Научная статья на тему 'Роль высшего образования в управлении креативным человеческим капиталом'

Роль высшего образования в управлении креативным человеческим капиталом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕАТИВНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / CREATIVE CAPITAL / HUMAN CAPITAL / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY / KNOWLEDGE SOCIETY / KNOWLEDGE ECONOMY / INNOVATIONS / SOCIAL PROGRESS / HIGHER EDUCATION / ACADEMIC PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матраева Алена Денисовна

В статье определяется значение высшего образования для процесса управления креативным человеческим капиталом. Необходимость изучения факторов, условий, особенностей управления человеческим капиталом обусловлена постоянно усиливающейся ролью человеческого капитала в экономике, производстве, социальных отношениях, на рынке труда в условиях перехода к экономике знаний. В работе представлены основные подходы к понятию «креативный капитал». Выявлено, что вне зависимости от подхода ключевым элементом креативного капитала являются знания и способности человека, позволяющие генерировать новые нестандартные идеи и решения. Обосновано, что высшее образование оказывает значительное влияние на формирование, воспроизводство, развитие креативного человеческого капитала. Показано, что именно институт образования, имеющий своей социально детерминированной целью достижение определенных уровня и качества образованности человека, позволяющих ему стать конкурентоспособным специалистом в условиях перехода к экономике знаний и информации, формирует у человека компетенции, требуемые на данном этапе развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education in creative human capital management

The research defines the significance of higher education in creative human capital management. The study of factors, environment, and features of human capital management is due to the evolving role of human capital in the economy, manufacturing, social relations, and labor market in the transition to a knowledge economy. The main approaches to the concept of creative capital are defined. Regardless of the approach used in the analysis, the key element of creative capital is knowledge, human abilities, which allow one to generate new non-standard ideas and solutions. The author substantiates that higher education has a significant impact on the formation, reproduction, and development of creative human capital. The institution of education aims to achieve a certain level and quality of education enabling a person to become a competitive expert during the transition to knowledge and information economy. This institution develops skills required at this stage of social development.

Текст научной работы на тему «Роль высшего образования в управлении креативным человеческим капиталом»

УДК 378:316.42

https ://doi.org/10.24158/spp.2017.10.5

Матраева Алена Денисовна

Matraeva Alena Denisovna

соискатель кафедры социологии управления факультета государственного управления Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ КРЕАТИВНЫМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАПИТАЛОМ

PhD applicant, Sociology of Management Department, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University

HIGHER EDUCATION IN CREATIVE HUMAN CAPITAL MANAGEMENT

Аннотация:

В статье определяется значение высшего образования для процесса управления креативным человеческим капиталом. Необходимость изучения факторов, условий, особенностей управления человеческим капиталом обусловлена постоянно усиливающейся ролью человеческого капитала в экономике, производстве, социальных отношениях, на рынке труда в условиях перехода к экономике знаний. В работе представлены основные подходы к понятию «креативный капитал». Выявлено, что вне зависимости от подхода ключевым элементом креативного капитала являются знания и способности человека, позволяющие генерировать новые нестандартные идеи и решения. Обосновано, что высшее образование оказывает значительное влияние на формирование, воспроизводство, развитие креативного человеческого капитала. Показано, что именно институт образования, имеющий своей социально детерминированной целью достижение определенных уровня и качества образованности человека, позволяющих ему стать конкурентоспособным специалистом в условиях перехода к экономике знаний и информации, формирует у человека компетенции, требуемые на данном этапе развития общества.

Ключевые слова:

креативный капитал, человеческий капитал, информация, информационное общество, общество знаний, экономика знаний, инновации, социальный прогресс, высшее образование, образовательный процесс.

