знания на весах умении
формирование бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников
при переходе к инновационному типу экономики
__Аннотация
Отражена проблема оценки конкурентоспособности выпускников вузов, приводятся результаты апробации методики расчета конкурентоспособности. Также рассматриваются показатели, оказывающие непосредственное влияние на формирование конкурентоспособности, и предлагаются рекомендации по вычислению интегрального показателя диагностики уровня овладения студентами знаниями и умениями.
_Ключевые слова: конкурентоспособность, показатели конкурентоспособности, выпускник, рынок труда, модель оценки, человеческий капи-_тал, кадровый потенциал, экономика знаний
Касымова Юлия Николаевна
ассистент кафедры экономики транспорта
Рачек
Светлана Витальевна
д-р экон. наук, профессор, заведующая кафедрой экономики транспорта [email protected]
Уральский государственный университет путей сообщения, г. Екатеринбург
Развитие рыночных отношений в России все более инициирует процессы совершенствования современного образования. Существенно возрастает роль человеческого капитала. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. подчеркивается, что России необходимо повышать свой уровень конкурентоспособности в мире за счет повышения качества подготовки профессиональных кадров, их социализации и кооперационности [1].
Рынку нужны все!
Глобальная мировая конкурентоспособность напрямую зависит от компонентов ее составляющих. Так, конкурентоспособность выпускника вуза связана с конкурентоспособностью специалиста и с конкурентоспособностью предприятия, отрасли и наоборот. Исследования, проводимые в данной области, показывают, что «создание» конкурентоспособности выпускника - процесс системный, комплексный и трудоемкий. В связи с этим на региональных рынках труда наблюдаются постоянно возрастающие требова-
среативная экономика, 2014, № 7(91)
ния работодателей к выпускникам вузов, которые заключаются не только во владении определенным набором знаний, но и перечнем необходимых личностных, творческих, практико-ориентиро-ванных характеристик.
Взаимодействие рынка труда и рынка образования не организовано таким образом, чтобы исключить ситуацию невостребованности выпускников на стадии окончания высших учебных заведений. Эта проблема достаточно остра и вызвана многими причинами, такими как высокий уровень конкуренции между вчерашними студентами, низкий уровень знаний, и, как было сказано ранее, несоответствие требованиям работодателей. Рынок труда непредсказуем, и постоянные изменения в спросе на рабочую силу влекут за собой ситуацию, когда огромное количество выпускников различных специальностей и направлений подготовки вынуждены обращаться в службу занятости, расходовать дополнительные средства: личные, предприятия и государства - на переобучение. Поэтому во избежание массовости этих процессов необходимо создание организационного механизма взаимодействия вузов и рынка труда. Данный механизм должен основываться на интеграции мероприятий двух субъектов: высшего учебного заведения и работодателя (предприятия). Вуз рекомендуется рассматривать как синтез уровней: руководства вуза, выпускающих кафедр и непосредственно студентов. Меры, реализуемые на каждом из вышеперечисленных уровней, позволят реализовать новый инновационный подход к решению накопившихся проблем [2]. Конкурентоспособность выпускника вуза мы понимаем как обобщенную характеристику, являющуюся результатом слияния профессиональных и личностных компетенций, которая позволяет конкурировать на рынке труда за право получения достойного рабочего места в сравнении с аналогичными выпускниками.
