Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №5 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-5 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/215EVN515.pdf DOI: 10.15862/215EVN515 (http://dx.doi.org/10.15862/215EVN515)
УДК 331.1
Касымова Юлия Николаевна
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС)»
Россия, Екатеринбург1 Старший преподаватель кафедры «Экономика транспорта»
E-mail: [email protected] E-mail: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=620216
Роль человеческого капитала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях
1 620034, г. Екатеринбург, ул. Колмогорова, 66
Аннотация. В данной статье рассматривается сущность экономики, основанной на знаниях. Отмечается, что именно человеческий капитал является основой для развития производства, промышленности и национальной экономики в целом. Наблюдается выход на первый план ценности человеческих способностей, знаний, приносящих доходность хозяйствующим субъектам. В работе выделяются основные проблемы развития экономики знаний; указываются направления развития и совершенствования системы взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, заключающиеся, в первую очередь, в установлении согласованности действий работодателей и учреждений профессионального образования. Также, по мнению автора, большое внимание следует уделять развитию перспективных отраслей народного хозяйства, оказывающих влияние на рост национального богатства и имиджа государства, развитию науки и техники. Автор говорит в статье о том, что процесс формирования конкурентоспособной экономики тесно связан с проблемой подготовки кадров, повышением конкурентоспособности выпускников. В этой связи выделяется три этапа формирования конкурентоспособного персонала как базиса развития конкурентоспособности любого предприятия. Отмечаются черты характерные для каждой ступени формирования конкурентоспособного персонала. В статье автор подчеркивает, что именно «экономика знаний» способна стать импульсом научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности товаров и услуг.
Ключевые слова: экономика знаний; человеческий капитал; рынок труда; рынок образовательных услуг; конкурентоспособность; трудовые ресурсы; капитал.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Касымова Ю.Н. Роль человеческого капитала в условиях перехода к экономике, основанной на знаниях // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №5 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/215EVN515.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/215EVN515
В настоящее время российская экономика претерпевает различные изменения, связанные с революционным технологическим прогрессом и выходом на первый план, как и во всех развитых странах, экономики, основанной на знаниях (в литературе встречающейся под названием the knowledge-based economy). Можно подчеркнуть, что все более возрастает роль знаний, которые на данном этапе рассматриваются как источник богатства. Большую роль также играют инновации и достижения в сфере коммуникаций и информационных технологий в развитии индустриальной экономики.
Данная концепция развивается с конца 70-х годов ХХ столетия с момента волны научно-технической революции, прокатившейся по миру и наметившей переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике.
Одним из первых к вопросам использования и производства знаний как человеческого капитала обратился Ф. Махлу, он исследовал значение интеллектуальных ресурсов в производственной деятельности. В дальнейшем учеными было разработано множество теоретических и методических подходов к изучению экономики знаний, а также факторов ее формирования и оценки.
Следует отметить, что динамика прироста человеческого капитала в последние годы значительно превышает прирост капитала, произведенного предприятиями в развитых странах мира. Эта тенденция является положительной, так как интенсивное применение высокоинтеллектуального труда позволяет кардинально изменить уровень оснащенности производства, эффективности труда, повышение качества продукции и услуг. В связи с этим на первый план выходит проблема подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих потребностям такой экономики.
Знания одного человека являются структурной единицей функционирования экономической системы. Приобретаются они в период получения профессионального образования, саморазвития, получения практического опыта и затем выступают объектом рыночных взаимоотношений с предприятием-работодателем и предоставляются предприятию в возмездное пользование. Таким образом, человек с помощью своего труда создает часть национального богатства государства.
Любой бизнес-процесс представляет собой взаимосвязь двух составляющих - капитала и рабочей силы. Но в современных условиях все в меньшей степени оценивается наличие сырьевых ресурсов и прирост рабочей силы. Переосмысление конкурентных преимуществ было направлено в сторону оценки развитости науки, информационных технологий и накопленных знаний, что является крайне важным для повышения качества жизни населения как фактора экономического роста страны [2].