Summary:

The research defines the significance of higher education in creative human capital management. The study of factors, environment, and features of human capital management is due to the evolving role of human capital in the economy, manufacturing, social relations, and labor market in the transition to a knowledge economy. The main approaches to the concept of creative capital are defined. Regardless of the approach used in the analysis, the key element of creative capital is knowledge, human abilities, which allow one to generate new non-standard ideas and solutions. The author substantiates that higher education has a significant impact on the formation, reproduction, and development of creative human capital. The institution of education aims to achieve a certain level and quality of education enabling a person to become a competitive expert during the transition to knowledge and information economy. This institution develops skills required at this stage of social development.

Keywords:

creative capital, human capital, information, information society, knowledge society, knowledge economy, innovations, social progress, higher education, academic process.

Изучение и анализ закономерностей становления общества, научно-технического прогресса позволяет сделать вывод, что на данный момент человеческий капитал становится одним из ключевых факторов динамичного развития экономических систем. Экономический рост, повышение качества жизни обеспечиваются инвестированием в основные элементы человеческого капитала - здравоохранение, образование, науку, культуру. Только в данных условиях возможны прогресс производства и переход к «экономике знаний» [1]. Развитие науки, техники, экономики требует формирования, развития и накопления человеческого капитала. В современном мире одним из ключевых условий социального, экономического, производственного прогресса, внедрения инноваций становится креативный человеческий капитал, что обусловлено преобладающим влиянием в постиндустриальной экономике креативных способностей людей, которые они реализуют в процессе профессиональной деятельности. Креативные способности сотрудников являются одним из базовых элементов потенциала организаций в разработке, синтезировании и интегрировании компетенций в условиях стремительно изменяющейся внешней среды.

В ХХ в. важнейшим ресурсом, обеспечивающим состоятельность и богатство государств, стали не материальные активы, а знания и информация [2]. Их совокупность выражена в людях, организациях, способностях человека к познанию, анализу, поиску информации и знаний, способности и готовности генерировать новые идеи и концепции в целях решения различных задач.

Несмотря на то что понятие «креативный капитал» является предметом широкого изучения различных наук, таких как экономика, социология, психология, оно до сих пор не имеет четкого

определения. Тем не менее представляется возможным выделить основные подходы к его интерпретации. Одним из направлений изучения креативного капитала является его определение в контексте развития регионов, региональных систем экономики.

Изучение креативного капитала связывают, как правило, с трудами американского экономиста Р. Флориды, который полагает, что креативный капитал складывается из трех факторов: технологии, толерантности и таланта. При этом первые две составляющие являются условиями развития креативности, которая есть важнейший, но в то же время наименее поддающийся измерению и наиболее сложно регулируемый фактор. Р. Флорида определяет креативность на основе дефиниции словаря Уэбстера как «способность создавать значимые новые формы и интерпретации» [3], «максимальный экономический ресурс, ...способность генерировать новые идеи и лучшие пути решения проблем, повышающая продуктивность и жизненный уровень населения» [4].

Р. Кушинг, изучая три главные, по его мнению, условия экономического регионального роста: социальный, человеческий и креативный капитал, - пришел к выводу, что социальный капитал мало объясняет экономический региональный рост. Креативный и человеческий капитал в целом наиболее применимы для оценки экономического роста регионов. Креативные сообщества являются центрами разнообразия, инноваций, экономического роста. Сущность креативного капитала Р. Кушинг видит в способностях людей генерировать инновации, в их инициативности [5].

Ч. Лэндри рассматривает креативность в связи с развитием современных городов, говоря о том, что на данный момент большое значение приобретают не традиционные факторы, такие как ландшафтные, природные условия, инфраструктура, а знания, способности людей, их предприимчивость и инициативность. Вместе с тем креативность, по мнению Ч. Лэндри, концентрируется не только в людях, но и в городской среде [6, с. 28].

