Научная статья на тему 'Родники нашей памяти или возвращение к проблемам формирования гражданственности и патриотизма'

Родники нашей памяти или возвращение к проблемам формирования гражданственности и патриотизма Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Ирина Леонтьевна

В статье освещаются некоторые проблемные вопросы формирования гражданственности и патриотизма в современной системе российского образования. Особенное внимание уделено опыту социокультурного проекта «Семь шагов Победы» инициированного РДООУ «Родники» осенью 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родники нашей памяти или возвращение к проблемам формирования гражданственности и патриотизма»

Ирина Леонтьевна Беляева РДООУ «Родники»; ИПК и ПРО УР,

г. Ижевск

РОДНИКИ НАШЕЙ ПАМЯТИ ИЛИ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМАМ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И

ПАТРИОТИЗМА

В статье освещаются некоторые проблемные вопросы формирования гражданственности и патриотизма в современной системе российского образования. Особенное внимание уделено опыту социокультурного проекта «Семь шагов Победы» инициированного РДООУ «Родники» осенью 2014 года.

Проблема формирования гражданственности и патриотизма остается важной темой в образовательном поле школы. В условиях современной России, когда фактор межчеловеческой отчужденности прогрессирует и создает почву для множества деструктивных явлений (высокий уровень преступности, потеря чувства Родины, десакрализация института семьи), актуально осмысление глубинных «истоков - родников», которые могли бы существенно изменить межчеловеческие отношения «homo homini lupus est» в лучшую сторону.

Расширять представления о многомерности феноменов гражданственности и патриотизма в рамках информационного поля всех участников образовательного процесса (школа, дети, родители, общественные организации) необходимо для выхода на новый уровень культурного развития нации. Пока традиционные представления педагогов (возьмем, к примеру, историков, обществоведов, краеведов, педагогов ДОД) о гражданственности и патриотизме отражают одну лишь сторону - взаимоотношения граждан с государством в исторической ретроспективе. Таким образом, они не могут полностью адекватно влиять на формирование представлений о межчеловеческих отношениях у обучающихся. Очевидно, что в исследовании феномена гражданственности и патриотизма совершенно недостаточно указаний на взаимосвязь и преемственность представлений о ценности государства во времена первых киевских князей и, скажем, во времена Великой

Отечественной войны. Ведь очевидно, что гражданственность не то же самое, что взаимодействие человека с системой институтов государства, а нечто большее. Требуется принципиально новая парадигма исследования этого феномена на иных основаниях, чем простой пересказ о достижениях российской истории в прошлом. То есть, в истории той же Великой Отечественной войны важен не сам солдат, а осмысление необходимости подвига, который он совершил; важно не просто сохранить письма военной поры, но и всесторонне изучить их как уникальный письменный источник. В широком смысле, речь следует вести об осмыслении феномена гражданственности в контексте культуры (в самом общем смысле этого термина), поскольку за всей многогранностью отношений личности с обществом и государством стоит духовное развитие человека, то есть трансформация его сознания (и поведения) с момента рождения и до самого смертного часа. Сегодня стоит рассматривать культуру (прежде всего, духовную) как фактор образующей силы, превращающий индивидуальность в личность. Соответственно, только в совместном историко-культурологическом диалоге гражданского общества и правового государства возможно выявление связи между личностно-психологической основой мировоззрения человека и культурой общества. Простой пример с легендарным Александром Матросовым. Для советских людей, воспитанных на идеалах коллективизма и социализма - он безусловный идеал для подражания. Для отдельных наших соотечественников (к сожалению) - он сумасшедший с отклоняющимся поведением (разве можно просто так, без денег и наград лишить себя жизни?!). Совершенно ясно, что фундаментом становления гражданственности является опыт межчеловеческих, системообразующих, символически опосредованных, отношений на линейном уровне, обеспечивающих культурную самоидентификацию народа на пути к гражданскому обществу и пониманию феномена государственной нации, где национальная самость вторична по отношению к интересам государства. И снова к примерам Великой Отечественной войны. Эту войну выиграли не русские, украинцы, татары, башкиры, удмурты и пр., а советские люди, для которых общий враг был важнее региональной идентичности. Исторический опыт России показывает, что феномен гражданственности содержит в себе механизмы регулирования динамических цивилизационных процессов, которые находят свое

отражение не только в социальных, политических и экономических институтах, но и оформляются на уровне обрядов, обычаев, этнических стереотипов поведения - во всем том, что составляет так называемый менталитет народа (российского или советского). Таким образом, формирование гражданственности и патриотизма сопровождается культурной эволюцией межчеловеческих отношений, содержание которых сводится не столько к рациональному расчету, сколько к стремлению раскрыть свой внутренний мир, доказать свою полезность обществу и государству. Другими словами, ценностные ориентации формируют в человеке Человека, переводя его из разряда биосоциального существа в разряд существ духовных и биосоциальных, а на это уже не способны ни термиты, ни пчелы, коих биологи также отождествляют с биосоциальными существами. Сам ценностный характер оснований поведения человека (как личности) вытекает из смысла базовых этических категорий: Добро и Зло; Жизнь и Смерть. Они адекватны ценностям и их градации: важные для личности, общественно значимые и для государства важные.

