ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Экономическая политика
теоретико-методологические подходы к управлению финансами высших учебных заведений
оксана ивановна кАРЕпинАа*, светлана николаевна МЕликсетянь
а кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),
Ростов-на-Дону, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация
* Ответственный автор
Аннотация
предмет. В числе стратегических и тактических целей бюджетной политики Российской Федерации важная роль отводится эффективному управлению государственными финансами. В статье раскрыта модель системы государственного управления финансами, системный и процессный подходы к управлению финансами вузов. Конкретизируются направления взаимодействия субъекта и объекта управления в высших учебных заведениях. цели. Раскрыть содержание и особенности теоретико-методологических подходов к управлению финансами в системе высших учебных заведений.
задачи. Исследовать модель системы государственного управления финансами; детально рассмотреть управление финансами в высших учебных заведениях с позиции системного и процессного подходов; проанализировать названный процесс; охарактеризовать его функциональные элементы; детализировать и классифицировать риски, сопровождающие функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов; рассмотреть алгоритм оценки риска опасных событий в образовательных учреждениях.
Методология. В исследовании были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления.
Результаты. Представлен комплексный обзор управления финансами высших учебных заведений, рассмотрена системная природа этого понятия и раскрыта его специфика. Сформирована детализация основополагающих подходов к управлению финансами в высшей школе, отражены его масштабность и стратегическая направленность. выводы. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что управление финансами формирует основу реализации контрольных полномочий государства в правовом, социальном и экономическом пространстве.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
история статьи:
Принята 01.09.2015 Одобрена 14.09.2015
удк 336.13 JEL: G28
ключевые слова: управление финансами высших учебных заведений, элементы, риски
Важнейшим условием эффективного функционирования государственных (муниципальных) финансов является переход на качественно новый уровень, необходимый для динамичного роста национальной экономики, улучшения социального положения граждан, а также инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности. Это предопределяет объективную необходимость переосмысления и выявления принципиально новых подходов к исследованию теоретических, методологических и практических проблем управления финансами в коммерческом и общественном секторах национальной экономики.
Под термином «управление» понимается процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для выражения и достижения поставленной цели. Эволюция этого понятия в научной и практической плоскостях предполагает развитие нескольких подходов к процессу управления.
С конца XIX в. вплоть до 1920-х гг. преобладал научный подход управления, с 1930 по 1950 г. — административный. Во второй половине XX в. в развитых странах начался активный поиск новых форм и методов управления, обеспечивающих достижение необходимого баланса между формируемым социально ориентированным государством, рыночными силами и гражданским
Таблица 1
отличительные особенности различных научных подходов к управлению подход к управлению краткая характеристика
Научное управление Обязательное использование материального стимулирования, основной целью которого является повысить заинтересованность работников в росте производительности труда и объемов производства товаров или оказываемых услуг При этом обосновывается также целесообразность применения кратковременного отдыха и объективных перерывов в производственном цикле. Основной принцип, применяемый в управлении: за труд лучшего качества и выше нормы — большее вознаграждение Классическая Предполагает рациональную систему управления организацией, заключающуюся в делении
школа управления организации на подразделения, отделы, рабочие группы и т.п. для выявления наилучших
(административная) результатов. При этом управление представляет собой универсальный процесс, состоящий из двух взаимосвязанных функций — планирование и организация функциональной деятельности
Школа человеческих Предполагалось использовать приемы управления человеческими отношениями, отношений и включающие более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации
поведенческих наук с работниками и представление им более широких возможностей общения на рабочих
местах. Такой способ управления приведет к увеличению производительности труда Системный Процесс управления рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких
как задачи, структура организации и технология управленческих процедур, люди, ориентированные на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды Процессный Рассматривает управление как процесс, включающий непрерывную серию взаимосвязанных
управленческих функций: планирование, организация, контроль и связующие их коммуникации, принятие решения Ситуационный Базируется на том, что учитывается значительное количество факторов и их сочетаний,
определяющих ситуацию как в самой организации, так и в окружающей среде. Выбор и возможность применения различных методов управления определяются конкретной социально-экономической ситуацией; на практике не существует единого для всех и лучшего способа управления организацией, а самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации
обществом в отношении формирования, распределения и использования совокупного общественного продукта, ВВП, бюджетных средств и государственной собственности.
