Научная статья на тему 'Реализация социокультурных проектов детских общественных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания подростков'

Реализация социокультурных проектов детских общественных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания подростков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
408
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиминова Юлия Викторовна

Статья рассказывает о подготовке и проведении масштабной акции «7 шагов Победы». Здесь же представлены и соответствующие учебно-методические рекомендации к подготовке и проведению подобных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пиминова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация социокультурных проектов детских общественных организаций как условие гражданско-патриотического воспитания подростков»

Юлия Викторовна Пиминова,

РЦДОД, РДООУ «Родники», г. Ижевск

РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЕКТОВ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАН-СКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Статья рассказывает о подготовке и проведении масштабной акции «7 шагов Победы». Здесь же представлены и соответствующие учебно-методические рекомендации к подготовке и проведению подобных мероприятий.

Родина, род, родители, родственники, родники - всё слова одного корня. История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Память - это преодоление времени, преодоление небытия и забвения. С помощью памяти накапливается позитивный опыт, выстраивается и поддерживается традиция. Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. В этом величайшее нравственное значение памяти. Не случайно, что задачами детской общественной организации «Родники» является воспитание у детей и подростков способности к социальному творчеству, формирование готовности к отношениям в духовной сфере на базе общечеловеческих ценностей. Деятельность РДООУ «Родники» строится на основе вариативно-программного подхода. Именно он предоставляет детям возможность выбора сферы деятельности и форм общения. Одна из наших программ - это «Шаер». Такая программа предполагает изучение родного края, создание музеев и работу по увековечению памяти героев, благоустройство мест проживания; заботу о ветеранах. В рамках этой программы создан проект «Виртуальный музей памяти - 7 шагов Победы». Он предполагает реализацию программы активизации поисковой и исследовательской деятельности детей - членов РДООУ «Родники», посвящён-ной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Приоритетными направлениями реализации программы мы считаем следующие:

- Деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации.

- Деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан.

Цель проекта «7 шагов Победы» - создание организационно-педагогических условий для популяризации военной истории страны в подростковой среде средствами поисковой и исследовательской деятельности.

Задачи программы «7 шагов Победы»:

• Активизация поисковой работы по сохранению, описанию и обработке воспоминаний, писем, фотографий, артефактов, связанных с военной историей.

• Методическая подготовка педагогов и детей к разработке мультимедийных проектов «Виртуального музея памяти - 7 шагов Победы» через погружение в содержание истории Великой Отечественной войны.

• Создание условий для формирования уважительного отношения к истории и культуре военных периодов истории нашей страны.

• Создание условий для оказания внимания и заботы о старшем поколении.

• Содействие формированию гражданского самосознания, обобщение и распространение научно-педагогического опыта в области изучения, популяризации и трансляции в образовательный процесс героико-патриотического содержания.

Тема воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но, в то же время, Великая Отечественная война для наших детей - уже очень далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в памяти как свидетельство того, что пережили наши предки, связь времен рискует оборваться. Современные технологии и Интернет дают возможность каждому по-новому рассказать о том, как страшные военные годы отразились на судьбе нашего народа. Ведь Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью в нашей стране. Используя различные визуаль-

28

ные средства описания и показа материалов, есть возможность иллюстрировать свои семейные исторические факты, воспоминания и архивные хроники, предложить ознакомиться со многими документами, фото и видеоматериалами, находящимися в личных семейных архивах.

