Научная статья на тему 'Организация краеведческой исследовательской деятельности по изучению военной истории'

Организация краеведческой исследовательской деятельности по изучению военной истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
412
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович, Пиминова Юлия Викторовна

Статья рассказывает о том, что для современного педагога, преподающего сюжеты, связанные с войной нынешним детям, наступают непростые времена, когда в условиях разнообразных информационных потоков сложно (иногда и невозможно) исполнять роль авторитетного властителя дум. Для того, чтобы соответствовать этим глобальным вызовам современности, нужны и знания и желание постоянно их приобретать; нужны и социокультурные практики, подобные масштабной акции «Семь шагов Победы» и соответствующие учебно-методические рекомендации к их подготовке и проведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Касимов Рустам Нуруллович, Пиминова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация краеведческой исследовательской деятельности по изучению военной истории»

Рустам Нуруллович Касимов УИИЯЛ УрО РАН; ИПК и ПРО УР, к.и.н.,

г. Ижевск

Юлия Викторовна Пиминова,

РЦДОД, г. Ижевск

ОРГАНИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ

Статья рассказывает о том, что для современного педагога, преподающего сюжеты, связанные с войной нынешним детям, наступают непростые времена, когда в условиях разнообразных информационных потоков сложно (иногда и невозможно) исполнять роль авторитетного властителя дум. Для того, чтобы соответствовать этим глобальным вызовам современности, нужны и знания и желание постоянно их приобретать; нужны и социокультурные практики, подобные масштабной акции «Семь шагов Победы» и соответствующие учебно-методические рекомендации к их подготовке и проведению.

Семьдесят лет назад завершилась Великая Отечественная война -самая страшная за всю историю нашего государства. Сегодня нам известны множественные примеры тенденциозного освещения истории Великой Отечественной войны, причин её возникновения, попыток принизить решающую роль СССР в достижении победы над мировым фашизмом, освобождении народов Европы от нацизма, в оценке важнейших операций Великой Отечественной войны и роли таланта советских военачальников. Сложность объективного описания истории прошлой войны состоит в том, что этот феномен многомерен, противоречив, и поэтому совершенно невозможно устанавливать какие-то эталонные пропорции «хорошего и плохого» в её отображении. Вместе с тем, современный исследователь войны должен писать книги, отделяющие правду от лжи, предлагать объективные факты свободные от тенденциозных суждений.

В последние десять лет в нашем крае сложились современные традиции туристско-краеведческого движения учащихся «Моя Удмуртия», которые инициировали и популяризировали сами ребята в составе своих

команд на единой территории лагеря-слёта [1, с. 30]. Кроме традиционных элементов появляются и новые аспекты. Так в 2010 году, в честь юбилея победы в Великой Отечественной войне, впервые участники слёта отправились в пешие и водные походы 1-ой категории сложности по самостоятельно разработанным маршрутам в обозначенном направлении на территории Можгинского и Вавожского районов Удмуртии в бассейне р. Вала по местам проживания ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Результатом экспедиции стало участие ребят во Всероссийской патриотической акции «И на Тихом океане свой закончили поход...». А в 2011 году слёт приобрёл характер комплексной туристско-краеведческой экспедиции и прошёл на территории Шарканского, Дебёсского и Кезского районов в бассейне р. Чепца. Это территории, через которые проходил маршрут Сибирского тракта. Здесь много и староверческих поселений, и мест сражений Гражданской войны. В 2012 году ключевым событием движения «Моя Удмуртия» стал туристско-краеведческий фестиваль, в рамках которого команды реализовали экспедиционные маршруты, а на общей встрече в завершении туристско-краеведческого сезона представили отчёты о походах, исследовательские результаты экспедиций по Удмуртии. В 2013 году слёт-экспедиция состоялся в Алнашском районе и был посвящён 115-летию Ашальчи Оки. В годы Великой Отечественной войны она была фронтовым хирургом, имела боевые награды. Демобилизовавшись из армии в октябре 1946 г., до выхода на пенсию работала врачом в Алнашской районной больнице.

В Глазовском районе 12-18 августа 2014 г. на базе ДОЛ «Звёздочка» прошла профильная смена Республиканского туристско-краеведческого движения учащихся «Моя Удмуртия» по мотивам удмуртского героического эпоса «Дорвыжы». Знакомство с историей и культурой севера Удмуртии состоялось в экспозициях школьных и муниципальных музеев Глазовского района, в музее-заповеднике «Иднакар».

Фото 1. На туристско-краеведческом фестивале в Алнашском районе А. Клементьев поет

песни на стихи Ашальчи Оки, лето 2013 г.