Фото 1. Участники РДООУ «Родники» на защите презентаций Республиканского проекта «Виртуальный музей памяти — Семь шагов Победы» с профессором К.А. Пономаревым,

МБОУ СОШ№ 35, г. Ижевск, апрель 2015 г.

Добиться этого можно путем внедрения в образовательное пространство культурологического и социальноориентированного образования, направленного на развитие духовности и гражданственности.

Славный 2015-й год - год 70-летия Победы! Мы и наши дети -наследники победителей, героев своего времени; тех, кто навсегда остался в истории: первооткрывателей, защитников, строителей, миротворцев. 2015-й год ещё и год 24-летия деятельности РДООУ «Родники». Наша организация выбрала путь к единству детства, ежегодно утверждаясь в принципе «разные - равные» в сохранении и приумножении историко-культурного наследия региона; в реализации полезных дел для социума; в заботе о старших и младших; в созидательном диалоге поколений. Сегодня в рядах РДООУ «Родники» более 30 тысяч детей и взрослых, это огромная юная энергия умных, свободных, ответственных граждан. Осознанный выбор юными согражданами ценностей Родины, Добра и Справедливости стал основой современного детского движения. Яркий тому пример в реализации Республиканского проекта «Виртуальный музей памяти — Семь шагов Победы».

Фото 2. Участники РДООУ «Родники» на презентации книги «Время Победы» в Республиканском госпитале ветеранов войн, май 2015 г.

Этот социокультурный проект важен тем, чтобы сохранить живую историю побед наших родных и близких. Основная задача проекта состоит в организации диалога ветеранов и подрастающего поколения, для сохранения исторической правды событий Великой Отечественной войны, формирования у детей и подростков активной гражданско-патриотической позиции, сохранение традиций преемственности поколений. Мы помним и уважаем наше прошлое, работаем сегодня ради будущего мира без войн и конфликтов, глобальных потрясений и противостояний.

Фото 3. И. Беляева вручает участникам РДООУ «Родники» книги «Время Победы»,

май 2015 г.

Но на сегодняшний день в современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, объективную реальность.

Ещё осенью 2012 г. группа неравнодушных исследователей начала работу с персоналом и пациентами Республиканского госпиталя для ветеранов войн МЗ УР [1].

Фото 4. Председатель РДООУ «Родники» И. Беляева с главным врачом Республиканского

госпиталя ветеранов войн С. Тоцким.

На практике речь идет, прежде всего, о формировании у подрастающего поколения духовности, нравственности и патриотизма через творческую научно-исследовательскую деятельность в образовательном учреждении. Осенью 2014 года начал работу проект «Виртуальный музей памяти - Семь шагов Победы», инициированный детской общественной организацией Удмуртии «Родники». Он предполагает реализацию программы активизации поисковой и исследовательской деятельности детей - членов РДООУ «Родники», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект «Семь шагов Победы» предполагает организацию семи самостоятельных социокультурных и образовательных событий, одно из которых -открытие музейной экспозиции «Нам память завещано беречь» [2].

Фото 5. Заведующая библиотекой Республиканского госпиталя ветеранов войн Л. Малышкина (слева) и методист отдела краеведения РЦДОДЮ. Пиминова (справа) рассматривают экспонаты будущего музея, апрель 2015 г.

Интересно, что в открытии музейной экспозиции «Нам память завещано беречь» в Республиканском госпитале ветеранов войн активное участие приняли поисковики из Глазова. Мы выражаем благодарность поисковикам, энтузиастам, настоящим патриотам своей страны -Гафурову Александру и Симанову Юрию, за предоставленные музейные артефакты.

Ш.ШЦ ММ* I ..{(^л. I Г I ш

Фото 6. Винтовочные гильзы - будущие экспонаты музейной комнаты Республиканского госпиталя ветеранов войн, предоставленные поисковиками МПО «Новый Феникс»,

апрель 2015 г.

В оформлении музейной экспозиции также использовалась часть полотна акции «Полотно Победы». О том, как история одного человека становится историей большой страны и о реализации этого проекта читаем в следующей детской работе.