Продолжая тему сохранения памяти о военной истории осенью 2014 г. стартовал проект «Виртуальный музей памяти - 7 шагов Победы», который продолжил тему сохранения памяти о военной истории. Партнерами в этом непростом начинании стали неравнодушные педагоги, юные исследователи, краеведы, руководители различных организаций среди которых отдельно стоит выделить Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского Отделения РАН, Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Удмуртской Республики, Республиканский центр дополнительного образования детей, Дворец детского и юношеского творчества города Ижевска. С целью создания моти-вационной установки детей и педагогов к участию в проекте членами Совета РДООУ «Родники» были инициирован и проведён ряд акций и мероприятий. На встрече юных исследователей творческой группы «Родничок» (актив городской организации г. Воткинска, рук. - Анна Николаевна Лазарева) прошла акция «Всемирный день «Белых журавлей» (день памяти павших в войнах) с просмотром премьеры спектакля «Забвению не подлежит» в исполнении студии «Бригантина» Театра Юного Зрителя Центра детского творчества. Главные герои - юная школьница блокадного Ленинграда Таня Савичева, японская девочка Садако Сасаки, погибшая от лучевой болезни, после взрыва ядерной бомбы, юный борец за мир, американская школьница Саманта Смит рассказывают о том, какое это страшное слово - «война», и как непрочен и хрупок мир на планете. (Режиссер спектакля - Заслуженный работник культуры УР Тагир Сергеевич Котов, инсценировка - Михаил Слесаренко). Все участники встречи вслед за героиней Садако Сасаки изготовили множество бумажных белых журавликов, чтобы подарить их на встречах-интервью с участниками войн. На материалах Республиканской выставки «Военная история в письмах и фотографиях» ребята проследили, насколько глубокий след в жизни нескольких поколений каждой семьи оставила Великая Отечественная война. Данная выставка также была размещена в стенах Республиканского госпиталя ветеранов войн МЗ УР в г. Ижевске. Здесь 3 декабря 2014 года прошла встреча ребят из актива детской организации «Родники» от МБОУ

СОШ № 100 г. Ижевска (рук. - Е.Л. Корепанова) с участниками военных действий и тружениками тыла.

Презентация мероприятий проекта и Положения о Республиканском Интернет-конкурсе мультимедийных проектов «Виртуальный музей памяти» параллельно прошла на двух встречах. Первая - с педагогическими работниками и общественными организаторами поисковой исследовательской деятельности детей - руководителями школьных музеев и музейных комнат (8 октября 2014 года в Музее истории г. Ижевска). Вторая - 3 декабря 2014 года в Люкской школе Завьяловского района на Республиканских семинарах-совещаниях. В результате проведенных мероприятий о намерении участия в проекте заявили подростки - активисты РДООУ «Родники» - всего более 50 образовательных учреждений 14-ти муниципальных районов и городских округов. Так началась активизация поисковой работы, работы по сохранению, описанию и обработке полученных от ветеранов материалов: воспоминаний, артефактов, связанных с фактами военной истории на локальном уровне. Сбор полевого материала, архивных данных, изучение личных архивов и семейных коллекций должны привести к формированию устойчивого интереса учащихся к военной истории и личным историям подвигов жителей Удмуртии. Более 20 поисково-исследовательских отрядов, активов музеев боевой славы, исследовательских объединений под руководством волонтёров - активистов РДООУ «Родники» ведут целенаправленный сбор материалов для создания мультимедийных презентаций, видеороликов, мультимедийных проектов для демонстрации и сохранения фактов героизма, патриотизма и самоотверженного труда в годы войны на благо процветания страны.

С целью обмена полученной информацией, ребята представляют свои исследования на различных площадках: Открытые молодёжные чтения во Дворце Творчества Юных; на Республиканских краеведческих чтениях (в секциях «Военная история» и «Фронтовые письма»). Об их актуальности и личном характере говорят названия представленных работ: «Письма с фронта - семейная реликвия», «Безмолвный свидетель войны» (или о чем молчит семейная реликвия), «Моя бабушка - ветеран войны и труда», «Труженики тыла - незаметные герои войны», «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», «Женщины-снайперы в годы Великой Отечественной войны», «Российская деревня в годы Великой Отечествен-

ной войны», «Фронтовая судьба лётчика Льва Константиновича Воробьёва» и многие другие.

В рамках реализации большого проекта с января по март 2015 года Советом РДООУ «Родники» была организована Акция «Десант Памяти» -интервьюирование участников войн и трудового фронта на базе Республиканского госпиталя для ветеранов войн Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Акция - один из ярких элементов проекта «7 шагов Победы». На этом событии хотелось бы остановиться подробнее. Какие задачи мы ставили перед началом работы для юных исследователей? Это, прежде всего, углубление знаний по истории Великой Отечественной войны; приобретение и закрепление навыков поисковой работы; оформление начальных навыков научной исследовательской работы. Воспитательный потенциал акции оказался широким. Вот, что по окончании написали участники акции - ребята общественного объединения «Хранители времени» из МБОУ «Гимназия № 24» г. Ижевска (руководитель -Н.Ф. Булдакова):