В связи с этим перед научными представителями управленческой мысли стояла объективная необходимость глубокого исследования влияния внешних и внутренних факторов на функциональную и финансово-хозяйственную деятельность субъектов рыночной экономики и поиска новых подходов к управлению. Отличительные особенности различных научных подходов к исследованию управления1 представлены в табл. 1.
Проявление присущих финансам свойств, их использование в качестве инструмента распределения и контроля возможны только в процессе человеческой деятельности, что находит свое отражение в создаваемом государством финансовом механизме. Он является реальным воплощением финансовой политики, отражает конкретную нацеленность финансовых отношений на решение экономических и социальных задач.
1 Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. 701 с.
С помощью финансового механизма можно практически использовать финансы в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулирования производственных и социальных процессов. Модель системы государственного управления финансами представлена на рис. 1.
Система управления финансами представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики, решению назревших социальных проблем.
Под методами управления понимаются способы и средства достижения поставленных целей. Методы управления финансами обладают рядом специфических особенностей2.
1. Методы управления используются субъектами исполнительной власти в качестве средства
2 Иванова О.Б., Карепина О.И. Теория финансов. Ростов н/Д: РГЭУ (РИНХ), 2009.
Рисунок 1
Модель системы государственного управления финансами
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: превращение финансовой системы в реальный инструмент развития государства
1 СУБЪЕКТ Т Финансо! УПРАВЛЕНИЯ ;ый аппарат
г
Президент РФ Федеральное Собрание РФ. Федеральная налоговая служба. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральное казначейство. Федеральная таможенная служба.
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом. Счетная палата РФ. Центральный банк РФ
Источник: составлено авторами.
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
Финансовые методы
1. Основные:
- финансовое планирование;
- финансовое прогнозирование;
- финансовое регулирование:
- государственный финансовый контроль.
2. Передовые:
- программно-целевые методы бюджетного планирования;
- мониторинг, диагностика и оценка результатов;
- расчет и корректирующие мероприятия по нивелированию рисков;
- применение мер поддержки принятия решений; экономические эксперименты; использование лучшей практики; интегрированный финансовый надзор, международные стандарты финансовой отчетности
и аудита
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Сферы финансовой системы
Финансы хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Государственные и муниципальные финансы:
- бюджет и бюджетная система;
- внебюджетные фонды;
- государственный кредит. Страхование. Фондовый рынок
Оценка результатов управления
"О
о
СП
ь
со
"О
со Е со
л
ш
со оо
ю о
СЛ I
ю со
СП о а>'
о 31
а> и
ш м
а В.
гл ^
х >
-о 5
го т
го ^
з —
о о
а> У*.
реализации закрепленных за ними компетенций и полномочий.
2. Посредством методов финансового управления реализуется императивная воля государства.
3. Через методы управления финансами осуществляется связь субъекта управления с объектом управления в сфере финансов.
4. Выбор конкретных методов управляющего воздействия на финансовые отношения находится в прямой зависимости от особенностей объекта управления (финансы хозяйствующих субъектов, бюджет и бюджетная система, внебюджетные фонды и т.д.).
5. Методы управления финансовыми отношениями имеют обязательный характер, что обеспечивается средствами их правового регулирования.
Методы финансового управления делятся на прямые и косвенные. Прямыми являются способы прямого административного воздействия на финансовую деятельность (лицензирование предпринимательской деятельности, проведение эффективной таможенной политики, применение государственной монополии и акцизного налогообложения отдельных видов товара, применение финансовых санкций и др.).
Экономические (косвенные) методы заключаются в создании государством условий, которые либо стимулируют определенный тип поведения управляемых объектов (например, предоставление финансовых льгот, дотирование, субсидирование, меры социальных гарантий и социальной защиты и др.), либо создают предпосылки ограничительного характера в форме усложнения процедур.
Научный подход к управлению финансами способствует обеспечению стабильного финансирования отраслей экономики, повышению финансового благополучия населения и в совокупности — обеспечению стабильного развития экономики государства. Управление финансами детально рассмотрим на примере высших учебных заведений.