В результате индустриальной революции мировоззрение людей изменилось и на первый план вышли технологии и профессиональные навыки и знания, ценность которых постоянно увеличивалась с развитием глобальных рынков. Уникальный опыт и знания стали рассматриваться как основа конкурентных преимуществ, и, как следствие, эффективность производства стала основываться на знаниях и инновациях, а не на масштабах производства [1].
Дж. Даннинг, британский экономист, в своих трудах отмечал, что за последние столетия главный источник богатства сместился с природных активов к знаниям и информации, воплощенных в индивидах и организациях [9, 10].
Экономика, основанная на знаниях, является новой формой развития общества и формирует свои требования к функционированию рынков, в том числе к рынку труда и образовательных услуг.
В данном аспекте рынок образовательных услуг представляется как инновационная модель, имеющая тесную взаимосвязь между тремя составляющими: вузами, предприятиями различных отраслей народного хозяйства и государством. На данном этапе развития экономики — это единство не достигнуто, и стремление устранить дисбаланс должно существовать на каждом из вышеназванных уровней [8].
Применение данной инновационной модели позволит сформировать принципиально новые черты в развитии экономики:
• выход на первый план знаний как специфического ресурса, являющегося особой ценностью человека и способного в то же время создавать ценность и доходность хозяйствующих субъектов;
• эволюция новых методов и форм управления и совершенствования предприятия;
• развитие перспективных отраслей народного хозяйства, оказывающих влияние на рост национального богатства и имиджа государства;
• рост значения человеческого капитала;
• развитие науки и техники;
• интеграция научных разработок в технику и технологии.
Возникновение экономики, основанной на знаниях, принципиально меняет существующие законы развития экономики, - отмечает видный британский социолог Э. Гидденс [6]. Именно на данном этапе развития, в борьбе за конкурентоспособность страны, становится явным, что именно умение приобрести и использовать знания является основополагающим фактором в конкурентной борьбе, определяющим границу между бедностью и богатством. Неотъемлемой ступенью модернизации экономики является модернизация образования. Инновации не только в сфере производства, но и в сфере образования выходят на первый план. Остра существующая проблема несоответствия системы подготовки кадров потребностям, предъявляемым работодателями на современном рынке труда. Существующий дисбаланс, отсутствие обратной связи между рынком труда и рынком образовательных услуг не позволяют своевременно реагировать на изменения в сферах хозяйства. Необходима разработка качественно новой стратегии подготовки профессиональных кадров, которая позволила бы разработать новые образовательные стандарты, основанные на профессиональных стандартах [7]. На наш взгляд, основным направлением совершенствования системы подготовки кадров является партнерство вузов и рынка труда [3].
Экономика знаний - это новая экономика, в основе которой лежит человеческий капитал, заключающийся в знаниях и умениях. Особенность знаний как инновационного ресурса заключается в его уникальности, способности приращения и развития потенциала. При этом человеческий капитал выступает одновременно в виде средства производства и фактора производства, то есть эти два процесса неотделимы друг от друга.
Взаимосвязь объектов конкурентоспособности предприятия в более узком смысле на рисунке 1.
Рисунок 1. Комплексная структура конкурентоспособности предприятия (составлено (разработано) автором)
Из данного рисунка видно, что конкурентоспособность предприятия достигается лишь при наличии высококвалифицированного конкурентоспособного персонала, способного, в свою очередь, обеспечить создание товаров или оказание услуг, которые конкурентоспособны на рынке в данный момент времени.
Процесс формирования конкурентоспособной экономики тесно связан с проблемой подготовки кадров, повышением конкурентоспособности выпускников. Скорость перехода к новой экономике зависит от того, на сколько действенно и эффективно организован рынок образовательных услуг, каков уровень качества подготовленных специалистов и каково взаимодействие данного рынка с рынком труда. Последний, в свою очередь, формирует базис, на котором основывается деятельность и перспектива развития хозяйствующих субъектов. При этом главное условие функционирования рынка труда заключается в согласованности действий работодателей и учреждений профессионального образования [5].
Не только обучение, накопление знаний, но и активность, креативность, трудолюбие, самосовершенствование выдвигаются на первый план в трудовой деятельности человека, так как именно данные качества способны развить потенциал предприятия и повысить его прибыльность.