«Уже несколько поколений обучающихся нашей гимназии знакомятся с историей своей школы, а история школы — это история нашей страны, ведь в 2015 году мы отмечаем свой 80-летний юбилей. Десятки наших выпускников воевали на фронтах Великой Отечественной, 37 человек не вернулись, среди них Герой Советского Союза лётчик-штурмовик Аркадий Черезов. А те, кто вернулся, до последних своих дней несли память о своих одноклассниках, рассказывая о них на встречах с юными гражданами страны. А. Роговой, выпускник 1941 года, страницам военной истории посвятил фильм «Офицеры». И в последнее время наши выпускники не были в стороне от военных событий. И в Афганистане служили, и в Чечне. Двум нашим выпускникам - С. Дериглазову и Ю. Малых - посвящены мемориальные доски на фасаде гимназии. Они погибли, выполняя интернациональный долг. Приближается великий праздник - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мы не можем быть в стороне от всех тех мероприятий, которые проводятся в стране, в нашей республике, в нашем городе. Нас очень заинтересовала акция «Десант памяти», руководители которой помогли организовать встречи с живыми участниками военных событий. Мы захотели узнать о судьбах этих настоящих героев и постараться сохранить для будущих поколений историю Победы.

Ведь великая история состоит из маленьких крупинок, из отдельных судеб людей.

Цель нашей коллективной работы - сохранить для будущих поколений воспоминания живых участников военных событий:

Мы ставили перед собой следующие задачи:

- встретиться с участниками Великой Отечественной войны и локальных войн;

- расспросить о том, как они попали на фронт, о фронтовых друзьях, о том, как был организован быт рядовых участников военных событий, об испытаниях, выпавших на их долю, об отношении к войне, о встрече Победы в 1945 году, о наградах;

- расспросить, какую роль сыграло участие в войнах в дальнейшей судьбе респондентов;

- выполнить мультимедийную презентацию, посвященную ветеранам войн.

В Республиканском госпитале мы встретились с тремя участниками разных войн: с ветераном Великой Отечественной войны, 89-летним Ф.Н. Красильниковым, участником Афганской войны Е.Н. Алдыровым и участником двух Чеченских войн М.В. Липиным. 3 разных человека, 3 разные судьбы, 3 разные военные эпохи. Но есть у всех этих мужчин общее: мужество, героизм, скромность, нежелание считать себя особенными людьми, хотя все они имеют вполне заслуженные награды: «Родина велела», «Выполнял свой Конституционный долг», «Так было надо!». Бескорыстный и высокий патриотизм! И еще - желание, чтобы молодые люди не избегали армии, не боялись испытаний, любили своих близких, свой край, свою Родину.

Нам есть с кого брать пример. Мы много еще не знаем, но проект «Десант памяти» послужил толчком для того, чтобы лучше знать историю, чтобы ценить наше прошлое и гордиться тем, что люди в нашей стране живут замечательные. Мы, скорее всего, последнее поколение, которое видит живых участников Великой Отечественной войны. И нам предстоит пронести другим поколениям память о Великой Победе».

Фото 1. Детское объединение «Хранители времени» МБОУ «Гимназия №24» г. Ижевска в Республиканском госпитале для ветеранов войн в период проведения акции «Десант памяти». Руководитель - Булдакова Наталья Федоровна (первая слева), библиотекарь госпиталя - Малышкина Людмила Ивановна (вторая справа). Зима, 2015 г.

Первые встречи с ветеранами госпиталя состоялись ещё в 2012 году, а пилотные встречи акции с ветеранами госпиталя прошли в январе 2015 года. В беседах с ветеранами приняли участие активисты музея МБОУ СОШ №6 г. Воткинска им. Героя Советского Союза Н. Ульяненко и активисты МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска. После работы «пионеров» была разработана программа школы поисковиков-исследователей, которая была призвана привлечь внимание к данной акции и подготовить ребят к встречам с ветеранами. Для участия в школе были приглашены активисты районных и городских организаций РДООУ «Родники», школьных музеев, молодежных поисковых объединений (МПО «Новый Феникс» г. Глазов), кадетских классов, а также учителя истории и обществознания, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, методисты, курирующие гражданско-патриотическое направление деятельности. В программе «Школы поисковика» состоялась презентация Республиканского интернет-конкурса мультимедийных проектов «Виртуальный музей памяти». Об акции «Десант Памяти» - встречах-интервью с ветеранами войн в Республиканском госпитале для ветеранов и инвалидов войн рассказали активисты РДООУ «Родники» - учащиеся МБОУ СОШ № 100 г. Ижевска, которые начали эту деятельность ранее (с 2013 года). Приглашение к уча-