В туристско-спортивной программе смены прошли соревнования по технике пешеходного и водного туризма, спортивному ориентированию, посвященные юбилею начала Первой мировой войны.

С вхождением в новый век образование как процесс переориентировано в деятельностно-смысловом направлении. С позицией усиления эффективности обучения и воспитания учебная деятельность сменяется учебно-исследовательской, в основе которой лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний, на формирование эмоционально-ценностного отношения молодого человека к окружающей действительности.

Фото 2. Педагоги-организаторы у памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне в г. Глазове, лето 2014 г.

Продолжая тему сохранения памяти о военной истории осенью 2014 г. начал работу проект «Виртуальный музей памяти - Семь шагов Победы» [2, с. 292].

Проект предполагает организацию семи самостоятельных социокультурных и образовательных событий:

1. Акция «День белых журавлей» (октябрь-ноябрь 2014г.).

2. Школа юного поисковика-исследователя (18 февраля 2015 г.).

3. Открытие музейной экспозиции «Нам память завещано беречь» в Республиканском госпитале ветеранов войн по итогам поисковой работы (12 марта 2015 г.).

4. Акция «Десант памяти» - встречи-интервью с ветеранами войн в Республиканском госпитале (март-апрель 2015 г.).

5. Республиканский интернет-конкурс мультимедийных проектов «Виртуальный музей памяти » (16 апреля 2015 г.).

6. Праздничная встреча с ветеранами, посвящённая Дню Победы, с презентацией победителей конкурса мультимедийных проектов «Виртуальный музей памяти» и презентацией учебно-методического пособия «Время Победы» (5 мая 2015 г.).

7. Проведение Дня памяти и скорби с презентацией учебно-методического пособия с описанием итогов работы проекта и его дальнейших перспектив (22 июня 2015 г.).

Фото 3. Авторский коллектив книги «Время Победы» с персоналом Республиканского госпиталя ветеранов войн, май 2015 г.

Акция «Десант памяти» - встречи-интервью с пациентами в Республиканском госпитале ветеранов войн - один из ярких элементов большого проекта «Семь шагов Победы», на котором хотелось бы остановиться подробнее [3, с. 120-121]. Какие задачи мы ставили перед началом работы для юных исследователей?

1. Углубить знания по истории Великой Отечественной войны и иных военных конфликтов, как за пределами нашей страны, так и в её границах.

2. Приобрести и закрепить навыки собирательской работы.

3. Приобрести начальные навыки научной исследовательской работы.

4. Сформировать чувства гордости за историю и культуру своей страны.

5. Расширить культурный кругозор.

К маю 2015 года группой исследователей в рамках проекта «Семь шагов Победы» собраны интервью более чем у ста ветеранов не только Великой Отечественной войны, но и локальных военных конфликтов, ликвидаторов ЧС, тружеников тыла. Из каких элементов состоит наша исследовательская работа в госпитале?

1. Комплексное знакомство с историей и особенностями работы госпиталя.

2. Фотографирование ветеранов.

3. Собирание и первоначальная обработка текстов воспоминаний ветеранов: проведение аудиозаписи и видеозаписи, обработка записанного и отснятого материала.

4. Целенаправленный отбор материала для выполнения научного исследовательского проекта (эссе, статья, видеоролик, презентация и пр.).

5. Формирование и пополнение коллекции меморатов военной истории.

Следует помнить, что современные подростки воспринимаются ветеранами, как «жители глобального мира с гаджетами и отсутствием культуры», как «чужие» в их небольшом тихом мирке. По этой же причине к их поведению и деятельности присматриваются и врачи, и пациенты. В этой связи необходимо учитывать традиционные представления пожилых людей, отставных офицеров, участников боевых действий о манере одеваться, вести диалог. Чтобы «погружение» было удачным, надо тактично, терпеливо и заинтересованно проводить беседу, чтобы информатор увидел перед собой человека воспитанного, увлеченно собирающего мемора-ты военной истории, действительно интересующегося прошлым и уважающим подвиг отцов, дедов и прадедов. Уважение к подвигам наших предков, к их труду, к их обычаям, культуре - всё это дорого нам.

Фото 4. Участники проекта «Десант Памяти» беседуют с ветераном в стенах Республиканского госпиталя ветеранов войн, лето 2014 г.