По мнению авторов, управление финансами высших учебных заведений — это многоуровневый процесс целенаправленного воздействия на специфические финансовые отношения, складывающиеся на уровне высших учебных заведений, расходуемые объемы финансовых ресурсов с применением финансового инструментария и современных технологий, обеспечивающих финансовую устойчивость и финансовую независимость вузов, достижение
поставленных целей и задач функциональной и финансово-хозяйственной деятельности вузов.
Раскрывая суть управления финансами в высшей школе, с точки зрения авторов, необходимо акцентировать внимание на таких научных подходах, как системный и ситуационный. Они обосновывают расширение сущностно-аналитического познания и определения границ процесса управления финансами высших учебных заведений, предусматривают модернизационные изменения функциональных элементов, предполагают встроенность финансовых отношений в рыночную экономическую систему.
В соответствии с системным подходом к процессу управления финансами высшее учебное заведение можно рассматривать как социально-экономическую систему. При этом система представляет собой целостность взаимосвязанных и взаимодействующих подсистем (систем низшего уровня), каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого и в свою очередь является внутренне сложной.
Кроме того, с позиций системного подхода к управлению финансами высшее учебное заведение следует рассматривать как открытую, адаптирующуюся, самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, получающую ресурсы (материальные, трудовые, финансовые, информационные) из внешней среды, которая преобразовывает, обрабатывает данные ресурсы и выдает конечный продукт — образовательные услуги — во внешнюю среду.
Следовательно, с позиций методологии любую систему можно представить следующими объектами: вход, преобразования, выход, обратная связь, ограничения. Посредством управленческих действий все составляющие системы (субъекты, объекты, материальные, трудовые, финансовые, информационные ресурсы) вступают во взаимодействие, осуществляя преобразование входов последних в результаты выходов для того, чтобы цель системы была достигнута наиболее эффективным и результативным способом.
Основным преимуществом системного подхода к управлению финансами высшего учебного заведения является то, что его использование позволяет руководству и исполнителям всех структурных подразделений увидеть систему в единстве составляющих ее частей и в их неразрывной связи с окружающей внешней средой. Системный подход управления финансами применительно к высшему учебному заведению представлен на рис. 2.
Рисунок 2
системный подход к управлению финансами вузов
вуз как объект управления (управляемая подсистема)
Источник: составлено авторами.
Эффективность управления финансами тесно связана с осознанием того, что сложность системы высшего учебного заведения приводит к необходимости применения междисциплинарного подхода при принятии управленческих решений. Это означает синтез организации учебного процесса и процесса переподготовки и повышения квалификации, научных исследований, воспитательной работы и практики управления финансами вуза для эффективной и результативной функциональной и финансово-хозяйственной деятельности.
Системный подход является одним из наиболее перспективных и адекватных современным требованиям подходов к совершенствованию управления финансами государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих общественные услуги. Однако параллельно необходимо рассмотреть и процессный подход к управлению финансами высших учебных заведений3, который детализирует и углубляет принципы управления сферой высшего образования.
3 РешетниковА.В. Процессное управление в социальной сфере. М.: Медицина, 2001. 503 с.
Авторы разделяют мнение ученых4, утверждающих, что процесс управления высшим учебным заведением в целом, и управление финансами в частности — это единый, целостный процесс, который имеет свои вход, преобразования, выход, связи, ограничения (рис. 3).
Следует отметить, что реализация процессного и системного подходов к управлению сферой высшего образования невозможна без действенного процесса управления финансами высших учебных заведений и наполнения его модернизированными функциональными элементами, обозначенными новациями бюджетного процесса.
С учетом понимания того, что управление финансами вузов — многоуровневый процесс целенаправленного воздействия на специфические финансовые отношения, складывающиеся на уровне высших учебных заведений, авторами представлена
4 Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М.: Экономика, 1983. 224 с.; Лагоша Б.А., Шаркович В.Г., Дегтярева Т.Д. Методы и модели совершенствования организационных структур. М.: Наука, 1988. 188 с.; Решетников А.В. Процессное управление в социальной сфере. М.: Медицина, 2001. 503.
Рисунок 3
процессный подход к управлению финансами вузов
Источник: составлено авторами.
структурная схема процесса управления финансами высших учебных заведений, включающая его функциональные элементы (рис. 4).