стию в акции состоялось в форме деловой игры, по итогам которой был составлен график проведения «Десанта Памяти» в Республиканском госпитале для ветеранов войн. С целью достижения ожидаемых результатов по итогам десанта необходимо было обучить сформированные команды требуемым правилам работы с информантами - участниками войн и тружениками тыла. Для этого были организованы следующие мастер-классы:

- «Расскажи мне, ветеран» - основные правила и приёмы интервьюирования участников военных событий, способы фиксации, хранения и обработки полученных материалов.

- «Формы и жанры представления результатов поисковой работы: эссе, статья, очерк, заметка, историко-краеведческое исследование» - правила создания материалов для публикации.

- «Атрибуция артефактов военной поры в школьной музейной экспозиции».

- «Раздел экспозиции по военной истории в школьном музее: разработка ТЭП, использование в экскурсионной и просветительской деятельности».

- «Мультимедийные формы презентации детских исследований по военной истории».

Фото 2. Мастер-класс « Формы и жанры представления результатов поисковой работы: эссе, статья, очерк, заметка, историко-краеведческое исследование» ведет Е.Л. Корепанова, учитель истории и обществознанияМБОУ СОШ№100 г. Ижевска.

Зима, 2015 г.

Мастер-классы, которые провели опытные участники поисковых экспедиций по увековечиванию памяти павших в Великой Отечественной войне, сотрудники государственных музеев, учёные, преподаватели высшей школы, методисты учреждений дополнительного образования.

В работе мастер-классов для юного поисковика-исследователя приняли участие представители образовательных организаций гг. Воткинск, Можга, Сарапул; из Завьяловского, Сарапульского и Малопургинского районов и из 17-ти школ г. Ижевска, всего около 100 человек.

Фото 3. Акция «Десант Памяти»: актив музеяМБОУ СОШ№10 г. Ижевска беседуют с Леонидом Семеновичем Семеновым, ветераном Великой Отечественной войны.

Весна, 2015 г.

Позже, 12 марта 2015 года состоялось торжественное открытие музейной экспозиции «Нам память завещано беречь», где кроме представления военных артефактов, пациентам госпиталя рассказали об акции «Десант Памяти», активисты организации показали музыкально-литературные композиции о начале Великой Отечественной войны (актив музея МБОУ СОШ № 16, руководитель Э.А. Халтурина), спели песни военных лет. По согласованию с администрацией госпиталя и по составленному графику участники акции организовывали встречи-интервью с пациентами госпиталя, записывали интервью на диктофоны, камеру, обрабатывали и сохраняли материалы с помощью ноутбуков в помещении библиотеки госпиталя. При каждом визите поисковые группы обязательно вручали каждому пациенту подарки - открытки с добрыми

пожеланиями, носовые платочки, конфеты, чай, цветы, интересовались самочувствием и настроением ветеранов.

Таким образом, общение с подростками состоялось более чем у 350-ти представителей старшего поколения. Большую помощь в организации акции на территории госпиталя оказала библиотекарь - Людмила Ивановна Малышкина. Консультации по проведению интервью и обработке полученных аудио-видео файлов, преобразованию их в текстовый формат проводил Рустам Нуруллович Касимов, к.и.н., с.н.с. Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН. За период проведения акции создано более 60-ти аудио-файлов с интервью, подготовлены к публикации страницы воспоминаний свидетелей военных событий.