Субъективным фактором, осложняющим работу с информаторами, является их преклонный возраст, последствия ран и контузий, нежелание отвечать на вопросы. Это приводит к тому, что не всякое зафиксированное на бумаге интервью может служить качественной иллюстрацией для того или иного хронологического отрезка. Только грамотная работа с разными группами источников позволит добиться высокого результата. Предостерегая юного исследователя от соблазнов бездумного переписывания текста Интернет-ресурса, книги или статьи, научному руководителю проекта необходимо помнить о таких явлениях как плагиат и компиляция. Плагиат - это использование в работе произведений других авторов без ссылок на них. В качестве плагиата рассматривается не только дословное заимствование текста, но и заимствование с незначительными стилистическими изменениями, когда логика текста явно соответствует первоисточнику. В качестве плагиата не рассматривается заимствование текста, повествующего об общеизвестных фактах. Например: «Георгий Жуков - выдающий-

ся советский полководец». Но при сомнениях на этот счет или при появлении других вопросов, лучше обратиться к научному руководителю. Последний должен помнить, что моменты, связанные с перечислением дат; событий; имен исторических персонажей; качественные характеристики прошлого; концептуальные теории требуют обязательной ссылки на источник, откуда они были взяты. Оформлять ссылку возможно различными способами, скажем концевыми. Компьютерная программа проставляет их по тексту автоматически. Другой относительно удобный вариант - внутритекстовая ссылка. Например, в конце предложения позаимствованного у маститого автора, пишут: [Иванов, 2015: 99-100]. Иванов - это фамилия цитируемого автора, 2015 - год издания книги, 99-100 - страницы цитирования. В списке литературы, человек желающий проверить информацию, найдет по фамилии автора, а по году издания - название книги. Это лучший способ автору показать своё знание источников. Часто можно наблюдать и другие виды оформления ссылок. Например, в конце страницы, под чертой. Встречается и вариант с использованием круглых (квадратных) скобок, в которых вписывается лишь порядковый номер, цитируемого источника. Полные выходные данные можно обнаружить в конце работы, в списке цитируемых источников.

Если автор приводит длинный отрывок без своих комментариев (что вообще-то не является хорошим тоном), правильно либо периодически ставить сноски (например, в конце каждого нового абзаца), либо в тексте время от времени напоминать читателю о том, что исследователь цитирует заимствование. Например, «как пишет историк Петров», «продолжает российский исследователь коллективизации Сидоров», «заключает цитируемый автор» и пр.

Оформляя список источников и литературы, следует давать, по возможности, полные характеристики и выходные данные цитируемого источника.

Пример оформления опубликованных источников:

- Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1996. - 308 с.

- История Удмуртии: XX век / Под ред. К.И. Куликова; введение О.И. Васильевой, Л.Н. Бехтеревой, Н.А. Родионова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 544 с.

- Время Победы: учебно-методическое пособие / Под общ.ред. Р.Н. Касимова / Изд-во «Монпоражён». - Ижевск, 2015. - 128 с.

При оформлении списка литературы необходимо прописать фамилию и инициалы автора, название книги, город, где издание было опубликовано, издательство, год издания, количество страниц в книге.

Пример оформления фондов различных архивов:

- Архив Отдела Этнологии Института Истории АН РТ.

Фонд Г.В. Юсупова. Материалы по древним верованиям и поверьям казанских татар. Краткий отчет о поездке в юго-восточные районы ТАССР в 1946 г.

Архив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Фонд 1. Переписка сотрудников музея с краеведами, людьми, занимающимися историей татар. Опись 2. Дела 2, 24.

- Государственный Архив Кировской Области (ГАКО).

Фонд 170. Материалы Вятской ученой архивной комиссии. Опись 1. Дела 33, 55, 56, 126.

Оформляя материалы архивов, следует указать наименование архива, номер фонда, описи и номера дел, листы.

Пример оформления ПМА (полевого материала автора). Характеристика респондентов:

• Ваулин Борис Парамонович. Подполковник. Родился в 1941 г. в г. Ижевске, где до сих пор и проживает. Участник Афганской войны 19841986 гг. В настоящий момент пенсионер. Информация собрана зимой 2013 г.

• Кропотин Дмитрий Иванович. Капитан. Родился в 1972 г. в п. Лоза Игринского района УР. Сейчас проживает в п. Игра УР. Участник контртеррористической операции в Чечне в 2001 г. Информация собрана осенью 2012 г.

• Кузнецов Андрей Юрьевич. Рядовой. 1976 г. р. Родился и проживает в г. Можга. Участник Чеченской контртеррористической операции. Информация собрана зимой 2013 г.

Характеризуя респондентов (информаторов), на которых вы ссылайтесь, необходимо указать: фамилию, имя, отчество; год рождения; место, где человек родился; социальный статус; место современного проживания. Желательно указать и год, когда собирался полевой материал.

