Полилингвиальность и транскультурные практики
Polylinguality and Transcultural Practices
2018 Том 15 № 3 472-481
http://journals.rudn.ru/education-languages
DOI 10.22363/2618-897X-2018-15-3-472-481
РОДИНА БОГОВ (NOVELLO)
О.О. Сулейменов
ОТ РЕДАКЦИИ
В первом номере нашего журнала были опубликованы материалы выездной конференции РУДН, состоявшейся в Карловых Варах (Чехия). Она была посвящена теме «Новая этимология», предложенной О.О. Сулейменовым. В качестве примера приведена этимология чешского слова rano — «утро», образовавшегося на территории Древнего Средиземноморья в III-Iтысячелетии до н.э. (как считает автор) с помощью египетского иероглифа 0 Ra. А русское — утро и южнославянское ютра — «утро» произошли в другом регионе Древнего Мира — в Шумере от другого, уже шумерского иероглифа ^ ud — «солнце» (IV—IIIтысячелетия до н.э.).
Утро истории начиналось в Шумере. С этим пока никто не поспорит. Страна возникла в IV тысячелетии до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата, протянулась до Персидского залива Индийского океана. Сейчас там Ирак, где совсем недавно на исходе II тысячелетия н.э. реально начался закат цивилизации биологического вида Homo Sapiens. И поэтому надо успеть обобщить то немногое, что нам известно о Шумере и о связанных с ним культурах. Может, это хотя бы притормозит процесс?
В III тысячелетии с юга Аравийского полуострова в край Великих рек нагрянули древние семиты, завоевали страну и остались там навсегда. Шумерская культура с той поры продолжилась Аккадо-Вавилоно-Ассирийской... Население страны, некогда многоэтническое, разбилось, рассыпалось, растеклось... Солнцепоклонники ушли на Восток, искать край земли, из-за которого каждое утро возрождается угасшее солнце. Те, кто молились Венере, направились спасаться на Запад. И за века миграций разнесли по планете священные знаки-первоиеро-глифы, созданные в шумерском общежитии, и слова, сотворенные с их помощью.
В начале 60-х я познакомился с шумерской темой и несколькими шумерскими иероглифами (не все до нас дошли). Увлекся и — до сих пор. В то время я изучал древнетюркское письмо VIII в. н.э., и мне показалось, что эти разделенные временем и пространством письменности родственны. Графические формулы их
явно перекликались — вертикальные, диагональные прямые и единичные округлые линии:
^ ud — «солнце»;
V gud — «бык»;
к
X X X
A tud, tu — «родить»;
ф udu — «бог солнца».
Я подобрал группу шумерских иероглифов, названия коих содержали повторяющийся элемент -ud, показавшийся мне корневым.
Чем бы ни занимался, всегда возвращался к этой группе, и это помогло мне сформулировать грамматику сложных первоиероглифов, во многом повторившуюся в грамматике языков Древнего мира. В итоге теперь допускаю, что основные знаки древнетюркского письма возникли в то же время и, похоже, в том же регионе, что шумерские, а некоторые шумерские иероглифы имеют тюркское происхождение.
Да и сам термин Шумер сотворен тюрками!
(Шумеры называли себя saggig — «черноголовые».)
Древние семиты покорили страну, имени которой не знали. Часть завоеванного населения называли ее Sub-er (Sum-er). Эти слова усвоили пришельцы и сделали их именем завоеванной страны.
У разгромленного народа семиты вместе с письмом заимствовали иероглиф "у^", означавший «чужая страна». Шумеры и вслед за ними семиты дали имена частям этого сложного знака — «гора» (одна вершина), «земля» (удвоенная).
Тюрки, бывшие в составе населения, нарекли части знака чужбины по-своему:
sub (sum) — «вода»;
Л jer — «земля».
(Чередование b/m — лингвисты называют тюркским.)
При чтении сложного вертикального знака сверху вниз возникало: subjer (sum-jer) — «Вода-Земля» — «чужбина».
Создавали и противоположный знак
Л jer — «земля»; sub — «вода».
И складывалось новое слово: jersyb.
