_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованных источников и литературы
1.Голышева Е., Сорокин М., Кудинов Алексей., CRM: практика эффективного бизнеса / А. Кудинов, М. Сорокин, Е. Голышева. - 1С ФИРМА, 1С- Паблишинг, Манн, Иванов и Фербер,2012.- 461 с. 2.Черкашин П.А., Готовы ли Вы к войне за клиента? Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами (CRM) - Москва: Интуит, 2010. - 381 с.
© А.Н. Казакова, А.Г. Файзуллина, 2016
УДК 336
Карепина Оксана Ивановна
к. э. н, доцент
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация E-mail: [email protected]
РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ В ВЫСШИХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
Аннотация
Рассматривается функциональная и финансово-хозяйственная деятельность государственных учреждений, оказывающих образовательные услуги, подвергающая разнообразным рискам. Для осуществления качественного управления финансами в учреждениях высшего образования необходимо уметь ими управлять. В статье автор исследует и классифицирует риски, сопровождающие функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов, а также выявляет ключевые проблемы управления финансами высших учебных заведений.
Ключевые слова
Управление финансами высших учебных заведений, внутренние и внешние риски, проблемы.
Новые экономические условия и задачи повышения качества управления системой образования, обеспечение финансовой самостоятельности образовательных учреждений при сохраняющемся контроле за результатами их деятельности требуют переосмысления вопросов управления финансовыми ресурсами системы образования с целью повышения уровня образования граждан, с одной стороны, и подготовки компетентных специалистов, с другой стороны [1, с.77].
В современных условиях функциональная и финансово-хозяйственная деятельность государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих образовательные услуги, как правило, подвергается разнообразным факторам неопределенности (рискам). Само состояние неопределенности предполагает наличие некоторых ограничений или потенциально возможных негативных явлений на функциональную деятельность государственных учреждений. Согласно мнению некоторых исследователей «высокая неопределенность оборачивается его малой управляемостью» [2, с.381]. Автор убежден, что для осуществления качественного управления финансами в учреждениях высшего образования необходимо не только применять аудит эффективности бюджетных расходов [3, с.85], но и уметь управлять факторами неопределенности или рисками.
Современная теория и практика риск-менеджмента располагает различными методами, которые применяются для оценки и снижения степени влияния этих рисков. Анализ процесса управления финансами высших учебных заведений, показывает, что одним из функциональных элементов управления финансами высших учебных заведений является механизм оценки и снижения рисков, которые, несомненно, сопровождают функциональную и финансово-хозяйственную деятельность высших учебных заведений.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Международный стандарт ISO 9001 версия 2015 «Системы менеджмента качества.» новая редакция, разработанный Международной организацией по стандартизации определяет риск как эффект неопределенности по отношению к ожидаемому результату и требует, чтобы организация понимала условия, в которых она функционирует и установила риски и возможности, которые необходимо при этом принять во внимание. Следует отметить, что не все процессы организации обладают одним и тем же уровнем риска с точки зрения их влияния на способность организации достигать своих целей, равно как и последствия несоответствий в процессах, продукции, услугах или системе не одинаковы для разных организаций. В некоторых организациях последствия предоставления несоответствующих услуг могут приводить лишь к незначительным неудобствам для потребителя, тогда как в других случаях несоответствия могут привести к далеко идущим последствиям и даже к фатальному исходу. Поэтому риск-ориентированный подход в управлении финансами означает необходимость количественного (и, в зависимости от условий функционирования организации, качественного) рассмотрения риска при принятии решения о строгости и глубине подхода к планированию и управлению как системой менеджмента качества, так ее процессами и видами деятельности.
Для идентификации опасных событий необходимо определить явления или события, которые могут воздействовать на объекты реестра риска, установленные в области применения реестра риска, и/или возможности по их улучшению. Идентификация опасных событий включает в себя: присвоение индивидуального идентификатора опасному событию; определение краткого наименования опасного события и его описание; установление этапа жизненного цикла услуги, на котором может возникнуть опасное событие; определение возможных последствий на деятельность организации и их воздействий; идентификация предупреждающих средств контроля и методов управления; идентификация средств контроля и методов управления по реагированию на опасные события и восстановлению деятельности после их реализации.
Существуют два основных требования к информации об идентификации опасных событий: описание опасных событий и их причин в установленной форме реестра должно быть достаточным для того, чтобы персонал, вовлеченный на стадии оценки риска, мог получить в полной мере всю необходимую информацию; должны быть приведены все предположения и ограничения, используемые для оценки риска.
