8. Солнцев, И. Культурный поход проходит слабо / И. Солнцев // Коллективист. - 1930. - 20 мая. - С. 2.
9. Устав единой трудовой школы: декрет от 18 декабря 1923 г. / Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа [Сборник документов. 1917-1973]. - Москва: Педагогика, 1974. - С. 147-149.
10. Филонова, А. Мобилизуем все силы на борьбу с неграмотностью / А. Филонова // Коллективист. - 1930. -4 апреля. - С. 3.
11. Шебармов, П. Культпоход сорван. Оживить работу по ликвидации неграмотности и малограмотности / П. Шебармов // Коллективист - 1930. - 17 мая. - С. 2.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук Игнатова Ольга Ивановна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)
Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);
воспитатель Бондаренко Елена Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Танюша» г. Феодосии Республики Крым» (г. Феодосия)
РОДИТЕЛЬ ВОСПИТАННИКА ДОУ КАК УЧАСТНИК ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия между ДОУ и семьями воспитанников. Как известно, семья - это первое и самое важное учреждение для социализации детей. Семейное воспитание играет важную роль в формировании личности детей. Дошкольные образовательные учреждения являются открытым социально-педагогическим комплексом, и родители в значительной степени вовлечены в его работу. В рамках реализации федеральных стандартов национального образования для дошкольного образования были поставлены цели, которые включают открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Автором делается вывод, что, таким образом, родители должны активно участвовать в образовательном процессе ДОУ.
Ключевые слова: семья, образование, сотрудничество, взаимодействие, воспитание, родители.
Annotation. The article discusses the features of interaction between the preschool and the families of pupils. As you know, the family is the first and most important institution for the socialization of children. Family education plays an important role in shaping the personality of children. Preschool educational institutions are an open socio-pedagogical complex, and parents are largely involved in its work. As part of the implementation of the federal standards of national education for preschool education, goals were set that include openness, close cooperation and interaction with parents. The author concludes that, thus, parents should actively participate in the educational process of preschool education.
Key words: family, education, cooperation, interaction, upbringing, parents.
Введение. Социальные изменения, реформа системы образования и сложные социально-экономические условия современного мира требуют исследований и разработки новых методов для выполнения задач дошкольного образования. Согласно концепции модернизации российского образования [7] семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Только в процессе непрерывного взаимодействия системы дошкольного образования с различными представителями, в том числе с семьями воспитанников, в качестве социальных партнеров может быть достигнута стратегическая цель модернизации образования. «Закон об образовании Российской Федерации» определяет «Общие принципы и правила управления отношениями между системой образования» [9].
Одной из задач национальных федеральных стандартов дошкольного образования является «оказание психологической и педагогической поддержки семьям и повышение способности родителей (законных представителей) развивать и воспитывать, заботится о здоровье детей».
В связи с усилением педагогических и воспитательных функций дошкольных образовательных учреждений и изменениями в социальной жизни необходимо совершенствовать формы и методы взаимодействия с семьями воспитанников. Перед детским садом стоит важная задача: использовать педагогический потенциал семьи в рамках педагогического взаимодействия.
Изложение основного материала статьи. Современная семья является одним из важнейших институтов формирования личности дошкольников. В то же время на развитие личности детей также влияет и дошкольное учреждение. В связи с этим необходимо установить тесные связи между детским садом и семьей.
Актуальность исследования заключается в том, что взаимодействие между семьями дошкольников и ДОУ имеет большой образовательный потенциал, который способствует установлению позитивных отношений между воспитателями и семьями воспитанников, способствует передаче знаний, привлекает внимание семей к детям и их проблемам и выявляет последствия негативных отношений [4].
Семья оказывает значительное влияние на социальную жизнь, экономику и социальное развитие, поэтому вопрос образования семьи всегда был в центре внимания национальной политики. Это влияние определяется образом жизни семьи и качеством воспитания детей. А.С. Макаренко считал, что «воспитание детей - это гражданская ответственность родителей [5].
Законодательные документы, определяющие национальную образовательную политику, подчеркивают роль родителей в качестве воспитателей детей. В то же время для формирования полноценной личности важным условием социального гражданства является сочетание государственного и семейного воспитания детей.
Приоритетность целей личностного развития требует не только новых способов организации учебного процесса, но и новой системы взаимодействия между ДОУ и семьями детей. Только в условиях тесного сотрудничества образовательных учреждений как социальных учреждений и семей унификация целей и методов воспитания детей может помочь им успешно реализовать себя в будущем.
Стратегическими документами системы дошкольного образования являются:
1. «Концепция дошкольного образования» (1989), в которой основное внимание уделяется следующим положениям: «Семьи и детские сады имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием непрерывности является установление доверительных и деловых контактов между семьями и детскими садами и корректировка
образовательного статуса родителей и воспитателей в течение этого времени, что особенно необходимо при подготовке детей к школе».
