Научная статья на тему 'Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования'

Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1017
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горобец Людмила Николаевна

В статье рассматривается новое лингвометодическое понятие «риторическая компетенция». Основной задачей автора является рассмотрение этого понятия с точки зрения системно-деятельностного и лингвометодического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Горобец Людмила Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the new notion "rhetorical competence". The author views this concept in the context of the system-operational and linguomethodic approaches.

Текст научной работы на тему «Риторическая компетенция учителя: проблемы исследования и практика формирования»

Л. Н. Горобец

РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ: ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ

В статье рассматривается новое лингвометодическое понятие «риторическая компетенция». Основной задачей автора является рассмотрение этого понятия с точки зрения системно-деятельностного и лингвометодического подходов.

L. Gorobets

RHETORICAL COMPETENCE OF A TEACHER: PROBLEMS OF RESEARCH AND FORMING PRACTICE

The article is devoted to the new notion "rhetorical competence ". The author views this concept in the context of the system-operational and linguomethodic approaches.

В проекте государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения в квалификациях бакалавр, специалист, магистр прикладной информатики, математики выделены следующие категории компетенций: когнитивная, функциональная и личностно-этическая1. Первые две категории определяют профессионально-ориентированные, а последняя — социально-психологические компетенции, применительно к профессиональной области. Личностно-этические компетенции формируются в процессе освоения гуманитарных, социальных, психолого-педагогических дисциплин и включают: коммуникативность, умение работать в команде, способность проводить обучение и информационно-технологический консалтинг (консультирование, исследование, про-

гнозирование), применение знаний на практике в специализированных областях и др. Из сказанного делаем важный для нашего исследования вывод: коммуникативная компетенция является составной частью компетентностного подхода в определении содержания образования и влияет на формирование других видов компетенций.

Проблема формирования коммуникативной компетенции учащихся, студентов, хотя и исследуется достаточно широко (Е. А. Быстрова, Т. К. Донская, Е. М. Верещагин, Е. В. Клюев, В. Г. Костомаров, Н. М. Шанский и др.), но не имеет однозначных решений. За основу мы выбираем определение, данное Е. А. Быстровой: «Коммуникативная компетенция — это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуа-

циям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию»2. Высшим уровнем коммуникативной компетенции является риторическая компетенция. Риторическая компетенция — способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого/риторического жанра в соответствии с целью и ситуацией публичной речи (рис. 1).

Риторическая компетенция отражает жизнь языка, языковую и речевую культуру. Она шире риторических знаний, так как включает и историю риторики, и связь языка и культуры, и духовный мир личности, и жанрово-стилистические особенности текстов как продуктов речевой деятельности, и их функционирование.

«Многонаправленность» риторического воздействия обращена к глубинным структурам языкового и речевого сознания коммуникантов и опирается на культурные традиции, национальное самосознание и имеющиеся специальные знания.

Структуру понимаемой таким образом риторической компетенции мы представляем как иерархию трех основных компонентов.

Первый — это осознанный выбор коммуникативной цели, стратегий, реализующихся через коммуникативно-риторические тактики, определяемые коммуникативной ситуацией.

Целесообразно первый компонент риторической компетенции актуализировать с риторическими умениями, соотносимыми с изобретением и расположением мысли: умения адекватно выбрать тему; определить коммуникативное намерение адресанта/адресата; определить тип адресата, особенности публичного общения с ним; умение расположить факты/материал/аргументы в соответствии с выбранным типом речи, прогнозируя риторические впечатления и др.

Второй компонент позволяет создателю речи обеспечить адекватный синтез ее как целого текста. Его целесообразно ак-

Рис. 1. Структура коммуникативной компетенции

туализировать с умениями, соотносимыми с выражением мысли и произнесением речи: умения определить уместность употребления той или иной языковой единицы в данной речевой ситуации; умения варьировать риторическими приемами для эффективного общения с целью точно и правильно выразить мысль и воздействовать на интеллектуальные эмоции слушающих/участников устного диалога/ полилога.

Третий компонент риторической компетенции — владение арсеналом жанро-во-стилистических средств. Жанровая и стилистическая осознанность — необходимое условие эффективной риторической деятельности, так как именно в выборе жанра и стиля реализуется прагматическая установка создателя текста. Определенная стилистическая установка играет при создании текста структурообразующую роль3. Именно она определяет и отбор конкретных языковых средств, и характер, и тип развертывания темы, и ее

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

членение на микротемы, и отбор эффективных в данной ситуации стратегий построения речи, которые прямо вытекают из коммуникативной цели и риторического опыта оратора. Круг, таким образом, замыкается.