Сохранившиеся трудности с воспроизводством высококвалифицированных кадров возможно преодолеть, уделяя внимание интеграции российской науки в сферу образования, а также привлечения представителей промышленных предприятий к сотрудничеству. Только в этом случае можно будет говорить о повышении конкурентоспособности продукции, предприятий, отраслей и национальной экономики в целом.
Особое внимание должно уделяться формированию конкурентоспособности выпускников вузов как составной части конкурентоспособности предприятия.
Развитие экономики знаний невозможно без развития рынка труда и наоборот. Такие понятия, как «труд», «трудовые ресурсы», «человеческий капитал» тесно связаны с категорией конкурентоспособность, так как формирование конкурентоспособности на любом из уровней подразумевает интеграцию человеческого капитала, труда и других ресурсов, представляющих собой конкурентные преимущества.
Конкурентоспособность персонала, специалистов является неотъемлемой частью при обеспечении конкурентоспособности не только предприятия, но и страны в целом. Только квалифицированные, опытные кадры способны осуществить модернизацию российской экономики на высоком уровне [4]. Процесс создания конкурентоспособного специалиста проходит три этапа (рисунок 2):
Рынок труда
Вуз
Предприятие
Конкурентоспособный выпускник Конкурентоспособный молодой специалист Конкурентоспособный специалист (работник)
Обладает совокупностью характеристик, отражающих его отличия от других и позволяющих участвовать в борьбе за рабочее место на рынке труда Обладает совокупностью характеристик, позволяющих претендовать на лучшие условия реализации его способностей Обладает совокупностью характеристик, позволяющих занимать ведущее место в числе претендентов на профессионально-квалификационное продвижение
Рисунок 2. Процесс создания конкурентоспособного специалиста (составлено (разработано) автором)
1. Подготовка студента в вузе, осуществляющаяся по определенным требованиям к специализации вуза. На выходе мы должны получить конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.
2. Трудоустройство выпускника и превращение его в молодого специалиста, то есть индивида, который только начинает свой трудовой путь в организации и способен проявить себя и показать все навыки, знания и умения, приобретенные за время обучения в вузе.
3. Переход молодого специалиста в стадию конкурентоспособного специалиста предприятия (прохождение дополнительного обучения, самосовершенствование).
Важное значение также заключается в способности верно и своевременно оценить влияние человеческого потенциала и человеческих ресурсов в целом на развитие рынка труда в регионах. Развитие страны, повышение национальной конкурентоспособности возможно только с помощью приращения имеющихся знаний и интеграции их с помощью человеческих ресурсов в производство товаров и оказание услуг и ориентации на развитие потенциала предприятий. Нельзя не отметить важность формирования и подготовки конкурентоспособных работников для перспективных отраслей экономики.
Именно «экономика знаний» способна стать импульсом научно-технического прогресса, повышения конкурентоспособности товаров и услуг, развития информационных технологий, основываясь на приращении знаний человека и формировании системы непрерывного образования для целей подъема производства и выхода на новый уровень функционирования экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дондокова Е.Б., Гуреева Е.С. Трансформация рынка труда в экономике, основанной на знаниях // Вестник ВСГТУ. - 2011. - №2. - С. 20-24.
2. Карпенко М.П. Когномика. - М.: СГА, 2009. - 225 с.
3. Касымова Ю.Н. Совершенствование организационного механизма взаимодействия вуза и предприятий-работодателей как основной фактор развития системы подготовки кадров для железнодорожной отрасли [Электронный ресурс] // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №4 (2015). Эл. доступ: http://naukovedenie.ru/PDF/109PVN415.pdf.
4. Касымова Ю.Н. Конкурентоспособность: некоторые современные подходы экономической науки [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами: электронный журнал. - 2012. - № 42(6). - С. 43. - 0,6 п.л. Режим доступа: http://www.uecs.ru/economika-truda/item/1386-2012-06-09-05-21-06.
5. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников при переходе к инновационному типу экономики [Электронный ресурс] // Креативная экономика. - 2014. - №7 (91). -С. 124-130. - 0,5п.л. Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/articles/32566/.