2. «Закон Российской Федерации об образовании» (2012 г.) прямо гласит, что «родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют приоритет над всеми остальными, когда речь идет о праве воспитания детей. Они обязаны заложить основы физического, морального и интеллектуального развития личности ребенка (статья 44, часть 1) [6]. То есть основными принципами современного дошкольного образования являются сотрудничество между организацией и семьей, развитие личности и гуманистический характер взаимодействия между взрослыми (родителями, законными представителями) и детьми. Семейное пространство, в котором находится ребенок, расширяется, что связано с развивающей средой детского сада, создавая «единое образовательное пространство». Теперь для детей компетентны две сферы влияния: воспитатель-профессионал и воспитатель-родитель. Конечно, их педагогическое влияние должно быть последовательным.
В детском саду у ребенка формируются привычки, закладывается фундамент характера, устанавливается ценностное отношение к окружающей действительности.
Разработанные на федеральном уровне национальные стандарты дошкольного образования (ФГОС) отвечают новым социальным требованиям и придают большое значение сотрудничеству с родителями. Главная цель - объединить семью и ДОУ в едином пространстве. Для достижения этой цели необходимо осуществить следующие рекомендации по координации деятельности детских садов и родителей:
- развивать партнерские отношения, уважая интересы семьи и детей, принимая во внимание личностно-ориентированный подход;
- объединить усилия семьи и детских садов, чтобы внести свой вклад в развитие и воспитание детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и активного общения, в которой родители, дети и воспитатели поддерживают друг друга;
- активизировать способность родителей воспитывать своих детей и поддерживать их уверенность в своих собственных педагогических способностях.
Воспитание детей неразрывно связано с обучением и образованием родителей. Это включает систематическое и активное распространение педагогических знаний среди родителей, практическую поддержку семьи в воспитании детей, повышение педагогической культуры родителей и т.д.
В последние годы формы сотрудничества между дошкольными учреждениями и родителями разнообразились: конкурсы, семейные ярмарки, родительские клубы, семинары, круглые столы, лекции, тренинги и т.д. Методы взаимодействия с родителями (проекты, видео-курсы и т.д.) все чаще используются с акцентом на получение знаний родителей не в «готовой к использованию» форме, а в результате независимых исследований и взаимопонимания. У родителей есть реальная возможность не только обогатить свои знания о развитии своих детей, но и понять причины их проблем с воспитанием и развить навыки эффективного взаимодействия со своими детьми.
Организация взаимодействия детских садов и семей в форме является интересной современной моделью работы, направленной на то, чтобы побудить родителей активно участвовать в образовательном процессе и укрепить связь между детскими садами и родителями детей. Неформальное общение между детьми и взрослыми создает дружескую атмосферу, которая помогает раскрыть творческие способности всех участников образовательного процесса [10]. Однако, как показывает практика, родители так и остаются пассивными, рассматривая просьбы и задания воспитателей ДОУ как вмешательство в их личное время.
Различные инновационные формы сотрудничества между детскими садами и семьями принципиально не изменили эту ситуацию. В связи с этим необходимо стараться вовлекать родителей как субъектов в образовательный процесс и формы работы, чтобы обеспечить полноценное сотрудничество между двумя сторонами. Считаем, что при поддержке практики основа для всех последующих контактов будет заложена директором детского сада на первой встрече с родителями.
Общий план первой беседы руководителя с родителями (желательно в присутствии обоих родителей) заключается в следующем:
1. Информация о детском саде (визитная карточка). Информация о воспитателе группы.
2. Информация о правовом статусе, обязанностях всех участников педагогического процесса, включая родителей.
3. Краткая информация о том, как план реализуется в группах детского сада (расписание, ежедневная работа, мониторинг развития планов детей и т.д.) и обязанность воспитателей информировать родителей в данном направлении.
4. Обсуждение обязанностей родителей перед детским садом и детьми.
5. Обсуждение моментов, связанных с адаптацией ребенка в детском саду [4].
Далее кратко рассмотрим наиболее важные аспекты взаимодействия педагогов с родителями. Для формирования субъективных позиций важно:
1. Поощрять интерес родителей к самостоятельным исследованиям (в соответствии с рекомендуемым методом), потребность в самообразовании и развитии педагогических навыков, необходимых для успешной реализации плана личностного развития их детей. Поэтому у родителей мотивация к учебной деятельности формируется вместе с ребенком. Мотивация - важнейший элемент инициативы и активности. Педагоги помогают родителям составить личный план саморазвития.
2. Обучить родителей тому, как использовать различные формы работы для работы со своими детьми в соответствии с общими и личными целями (целями саморазвития).
Этот алгоритм повторяется в каждой возрастной группе, когда педагоги должны вовлекать родителей в решения сложных проблем развития детей.
Выводы. Взаимодействие воспитателей и родителей позволяет объединиться в решении задач формирования личности ребенка, вместе решать возникающие проблемы и преодолевать трудности, а также осваивать эффективные методы воспитания и обучения. Выстраивая систему взаимоотношений между участниками образовательного процесса и создавая благоприятную атмосферу, которая лично влияет на развитие детей, каждый воспитанник может эффективно освоить план, что подтверждается практическими исследованиями данного направления. Метод сотрудничества полностью соответствует тенденциям развития системы образования и соответствует идее усиления роли и ответственности родителей в воспитании детей. Он является частью общей системы дошкольных воспитателей и планирования образовательного процесса [6]. В заключение отметим, что воспитатели дошкольных образовательных учреждений должны в полной мере овладеть приемами сотрудничества с семьями обучающихся, чтобы сформировать свою субъективную позицию в воспитании детей.