В текстах Орхона и Енисея (VIII в. н.э.) и через несколько прошедших тысячелетий сохранялось это слово: jersub — «родина». Какими маршрутами доходило это слово через время и расстояние до МонголииУШ в. н.э.?
Геродот (V тысячелетие до н.э.): Персидский царь Дарий с большим войском пришел в Скифию и послал своих представителей к вождям скифов с требованием положить к его ногам Землю и Воду, то есть свою Родину. Теперь мы именно так будем понимать это иносказание.
В буквенном письме Орхоно-Енисея есть несколько явных иероглифов, которые до сих пор историками письма не рассматриваются как таковые.
Прежде всего а ь', употребляясь отдельно, читается, как слово яь' — «юрта, дом». В разных текстах от Монголии до Алтая, начертанных на каменных стелах, встречаются разновидности этой буквы-иероглифа: /К& ь' ( яь') — «дом», «юрта».
Одну из таких фигур дома разделили ал и из нее создали иероглиф, противо-
ууу
положный знаку чужбины уч . Скорее, Sub-jer появился как противоположность знаку Родины jersub: /К. — ал — "уч".
Где родина рун?
Авторство графической идеи «Дом — это Родина» принадлежала, по-видимому, тюркам и разошлась по Древнему миру.
Где она выразилась столь же отчетливо? В древнескандинавском «алфавите».
Графическая формула этого письма почти совпадает с формулой тюркского — вертикали и диагонали. Не случайно скандинавские ученые в XIX веке первыми заинтересовались таинственными письменами, обнаруженными на берегах Ор-хона и Енисея. Плотно изучали, пока датский ученый В. Томсен не нашел ключ к дешифровке надписей. Они содержали тюркские тексты. (Тюркологи до сих пор еще не сложили оду в честь Вильгельма Томсена.)
Историкам письма надо было продолжать сопоставление букв этих письменностей. Но они поспешили утвердиться во мнении, что тюркский «алфавит» произошел из согдийского: одна из персидских производных арамейского. Почему? Торговые караваны согдийцев доходили до Монголии в V в. н.э. Но этого мало. Надо бы сопоставить курсивное (курчавое) письмо согдийцев с остроугольными буквами тюрков. И станет ясно, что говорить о родственности этих систем — все равно что настаивать на происхождении римских цифр (I II III IV V..) от арабских (1 2 3 4 5...). А сравнивая тюркское письмо со скандинавским, мы бы пришли кисторически верным результатам.
Двадцать лет назад я написал и выпустил в Риме книгу «Язык письма», где несколько страниц посвятил древнескандинавскому «алфавиту». Почему в кавычках? Это был не алфавит, а надпись из 24 знаков, несущая поразительный смысл.
Четыре знака — это иероглифы, точнее, «цифры»: — 5, <> — 10, — 15, й — 20.
«Цифры» завершали каждую из четырех пятизначных групп и выражали оценку смысла, содержащегося в слове.
Я сохранил «цифры», а буквы перевел на «латинский»:
Маг > кшЬп <> оЪМ Иш V пё
И попытался перевести выявленный текст, применив теперь арабские цифры.
Король — 5, Королева — 10, Старейшина — 15, Родина — 20.
Это была конституция с основной статьей — Родина превыше всего!
Вот на какую глубину уходят корни философского закона, ставшего известным всему миру в ХХ столетии.
И мне стало понятно происхождение имени нескольких этрусских царей — Тарквиниев. Первое из них было, видимо, почерпнуто из растиражированной
древними германцами таблицы с этим удивительным текстом. Диалектов германского было много, и на одном из них сформировался вероятный вариант текста конституции:«фон Тарквиний — старейшина Родины».
На Аппенинский полуостров многие этносы в I тысячелетии до н.э. претендовали как на свою «домашнюю землю».
II
О событии современной истории можно написать тома, о доистории — лучше попробовать две-три страницы. Поэтому, пытаясь поскорее дойти до главного, я кратким курсом пунктирно пробегаю маршруты, проложенные тюрками в доистории и ранней истории.
