УДК 656.078
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ КОМПАНИИ
Межох З.П., д.э.н., профессор, первый заместитель директора Института экономики и финансов, ФГОБУВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ) Соколов Ю.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет
путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)
Кожевников Р.А., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей
сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)
Актуальность темы статьи обусловлена экономической неопределенностью в транспортной отрасли и экономики страны в целом. В статье показано место стратегического риск-менеджмента в системе управления экономической безопасностью хозяйствующего субъекта. Обоснована роль макроэкономических рисков в управлении транспортной компанией и система рисков данной категории, характерная для железнодорожных компаний в современных условиях, представлены методы оценки рисков, основанные на учете вероятности наступления рисковой ситуации и ожидаемой тяжести последствий по данному риску. Предложен комплекс мероприятий по нейтрализации макроэкономических рисков стратегического развития транспортной компании (включая их своевременное обнаружение и профилактику).
Ключевые слова: экономическая безопасность, риски, риск-менеджмент, стратегия, транспорт.
STRATEGIC RISK MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF
THE TRANSPORT COMPANY
Mezhokh Z., Doctor of Economics, professor, head deputy director of the Economics and Finance Institute, FSEI HE «Moscow State University
of Railway Engineering under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Sokolov Y., Doctor of Economics, professor, head of the Finance and Credit chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering
under the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT) Kozhevnikov R., Doctor of Economics, professor, Finance and Credit chair, FSEI HE «Moscow State University of Railway Engineering under
the name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)
Background article due to economic uncertainty in the transport sector and the economy as a whole. The article shows the location of strategic risk management in the control system of economic safety of managing subjects. Substantiates the role of macroeconomic risks in the management of the transport company and the category of risk system, typical of railway companies in the current conditions, presents methods for risk assessment, based on the account the probability of the risk situation and the expected severity of the consequences of this risk. A set of measures to neutralize the macroeconomic risks of strategic development of the transport company (including their timely detection and prevention).
Keywords: economic security, risk, risk management, strategy, transport.
В научной литературе не всегда четко определены отношения риска и безопасности - иногда они противопоставляются друг другу.
На самом деле реального противопоставления в теориях риска и безопасности нет. Аспект обеспечения безопасности структур любого характера деятельности, в т.ч. экономического, имеет две содержательные стороны.
Экстенсивная сторона характеризует жизнеобеспеченность субъекта хозяйственных отношений, воспроизводит факторы, условия, отношения, т.е. традиционными методами борется с традиционными угрозами. Интенсивная сторона характеризует дееспособность и связана с расходом ресурсов на поиск новых методов защиты и прироста потенциала безопасности, то есть обслуживание зоны отношений экономического риска.
Для хозяйствующих субъектов приоритетная сторона безопасности - жизнедеятельность, то есть активизация резервов для рискованных операций с надеждой на получение в будущем дополнительного эффекта. Ограничением здесь выступает жизнеобеспеченность, то есть невозможность выделения ресурсов в ущерб общей экономической безопасности.
Таким образом, жизнеобеспеченность является проектным аспектом безопасности, связанным с полнотой и реальностью выявленных угроз, а жизнедеятельность - вероятным аспектом, усиливающим или ослабляющим общую безопасность хозяйствующей структуры. Следовательно, риск характеризуется диалектикой безопасности, а теория хозяйственного риска - это составная часть теории безопасности хозяйственной деятельности (рис. 1).
Безопасность предприятия - это состояние защищенности его жизнен-но важных интересов от внешних и внутренних воздействий, обеспечивающее исходное условие его существования и возможность стабильного развития в будущем.
На уровень безопасности предприятия влияют факторы внешние и внутренние, экономические и внеэкономические, объективные и субъектив-ные.
Основными внешними источниками угрозы функционирования пред-приятия могут быть:
• экономическая политика государства, в ряде случаев противореча-щая производственной, коммерческой и финансовой политике пред-приятия, попытки администрирования на местах и т.д.;
• недобросовестная конкуренция, выражающаяся в нарушении прав конкурента, подрыве его репутации, дезорганизации производства конкурента и т.д.;
• криминальное воздействие на поведение хозяйствующего субъекта.
Защита от внутренних угроз реализуется на следующих функциональных направлениях:
• производственном (сохранность материальных ценностей, контроль за технологией и т.д.);
• кадровом (подбор и расстановка кадров, повышение профессиона-лизма, ответственности и мотивации труда);
• коммерческом (анализ рынка, прогноз и программа коммерческой деятельности);
• финансово-экономическом (оценка финансового положения, рисков, кредитная и инвестиционная политика);
• юридическом (оценка нормативно-правовой базы, юридическая за-щита интересов);
• информационном (защита от хищения и проникновения в информа-ционные сети);
• собственной безопасности (контроль за деятельностью всех направ-лений)[3].