В целях мониторинга развития современного общества, экономики с учетом специфики регионов был создан проект «Индекс креативного капитала». В рамках проекта креативный капитал определяется как совокупность особенностей социальной, культурной инфраструктуры, возможностей инновационного сектора, свойств среды, способствующих привлечению креативных профессионалов, реализации их потенциала в экономической сфере [7]. Структурными элементами креативного капитала являются:

- люди (социально-демографическая характеристика конкретной территории, специфика взаимодействия с другими элементами креативного капитала);

- инфраструктура (особенности культурной, социальной, научно-образовательной инфраструктуры);

- бизнес (возможность реализации способностей людей с позиции наличия соответствующих условий, их доступности);

- власть (показатели, отражающие степень заинтересованности власти в развитии креативных индустрий, уровень открытости);

- бренды (экспертная оценка, медиаанализ, восприятие территории во внешней среде).

Креативный капитал рассматривается как один из нескольких взаимодополняющих и взаи-

мовлияющих типов капитала, таких как витальный, культурный, социальный, духовный, в совокупности образующих человеческий капитал. В данном случае креативный капитал определяется как способность человека не только создавать новые идеи и знания, но также получать из них выгоду, принимать на их основе эффективные, иногда нешаблонные решения в беспрерывно изменяющихся условиях рыночной экономики [8, с. 18].

Полагается, что человеческий капитал изначально имеет значительную креативную ориентацию, т. е. возможность изменять различные компоненты социального воспроизводства. В этом случае креативная направленность определяется как умение формировать эффективные системы, получая с их помощью синергетический результат [9, с. 47].

Креативный капитал рассматривается как «дополнительный подход к модели человеческого капитала» [10, р. 228], «любая форма приобретенных навыков, знаний, которые могут быть использованы для улучшения способности человека выполнять производительную работу, должна рассматриваться как капиталовложение» [11, р. 653].

В контексте управления организацией под креативным человеческим капиталом понимают способности и возможности работников создавать и внедрять инновации на основе нестандартного творческого мышления и нешаблонного решения возникающих задач [12, с. 60].

На основе анализа подходов к изучению креативного капитала представляется возможным сделать вывод, что одной из ключевых составляющих, образующих креативный капитал, вне зависимости от подхода, который используется для его изучения, являются люди, их навыки, знания, способности, позволяющие генерировать новые нестандартные идеи, решения. Результатом реализации таких идей, решений становится увеличение производительности труда, внедрение инноваций.

Рост человеческого капитала на данный момент превосходит рост капитала, производимого предприятиями в развитых странах. Позитивный аспект данной тенденции выражается в том, что активное использование информации, знаний, интеллектуального труда дает возможность радикально поменять степень оснащенности производства, производительности работы, повысить качество продуктов и услуг. В связи с этим одним из приоритетных становится вопрос подготовки профессионалов, знания, умения и навыки которых соответствуют потребностям современной экономики.

Отношения между высшим образованием и креативным капиталом напрямую связаны с управлением человеческим капиталом посредством формирования и развития навыков, знаний, способностей человека.

Знания, способности каждого отдельного человека как составляющие элементы человеческого капитала являются частью функционирования систем экономики и рынка труда. Они приобретаются в течение всей жизни человека, но в наиболее значительной мере - во время получения высшего профессионального образования. В процессе их практического применения при решении поставленных задач они становятся объектом трудовых, рыночных отношений. Так человек, воплощая в своей профессиональной трудовой деятельности все свои знания, умения, навыки, формирует часть национального капитала страны.

Социальные, исторические, экономические, политические факторы обусловливают результаты и цели, которые должны быть достигнуты высшим образованием в каждый определенный период развития общества. В современный период осмысление новых критериев образованности человека базируется на преодолении классической разобщенности таких структурных компонентов культуры, как технический, естественно-научный и гуманитарный [13, с. 62]. Теоретики человеческого капитала утверждали, что, если уровень образования людей высок, это с высокой степенью вероятности приведет к экономическому росту [14]. Экономика, основанная на знаниях, представляется новой конфигурацией развития общества и выдвигает собственные требования к функционированию различных типов рынков, в том числе к рынку труда, высшему образованию. Перспектива общественного развития в значительной мере зависит от высшего образования [15, p. 7]. Образование как основа долгосрочной эффективной реализации знаний, способностей человека играет одну из ключевых ролей в управлении развитием креативного капитала.