Этап анализа риска включает в себя: определение источников данных и предположений, используемых при анализе и оценке риска; определение уровня применяемых средств контроля и методов управления; определение метода оценки и анализа риска; оценку последствий (ущерба) при реализации опасного события; оценку вероятности опасного события; определение количественной оценки риска; определение уровня неопределенности полученной оценки риска. Сравнительная оценка риска включает в себя: определение критериев приемлемости риска; сопоставление оценки риска с критериями приемлемости риска; определение приемлемости риска; ранжирование опасных событий в зависимости от их риска; принятие решения о необходимости обработки риска. Как известно, существует множество видов рисков, которым подвержены все без исключения активные экономические субъекты. Однако, наряду с общими видами рисков, существуют и специфические, характерные только для определенных видов деятельности, например, деятельности высших учебных заведений. Кроме того, реформирование высшего образования и политическое развитие социально ориентированного рыночного государства вызывает новые виды рисков, которые довольно трудно выявить, оценить их влияние на функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов. В этой связи, автор предлагает классификацию рисков и методов их снижения, представленную в таблице 1 [4, с.26].
При этом всю совокупность выявленных рисков, оказывающих влияние на функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вуза, автор называет условно «финансовые риски». Имея в виду их влияние на снижение достаточного уровня финансового обеспечения потребностей вуза в результате недостатков, допущенных ошибок во внутренних процессах функциональной и финансово-хозяйственной деятельности, в действиях профессорско-преподавательского состава и иных сотрудников, в работе информационных систем, а также вследствие влияния внешней среды.
Определившись с классификацией, где нами были сгруппированы риски, используя такой
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
классификационный признак как внешние и внутренние, предлагаем свое видение методов оценки рисков, рассматриваем их как один из элементов механизма управления рисками, представляющую идентификацию и описание рисков, их анализ, а также ранжирование по степени значимости. На наш взгляд, все идентифицированные риски целесообразно описывать в реестре выявленных рисков, который со временем станет инструментом сбора и систематизации рисков функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения.
Таким образом, выявление и учет внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и использование методов их снижения будет способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям финансового обеспечения предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования.
Таблица 1
Классификация рисков, сопровождающих функциональную и финансово-хозяйственную деятельность
вузов
Риски Форма проявления риска Методы сннжения риска
ВНЕШНИЕ РИСКИ
Сокращение кснтин гента абитуриентов Изменение конъюнктуры рынка труда Недостаточный контингент студентов 1 курса Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам Несоответствие предлагаемого набора образовательных успуг требованиям рынка Ди вер си фи кация деят ельности Проведение мониторинга и диагностики
Конкуренция вузов Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка Невыполнение запланированных показателей по доходам Повышение статуса вуза за счет развития сети филиалов Обеспечение должн ого уровня качества образовательных успуг Ди вер си фи кация деят ельности Проведение мониторинга и диагностики
Переход на новую систему финансирования Сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных НИР Недофин ан сирование или задержка финансирования из Федерального бюджета Невыполнение запланированных показателей по расходам Снижение платежеспособности Снижение финансовой устойчивости Невыполнение запланированных показателей по доходам Снижение платежеспособности Учет темпов инфляции (текущей и прогножруемсн) при расчете плановых финансовых показателей Корректировка стратегических планов развития Гибкая система финансового планирования
Переход учреждений бюджеггнсй сферы на новую систему оплаты труда Невыполнение запланированных показателей ео расходам Снижение платежеспособности Гибкая система финансовсго планирования
Изменение законодательства РФ в области образования (переход на уровневую систему образования) Изменение формы собственности вуза Недостаточный контингент студентов Невыполнение запланированных показателей по доходам Недостаточный контингент студентов Снижение финансовой устойчивости Ди вер си фи кация деят ельности Проведение мониторинга и диагностики Повышение статуса ОУ за счет развития сети филиалов Обеспечение должн ого уровня качества образовательных успуг
Зависимость от мировых тенденций, экш омический крижс Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам Снижение финансовой устойчивости Корректировка стратегических планов развития Гибкая система финансовсго планирования Проведение мониторинга и диагностики
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Продолжение Таблицы 1
ВНУТРЕННИЕ РИСКИ
Риск операционных ошибок при расчете показателей ПФХД смет Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам Снижение финансовой устойчивости Снижение платежеспособности Совершенствование организации процесса финансового планирования в вузе
Неэффекти вн ость работы Рй-служб Снижение статуса (имиджа) вуза Недостаточный контингент студентов Снижение финансовой устойчивости Корректировка стратегических планов развития Гибкая система финансового планирования
Высокая цена образователш ых услуг Недостаточный контингент студентов 1 курса Невыполнение запланированных показателен по доходам Диверсификация деятельности Гибкая цен овая политика
Недостаточное развитие материально-технической базы Неэффективная кадровая политика Недостаточный контингент студентов Снижение финансовой устойчивости Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала Эффекта вн ое и сп ол ьзовани е внебюджетных финансовых ресурсов Улучшение /обновление материально-технической базы Повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др Изменение структуры управления вузом
Как показало проведенное исследование, к основным проблемам, требующим решения в области управления финансами высших учебных заведений относятся:
- сложившиеся механизмы и процедуры ограничивают возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления финансами;
-отсутствие реестра идентификации и оценки потенциальных рисков деятельности высших учебных заведений;
-не разрабатываются корректирующие мероприятия по нивелированию опасных событий вследствие наступления риска;
- современные условия требуют повышение экономической эффективности деятельности высших учебных заведений, путем усиления внутреннего государственного финансового контроля.