В ходе управления финансами финансовые отношения выступают в качестве объекта управления, а под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление.
Предлагаемая авторами схема процесса управления финансами применительно к высшим учебным заведениям позволит:
— во-первых, осуществить выбор наиболее эффективных финансовых инструментов, форм и методов управления финансовыми отношениями;
— во-вторых, выявить допустимые отклонения функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения в процессе взаимодействия с рыночной средой;
— в-третьих, определить параметры качественных изменений основных элементов управления финансами вуза в рамках реализации мероприятий бюджетной реформы.
Кроме того, процесс управления финансами системы высших учебных заведений можно представить и как совокупность последовательных функциональных элементов (рис. 5).
В условиях реформы бюджетного процесса в Российской Федерации управление финансами вузов требует научного обоснования управленческих решений, рассмотрения его как процесса целенаправленного воздействия на специфические финансовые отношения, складывающиеся на уровне высших учебных заведений, и соответствующие им объемы финансовых ресурсов с применением финансового инструментария и современных технологий, обеспечивающих финансовую устойчивость и финансовую независимость вузов для достижения целей и задач функциональной и финансово-хозяйственной деятельности.
В связи с этим представляется необходимым усиление роли таких финансовых методов и инструментов, как бюджетирование, ориентированное на результат, финансовый менеджмент, внутренний финансовый контроль, а основными методологическими принципами, положенными в основу организации процесса управления финансами высших учебных заведений, становятся:
Рисунок 4
Структурная схема процесса управления финансами высших учебных заведений
"О
о
СП
ь
со
"О
со Е со
Финансовый механизм вузов
Блоки
Финансовое планирование и прогнозирование
Финансовые методы, инструменты
Управление финансами (финансовыми отношениями)
Л
ш
Целеполагание: 1) внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, и развитие его принципов;
2) повышение качества учебного процесса;
3) повышение качества образовательных услуг
з
г =
<и
П
£
а. =
--
=
<и Ж <и
П
Финансовое планирование и прогнозирование (бюджетная субсидия; внебюджетные финансовые _рес^зсы)
Организация и координация финансовых отношений
Бухгалтерский (финансовый) учет; бухгалтерский (управленческий) учет; внутренний финансовый контроль, ориентированный на результат
Субъекты управления: - ректорат. - управление бухгалтерского учета; - финансовый отдел; —отдел (служба) мониторинга; —обособленные подразделения (факультеты, управления, отделы) Финансовые методы Объекты управления: - управление внутренними, внутрисистемными и внешними видами финансовых отношений; - управление бюджетными средствами и внебюджетными финансовыми ресурсами; - управление финансовыми рисками
Финансовые инструменты
Результат: 1) подготовка специалистов, удовлетворяющих запросы рынка; _2) приращение человеческого капитала и трудовых ресурсов государства
Источник: составлено авторами.
со 00
ю о
сл I
ю со
Сп о а>'
о 31
а> и
ш ш
а В.
гл ^
х >
-о 5
го т
го ^
з —
о о
а> У*.
Рисунок 5
структурированные функциональные элементы процесса управления финансами вузов
Целеполагание: 1) внедрение бюджетирования, ориентированного на результат, и развитие его принципов;
2) повышение качества учебного процесса;
3) повышение качества образовательных услуг
— зависимость от конечных целей, заключающихся в ускорении адаптации к рыночной среде и адекватной реакции на ее требования в целях достижения достаточности финансового обеспечения, финансовой независимости, результативности расходов и повышения качества образовательных услуг;
— соответствие предоставляемых образовательных услуг интересам общества, государства, работодателей и отдельных граждан;
— учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей функциональной и финансово-хозяйственной деятельности;
— оптимальное сочетание экономических и административных методов управления финансовыми отношениями.
В условиях рыночных отношений функциональная и финансово-хозяйственная деятельность государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих образовательные услуги, как правило, подвергается разнообразным рискам, а современная теория и практика риск-менеджмента располагает различными методами, которые применяются для оценки и снижения степени влияния этих рисков.
В авторской структурной схеме процесса управления финансами высших учебных заведений одним из функциональных элементов управления финансами высших учебных заведений предусмотрен механизм оценки и снижения рисков, который, несомненно, сопровождает функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов.