Таким образом, экономическая безопасность хозяйствующих объектов может быть обеспечена, если будут определены основные стратегические направления обеспечения безопасности бизнеса, выстроена схема обнаружения и ликвидации возможных опасностей и угроз, а также уменьшения последствий хозяйственного риска.
Развитие транспортной компаний подвержено различным воздействиям, как внешним, так и внутренним[1, 4, 8]. Причем, если внутренние риски компания может частично или полностью ликвидировать (например, нарастить парк подвижного состава при превышении спроса над предложением транспортных услуг), то
Рис. 1. Характеристика категории «Безопасность»
воздействовать на внешние риски компания, как правило, не может. Ей в данном случае остаются лишь средства компенсации рисков за счет проведения различных организационных и инвестиционных мероприятий[2].
Целью настоящей работы является разработка методов классификации и нейтрализации рисков стратегического развития транспортной компании в условиях развития конкурентного сектора предоставления транспортных услуг и сохранения элементов государственного регулирования железнодорожной отрасли.
Риск представляет собой вероятностную характеристику неблагоприятного развития событий (снижения доходов, роста убытка) по сравнению с прогнозным вариантом. Рисковая ситуация развивается в течение некоторого периода времени. Жизненный цикл рисковой ситуации состоит их четырех стадий:
- идентификация и классификация рисков;
- анализ и оценка рисков;
- разработка мер по управлению рисками;
- реализация мер по управлению рисками;
Как правило, величина ущерба при возникновении рисковой ситуации тем меньше, чем раньше был выявлен данный риск.
Специфика обеспечения экономической безопасности транспортной отрасли и ее хозяйствующих субъектов определяет особое значение учета макроэкономических рисков, т.к. от факторов общеэкономической конъюнктуры в значительной степени зависит спрос на перевозки и финансовые результаты работы транспортной компании[5, 7]. Поэтому методы выявления, измерения и нейтрализации рисков будут рассмотрены нами далее именно на примере макроэкономических рисков.
Наиболее существенные макроэкономические риски и признаки их появленияприведены в таблице 1.
Рассмотрим механизм влияния данных рисков на работу транспортной компании.
1.Структурные изменения в экономике РФ. Изменение объемов и структуры спроса на перевозки в различных видах подвижного
Таблица 1. Макроэкономические риски транспортной компании, признаки их возникновения и объекты влияния
Риски: Признаки и индикаторы появления рисковых факторов
1.Структурные изменения в экономике РФ Изменение объемов производства по основным грузообразующим отраслям и стабильное изменение объемов погрузки соответствующих грузов
2.Неустойчивое финансовое положение пользователей услуг ж.-д. транспорта Рост дебиторской задолженности контрагентов перед транспортной компанией, ухудшение их финансовых показателей
3.Неблагоприятная конъюктура внешнего товарно-сырьевого рынка Снижение объемов экспортно-импортных перевозок и доходов от них
4.Создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход России Публикуемые материалы в периодических и специализированных изданиях
5.Нарушение связей между хозяйствующими субъектами внутри страны Снижение объемов погрузки, сопровождающееся изменением направлений грузопотоков
6.Изменение демографической структуры Снижение объемов перевозок пассажиров, рост вакантных должностей в компании и/ или текучести кадров
7.Удорожание стоимости потребляемых материальных и энергетических ресурсов Цены соответствующих видов ресурсов
8.Изменения валютного курса Курсы валют
Таблица 2. Макроэкономические риски транспортной компании: оценка по матрице «степень риска - тяжесть последствий»
Тяжесть последствий
Низкая Средняя Высокая
Высокая - Изменение демографической структуры - Создание и выход на проектную мощность межд. трансп. коридоров в обход России
а к с и р ь н Средняя -Структурные изменения в экономике РФ - Изменения валютного курса -Удорожание стоимостипотребляе-мых материальных и энергетических ресурсов сверх ожидаемых
е п е т С Низкая -Неустойчивое финансовое по-ложениепользователей услуг ж.-д. транспорта -Неблагоприятная конъюнктура внешнего товарно-сырьевого рынка - Нарушение связей между хозяйствующими субъектами внутри страны
состава ведет к росту потребности в инвестициях в подвижной состав и инфраструктуру, потере высокодоходных видов перевозок, а в конечном счете - к снижению эффективности инвестиций и финансовой устойчивости и эффективности.