На современном этапе развития понимание капитала как «потенциала развертывания нового производства» [16, с. 21], осуществить который в полной мере возможно только с помощью преобразований, является базисом подхода к управлению креативным человеческим капиталом. Выполнение такого рода схемы на практике в образовательном процессе означает, что различные способности, навыки, которые присущи человеку, развиваются, воспроизводятся в системе образования как в механизме, направленном на рост креативного человеческого капитала. Способность генерировать новые нестандартные идеи, решения преобразуется с помощью методологии, образовательных технологий, воспитания в системе образования, в конечном результате воплощаясь на практике в оригинальных продуктах, технологиях, инновациях. Ведущая функция образования в обществе информации и знаний определяется тем, что прогресс достигается не ситуативными мобилизационными методами, а основывается на личностных, групповых креативных ресурсах [17, с. 113].

На данном этапе развития общества, характеризующемся постоянно возрастающим значением человеческого капитала, приоритетом становится формирование, развитие у людей качеств и способностей, соответствующих требованиям современного производства, рынка труда, экономики. Креативность, способность работать в условиях риска и неопределенности, разрабатывать новые оригинальные идеи и концепты на основе полученных знаний и опыта - данные качества являются требованиями современного мира, где инновации становятся одним из условий процветания организаций, государственных экономических систем, общества в целом. Таким образом, на сегодняшний день остро стоит вопрос формирования, развития, совершенствования и воспроизводства креативного человеческого капитала как одного из основных, приоритетных направлений, способствующих развитию экономики. Исключительную роль в решении этой задачи призвано исполнить высшее образование.

В целях определения роли образования в процессе управления креативным человеческим капиталом было проведено исследование, посвященное анализу процесса формирования, развития различных навыков и способностей человека, являющихся частью креативного капитала, в высших учебных заведениях. В процессе исследования был применен количественный метод, опрошены студенты 4-х и 5-х курсов четырех высших учебных заведений Москвы (п = 587).

В первую очередь следует отметить, что, по мнению обучающихся, образование значимо для управления развитием креативности. 64 % опрошенных ответили, что получение высшего образования - это важнейший этап развития креативных способностей, который по значимости может быть сравним только с процессом развития человека в семье. Подтверждаются данные о

том, что креативные способности являются неотъемлемым требованием современного рынка труда и экономики - больше половины опрошенных (63 %) полагают, что обладание такими навыками и способностями повысит их конкурентоспособность на рынке труда, поможет в профессиональной деятельности.

Важными представляются данные о том, что процесс обучения в вузе оказывает влияние на развитие креативности. Анализ результатов позволяет говорить, что управление развитием креативности при обучении в вузе может осуществляться на трех уровнях. Во-первых, происходят личностные изменения, которые осуществляются при общении с преподавателями, другими студентами, во время участия в студенческих организациях, мероприятиях. Особенно важными студенты считают коммуникацию с преподавателем, его личностные и профессиональные качества и компетенции. В целом данное управленческое воздействие осуществляется на уровне личности.

Во-вторых, студенты высоко оценивают применение в образовательном процессе большого количества практических форм занятий. Наиболее значимыми для развития креативности студенты называют научно-исследовательскую деятельность (70 %), практику (65), кейс-стади (38), лабораторную работу (37 %), тренинги, семинары, встречи с экспертами. Таким образом формируется воздействие на уровне процесса.

В-третьих, развитию креативности способствуют определенные характеристики образовательной среды: низкий уровень конфликтности, психологический климат, мотивация, определенная степень свободы, возможность выбора дополнительных занятий и дисциплин. Перечисленные факторы в совокупности являются элементами управления средой. Таким образом, представляется логичным заключить, что учет личностных, процессуальных, средовых факторов позволяет в наиболее полной мере обеспечить эффективность управленческого воздействия в контексте управления развитием креативного капитала в рамках высшего образования.