Заявленные темы требуют дальнейшей разработки специалистами, чтобы опровергнуть или подтвердить сказанное мной.
Временные расстояния и географические имеют определенное значение, но не всегда решающее. Что пока известно?
Шумер — IV тыс. до н.э., Древняя Передняя Азия. Тюрки — I тыс. н.э., Монголия, Алтай.
И, несмотря на видимую несовместимость понятий Шумер и Тюрки, я, как и полвека назад, заявляю, что некоторые шумерские иероглифы были явно тюркского происхождения.
Откуда первое солнце?
В этом эссе рассмотрим только один сложный иероглиф с такой, на мой взгляд, родословной: ^ ud — «солнце» (шум.). Восстанавливаю предформу: ^ ud.
Анализирую: > ^ X
В шумерском есть простой иероглиф > u — «десятка», «десять». Но отдельного знака «косой крест» не нашел.
А в древнетюркском есть >■ — u (уже буква, а не иероглиф); X ^
1. Соединяю эти две буквы в сложный знак Соединяю их наименования
В таком порядке сложный знак может прочитаться, но не в шумерском письме, где строка шла слева направо.
А тюрки писали только справа налево.
2. Главное: u-di>ud. Сингармонизм тюркского языка не позволяет быть в одном слове звукам разного качества — твердым и мягким. В данном созвучии в начале — твердый звук, он ассимилирует все следующие.
В шумерском (и во всех других языках планеты, кроме тюркского) сингармонизма нет. Поэтому эти два положения (направление письма справа налево; сингармонизм) позволяют считать, что сложный иероглиф ^ ud — «солнце» — создан тюркскими знакотворцами.
Шумеры могли прочесть сложный знак по-своему слева направо. Но зачем им это? Они поклонялись не Солнцу, а Венере. И это обстоятельство может служить доказательством, что знаки солнца не шумерами создавались. А были привнесе-
ны другими народами, солнцепоклонниками. В данном примере — тюрками. И отношение «черноголовых» к этой графеме было, скорее всего, техническим, но не религиозным.
Откуда второе?
К знаку ф udu — 1) «бог солнца»; 2) «баран» — тюрки не могли иметь прямого отношения. Во-первых, графическая формула тюркского письма не допускает горизонталей. Во-вторых, как двусложный знак породил трезвучное слово?
Эти знаки солнца попали в Шумер из разных, но, вероятно, близких культур:
и О выражали, по-видимому, общее значение — u — «луна, месяц».
Косой крест и прямой — символы отрицания.
(Происхождение знаков солнца — отдельная тема.)
Похоже, удалось установить, что в грамматике языка, пришедшего в Шумер вместе с этим иероглифом, действовал фонетический закон, похожий на сингармонизм. Я назвал его — «шумерская гармония гласных». Гласный начального слога ассимилирует все последующие.
Этот этнос привнес в шумерский язык слова, в которых восстанавливается второй гласный. Например, amar — 'теленок' (шум.) из *amur, Dingir — «Венера» из *Di er и т.д.
Полагаю, что ф — udu первоначально прочлось *u-di.
Письменности у этих двух народов-солнцепоклонников, пришедших некогда в Двуречье, были родственны: >■, О — u («луна, месяц»), X, + di (отрицание).
Северный месяц и южный
Известно, что римляне и греки заимствовали алфавит у финикийцев; что букв для гласных в финикийском не было; что древнеевропейцы ввели буквы для некоторых гласных, вероятно, взяв их в неизвестной иероглифической письменности.
В разновидностях латинского появились — V — «u» (V в. до н.э.) и О — «о» (V в. до н.э.).
...Наши выводы. Римляне и греки применили иероглифы «полная луна» и «южный месяц» с общим названием *й. Грамматисты упростили сложный губной звук-слово до двух простых — u, о, приписав каждый к одной из форм «ночного светила». Итак, V — u — «*южный месяц», О — о — «*полная луна».
.Таким образом, открывается генезис латинских букв V О для гласных — «u» и «о», их связь с шум. иероглифом — u и другой тюрк. буквой — u (о).
Откуда deüs-бог (лат.)?