Международный стандарт ISO 9001 (версия 2015 г.) «Системы менеджмента качества», разработанный Международной организацией по стандартизации, определяет риск как эффект неопределенности по отношению к ожидаемому результату и требует, чтобы организация понимала условия, в которых она функционирует, и установила риски и возможности, которые необходимо при этом принять во внимание.
Следует отметить, что не все процессы организации обладают одним и тем же уровнем риска с точки зрения их влияния на способность организации достигать своих целей, равно как и последствия несоответствий в процессах, продукции, услугах или системе не одинаковы для разных организаций. В некоторых организациях последствия предоставления несоответствующих услуг могут приводить лишь к незначительным неудобствам для потребителя, тогда как в других случаях несоответствия могут привести к далеко
идущим последствиям и даже к фатальному исходу. Поэтому риск-ориентированный подход в управлении финансами означает необходимость количественного (и, в зависимости от условий функционирования организации, качественного) рассмотрения риска при принятии решения о строгости и глубине подхода к планированию и управлению как системой менеджмента качества, так и ее процессами и видами деятельности.
Для идентификации опасных событий необходимо определить явления или события, которые могут воздействовать на объекты реестра риска, установленные в области применения реестра риска, и (или) возможности по их улучшению. Идентификация опасных событий включает:
— присвоение индивидуального идентификатора опасному событию;
— определение краткого наименования опасного события и его описание;
— установление этапа жизненного цикла услуги, на котором может возникнуть опасное событие;
— определение возможных последствий деятельности организации и их воздействий;
— идентификацию предупреждающих средств контроля и методов управления;
— идентификацию средств контроля и методов управления по реагированию на опасные события и восстановлению деятельности после их реализации.
Существуют два основных требования к информации об идентификации опасных событий:
1) описание опасных событий и их причин в установленной форме реестра должно быть достаточным для того, чтобы персонал, вовлеченный на стадии оценки риска, мог получить в полной мере всю необходимую информацию;
2) должны быть приведены все предположения и ограничения, используемые для оценки риска.
Этап анализа риска включает:
— определение источников данных и предположений, используемых при анализе и оценке риска;
— определение уровня применяемых средств контроля и методов управления;
— определение метода оценки и анализа риска;
— оценку последствий (ущерба) при реализации опасного события (в днях простоя, в стоимостном выражении или в других единицах измерения);
— оценку вероятности опасного события;
— определение количественной оценки риска;
— определение уровня неопределенности полученной оценки риска.
Сравнительная оценка риска включает в себя:
— определение критериев приемлемости риска;
— сопоставление оценки риска с критериями приемлемости риска;
— определение приемлемости риска;
— ранжирование опасных событий в зависимости от их риска;
— принятие решения о необходимости обработки риска.
Как известно, существует множество видов рисков, которым подвержены все без исключения активные экономические субъекты. Однако наряду с общими видами рисков существуют и специфические, характерные только для определенных видов деятельности, например деятельности высших учебных заведений.
Кроме того, реформирование высшего образования и политическое развитие социально ориентированного рыночного государства вызывают новые виды рисков, которые довольно трудно выявить, оценить их влияние на функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов. В связи с этим авторы не только вводят в структурированный перечень функциональных элементов управления финансами механизм управления рисками, но и предлагают классификацию функциональной, предпринимательской и финансово-хозяйственной деятельности высших учебных заведений на основе выделения и группировки таких классификационных признаков рисков, как виды (внешние и внутренние риски), факторы проявления, методы оценки и снижения.
При этом всю совокупность выявленных рисков, оказывающих влияние на функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вуза, авторы условно называют финансовыми рисками, имея в виду их влияние на снижение достаточного уровня финансового обеспечения потребностей вуза в результате недостатков, ошибок во внутренних процессах функциональной и финансово-хозяйственной деятельности, в действиях профессорско-преподавательского состава и иных сотрудников, в работе информационных систем, а также вследствие влияния внешней среды (рис. 6).
Рисунок 6
Алгоритм оценки риска опасных событий
Определившись с классификацией, где риски сгруппированы во внешние и внутренние, авторы предлагают свое видение методов оценки рисков, рассматривая их как один из элементов механизма управления рисками, представляющего идентификацию и описание рисков, их анализ, а также ранжирование по степени значимости.