2. Неустойчивое финансовое положение пользователей услуг ж.-д. транспорта может вести за собой рост дебиторской задолженности (вследствие несвоевременного поступления оплаты за
предоставленные услуги), следствием этого является уменьшение выручки, снижение рентабельности компании.
3.Неблагоприятная конъюнктура международных товарно-сырьевых рынков может привести к снижение объемов экспортно-импортных перевозок и доходов от них.
4. Создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход России приведет к падению объе-
Таблица 3. Макроэкономических риски транспортной компании и методы их нейтрализации
Риски Мероприятия для своевременного обнаружения наступления рисков Мероприятия по профилактике и преодолению рисков
1.Структурные изменения в экономике РФ Мониторинг и анализ причин изменения процентного соотношения объемов погрузки и грузооборота по родам грузов, типам подвижного состава, направлениям; анализ развития экономики регионов и составление на его основе прогнозов динамики перевозок по родам грузов; поиск возможностей опережающего освоения вновь образующихся сегментов или увеличения доли услуг компании на расширяющихся сегментах, в особенности перевозок высокодоходных грузов Реструктуризация парка подвижного состава в соответствии с прогнозами изменения спроса на них со стороны грузоотправителей и арендаторов; развитие железнодорожной инфраструктуры в регионах с растущей экономикой; реструктуризация активов компании в соответствие с прогнозом общеэкономической конъюнктуры
2.Неустойчивое финансовое положение пользователей услуг ж.-д. транспорта Мониторинг финансового состояния наиболее важных предприятий-клиентов; изучение тенденций деловой активности в России и динамики доходов и ожиданий населения; мониторинг погрузки по наиболее важным грузоотправителям Создание базы данных по клиентуре компании; более активный поиск информации о клиентуре; переход на систему полной предоплаты предоставляемых компанией услуг
3.Неблагоприятная конъюнктура внешнего товарно-сырьевого рынка Мониторинг цен на международных сырьевых и товарных рынках; анализ влияния динамики цен на внешних товарно-сырьевых рынках на производственно-финансовую деятельность основных грузообразующих предприятий или их групп; прогнозирование на его основе динамики экспортно-импортных торговых операций и связанных с ними железнодорожных перевозок Реализация гибкой тарифной политики с целью поддержки отечественных производителей товарно-сырьевой продукции и удержания объемов международных перевозок, выполняемых компанией
4.Создание и выход на проектную мощность международных транспортных коридоров в обход России Изучение планов ввода международных транспортных коридоров в обход России, тарифов на следование грузов по параллельным российским транспортным коридорам Развитие логистических принципов работы, участие в создании логистических центров и компаний, оптимизация тарифов при следовании грузов через транспортные коридоры на территории России
5.Нарушение связей между хозяйствующими субъектами внутри страны Изучение объемов погрузки и маршрутов следования грузов по наиболее важным грузоотправи-телям, экономических проблем этих предприятий Реструктуризация парка подвижного состава в соответствии с прогнозами изменения спроса на них со стороны грузоотправителей и арендаторов.
6.Изменение демографической структуры населения Изучение динамики личных доходов населения, в том числе по возрастным группам (сегментам); изучение демографической структуры пассажиров железнодорожного транспорта и ее динамики, прогнозирование спроса на пассажирские перевозки в зависимости от демографических параметров сегментов Разработка мероприятий по стимулированию спроса на пассажирские перевозки, в дерегулированном сегменте
7.Удорожание стоимости потребляемых материальных и энергетических ресурсов свыше ожидаемого уровня Изучение динамики цен на потребляемые компанией материальные и энергетические ресурсы и прогнозов их изменения Развитие ресурсо- и энергосберегающих технологий производства транспортной продукции; применение технологий бережливого производства; разработка мер по стимулированию экономии топливно-энергетических ресурсов
8.Изменения валютного курса Мониторинг и прогнозирование динамики курса валют Точное соблюдение сроков сдачи строящихся элементов инфраструктуры, поставок новой техники и подвижного состава; ориентация на отечест-венные машиностроительные предприятия
мов международных перевозок на российских железных дорогахи падению доходов и прибыли от международных перевозок
5.Нарушение связей между хозяйствующими субъектами внутри страны ведет к снижению объемов погрузки, сопровождающемуся изменением направлений грузопотоков. Как следствие происходит снижение эффективности использования подвижного состава, падение грузооборота и далее - рост эксплуатационных расходов и снижение доходов от перевозок.