Версия. Кроме шумеров, писали слева направо слоговым письмом и протола-тины, входившие в состав пестрого населения Двуречья. Они, вероятно, были солнцепоклонниками, поэтому, в отличие от саггигов, восприняли тюркский священный знак солнца как божественный и прочли его название слева направо: ^ — *di-u.
Так, думаю, появилось слово diw > div > dev, получившее значение «бог-солнце» > «бог», в ранних наречиях Древней Передней Азии, Ирана, Индии...
После захвата Шумера древними семитами протолатины, я думаю, дошли до Малой Азии, где проявили себя. У них развилась мощная религия, которая сделала их лидерами в новом регионе. В век многобожия они подняли знамя культа Бога-Мужа. Именно в Малой Азии слово *deu — «бог» обретет показатель мужского рода: *deu-us > deüs (лат.).
В греческом главный Бог-Муж еще будет носить протолатинское имя: Зевс (*Deüs > Deus > Devs). В лувийском: Tivas — «бог-солнце»; в хеттском: Shivas — «бог».
Все это — Птысячелетие до н.э.
К выводам:
j> u-di > ud — «солнце» (тюрк. > шумер.). Справа налево прочитаны простые знаки в сложном.
^ di-u > diu (deu) — «бог» (протолат.). Слева направо прочитаны простые знаки в сложном.
Из одного письменного материала сделаны термины близкого содержания в тюркском и протолатинском языках.
Огненное солнце
Тюрки со временем придают знаку Солнца и другую семантику: ud(ut) — 1) «солнце»; 2) «огонь». У них появляется, вероятно, другой иероглиф, взявший на себя главное значение. (У тюркских народов накопилось несколько слов, обозначающих «солнце». Значит, были разные сложные знаки.)
Итак: ut (ud) — «огонь» (тюрк.-шумер.).
Этот иероглиф с такой семантикой жрецы письма следующих поколений толкуют, видят в нем изображение печи-очага и в нем дрова.
В языках Древнего мира складывалась общая грамматика, и жрецы знали правила, которые помогали им осваивать заимствованные сложные иероглифы. Общее название приходило вместе со знаком, но как назывались детали — не знали. И они применяли правило: если хочешь узнать имя детали сложного знака, отрицай общее название. История сохранила слова, которые получили шумеры и тюрки при толковании знака ud(ut) — «огонь». Отрицали тогда внешними флексиями. В данном случае была флексия — n.
(Ее применение в тюркской грамматике до сих пор заметно: Москва-да — «в Москве», Москва-дан — «из Москвы» (турец., узб., татарск., каз. и др.))
Итак, ^ ud — 1) «солнце»; 2) «*огонь» (шум.); udun — «очаг» (шум.). Они так назвали основной элемент знака, вместилище огня. ut — «огонь» (тюрк.); utyn — «дрова» (тюрк.). Они назвали другую деталь.
Эти этимологии добавляют аргументы к версии о тюркском авторстве знака ud(ut) — с первым значением «солнце».
III
И теперь об еще одном и вовсе не косвенном значении, впрямую касающемся детали «косой крест».
Иероглиф ud(ut) толковался и как знак восходящего Солнца. Важную роль играл «крест», имя коего выявлялось не отрицанием, а другим грамматическим способом. Кто-то принес из Средиземноморья иероглиф © Ra, который никем не был воспринят как священный, и его использовали как грамматический знак, а название — в качестве союза со значением «в». (В казахском, турецком: son — «конец», sonra — «в конце».)
В шумерском имелись примеры употребления такого союза. И славянские знакотворцы в том эпизоде тоже поучаствовали: ^ ud(ut). Деталь X выделялась добавлением союза ra к общему названию — udra (utra). Полученные звукосочетания требуют подробного рассмотрения. Но для начала и этого краткого курса достаточно. (Однако с пояснением, что египетский иероглиф был известен в Древнем мире с названиями — Ru, Ro, Ra. И от каждого в разных языках произошли двусложные слова.)
IV
Итак, знак восхода был получен. И в противоположность ему создается иероглиф захода. В нем исключается роль «крестика», т.е. «восхода» —jud(jut).