По мнению авторов, все идентифицированные риски целесообразно описывать в реестре выявленных рисков, который со временем станет инструментом
сбора и систематизации рисков функциональной и финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения.
Таким образом, выявление и учет внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и использование методов их снижения будут способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям финансового обеспечения предоставления образовательных услуг в сфере высшего образования (табл. 2).
Таблица 2
классификация рисков, сопровождающих функциональную и финансово-хозяйственную деятельность вузов
Риск формы проявления Внешние риски Методы снижения
Сокращение контингента абитуриентов Недостаточный контингент студентов 1-го курса. Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам Диверсификация деятельности. Проведение мониторинга и диагностики
Изменение конъюнктуры рынка труда Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка
Конкуренция вузов Несоответствие предлагаемого набора образовательных услуг требованиям рынка. Невыполнение запланированных показателей по доходам Повышение статуса вуза за счет развития сети филиалов. Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг. Диверсификация деятельности. Проведение мониторинга и диагностики
Переход на новую систему финансирования Недофинансирование или задержка финансирования из федерального бюджета. Невыполнение запланированных показателей по расходам. Снижение платежеспособности Учет темпов инфляции (текущей и прогнозируемой) при расчете плановых финансовых показателей
Сокращение объемов финансируемых хоздоговорных и госбюджетных НИР Снижение финансовой устойчивости. Невыполнение запланированных показателей по доходам. Снижение платежеспособности Корректировка стратегических планов развития. Гибкая система финансового планирования
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда Невыполнение запланированных показателей по расходам. Снижение платежеспособности Гибкая система финансового планирования
Изменение законодательства РФ в области образования (переход на уровневую систему образования) Недостаточный контингент студентов. Невыполнение запланированных показателей по доходам Диверсификация деятельности. Проведение мониторинга и диагностики
Изменение формы собственности вуза Недостаточный контингент студентов. Снижение финансовой устойчивости Повышение статуса образовательного учреждения за счет развития сети филиалов. Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг
Зависимость от мировых тенденций, экономический кризис Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам. Снижение финансовой устойчивости Корректировка стратегических планов развития. Гибкая система финансового планирования. Проведение мониторинга и диагностики.
Внутренние риски
Риск операционных ошибок при расчете показателей финансово-хозяйственной деятельности, смет Невыполнение запланированных показателей по доходам и расходам. Снижение финансовой устойчивости. Снижение платежеспособности Совершенствование организации процесса финансового планирования в вузе
Неэффективность работы PR-служб Снижение статуса (имиджа) вуза. Недостаточный контингент студентов. Снижение финансовой устойчивости Корректировка стратегических планов развития. Гибкая система финансового планирования
Высокая цена образовательных услуг Недостаточный контингент студентов 1-го курса. Невыполнение запланированных показателей по доходам Диверсификация деятельности. Гибкая ценовая политика
Недостаточное развитие материально-технической базы Недостаточный контингент студентов. Снижение финансовой устойчивости Эффективное использование внебюджетных финансовых ресурсов. Улучшение/обновление материально-технической базы
Неэффективная кадровая политика Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала Повышение квалификации преподавателей, программы обмена преподавателями, привлечение сторонних специалистов и др. Изменение структуры управления вузом
Источник: составлено авторами.
Как показало проведенное исследование, к направлениям решения основных проблем в области управления финансами высших учебных заведений следует отнести:
а) совершенствование сложившихся механизмов и процедур, ограничивающих возможности и институциональные стимулы повышения эффективности управления финансами;
б) повышение экономической эффективности деятельности высших учебных заведений путем усиления внутреннего государственного финансового контроля. Перспективой развития последнего является решение общих методических проблем функциональной деятельности вузов:
— детализация отдельных статей Бюджетного кодекса Российской Федерации в части основ внутреннего государственного финансового контроля;
— ознакомление всех структурных подразделений органов, осуществляющих, по законодательству, внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль, с новыми инструктивными документами, в первую очередь с новыми процедурами, связанными с завершением проверки;
— отработка применения санкций за нарушение финансово-бюджетного законодательства в
соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
— реализация предварительного и последующего контроля в области государственных закупок;
в) оптимизация бюджетополучателей;
г) использование программно-целевых методов при формировании расходов бюджета на правоохранительную деятельность;
д) применение мероприятий по выявлению и учету внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и применение методов их снижения.
