и проанализировать все возможные последствия их использования.
Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы.
Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой.
Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления.
В-третьих, такая политика по своей природе мягче, чем фискальная политика, действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
Но существует и ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточно энергично, действительно, способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, т. е. возможность предоставления ссуд. Однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией. Причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитному регулированию во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и к росту денежного предложения.
Автор проанализировала экономическое развитие Кыргызской Республики в 2011 г., которое происходило в сложной социально-политической обстановке, и сделала выводы, что в этих условиях приоритетными направлениями в работе Национального банка КР являлись:
- обеспечение финансовой стабильности;
- достижение бесперебойного функционирования платежной системы;
- содействие восстановлению экономического роста.
Важным фактором поддержания макроэкономической стабильности стала реализуемая Национальным банком КР денежно-кредитная политика. Разработка и проведение денежно-кредитной политики существенно осложнялись сочетанием последствий внутренних политических шоков и ценовых шоков внешней среды.
Инфляция за 2011 г. в республике составила 19,2 % и была обусловлена главным образом причинами немонетарного характера. Объем валовых международных резервов вырос до уровня 1,7 млрд долл. Международные резервы включали в себя валютный портфель, СПЗ и активы в золоте и размещались в высоконадежные и ликвидные инструменты в центральных банках развитых стран, международных финансовых институтах и иностранных коммерческих банках с высоким кредитным рейтингом. Международные резервы использовались в целях денежно-кредитной политики, а также на обслуживание внешних обязательств Правительства КР и Национального банка КР.
В условиях значительных колебаний сомовой ликвидности в отдельных банках спрос на кредиты «овернайт» вырос. Доля данного инструмента рефинансирования в общем объеме операций Национального банка КР в 2011 г. возросла до 9,6 %. Для урегулирования проблем с ликвидностью микрофинансовых организаций в 2011 г. Национальный банк КР проводил прямые операции своп с коммерческими банками по заявкам МФО. Доля данных операций Национального банка КР в общем объеме операций составила 2,5 %. В 2011 г. Национальный банк КР не проводил операций своп. В целом за год общий объем денежно-кредитных операций составил около 27,8 млрд сомов, что на 20,7 % меньше по сравнению с аналогичным показателем 2009 г. (35,1 млрд сомов).
Меры денежно-кредитной политики, направленные на обеспечение банковской системы ликвидностью в целях недопущения глубокого спада экономики, позволили снизить темпы падения ВВП относительно ожидаемых. Ценовые шоки на продовольственных рынках во второй половине 2011 г. усилили инфляционные процессы. В этих условиях Национальный банк КР предпринял меры
по ужесточению денежно-кредитной политики для ограничения монетарной составляющей инфляции. По мнению автора, действия Национального банка КР позволили:
- сохранить доверие населения к финансовой системе;
- локализовать риски отдельных банков;
- не допустить системного финансового кризиса.
Банковская система Кыргызской Республики в целом проявила определенную устойчивость. Это позволило поддержать приток депозитов населения и продолжить кредитование экономики. Деятельность Национального банка КР была направлена на усиление банковского надзора, внутреннего контроля в банках и развитие системы управления банковскими рисками и консолидированного надзора.
В 2011 г. продолжилось развитие системы небанковских финансово-кредитных учреждений. В итоге реализации Среднесрочной стратегии развития микрофинансирования в Кыргызской Республике на 2006-2011 гг. был достигнут рост всех показателей деятельности этих учреждений.
Надежное и бесперебойное функционирование национальной платежной системы в отчетном году способствовало поддержанию финансовой стабильности.
Как считает автор, ужесточение денежно-кредитной политики в ответ на ценовые шоки в сочетании с мерами Правительства Кыргызской Республики оказало соответствующее влияние на снижение темпов инфляции. Хотя данные по инфляции свидетельствуют о том, что она возвращается
к среднему уровню предыдущих лет, устойчивость еще не достигнута. Вступление экономики некоторых ведущих мировых стран в фазу рецессии, ожидаемое падение темпов экономического роста в большинстве стран, включая страны - торговых партнеров Кыргызской Республики, скажутся на темпах экономического роста и в республике.
В связи с этим, уверен автор, основными задачами денежно-кредитной политики на 2012 г. будут сдерживание темпов инфляции и поддержание стабильности общего уровня цен как одного из основных условий устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.
По наблюдениям автора, политика обменного курса по-прежнему проводится в соответствии с выбранным в стране режимом плавающего обменного курса, а интервенции Национального банка КР направлены на смягчение колебаний обменного курса сома. В целях стимулирования развития валютного рынка Национальный банк КР должен продолжить начатую в 2008 г. диверсификацию видов валютных активов, с которыми банк будет проводить операции на межбанковском валютном рынке. Также надо продолжить работу по повышению процентных ставок и определению ключевой ставки Национального банка КР для ее использования в качестве одного из инструментов денежно-кредитной политики.
Список литературы
1. Макконелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. М. 1993.
2. Сагадиев К. А. Экономика Кыргызстана: очерки актуальных проблем. Бишкек 2004.