Эта графема получит особые толкования. Грамматисты обозначат числовое значение ее: > — 10, X — 2, | — 1, ^ — 12, — 13. И случайно ли 13-й на тайной вечере известен был по имени Иуда?
Но все это потом, через пару-тройку тысячелетий.
Пока только об ошибке жреца, который знаку заката почему-то придал значение утра: ut, крестик («восходящее солнышко»), и с его выделением в иероглифе (как?) добавлялся аффикс — utra (utro) — «восход».
> jut.
Появление знака захода уже должно было исключить всякое упоминание крестика — символа восхода. Но жрец не знал этого, и получилось *jutra (jutro) — «утро», как у предшественника.
IV
А о том, каким был знак, предшествовавший слову utra — «время» (тюр.), подробно в другой раз. Здесь могу только указать (без доказательств) исходную позицию его: V ut. Точка — utra, т.е. «в^». Так, вероятно, рождались песочные часы.
Согды или китайцы?
Историки письма, согласившись с исторически приемлемой версией о происхождении древнетюркских рун от согдийского алфавита, упорно не хотят замечать, что некоторые из них выполняли двойную функцию — иероглифа и буквы.
Такого не было ни в одной буквенной системе, начиная с финикийской, и почему-то проявилось только в тюркской. Может, под влиянием китайской ие-роглифики?
Она могла повлиять, но только не «новая», исполненная «квадратным почерком» (возникшим в I тыс. до н.э.). Потому что я нашел соответствие тюркскому Р jaj — «солнце» не в новом, а в предшествовавшем ему древнекитайском.
Это был иероглиф D — «луна, месяц». Эпоха Инь, II тысячелетие до н.э. Название не сохранилось, как считают синологи. В новом полный комплекс Знак — Название — Значение выглядит так: Й — juj — «луна, месяц». При изменении почерка в квадратном — округлые линии перешли в прямые, точка — в черту: О — «солнце». «Название не сохранилось» (др.-кит.). И в новом: 5 — И — «солнце».
Характер графических изменений тот же.
Благодаря сравнению с древнетюркским можно попытаться восстановить название древнекитайского иероглифа: иероглиф-буква Р jaj не могла произойти от Й — juj, но вполне могла — от D — *|и|.
Отличие тюркской формы — утрата точки. А вместе с ней и значения?
Зная общий механизм создания знаков солнца («отрицание луны»), проанализируем тюркскую графему: | — j, 3 — aj.
Слово aj — «луна, месяц» известно во всех тюркских языках, кроме чувашского и|ак — «луна, месяц», где -ак — суффикс уменьшительности. Чуваши, похоже, сохранили в корне своего слова древнейший гласный названия светила. Стрела * убивала (отрицала) луну. И родилось новое слово — jaj (*|ц|) — «солнце». Создавался этот сложный знак тюрками не в Китае и не в Монголии, а в Древнем мире (Средиземноморье, Шумер, Малая Азия), откуда и пришли во II тысячелетии китайцы и тюрки на новые территории.
По дороге или еще в Древнем мире тюрки потеряли точку? При письме на скальной поверхности точка сливалась с естественными неровностями камня — одна из причин. Тогда, вероятно, существовал и простой знак О и — «луна», и сложный 2) Ц — «солнце». Точка могла пропасть уже в этом случае.
В китайский попало отрицание письменного солнца |-и| (что могло случиться при унификации разновидностей архидревнего письма, когда был избран основной вариант © — «солнце», зачем было сохранять 3) — «солнце»?).
А в тюркском с пропажей точки появилась новая «луна» О — Ц|, и, отрицая ее, сотворили и новое солнце Р — Л
Поэтому я считаю, тюрки не заимствовали этот сложный знак вместе с точкой, чтобы потом ее утратить (иначе значение не изменилось бы).
Пойдя таким путем, мы можем восстановить еще несколько «забытых» названий эпохи Инь.
* Праформы
Для темы Цго — |и1го. Наши этимологии китайско-тюркских иероглифов имеют дополнительное значение. Славянские этимологи считают русское Цго механическим превращением исходного |и1го с сохранением первичного смысла. Приводятся примеры произношения юноша > уноша и подобные.