Таким образом, необходимо акцентировать внимание на необходимости совершенствования системы управления финансами высшей школы, где ключевым ядром будет внутренний государственный финансовый контроль и мониторинг с обязательными процедурами выявления, учета внешних и внутренних рисков, факторов их проявления и использования методов их снижения. Это будет способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям качества образовательных услуг в сфере высшего образования и переводу системы государственного управления на уровень, отвечающий потребностям реформирования российской экономики.
список литературы
1. Ахраменко Г.О. Меры по улучшению качества управления государственными и муниципальными финансами // Theoretical & Applied Science. 2015. № 1. С. 64-67.
2. Богданова О.Ю., Богославцева Л.В., Карепина О.И. Финансовое обеспечение правоохранительных органов как основа национальной безопасности страны: монография. Азов: АзовПечать, 2012. 303 с.
3. Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов Российской Федерации на современном этапе управления государственными финансами // Управление риском. 2013. № 1. С. 22-27.
4. Задорожний С.В. Управление государственными и муниципальными финансами в условиях бюджетирования, ориентированного на результат // Экономика и социум. 2015. № 1-3. С. 157-160. URL: Available at: http://iupr.ru/domains_data/files/sbomiki_jumal/Zhurnal%20_1%2814%29%202015%203. pdf.
5. Иванова О.Б. Методические подходы к проведению мониторинга и оценки качества управления региональными финансами // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2012. № 1. С. 234-240.
6. Карепина О.И. Управление финансами правоохранительных органов на современном этапе. URL: http:// www.sworld.com.ua/index.php/en/economy-214/mechanism-of-regulation-of-the-economy-214/22272-214-257.
7. Логвинов С.А., ПавловаЕ.Г. Инвестиционные факторы экономического роста // Экономические науки. 2014. № 8. С. 55-62.
8. Меликсетян С.Н., Отришко М.О. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. №5. С.134-137.
9. Моженко О.В. Применение современных финансовых механизмов развития деятельности вузов в условиях глобализации // Экономика и управление. 2014. № 4. С. 87-90.
10. Мухина Е.Р. Характеристика понятийного аппарата в сфере управления финансами // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2-3. С. 63-64.
11. Попова Н.Ф. К вопросу о государственном управлении финансами // Современный юрист. 2014. № 1.
12. Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений // Финансовые исследования. 2014. № 1. С. 81-93.
13. СаттароваА.А., Ямалетдинова Э. Ф. Виды аудита в системе государственного финансового контроля // Финансовое право. 2015. № 4. С. 18-21.
14. Томшинская И.Н., Филиппова Л.В. Аудит эффективности расходов в сфере высшего образования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 5. С. 173-176.
15. Чечина О.С. Оценка показателей человеческого капитала // Вопросы экономики и права. 2015. № 3.
С. 20-38.
С.41-45.
ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)
Economic Policy
theoretical and methodological approaches to financial management in higher education institutions
Oksana I. KAREPINAa*, Svetlana N. MELIKSETYANb
a Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
b Rostov State University of Economics (RSUE), Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
* Corresponding author
Abstract
Importance Efficient management of public finance has an important role in the strategic and tactical targets of the Russian budgetary policy. The article describes a model of public finance management and a process approach to managing the finance of higher educational institutions. Objectives The paper aims to describe the content and specifics of theoretical and methodological approaches to financial management in the system of higher education institutions. The objectives are to review the model of public finance management; to scrutinize financial management in higher schools from the perspective of systems and process approaches; to analyze the process of financial management in higher schools; to identify and classify the risks inherent in the functional and financial activity of higher schools; to consider the algorithm of hazardous event risk assessment in higher education institutions.
Methods In the study, we applied methods of comparative analysis, systematization, classification, analogy, and comparison.
Results The article presents a comprehensive review of financial management in higher education institutions, considers the system nature of the concept, and exposes its specificity in higher schools.