Перспективами развития внутреннего государственного финансового контроля является решение общих методических проблем их функциональной деятельности: -детализация отдельных статей Бюджетного кодекса РФ, касаемо основ внутреннего государственного финансового контроля; -отработка применения санкций за нарушение финансово-бюджетного законодательства в соответствии с КОАП РФ; -реализация предварительного и последующего контроля в области государственных закупок;
- недостаточное использование программно-целевых методов при формировании расходов бюджета;
- необходимость применения мероприятий по выявлению и учету внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и использование методов их снижения.
Резюмируя все вышеизложенное, стоит акцентировать внимание на необходимости совершенствования системы управления финансами высшей школы, где ключевым ядром будет внутренний государственный финансовый контроль и мониторинг с обязательными процедурами выявления, учета внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и использование методов их снижения, что будет способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям качеству предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования и переводу системы государственного управления на уровень, отвечающий потребностям современного реформирования российской экономики.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Богославцева Л.В. Необходимость развития программно-целевого метода бюджетного финансирования учреждений образования//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16.
2. Пригожин А.И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоления.- М: Альпина Бизнес Букс. 2007.
3. Карепина О.И. Применения аудита эффективности бюджетных расходов на образование//Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 16.
4. Карепина О.И., Меликсетян С.Н. Теоретико-методологические подходы к управлению финансами высших учебных заведений //Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 38 (272).
© О.И. Карепина, 2016
УДК 331.5
Козмова Екатерина Георгиевна
Студентка 4 курса Института сервиса, туризма и дизайна (филиал), ФГАОУВПО «СевероКавказский федеральный университет» г. Пятигорск, РФ E-mail: [email protected] С. Е. Грицай Канд.экон. наук, доцент Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
г. Пятигорск, РФ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению финансово-экономических проблем существующего рынка труда, а также определению существующих тенденций развития рынка труда в Российской Федерации. Выявлена и обоснована необходимость урегулирования политических разногласий с целью обеспечения нормализации функционирования отечественного рынка труда.
Ключевые слова Рынок труда, уровень безработицы, занятость.
Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). В любом государстве рынок труда является ключевым фактором, определяющим уровень социального благосостояния всего общества. Главной характеристикой рынка труда является безработица. Уровень безработицы рассчитывается отношением численности безработных к численности экономически активного населения. В Российской Федерации уровень безработицы в 2014 году составил 5,3%.
По данным Росстата самой многочисленной группой является молодежь до 25 лет - уровень безработицы составляет 14,9%. Такая ситуация обоснована тем, что выпускники ВУЗов не могут трудоустроиться по причине несоответствия имеющихся у них знаний и навыков ожиданиям работодателей. Более того, немало важен такой фактор, как опыт работы: большинство работодателей запрашивает его в качестве обязательного условия устройства на работу. Решение данных проблем возможно путем получения дополнительных знаний и навыков, а также опыта, путем прохождения тренингов, стажировок и т.д. Самой малой по численности группой безработных является население в возрасте от 60 до 72 годов. В целом, уровень проблемы трудоустройства среди сельских жителей выше по сравнению с горожанами в 3,6 раза; среди городского населения безработица составляет 13,9%, среди сельского населения - 18,1 %[5].