Формирование, развитие и совершенствование риторической компетенции происходит в речевой среде (как в естественной, так и в искусственной) в процессе овладения риторическими умениями, соотносимыми с изобретением мысли (формировать цель, задачи, тезис, субтезисы речи, выбирать жанр и соответствующий ему тип речи для эффективного речевого общения, определять тип адресата, особенности общения с ним и т. п.), с расположением мысли (продумывать логику изложения, выбирать скрепы на всех уровнях языка в соответствии с жанром и адресатом, осознанно выбирать наиболее приемлемый способ выражения согласия, выражения отказа, опровержения и т. п.), с выражением мысли (определять уместность употребления той или иной языковой единицы в данной речевой ситуации, варьировать риторическими приемами для эффективного педагогического общения с целью воздействия и т. п.), с произнесением речи (выделять голосом ключевые слова, воспроизвести/передать модальность текста, передать риторический пафос и др.).

На формирование риторических умений оказывает влияние риторический потенциал (риторические особенности, риторические свойства) языковой личности.

Риторический потенциал — это понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих ту или иную степень речевого воздействия человека на окружающих его людей. К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих риторический потенциал «человека говорящего», относятся: уровень потребности в общении, его ло-кализованность, наличие установки на отношение с другими людьми; особенно-

сти эмоциональной реакции на партнера, риторические умения, риторические способности.

Риторические способности: языковое/речевое чутье, способность прогнозировать и управлять стратегиями и тактиками речевого взаимодействия, артистизм, художественное воображение, яркость и образность речи, интонационная выразительность, этика, соразмерность речевого общения.

Все эти качества необходимы любому учителю, так как владение дидактическими функциями педагогической коммуникации является важнейшим показателем профессиональной компетенции. Творческий характер педагогической деятельности учителя заключается в постоянном обновлении профессиональных знаний и совершенствовании своих коммуникативно-речевых и риторических умений, навыков и способностей4.

Таким образом, риторическая компетенция, в нашем исследовании и риторическая компетенция учителя — это многокомпонентное лингвометодическое понятие. Опираясь на риторическую компетенцию, учитель ставит перед собой коммуникативную цель, в том числе и риторическую, и, следуя ей, выбирает коммуникативную стратегию, которая реализуется через коммуникативно-риторические тактики, с помощью речевых и риторических жанров, зависящих от коммуникативной ситуации, риторических задач, приемов (практических средств движения к коммуникативной цели) и риторического (коммуникативного) опыта говорящего. Схематично сказанное представлено в рис. 2.

Риторическая компетенция включает знания риторики, знания о риторических возможностях языковых средств и закономерностях употребления их в речи; владение риторическими умениями; гражданское (патриотическое) мировоззрение, формируемое семьей, социальной, естественно-языковой и искусственной средой; рефлексию; определенную установку личности — «готовность к определенной активности»5.

Составляющие риторической компетенции учителя: (системно-деятельностный подход)

Рис. 2. Составляющие риторической компетенции учителя

Для возникновения установки необходима потребность субъекта и ситуация ее удовлетворения. Рассматривая формирование установки вслед за Д. Н. Узнадзе, мы считаем, что установка личности отличается от мотивации внутренним, самостийным началом, она появляется не только под воздействием действительности, но и слова/речи. Обучающий эксперимент показал: на занятиях риторики большинство студентов испытывает потребность в самоусовершенствовании, самообразовании, в изменении своих нравственных качеств. Учебно-речевые ситуации, речевые упраж-

нения и риторические задачи, проводимые преподавателем риторики (созданная речевая среда и творческая атмосфера), обусловливают возникновение установки к самоизменению, совершенствованию, установки на профессию, которые объективируются в риторической деятельности (рис. 3).

Итак, опираясь на понимаемые в исследовании компетенции, мы можем полнее и конкретнее определить цели преподавания риторики и других речеведческих дисциплин на нефилологических факультетах, цели каждого занятия, критерии и уровни усвоения материала, владения языком и

ПЕДАГОГИКА, ПСИХОЛОГИЯ

Рис. 3. Риторическая компетенция учителя (лингвометодический аспект)

речью, а также представить содержание дисциплины «Риторика»/«Педагошческая риторика».

Введение в теорию и практику обучения речеведческих дисциплин лингвометоди-ческого понятия «риторическая компетен-

ция» — не дань моде, не результат механического перенесения понятий. Обоснование этого понятия — закономерное следствие теоретического осмысления целей и содержания обучения риторике, критериев овладения предметом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2001.

2 Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую концепцию мы формируем на уроках // Обучение русскому языку в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. — М.: Дрофа, 2004. - С. 20-21.

3 Кожина М. Н. Стилистика русского языка. — М., 1983. — С. 56.

4 Донская Т. К.. Коммуникативная методика русского языка. — СПб.: Сударыня, 2000. — С. 30—31.

5 Узнадзе Д. Н. Теория установки. — М.; Воронеж, 1997. — С. 10—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.