Б8Т
479
Но меня более убеждают примеры гипотетического развития первичной Точки в «сияющее солнышко».
uj > udzi > udi > ud (ut).
Этот ряд доказывает первичность формы и значения русского слова утро. И указывает на ошибку грамматиста, принявшего графику заката («закрытия восходящего солнышка») за знак утра: jut (jud) + Ra.
Примечание
О механическом чередовании письменных j/d(t) свидетельствуют множество примеров в языках, еще не замеченные лингвистами. В русском я открыл родство слов рой (roj) и род (rod), стая (staja) и стадо (*stada). Напрашиваются интернациональные — ja! — да (нем.), ejn — «один» (нем.) и edin (слав.). Англ. you — «ты» (*ju) и нем. du — «ты», англ. jam — «я есть» (*ajam) и перс. adam — «я есть». Древнеперсидское слово могло стать в Древнем мире именем библейского первого человека — Адам. Провозгласившего Миру своим появлением — «Я есть!» Этимология поэта? Найдите более академическую.
Хочу завершить тему чередования j/di/d еще одним примером. Diavus-pitar — «Бог-отец» (древн.-инд.). Похоже на итальянское произношение древнелатин-ского *Devus-piter. Миссионерами, проповедовавшими эту религию, принесенную из Малой Азии в Индию в начале I тыс. до н.э., могли быть итальянцы, судя по следам, оставленным в древнеиндийском (его называют санскритом и пытаются понять, из какого наречия Индии термин сей возник и что означал).
[Я расшифровал его в Риме на площади Sanct-Petrus, которую итальянцы называют San-Petro. Так же просто они произносят латинское Sanct-scriptum («Священное писание»), превращая его во вполне произносимое sanscritto. Древним индусам этот термин в произношении миссионеров, вероятно, понравился, и язык древнелатин-ского Священного писания стал санскритом — языком их храмов наук и литературы.]
До обретения родового окончания имя бога Отца звучало Deu-piter, Diu-piter и восходило к начальному Ju-piter.
А теперь задание студентам.
Что означало выражение, дожившее до последних лет латинского Рима — «Что положено Юпитеру, не положено быку!»?
Некоторые итоги
Шумер (одна из чужбин на путях архи древних тюрок) — родина богов! Подтверждается ли заголовок?
1. Да, в ту эпоху названия сложного знака солнца могли обретать и такую семантику — «бог». Чем сполна воспользовались пралатины. Но тюрки из ud — «солнце», «огонь» бога себе не сотворили. Или мы уже не помним, что сохраняющиеся на Алтае ud — «корова» (хакас.), ut — «корова» (алт.-киж.), uj — «корова» (кирг.) на заре истории содержали и такое значение, когда корова (баран) были представителями Солнца на Земле. Выходит, и пралатины поклонялись Корове.
И Ju-piter, получается, было скорее дамское имя. Поэтому во времена патриархата потребовалось к Ju — «Корова» добавлять piter ( peter, pater) — «отец», «отче». А затем и показатель м.р. -us.
2. Возможно, в те времена и появилось это чудо: V(*V) — gud — «бык» (шум.). Хотя это, конечно, был знак коровы *ud.
И, возможно, германское got — «бог» восходит к диалектному имени этого знака. Да и слово gut, goot — «хорошо» (герм.) с ним соотносится, как русское хорошо — с хорош, хорс — «бог солнца» (др.-рус.).
3. ф udu — «бог-солнце» (*u-di). Генеалогия знака: © — © — ф. В самом начале именно Точку (красную) назвали по правилу грамматики отрицания — *udi-n. Не тогда ли родилось имя скандинавского Верховного бога — Odin? И славянское числительное — odin.
В славянских, близких к древним немцам, слово подпало под воздействие фонетического закона регрессивной ассимиляции. Если в конце заимствованного термина есть мягкий звук, он смягчит и все предшествующие. Мы начинали новеллу с чешского rano и заканчиваем чешским: *odin > edin.