Вот, что получилось у начинающих исследователей из МБОУ СОШ № 49 г. Ижевска Никиты Волик и Андрея Чернобровкина под руководством Татьяны Васильевны Габдрахмановой, зам. директора, руководителя музейной комнаты:

«Балобанов Михаил Васильевич, участник афганских событий, родился в Граховском районе Удмуртской АССР, закончил Новогорскую школу. В октябре 1979 г. был призван на военную службу. Службу начинал в Витебской 103 Воздушно-десантной дивизии. Прошёл курс молодого бойца, познал тяготы её и радости. Михаил Васильевич вспоминает: «9 декабря 1979 г. Подняли по тревоге, вооружили, колонами доставили на аэродром в г. Смоленск. Две недели пробыли там, ждали приказ. 26 декабря 1979 г. перебросили на АН-22 в г. Энгельс Саратовской области на аэродром, оттуда в Афганистан в город Баграм. Наш караван это 10-12 самолётов. Разместили на базе. Началась перестрелка, была дана установка - не дать сесть другим самолётам. Видел первый бой, была неразбериха. Утром пошли по Баграму, убирали трупы». В Баграме молодой солдат пробыл одни сутки. С советскими солдатами был афганский офицер, который познакомил их с обстановкой, рассказывал о своей стране. В этот день удалось зайти в местный магазин, в Афганистане магазины называются «духан». На полу в духане стояли 2 мешка с местными «афгани» - деньгами. Деньги уже не имели стоимости. Набрали денежек на память, разрешено было взять. Рядом с советскими солдатами бегали местные афганские мальчишки, им интересно было смотреть, какие мы, что делаем. Увидели, как афганцы молились. Сигнал на молитву давал мулла. «И вновь команда: «По машинам!», - продолжает рассказ-

чик, - погрузились, кто на машины, кто на бронетранспортёры и прибыли в Кабул. Там стояла советская дивизия, в которой два года я прослужил. Жили в палатках, ели из котелков. Быт обустраивали сами. Воду привозили из Кабула. Всегда содержали себя в полном боевом порядке. Таким должен быть солдат. Должен уметь подшить чистый воротничок, почистить автомат и многое другое. В климатических условиях адаптировался довольно быстро. Были случаи, когда сослуживцы болели желтухой, дизентерией, но выручали врачи и крепкая дружба». Михаил Васильевич в ответ на вопрос «Какое правило было ценнее всего в Афгане?», ответил: «Дружбу ценишь больше всего. Главное правило было - не бросать товарища в беде. Командиры много не распространялись, говорили, что надо помочь афганскому народу».

- Было ли нападение душманов на дивизию?

- Не было. Дивизия охранялась надёжно.

- Был ли страх?

- Страха не было. Может, были молодыми и о плохом старались не думать.

- Скучали по дому?

- Да, пели песню «А я в Россию домой хочу, я так давно не видел маму».

- Письма писали?

- Первое время нельзя было писать, где находимся. Писали «полевая почта». Родители писали, прежде всего.

-Ваше звание на службе в Афгане?

- Рядовой. Была часть гвардейская, поэтому всегда говорят «гвардии рядовой».

Михаил Васильевич вспоминает о том, как к ним в дивизию приезжал с концертом Иосиф Кобзон, пел песни, которые связывали солдат с Родиной, с Россией. Становилось тепло на душе и спокойнее. Вечерами показывали фильмы на киноаппарате «Украина». Понравился фильм «Москва слезам не верит». Михаил Васильевич говорит, что Афганистан был для него испытанием. И он прошёл его. После службы в 1988 году пошёл работать в органы внутренних дел МВД в Грахово, был инспектором дорожной патрульной службы, помощником оперативного дежурного. В 2004 году вышел на пенсию. В 2000 году ездил в город Грозный, была командировка с апреля по июль. Награждён медалью «За отличие в воин-

ской службе». Сегодня Михаил Васильевич работает охранником в казначействе. Женат, двое детей, уже есть внучки. Ведёт общественную работу, которая связана со службой в Афганистане, является председателем Совета общества ветеранов Афганистана в Граховском районе».

Следующий материал собран в ходе реализации проекта «7 шагов Победы» весной 2015 г. ребятами из Дома детского творчества г. Можги Валерией Мироновой, Анастасией Смердягиной, Анастасией Загибаловой, Виталием Несмеловым, Никитой Малечевым, Евгением Трухиным (руководитель - Надежда Сергеевна Коробкина).

«Младенцева Клавдия Епимаховна родилась 26 марта 1926 года. Родилась на Смоленщине. Ветеран Великой Отечественной войны.