6. Изменение демографической структуры населения России ведет к снижению объемов перевозок пассажиров, сокращению сотрудников транспортной компании,увеличению убыточности пассажирских перевозок.
7.Удорожание стоимости потребляемых материальных и энергетических ресурсов сверх ожидаемых непосредственно влечет за собой рост себестоимости перевозок, а значит и снижение прибыли компании.
8. Изменения валютного курса может повлечь за собой уменьшение стоимости инвестиционных ресурсов, нарушение сроков реализации инвестиционных проектов ивозможное их удорожание. Кроме того, под влиянием данного фактора неизбежно изменение объемов экспортно-импортных перевозок
В таблице 2 приведена матрица соотношения степени рисков и тяжести их последствий для макроэкономических рисков.
Учет обоих факторов, представленных в таблице, производится через вычисление математического ожидания. Величина экономического ущерба при каждом варианте развития событий определяется как разница между целевым и фактическим значением прибыли компании, определяемым на основе формальных зависимостей. Средневзвешенная (по вероятности возникновения) величина ущерба по каждому риску может быть определена как математическое ожидание ущерба:
у=Ъуя
,=1
где У. - величина ущерба при ¡-ом варианте развития событий;
Р. - вероятность возникновения ¡-го варианта;
N - число вариантов развития событий.
Для оценки влияния риска на достижение стратегических целей транспортной компании по каждому стратегическому индикатору, находящемуся под влиянием выявленного риска определяется относительное отклонение от целевого уровня.
На основе данных об отклонении всех показателей от целевых значений составляется «баланс отклонений» ключевых показателей и определяется коэффициент целереализации (суммарное отклонение от намеченной стратегии) с учетом значимости и специфики каждого показателя:
1Ц = £а, * АЯ,
а,
где - значимость .-го показателя (в долях);
АП,
- относительное отклонение показателя от целевого
уровня
С целью своевременного обнаружения и преодоления макроэкономических рисковых моментов транспортной компании предлагается ряд мероприятий, приведенных в таблице 3.
Данная система мероприятий должна быть соотнесена с ключевыми факторами стратегического успеха транспортной компании, изложенными, например, в работе [6].
Эффективная работа в данном направлении должна положительно сказаться на общем уровне конкурентоспособности компании на транспортном рынке, на возможностях компании наилучшим образом выполнить задачи, возложенные на нее структурной реформой и сохранить лидирующее положение на конкурентном транспортном рынке.
Литература:
1. Кожевников, Р.А. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов: монография / Р.А.Кожевников, Н.П.Терёшина, З.П.Межох, Л.В.Шкурина, И.Н.Дедова, З.В.Чуприкова, И.А.Епишкин, И.И.Соколова, И.Н.Долгачева, О.В.Коришева; по ред. Р.А.Кожевникова. - Москва, 2015.
2. Межох, З.П. Процессный подход системы управления рисками транспортных компаний / З.П.Межох // Транспортное дело России. - 2014. N 4. -С. 177-180.
3. Межох, З.П. Комплексный риск-менеджмент как один из аспектов обеспечения безопасности транспортной железнодорожной компании / З.П.Межох, И.Н.Долгачева // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. - 2011. N 2. - С. 46-53.
4. Межох, З.П. Управление экономическими рисками на железнодорожном транспорте: монография / З.П.Межох, Р.А.Кожевников, З.В.Чуприкова, И.Н.Долгачева; под ред. З.П.Межох. - М.: МИИТ, 2013.
5. Соколов, Ю.И. Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность / Ю.И.Соколов, Р.А.Кожевников, О.В.Коришева // Экономика железных дорог. - 2016. N9. - С. 49-53.
6. Соколов, Ю.И. Ключевые факторы успеха в управлении стратегией транспортной компании / Ю.И.Соколов, А.В.Сорокина // Транспортное дело России. - 2016. N 2. - С. 166-169.
7. Соколов, Ю.И. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия: монография / Ю.И.Соколов, Л.О.Аникеева-Науменко, Е.А.Иванова, И.М.Лавров, В.Н.Нестеров, В.А.Шлеин - Москва, 2015. - 321с.
8. Межох, З.П. Методы управления макроэкономическими рисками стратегического развития транспортной компании / З.П. Межох, Ю.И. Соколов, Р.А. Кожевников // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2016. - № 8-2 (21). - с. 75 - 78.
¡=1