Являясь одним из основных социальных институтов общества, образование выполняет множество исключительных функций, самой значимой из которых становится достижение таких уровня и качества образованности человека, которые позволят ему стать конкурентоспособным специалистом в условиях перехода к экономике знаний. Именно система высшего образования, включающая в себя методологию, принципы, технологии, формы организации деятельности, воспитательную работу, позволяет формировать у человека компетенции, требуемые на данном этапе развития общества. В заключение отметим, что формирование, развитие, воспроизводство креативного капитала в системе высшего образования требует изменений, соответствующих новому устройству экономики, общества, и данный процесс представляется актуальным объектом исследований в контексте прогрессивного инновационного развития экономики.

Ссылки:

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс]. URL: http://minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

2. Dunning J.H.: 1) Explaining International Production. L. ; Boston, 1988. 378 p. ; 2) Location and the Multinational Enterprise: A Neglected Factor? // Journal of International Business Studies. 2008. Vol. 40, no. 1. P. 5-19.

3. Robinson J.R. Webster's dictionary definitions of creativity [Электронный ресурс] // Online Journal of Workforce Education and Development. 2008. Vol. 3, iss. 2. Summer. URL: http://opensiuc.lib.siu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1071&con-text=ojwed (дата обращения: 10.09.2017).

4. Florida R. The Rise of the Creative Class. And How It's Transforming Work, Leisure and Everyday Life. N. Y., 2002.

5. Cushing R. Creative Capital, Diversity and Urban Growth : unpublished manuscript. Austin (Texas), 2001. December.

6. Лэндри Ч. Креативный город. М., 2005. 399 с.

7. Индекс креативного капитала [Электронный ресурс]. URL: http://csr.ru/wp-content/uploads/2017/02/Index-Brief-280217.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

8. Пилявский В.П., Дмитриев В.Я., Климин А.И. Роль образовательных услуг в формировании интеллектуального капитала // Петербургский экономический журнал. 2016. № 2. С. 15-22.

9. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. 540 с.

10. Darchen S., Tremblay D.-G. What Attracts and Retains Knowledge Workers / Students: The Quality of Place or Career Opportunities? The Cases of Montreal and Ottawa // Cities. 2010. Vol. 27, no. 4. P. 225-233. https://doi.org/10.1016/j.cit-ies.2009.12.009.

11. Abrokwaa C.K. What Development Strategy? // Journal of Black Studies. 1999. Vol. 29, no. 5. P. 646-668.

12. Синов В.В. Новая дорога. Человеческие ресурсы инновационной деятельности // Креативная экономика. 2007. № 5. С. 58-65.

13. Рыбакова М.В., Зернова Л.П. Социально-культурные компетенции как факторы личностной зрелости специалиста // Российский научный журнал. 2014. № 4 (42). С. 62-66.

14. Glaeser E.L. Review of Richard Florida's "The Rise of the Creative Class" [Электронный ресурс]. 2004. URL: https://scholar.harvard.edu/files/glaeser/files/book_review_of_richard_floridas_the_rise_of_the_creative_class.pdf (дата обращения: 10.09.2017).

15. Schultz T.W. Investment in Human Capital: The Role of Education and of Research. N. Y., 1971. 272 p.

16. Сото Э. де. Загадка капитала. Почему капитализм торжествует на Западе и терпит поражение во всем остальном мире. М., 2004. 272 с.

17. Леньков Р.В., Пацула А.В. Социологическое прогнозирование в сфере высшего образования // Методологические проблемы междисциплинарных исследований в сфере наук об образовании : материалы науч.-практ. конф. с меж-дунар. участием, посвящ. 90-летию акад. РАО В.В. Краевского. Тула, 2016. С. 111-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.