Литература:
1. Атемаскина, Ю.В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология / Ю.В. Атемаскина // Детский сад от А до Я. - 2018. - №3. - С. 6-12
2. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. / Авт-сост. Глебова С.В. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,
2017. - 111 с.
3. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера,
2018. - 96 с.
4. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями ] / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. - М.: Мозаика-Синтез, 2017. - 144 с.
5. Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Педагогика, 1988. - 304 с.
6. Микляева, Н.В. Семейный и родительский клуб в детском саду ] / Н.В. Микляева, Т.Е. Иванова, Н.Ф. Лагутина. -М.: Сфера, 2012. - 128 с.
7. Михайлова-Свирская, Л.В. работа с родителями [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с.
8. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении / С.А. Мухина, А. А. Соловьева. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2014. - 384 с.
9. Попова, В.Р. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования / В.Р. Попова // Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - С. 372-394.
10. Попова, Л.Н. Детско-родительский клуб «Веселая семейка» [Текст] / Л.Н. Попова, М.Н. Гонтаревская, М.О. Кисилева. - М.: Сфера, 2017. - 128 с.
11. Приказ № 655 Минобрнауки России от 23.11.2009 «Об утверждении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост. Л.С. Киселева. - М.: АРКТИ, 2016. - 96 с.
13. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - СПб.: «Издательство «Детство-пресс», 2019. - 96 с.
14. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2014. - 80 с.
Педагогика
УДК 372.874
студент 2 курса магистратуры художественно-графического факультета Кайгородцев Иван Максимович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются особенности обучения рисованию графического портера учащихся старшего школьного возраста в системе дополнительного образования. Акцентируется внимание на важность и необходимость не просто изображения портрета человека, а передачи образа портретируемого, его эмоционального состояния, особенностей внутреннего мира. Для формирования «обогащенного представления» об изображаемом были проанализированы некоторые приемы обучения. Были выделены как наиболее значимые следующие приемы: обсуждение особенностей графических средств выразительности, их значения и применения в рисунке; обсуждение особенностей изображения человека, передачи его внешних портретных данных и передачи его внутреннего мира, эмоциональных состояний, переживаний. В заключении говорится о важности комплексного подхода в процессе обучения. Отмечается, что он направлен на установление четких взаимосвязей между обучением, воспитанием и развитием. Комплексный подход играет важнейшую роль в формировании всестороннее развитой личности обучающихся. В процессе обучения рисованию портрета под ним понимается ситуация, когда одно и то же выразительное средство рассматривается как способ передачи зримых проявлений внешнего мира -человеческого лица и окружающего фона, а также как средство для отражения внутреннего мира изображаемого человека. Тема является актуальной и значимой для развития изобразительных навыков и художественных способностей обучающихся. Комплексный подход в процессе обучения и формирование «обогащенного представления» об изображаемом человеке способствует не только развитию изобразительных навыков, закреплению знаний об особенностях графического портрета, но и помогает развивать чувство уважения к другому человеку, воспитывать наблюдательность, умение анализировать. Вопросы, поднимаемые в статье, изучались многими известными исследователями в области изобразительного искусства. За основу были взяты исследования М.И. Андронниковой, Н.Н. Волкова. Были проанализированы различные аспекты обучению изображения графического портрета и рассмотрены статьи современных художников-педагогов В.А. Ваняева, Д.В. Волкова, А.В. Голосай, Л.Г. Медведевой, Ф.Х. Давидовой, Х.Я. Хаидова. Статья адресована студентам художественно-графических факультетов педагогических университетов. Также может быть полезна для учителей-предметников и читателей, интересующихся вопросами изобразительного искусства.
Ключевые слова: художественные способности; учащиеся старшего школьного возраста; образ человека; комплексный подход.
Annotation. The article discusses the features of teaching drawing graphic porter to high school students in the system of additional education. Attention is focused on the importance and necessity of not just depicting a portrait of a person, but transmitting the image of the person being portrayed, his emotional state, and features of the inner world. To form an "enriched view" of the depicted, the following teaching methods were analyzed: discussion of the features of graphic means of expression, their meaning and application in drawing; discussion of the features of the image of a person, the transmission of his external portrait data and the transmission of his inner world, emotional states, experiences. In conclusion, it is said about the importance of an integrated approach in the learning process. It is noted that it is aimed at establishing clear relationships between education, upbringing and development. An integrated approach plays a crucial role in the formation of a comprehensively developed personality of students. In the process of learning to draw a portrait, it is understood as a situation when the same expressive means is considered as a way of transmitting visible manifestations of the external world - the human face and the surrounding background, as well as as a means to reflect the inner world of the person depicted. The topic is relevant and significant for the development of visual skills and artistic abilities of students. An integrated approach in the learning process and the formation of an "enriched idea" about the person depicted contributes not only to the development of visual skills, consolidation of knowledge about the features of a graphic portrait, but also