Спроектированная авторами система показателей основана на выделении общих и частных показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника [3]. Общие показатели при этом разбиты на 5 крупных групп (см. табл. 1). Применение данной системы показателей поз-
«создание»_
конкурентоспособности выпускника -процесс системный, комплексный и трудоемкий
Таблица 1
Система показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника
Общий показатель Частный показатель
Профессионально-позна- Наличие высшего образования по формам обучения (очная, за-
вательный (К1) очная, очно-заочная) (К11)
Средний балл диплома (К12)
Наличие второго высшего образования (К13)
СО Наличие дополнительного образования по специальности (кур-
еа сы, тренинги) (К14)
о ж Способность к данному виду деятельности (К15)
X ж Знание иностранных языков (К16)
> с Высокая степень обучаемости (К17)
са Стремление к получению новых знаний (К18)
и Участие в конференциях, в научно-исследовательской деятель-
X \о ности (К19)
и о Владение компьютерными программами (К110)
и о Личностно-ценностный Целеустремленность (К21)
X и (К2) Желание саморазвиваться и самосовершенствоваться (К22)
& Активность (К23)
о Лидерские качества (К24)
о X Коммуникабельность (К25)
X те ей Независимость (К26)
о Четкость поставленных целей и методов их достижения (К27)
1-X ш Умение брать на себя ответственность (К28)
о Физиологический (К3) Уровень здоровья (К31)
и ш Отсутствие вредных привычек (К32)
со X Занятие спортом (К33)
■й Социально-ориентирован- Творческая активность (К41)
си 1- ный (К4) Вежливость, тактичность (К42)
со те Культура речи, общения (К43)
о X Трудолюбие (К44)
>х ■й Умение разрешать конфликты (К45)
■й Стрессоустойчивость(К46)
те Умение работать в коллективе (К47)
ш 1-X Умение управлять своими эмоциями (К48)
2 Практико-ориентирован- Прохождение практик с высокой степенью ответственности и ре-
ный (К5) зультативности (учебная, производственная, преддипломная) (К51)
Наличие опыта работы в процессе обучения в вузе (К52)
Прохождение стажировок в крупных компаниях отрасли (К53)
Стремление к инновациям (К54)
волит работодателям комплексно оценить информацию о выпускнике, его конкурентные преимущества с целью принятия решения о возможности трудоустройства его на предприятие, а также о выборе должности. Преимущества дан-
мика, 2014, № 7(91)
ной системы заключаются в универсальности подбора критериев, которые можно регулировать и направлять под определенный вид деятельности, и во всестороннем охвате личных и профессиональных качеств молодого специалиста, что позволит не только выявить недостатки в уровне подготовки выпускника, но и проанализировать, насколько высока степень влияния частного показателя конкурентоспособности на интегральный.
Части «интегрируются» в целое
Следующим рациональным этапом в оценке бизнес-ориентированной конкурентоспособности является расчет интегрального показателя, который предлагается вычислять по формуле [4]:
КВинт =± К;, (1)
1
К определяется по модифицированной формуле, предложенной Р.А. Фатхутдиновым [5]:
п т (а . - В, )
К 1 к -> 1,0, (2)
к=11 =1 10п
где К - общий показатель конкурентоспособности выпускника; £ = 1, 2, ..., п - количество экспертов;' = 1, 2, ..., т - количество оцениваемых частных показателей конкурентоспособности выпускника; ' весомость '-го частного показателя конкурентоспособности выпускника;
оценка £-ым экспертом '-го частного показателя конкурентоспособности выпускника по десятибалльной системе;
10п - максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (10 баллов - п экспертов). В качестве примера предлагается использовать весомость частных показателей, определенных методом экспертных оценок, для оценки общего показателя бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускника (см. табл. 2). Каждый частный показатель характеризует собой совокупность определенного набора качеств выпускника. Долю выраженности таких качеств
спроектированная авторами система показателей основана на выделении общих
и частных_
показателей бизнес-
ориентированной _
конкурентоспособности выпускника_
Таблица 2
Весомость (важность) частных показателей для оценки общего показателя конкурентоспособности выпускника
Общий показатель
Профессионально-познавательный (К1)
Частный показатель Весомость частного показателя
Наличие высшего образования по формам обучения (очная, заочная, очно-заочная) (Кц) 0,1
Средний балл диплома (К12) 0,3
Наличие второго высшего образования (К13) 0,03
Наличие дополнительного образования по специальности (курсы, тренинги) (К1д) 0,06
Способность к данному виду деятельности (К15) 0,1
Знание иностранных языков (К16) 0,03