6. Романова С.П. Теория структурации Э. Гидденса как новая попытка осмысления социальной реальности. - Минск: Право и экономика, 2010. - С. 6-33.
7. Сорина Г.В., Смакотина Н.Л. Принятие решений в системе образования в условиях формирования экономики, основанной на знаниях (социально-философский анализ) // Ценности и смыслы. - 2010. - №4 (7). С. 124 -138.
8. Степанова Т.Е. Экономика XXI века - экономика, основанная на знаниях // Креативная экономика. - 2008. - №4 (16). - С. 43-47.
9. Dunning, J.H. Explaining International Production / J.H. Dunning. London: Unwin Hyman. - 1988.
10. Dunning, J.H. Location and the Multinational Enterprise: a Neglected Factor? / J.H. Dunning // Journal of International Business Studies. - 1998. V. 29. №1. P. 45-66.
Рецензент: Рачек Светлана Витальевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет путей сообщения».
Kasymova Yulia Nikolaevna
Federal Public State-financed Educational Institution of Higher Professional Education
«The Ural State University of Railway Transport (USURT)»
Russia, Ekaterinburg E-mail: [email protected]
The role of human capital in the transition to an economy
based on knowledge
Abstract. This article discusses the essence of an economy based on knowledge. It is noted that it is the human capital is the basis for the development of production, the industry and the national economy as a whole. There comes to the fore the value of human abilities, knowledge, bringing the profitability of the enterprises. The paper highlighted the main challenges of the knowledge economy; indicate the direction of development and improvement of interaction between the labor market and the education market, which consist, first of all, to establish coherence of employers and vocational education institutions. Also, according to the author, great attention should be paid to the development of promising sectors of the economy, affecting the growth of national wealth and the image of the state, the development of science and technology. The author of the article says that the formation of a competitive economy is closely linked with the problem of training, increase the competitiveness of graduates. In this regard, three stages of formation of competitive personnel as the basis of developing the competitiveness of any company. There have features specific to each stage of the formation of the competitive staff. The author emphasizes that it is the "knowledge economy" can become a momentum of technological progress, improving the competitiveness of goods and services.
Keywords: the knowledge economy; human capital; labor market; educational services; competitiveness; human resources; capital.
REFERENCES
1. Dondokova E.B., Gureeva E.S. Transformation of the labor market in an economy based on knowledge // Herald ESSTU. - 2011. - №2. - P. 20-24.
2. Karpenko M.P. Kognomika. - M.: SGA, 2009. - 225 p.
3. Kasymova Y.N. Improving the institutional mechanism of interaction between the university and enterprises of employers as the main factor in the development of training for the railway sector [electronic resource] // Internet magazine "Science of Science" V. 7, №4 (2015). El. access: http://naukovedenie.ru/PDF/109PVN415.pdf.
4. Kasymova Y.N. Competitiveness: some modern approaches of economics [electronic resource] // Management of economic systems: an electronic journal. - 2012. - №42 (6). - P. 43. El. access: http://www.uecs.ru/economika-truda/item/1386-2012-06-09-05-21-06.
5. Kasymova Y.N., Rachek S.V. Formation of the business-oriented competitiveness of graduates in the transition to the innovative type of economy [electronic resource] // Creative Economy. - 2014. - №7 (91). - P. 124-130. El. access: http://www.creativeconomy.ru/articles/32566/.
6. Romanov S.P. Giddens structuration theory as a new attempt to understand social reality. - Minsk: Law and Economics, 2010. - P. 6-33.
7. Sorina G.V., Smakotina N.L. Decision-making in the education system in the conditions of formation of economy based on knowledge (socio-philosophical analysis) // value and meaning. - 2010. - №4 (7). P. 124-138.
8. Stepanova T.E. Economy of the XXI century - an economy based on knowledge // Creative Economy. - 2008. - №4 (16). - P. 43-47.
9. Dunning, J.H. Explaining International Production / J.H. Dunning. London: Unwin Hyman. - 1988.
10. Dunning, J.H. Location and the Multinational Enterprise: a Neglected Factor? / J.H. Dunning // Journal of International Business Studies. - 1998. V. 29. №1. P. 45-66.