Логистика и управление цепями постаеок^на предприятии
УДК 658.788
РИСКИ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
К. Н. Обирина, В. Н. Товстоношенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Анализируются риски, возникающие под влиянием внешних и внутренних факторов в транспортно-экспедиционной деятельности. Рассматривается классификация рисков с позиции положительного и отрицательного влияния на финансовый результат организации.
Ключевые слова: факторы риска, риск, транспортно-экспедиционная деятельность.
RISKS IN THE SHIPPING AND FORWARDING ACTIVITIES OF A COMPANY K. N. Obirina, V. N. Tovstonoshenko
Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660014, Russian Federation Е-mail: [email protected]
The risks arising under the influence of external and internal factors in the shipping and forwarding activities are analised. The classification of risks from the perspective of positive and negative impact on the financial results of the organization is considered.
Keywords: risk factors, risk, shipping and forwarding activities.
Любая практическая реализация транспортно-экспедиционной деятельности, от процесса движения грузов до процессов перемещения заказов в рыночном пространстве, охватывает большое количество разнородных аспектов, работа которых находится под воздействием различных факторов и связана с определенным риском. В процессе осуществления транс-портно-экспедиционной деятельности зачастую возникают ситуации, когда с транспортными средствами в процессе движения к грузополучателю случаются непредвиденные поломки и груз в пути следования подвергается утрате своего изначального товарного вида, хищению и другим последствиям, что влечет за собой увеличение запланированных сроков доставки груза, либо в стране происходят какие-либо изменения экономического или политического плана, влияющие на деятельность организации и ее партеров [1-3]. Все эти обстоятельства негативно влияют на дальнейшее оказание транспортных услуг и вызывают определенные трудности: либо обращение в арбитражный суд для установления законной ответственности сторон, либо прекращение договорных отношений между контрагентами. Поэтому возникающие неблагоприятные ситуации необходимо предвидеть, контролировать и предотвращать. Но если учесть, что существует огромное количество факторов рисков, то сделать это достаточно сложно, приходится рисковать в той или иной степени, так как предвидеть заранее абсолютно все риски и обезопасить себя от них удаётся не всем. Существуют различные факторы, которые влияют на деятельность организации и подразделяются на два вида: внешние и внутренние. К внешним
факторам относятся экологические факторы, социальные, политические: органы государственной власти, таможенная служба (при экспортных перевозках), внешнеэкономическая деятельность России с другими странами, в частности с теми, куда компания осуществляет перевозки [4].
К внутренним факторам относят деловую активность руководства компании, выбор оптимальной маркетинговой стратегии, политики и тактики, уровень производительности труда, уровень соблюдения техники безопасности, клиентов транспортной компании, корпоративную обстановку организации в целом, человеческий фактор, подразумевающий ошибки менеджеров по перевозкам, являющихся лицом компании перед клиентами, например, неправильный расчёт стоимости перевозки, что в дальнейшем может повлечь убытки компании, принятие неправильных решений в ходе работы, повлекших за собой как отрицательные, так и положительные результаты деятельности; несвоевременный контроль погрузки / выгрузки транспортных средств. Данные факторы так или иначе воздействуют на организацию транспорт-но-экспедиционной деятельности.
Основная доля рисков, связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью, относится к логистическим. Именно логистические риски являются первостепенными в компании, осуществляющей транс-портно-экспедиционную деятельность, поскольку данная деятельность напрямую сопряжена с организацией и управлением процессом транспортировки грузов от грузоотправителя до грузополучателя и сопутствующим управлением информационным и фи-
Решетневскуе чтения. 2014
нансовым потоками. Перечисленные логистические риски сказываются на деятельности организации наиболее неблагоприятно, поскольку составляют основную направленность этой деятельности. Все остальные риски так или иначе сопутствуют логистическим в процессе осуществления транспортно-экспеди-ционной деятельности. Ответственность за их выявление, предотвращение и принятие верных решений в первую очередь несет менеджер по логистике, который доносит до руководства компании проанализированную им рисковую ситуацию, предлагает комплексные решения и методы по их избежанию, но основная ответственность всё же лежит на руководящем составе компании. Рассматривая классификацию рисков, видим, что некоторые их виды приносят компании только убытки, другие имеют двойную приро-
Библиографические ссылки
1. Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управление рисками : учеб. пособие. М. : Юнити-Дана, 2010. 40 с.
2. Лапуста М. Г. Риски в предпринимательской деятельности. М. : Инфра-М, 2009. 530 с.
3. Романов В. А., Бутуханов А. Г. Рискообразую-щие факторы: характеристика и влияние на риски. СПб. : Крона, 2011. 320 с.
4. Бабин В. А. Практические аспекты оценки риска в бизнесе // Управление риском. 2004. № 3. С. 18-20.
ду, поэтому приносят как прибыль, так и убытки (см. таблицу).
По таблице видно, что большинство рисков сказывается неблагоприятно на транспортно-экспеди-ционной деятельности. Это подтверждает необходимость в анализе, оценке и управлении рисковыми ситуациями в пользу минимизации потерь. Даже те риски, которые имеют двойную природу, могут негативно сказаться на финансовом результате при неблагоприятном исходе развития событий, что, естественно, нежелательно для организации.
Предложенная классификация рисков позволяет понимать общую картину рисков организации и их взаимосвязь, что позволяет в дальнейшем оценить уровень опасности каждой группы рисков и разработать различные методы снижения рисков и управления ситуациями, в которых риск уже неизбежен.
References
1. Baldin S. V., Vorob'ev S. N. Risk Management : a manual. M. : Unity-DANA, 2010. 40 c.
2. Lapusta M. G. Risks in business. M. : Infra-M, 2009. 530 c.
3. Romanov V. A., Butuhanon A. G. Risk factors: characteristics and impact on risk. SPb. : Kroner, 2011. 320 c.
4. Babin V. A. Practical aspects of risk assessment in business // Risk Management. 2004. № 3. C. 18-20.
© OönpnHa K. H., ToBCTOHomeHKO B. H., 2014
Классификация рисков с позиции положительного и отрицательного влияния на финансовый результат организации
Риски, приносящие исключительно убытки Риски, приносящие прибыль или убытки (спекулятивные)
Риск, связанный с управление транспортными сетями Риск непредвиденного снижения объема заявок на перевозку
Отказ клиента от погрузки вагонов (когда они уже прибыли на станцию погрузки или адресованы на неё) Риск, связанный с налоговой деятельностью
Риски, связанные с различными причинами задержки подвижного состава Риск трансферта
Риск форс-мажорных ситуаций, оглашенных в договоре между клиентом и экспедитором Риски изменений транспортного законодательства в период сделки
Риск невыполнения точных обязательств экспедитора перед клиентом по различным причинам Риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится контрагент
Риск повышения тарифной стоимости перевозки (ОАО «РЖД»)
Риск уменьшения прибыли по будущим операциям
Потеря ценовой конкурентоспособности
Банкротство контрагентов
Риск уплаты штрафа за несвоевременно поставленный груз контрагента
Риск несвоевременной уплаты транспортных услуг клиентами
Риск нехватки ликвидности
Риск несоблюдения условий договора
Риск неверно составленной документации
Риск решения проблем в судебном (арбитражном) порядке
Риск военных действий и гражданских беспорядков
Риск порчи или утраты транспортируемого груза