Conclusions and Relevance The research enables to conclude that financial management creates a basis for executing the control functions by the State in legal, social and economic spheres.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Akhramenko G.O. Mery po uluchsheniyu kachestva upravleniya gosudarstvennymi i munitsipal'nymi finansami [Measures to improve the quality of State and municipal finance management]. Theoretical & Applied Science, 2015, no. 1, pp. 64-67.
2. Bogdanova O.Yu., Bogoslavtseva L.V., Karepina O.I. Finansovoe obespechenie pravookhranitel'nykh organov kak osnova natsional'noi bezopasnosti strany: monografiya [Financial support to law-enforcement authorities as a basis of the national security: a monograph]. Azov, AzovPechat' Publ., 2012, 303 p.
3. Gorokhova D.V. Upravlenie byudzhetnymi riskami sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape upravleniya gosudarstvennymi finansami [Budget risk management of the subj ects of the Russian Federation at the present stage of public finance management]. Upravlenie riskom = Risk Management, 2013, no. 1, pp. 22-27.
4. Zadorozhnii S.V. [State and municipal finance management under performance budgeting]. Ekonomika i Sotsium, 2015, no. 1-3, pp. 157-160. (In Russ.) Available at: http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/ Zhurnal%20_1%2814%29%202015%203.pdf.
5. Ivanova O.B. Metodicheskie podkhody k provedeniyu monitoringa i otsenki kachestva upravleniya regional'nymi finansami [Methodological approaches to monitoring and assessing the quality of regional finance management]. VestnikRostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Rostov State University of Economics, 2012, no. 1, pp. 234-240.
Article history:
Received 1 September 2015 Accepted 14 September 2015
JEL classification: G28
Keywords: financial management, higher education institutions, elements, risks
6. Karepina O.I. Upravlenie finansami pravookhranitel'nykh organov na sovremennom etape [Financial management of law enforcement authorities at the present stage]. Available at: http://www.sworld.com. ua/index.php/en/economy-214/mechanism-of-regulation-of-the-economy-214/22272-214-257. (In Russ.)
7. Logvinov S.A., Pavlova E.G. Investitsionnye faktory ekonomicheskogo rosta [Investment factors of economic growth]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2014, no. 8, pp. 55-62.
8. Meliksetyan S.N., Otrishko M.O. Realizatsiya kontseptsii byudzhetirovaniya, orientirovannogo na rezul'tat v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniyakh sotsial'noi sfery [Implementing the concept of performance budgeting in public (municipal) institutions of the social sphere]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2015, no. 5, pp. 134-137.
9. Mozhenko O.V. Primenenie sovremennykh finansovykh mekhanizmov razvitiya deyatel'nosti vuzov v usloviyakh globalizatsii [Applying the modern financial mechanisms of higher schools development in the globalized world]. Ekonomika i upravlenie = Economics and Management, 2014, no. 4, pp. 87-90.
10. Mukhina E.R. Kharakteristika ponyatiinogo apparata v sfere upravleniya finansami [Characteristic of the conceptual framework in the sphere of financial management].Mezhdunarodnyi nauchno-issledovatel'ski zhurnal international Research Journal, 2015, no. 2-3, pp. 63-64.
11. Popova N.F. K voprosu o gosudarstvennom upravlenii finansami [On public finance management].
Sovremennyi yurist = Modern Lawyer, 2014, no. 1, pp. 20-38.
12. Romanova T.F., Meliksetyan S.N. Monitoring kachestva upravleniya finansami vysshikh uchebnykh zavedenii [Monitoring the quality of financial management of higher education institutions]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2014, no. 1, pp. 81-93.
13. Sattarova A.A., Yamaletdinova E.F. Vidy audita v sisteme gosudarstvennogo finansovogo kontrolya [Types of audit in the system of State financial control]. Finansovoe pravo = Financial Law, 2015, no. 4, pp.18-21.
14. Tomshinskaya I.N., Filippova L.V. Audit effektivnosti raskhodov v sfere vysshego obrazovaniya [Value for money audit in the higher education sphere]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2013, no.5,pp.173-176.
15. Chechina O.S. Otsenka pokazatelei chelovecheskogo kapitala [Human capital performance evaluation].
Voprosy ekonomiki i prava = Problems of Economics and Law, 2015, no. 3, pp. 41-45.