Высокая степень обучаемости (К17) 0,1
Стремление к получению новых знаний (К18) 0,1
Участие в конференциях, в научно-исследовательской деятельности (К19) 0,03
Владение компьютерными программами (К110) 0,15
Итого 1
можно представить количеством баллов (от 1 до 10). Установим следующие условия оценки экспертами конкурентоспособности выпускника:
• 1-2 балла - отсутствие у выпускника качеств, выраженных в данном показателе;
• 3-4 балла - данный показатель имеет низкое значение; либо качества, удовлетворяющие данному показателю, проявляются редко, несистематически;
• 5 баллов - средний уровень показателя;
• 6-8 баллов - уровень показателя выше среднего, характеризует частое проявление качества у выпускника;
• 9-10 баллов - высокий уровень; качество проявляется систематически, комплексно, устойчиво. Подставив в формулу балльную оценку экспертов, получаем значение общего коэффициента конкурентоспособности выпускника, не превышающего единицу. Таким образом, максимальное значение интегрального коэффициента конкурентоспособности может равняться 5 (при условии, что по каждому общему показателю выпускник наберет максимальное значение показателя, равное1). Применение данной методики позволяет произвести расчет показателей бизнес-ориентированной конку-
'Ж-' -
креативная экономика, 2014, № 7(91)
показатель характеризует
_собой совокупность
определенного набора —качеств выпускника
рентоспособности студентов на третьем курсе обучения в университете и на стадии окончания обучения. Проиллюстрируем полученный уровень конкурентоспособности всех студентов выбранной «пилотной» группы на двух уровнях - промежуточном и итоговом - на рисунке.
Вывод
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что уровень конкурентоспособности можно повысить за период обучения в вузе, но для этого необходимо проводить диагностику по разработанной авторами методике и знакомить студентов с результатами расчетов с целью проведения ими «работы над ошибками». Таким образом, будет достигаться равновесие между требованиями, предъявляемыми работодателями к будущим выпускникам, и знаниями, полученными студен-
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
Интегральный промежуточный уровень конкурентоспособности Интегральный итоговый уровень конкурентоспособности
Рис. Расчет интегрального показателя бизнес-ориентированной конкурентоспособности выпускников вузов на промежуточном и итоговом уровнях
применение данной методики позволяет произвести расчет показателей бизнес-ориентированной конкурентоспособности студентов на третьем курсе обучения в университете
и на стадии_
окончания_
обучения
уровень
—конкурентоспособности можно
проводить диагностику
_по разработанной
авторами методике
_и знакомить
_студентов
_с результатами
расчетов
тами в процессе освоения дисциплин, умениями -в период саморазвития и самосовершенствования, и практическими навыками.
Литература
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года
2. Матвеева Т.В., Турчанинова Г.В., Машкова Н.В. Механизм повышения конкурентоспособности системы дополнительного профессионального образования в условиях усиления глобальной конкуренции // Материалы III международной научно-практической конференции «Проблемы обеспечения безопасного развития современного общества». - Екатеринбург. - 2012.
3. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Модель конкурентоспособности выпускника и система показателей ее оценки // Дискуссия. - Екатеринбург, 2012. - № 12.
4. Касымова Ю.Н., Рачек С.В. Комплексная модель оценки конкурентоспособности выпускников вузов // Казанская наука. - Казань: Казанский Издательский дом. - 2012. - № 11.
5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2008.
Yulia N. Kasymova
Assistant of the Chair of Transport Economics, Ural state University of Railway Transport, Ekaterinburg
Svetlana V. Rachek
Doctor of Science, Economics; Professor, Head of the Chair of Transport Economics, Ural state University of Railway Transport, Ekaterinburg
The forming of the business-oriented competitiveness of graduates in the transition to innovation type of economics
Abstract
The problem of competitiveness valuation of graduates is reflected in the article. The author presents the results of approbation of the method of competitiveness analysis. She also considered indexes, which influence the forming of competitiveness and proposed recommendations of the calculation of integral diagnostics index of the level ofstudents' knowledge and skill mastery.
Keywords: competitiveness, indexes of competitiveness, graduate, labormarket, estimation model, human capital, knowledge economy
J an
креативна}
я экономика, 2014, № 7(91)