Вспоминает: «В июле 1941 года братьев забрали в армию. Мы были в оккупации, копали противотанковые рвы 3 метра вглубь 6 метров в ширину. Первого немца я увидела в своей деревне. Они подъезжали на мотоциклах. Мы вышли на улицу, а они знаками просили у нас еды. Мы вынесли им дранники, но они не доверяли нам, и попросили, чтоб мы первые попробовали еду, которую мы вынесли им. Они боялись, что мы их отравим, а общались с нами жестами. Жили в деревне, скот угнали немцы. Война нас застала на 3-ий месяц. Наступила зима и немцы стали отбирать теплые вещи. Немцы готовились идти на Москву. Они были одеты в лёгкую одежду, и им было холодно зимой. В конце декабря в начале января к нам пришли наши. Русские зашли в тыл из под Ржева. Зашли в Рукавесово, привезли пушки на лошадях, но в нашей деревне не было немцев. Мы показали, в каких деревнях они стоят. Солдаты нашей 357 дивизии в нашу деревню завезли 6 пушек. Из еды у них была только картошка, они её варили в большом количестве...

...Зимой, как стало светло, прилетел немецкий самолёт-разведчик, покружил над нашей деревней и увидел, что там стоят солдаты Красной армии. Днем прилетели самолеты, начали бомбить нашу деревню. Наш дом сразу разбомбили, умерло много солдат, а еще больше мирных жителей. Мы начали уходить, а немцы сразу же заняли нашу деревню и начался бой. Наши солдаты вернулись из боя, а все вещи на них были сырые, застывшие. Снова прилетели вражеские самолёты и начали вести огонь по нашим. Так деревня переходила из рук в руки трижды. Потом наши начали отступать в Калининскую область, а оттуда начали вывозить мирных жителей. Мы выехали оттуда, приехали в Рязанскую область. С

весны 1942 по 1943 гг.. находились там. Когда освободили Смоленскую область, то мы поехали обратно в свою деревню - посмотреть, что там еще осталось. В 1943 году я приняла армейскую присягу и меня поставили на довольствие. Тогда же в 1943 году я поступила в передвижной госпиталь, мне было тогда 16 лет. В Сычевках мы приезжали на эвакопоезде к линии фронта сразу после боевых действий. Мы оказывали доврачебную помощь. Я была санитаркой, а ещё работала связной при штабе, связной в контрразведке, поваром. Наша часть № 1851, полевая почта № 40351. В конце войны нашу часть послали под Кенигсберг, наш передвижной госпиталь назывался - «ПЭП -12» (полевой эвакуационный передвижной). И вот война с Германией закончилась, и в 1945 году нашу часть послали на Дальний восток на войну с Японией. Мне тогда было 18 лет. Наши солдаты были в полной готовности для борьбы с японцами. А в 1941 году наши солдаты были плохо вооружены, а немцы были хорошо подготовлены, хотя у них и не было теплой одежды. После войны нашу часть расформировали и послали на Сахалин жить. Мне там предложил один парень, офицер из Удмуртии, жениться. Вот я за него вышла, и мы прожили вместе 56 лет, его звали Младенцев Кирилл Кондратьевич до войны он жил в Алнашском районе. Он демобилизовался в 1955 году. А до 1955 года мы жили под Хабаровском. После войны я работала портной, закройщицей. Родилось у меня две дочери, 7 внуков. На постоянное место жительство мы приехали в 1966 году, в г. Глазов. А до этого всё ездили по Удмуртии, ибо муж занимался партийной работой, связанной с постоянными командировками. В 2001 году муж умер». В 2006 году переехала в Ижевск, к дочери».

А этот материал собран в ходе реализации проекта «7 шагов Победы» весной 2015 г. ребятами из с. Сигаево Сарапульского района Вятки-ным Дмитрием, Сайрановой Анастасией, Култышевой Ириной под руководством Александра Викторовича Гафурова, учителя истории и общест-вознания.

«Генералов Николай Дмитриевич. Ветеран Великой Отечественной войны. 90 лет, русский. Проживает в городе Ижевске. Родился 1925 г. в городе Ижевске. Был призван в действующую армию в ноябре 1943 года в возрасте 17 лет. Сначала обучался в г. Орджоникидзе в училище связи, затем переведен в г. Пензу в 951 отдельный батальон связи. Обслуживали 103 стрелковую дивизию. Связист, старший сержант. Боевой

путь: Прибалтика - Белоруссия - Восточная Пруссия. 9 мая встретил в Кенигсберге.