Воспоминания моей бабушки на Полотне Победы.

Автор: Беляев Никита, МБОУ «СОШ№32», г. Ижевск.

Моя бабушка ветеран Великой Отечественной войны. Имеет два ордена Трудовой славы, и множество медалей. Когда я на них смотрю,

меня охватывает большая гордость за свою бабушку. Ей было всего 10 лет, когда началась война. Когда я спрашивал у бабушки про то военное время, ей не очень хотелось о нём говорить, так как вспоминать о том периоде было для неё и тяжело и страшно, и всё-таки она рассказала мне о том, как они жили и выживали в то тяжёлое время. Теперь я хотел бы рассказать вам об этом.

Мою бабушку зовут Серафима Степановна Матвеева. Она родилась 2 октября 1930 г. С началом Великой Отечественной войны стала работать в колхозе. Убирала зерно в поле, копала картофель, сгребала сено, на складе помогала упаковывать зерно в мешки. Зимой по вечерам вязала носки и варежки для отправки на фронт. «В годы войны было очень трудно», вспоминает бабушка, «давали мало муки, мало зерна. Некоторым давали на сутки кусочек хлеба, а когда ели сахар считали каждую съеденную крупинку». Ещё она мне говорила, что «ко всему можно привыкнуть, к болезням и нехватке еды, но к смерти привыкнуть было невозможно, каждый день приходили письма с фронта о том, что кто-то погиб на полях сражений. Хотя были и радостные моменты. Например, когда по радио объявляли, что наши солдаты возвращали наши земли, города и села, освобождая их от германской армии. А когда 9 мая объявили, что всё, война закончена, Красная армия победила - радости не было предела! Это был самый счастливый момент для всего русского народа». Сейчас я понимаю, что чем старше ты становишься, тем больше осознаёшь величие нашего народа. Совершенно ясно, что именно закалка этих военных времен помогла бабушке добиться дальнейших успехов в работе. Она принимала активное участие в восстановлении промышленности страны, трудясь на Ижевском механическом заводе, хлебомакаронном предприятии на котором трудилась более тридцати лет, дважды избиралась на пленуме ЦК КПСС делегатом съезда в Москве. За свой труд награждена орденами «Трудовой славы», медалью «Ветеран труда», занесена в книгу трудовой славы Удмуртии. В празднование 60-летия победы в Великой Отечественной войне, мою бабушку поздравлял сам президент Удмуртской Республики. Но для моей бабушки самой большой гордостью являются не поздравления и медали, главной гордостью являются её дети и внуки. Внуков у неё четверо - это Вова, Дима, Паша и я, самый младший внук Никита. Есть у нашей бабушки и внучка Юля.

Пять лет назад, когда страна праздновала 65-летие победы в Великой Отечественной войне, мою бабушку официальным письмом поздравлял Владимир Владимирович Путин, президент Российской Федерации. В тот год моя бабушка приняла участие в международной акции «Полотно Победы». Инициатором этой акции стала Республиканская детская общественная организация Удмуртии «Родники» и Общественная палата Удмуртской Республики. Цель этой акции состояла в том, чтобы рассказать нам, молодому поколению всю правду о войне, и сохранить историю войны в коротких воспоминаниях ветеранов, которые они переносили на символическое полотно Победы. Для создания этого шедевра мы использовали заранее заготовленные лоскуты красной ткани размером 30x30 см. На таком лоскуте мы со старшим братом Димой, со слов бабушки, записали её воспоминания о войне, а потом её пожелание молодому поколению. На этом же лоскутке наносилась информация о том, кто, когда и при каких обстоятельствах брал интервью. В этой акции участвовало очень много ребят со всей Удмуртии. В дальнейшем все лоскуты были сшиты в одно большое полотно, которое получилось длиной более 20 метров, а шириной - более 6 метров. В день 9 мая 2010 года, когда праздновали День Победы, это полотно мы пронесли по центральной площади к Посту № 1, где проходил митинг. Жители города подходили и зачитывали надписи на лоскутах. Позже часть полотна торжественно передали в национальный музей им. К. Герда, а вторую часть отправили в Москву, в музей Великой Отечественной войны. Когда я вырасту, я расскажу своим детям истории бабушки, я приведу их в музей и покажу им ту надпись, которую мы сделали когда-то вместе с моей бабушкой. Я очень люблю и горжусь своей бабушкой, всей моей семьёй, своим народом-победителем!

Источники и литература

1. Касимов Р.Н. Страницы военной истории как потенциал формирования патриотизма и нравственности // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (22). -С. 119 - 150.

2. Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Р.Н. Касимова / Изд-во «Монпоражён». - Ижевск, 2015. - 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.