При работе с Интернет-ресурсами также следует обращать внимание на корректность оформленных ссылок. Пример правильно оформленной ссылки на материалы, используемые из Интернета:

1. Плакат «Родина - мать зовет» [Электронный ресурс] : Сайт Плакаты Великой отечественной войны. - URL-адрес: http://tehvov.ru/stalingrad/1240-plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny-1941-1945-gg.html (дата обращения: 13.11.2014).

2. Плакат «Будь героем» [Электронный ресурс]: Плакаты Великой Отечественной войны». Сайт «ЗА НАШУ ПОБЕДУ!». - URL-адрес: http://newsinphoto.ru/v-rossii/plakaty-velikoj-otechestvennoj-vojny/attachment/5-21/ (дата обращения: 13.11.2014).

Пример некорректной ссылки на материалы, используемые из Интернета (когда указывается лишь URL-адрес):

• http ://dan4you .net/showthread.php? 3612-%CA%E0%EA-%FD%F2%EE-%E1%FB%EB%EE/page2

• http://www.visualrian.ru/ru/site/lightbox/7257/?startfrom=36

Готовясь написать работу, методически верно будет сначала собрать

материал по проблеме, просмотреть имеющуюся литературу по теме, набросать черновой текст, продумать выводы и лишь в конце работы приступать к вводной части. У исследователя есть два пути выбора темы. В первом случае он сможет обратиться к темам письменных работ, которые предлагает ему его научный руководитель. Во втором случае юный исследователь может самостоятельно сформулировать перспективную тему, согласовав её с научным руководителем. Первый вариант предпочтителен для детей 5-8-ых классов, когда дети испытывают некоторые трудности информационного и методического характера. Для старшей школы предпочтительнее выглядит второй вариант, когда юный исследователь предлагает свою тему, отличающуюся достаточной актуальностью и самостоятельностью.

Как правило, выбор темы зависит от ряда субъективных причин, таких как:

- наличие литературы и доступных источников по исследуемой теме;

- интерес научного руководителя (педагога, курирующего работу) к исследуемой проблеме;

- интерес юного исследователя.

В идеале исследовательский интерес обучающегося всегда должен оказываться на первом месте. Научный руководитель может лишь сопровождать процесс решения исследовательской задачи, помогать с источни-ковой базой, выводить на новые виды источников. Например, собирая материалы «в поле» или при работе с респондентами педагог должен всегда сопровождать юного исследователя. Так, в рамках сбора информации в Республиканском госпитале ветеранов войн, ребята выходили на интервью вместе с научным руководителем, сопровождаемые представителем госпиталя. Для удобства работы юного исследователя и его научного руководителя научным руководителем проекта «Семь шагов Победы» Р.Н. Касимовым была разработана памятка «12 вопросов исследователя». Работу над исследованием помогут облегчить вопросы, направляющие ход мысли.

1. Почему я решил заниматься изучением истории и краеведения?

2. Что меня привлекло в выборе темы?

3. Чем тема исследования дорога или близка мне?

4. Какую основную цель я определил для своей работы?

5. Какие задачи я ставил для достижения основной цели моего исследования?

6. Какими источниками информации я пользовался при работе над основными направлениями своего исследования?

7. В чем особенности разных источников информации, использованных в работе над исследованием?

8. Из каких структурных элементов (глав, разделов и пр.) состоит моя работа?

9. Почему я выбрал именно такую структуру своей работы?

10. К каким выводам я пришел, завершая свое исследование?

11. Какие вопросы по-прежнему интересны мне, но остались неизученными в ходе моей работы?

12. В чем я вижу полезность своего исследования для следующих поколений молодых исследователей, юных историков и краеведов?

Во многих статьях данного журнала приводятся тексты различных интервью с ветеранами. Данные материалы (в большей своей части) собраны в ходе реализации проекта «Семь шагов Победы» зимой - весной 2015 г. ребятами из разных городов и районов Удмуртии.

Фото 5. Научный руководитель проекта «Семь шагов Победы» Р. Касимов инструктирует ребят из г. Можги перед началом интервью, зима 2015 г.

Источники и литература

1. Пиминова Ю.В. Организация краеведческой исследовательской деятельности школьников в туристко-краеведческих слётах-экспедициях // Этнокультурное и региональное направление: вопросы преподавания. -Педагогический родник. - 2014. - №4 (77). - С. 30-34.

2. Родионов Н.А. Удмуртская Республика: путь к победе 1945 года: монография / Н.А. Родионов; науч. ред. Л.Н. Бехтерева; УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2015. - 320 с.

3. Касимов Р.Н. Страницы военной истории как потенциал формирования патриотизма и нравственности // Актуальные вопросы изучения военной истории / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. - 2014. - №5 (22). - С. 119150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.