Фото 4. Акция «Десант Памяти»: Смердягина Анастасия, воспитанница ДДТ г.

Можга и Младенцева Клавдия Епимаховна, ветеран Великой Отечественной войны завершают общение в Республиканском госпитале. Весна, 2015 г.

О своей службе рассказывает следующее: служили на грузовом автомобиле марки «Додж». Жили при нем постоянно, там же находилось и оборудование связи. Солдаты всегда находились под контролем начальства. Жили прямо в машинах по пять человек, обогревались, заводя двигатель. Свободного времени почти не было. Алкоголь запрещен был полностью, все время находились в постоянной боевой готовности. Не отмечали даже праздники, единственным отличием от будней был увеличенный паек. Перебои с питанием случались редко, но на нашей территории кухня значительно отставала. Из рациона ветеран выделяет американскую тушенку, суп, каши, хлеб. После перехода границы рацион улучшился, так как стали использовать продукты противника. Еще одним отличием праздников от будней было то, что с выступлениями приезжали артисты. В свободное время писали письма и приводили себя в порядок. Письма сохранились до сих пор. Санитарные условия были терпимые, специально мыться, зачастую, было негде, но особо и не пачкались. Го-

раздо лучше стало в бытовом плане после пересечения германской границы, стали чаще принимать ванны, устраивали бани. Вообще отмечает, что отличие заграницы резко бросалось в глаза: пища, быт, дороги и т.д. Самым страшным на войне казалась смерть друзей, а ещё пугала неизвестность и неопределенность дальнейших действий. В 1945 году был переведен в Польшу, где и служил до 1953 года, именно там серьезно занялся спортом, футболом. За время службы 2 раза был дома в Удмуртии. После демобилизации, переехал в г. Горький, где устроился на завод. Продолжал профессионально заниматься футболом, выступал на соревнованиях. В конце концов, решил вернуться на Родину и устроился работать на «Машзавод», затем перешел на «Мотозавод». В настоящий момент -на заслуженном отдыхе».

Фото 5. Учащиеся и учителя Сигаевской школы Сарапульского района ведут опрос Генералова Николая Дмитриевича, ветерана Великой Отечественной войны, пациента Республиканского госпиталя для ветеранов войн Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Весна, 2015 г.

Итогом проведения республиканской акции «Десант памяти» стала подготовка участниками мультимедийных проектов, которые были презентованы на Республиканском конкурсе мультимедийных проектов «Виртуальный музей памяти», посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-45гг. Конкурс завершился 16 апреля 2015 года в МБОУ СОШ №35 г. Ижевска в рамках Межрегиональной НПК «Актуальные вопросы преподавания социально-гуманитарных дисциплин в школе», подготовленной, в том числе, при поддержке кафедры социально-

41

гуманитарных дисциплин и кафедры воспитания и дополнительного образования Института повышения квалификации и переподготовки работников образования УР. В конкурсе приняли участие 83 юных исследователя - авторы более 60-ти мультимедийных проектов (презентации, видеоролики, слайд-фильмы), обучающиеся 1-11 классов и студенты организаций среднего профессионального образования из образовательных организаций из городов Воткинск, Сарапул, Ижевск, Можга, Камбарка и районов: Алнашский, Балезинский, Воткинский, Дебесский, Завьяловский, Игрин-ский, Кезский, Кизнерский, Каракулинский, Сарапульский, Сюмсинский, Малопургинский, Шарканский, Як-Бодьинский Удмуртской Республики. В проектах ребята рассказали об истории боевого и трудового подвига своих родственников в годы войны, ветеранов войны и трудового фронта республики, о хранимых в семьях реликвиях и артефактах того времени, о культурных традициях памятных дней в близком и дальнем окружении.

Фото 6. Закладной камень аллеи Героев России на территории Республиканского госпиталя для ветеранов войн Министерства здравоохранения Удмуртской Республики. Весна, 2015 г.

Следует отметить, что совместная исследовательская и просветительская деятельность с Республиканским госпиталем для ветеранов войн в Удмуртской Республике способствует развитию нравственных качеств молодого поколения, таких как взаимопонимание, взаимоуважение и сотрудничество. Кроме этого, информационные материалы, собранные на базе госпиталя являются уникальными историческими источниками, позволяющими всесторонне прикоснуться к проблемам описания и изучения военной истории страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.