ш
Медико-биологические исследования
УДК 613
РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВОЕННОГО ПРОФИЛЯ
О.А. Савченко, Ю.В. Ерофеев*, П.А. Вейних* П.Е. Кобзарь, К.А. Манченко Омский автобронетанковый инженерный институт ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены»
Проанализированы критерии, определяющие уровень здоровья, функциональных и физических возможностей, а также трудовой и профессиональной мотивации обучающихся в учреждениях военного профиля, что позволило сформулировать основные направления оптимизации профилактической работы и мониторинга здоровья и среды обитания.
Ключевые слова: здоровье, факторы среды обитания, образ жизни, воспитанники, кадеты, курсанты.
С целью изучения значимости роли здорового образа жизни на этапе получения образования военного профиля в формировании уровня здоровья, функциональных возможностей и положительной трудовой мотивации будущих военных офицерского состава было проведено комплексное социально-гигиеническое исследование организации и условий обучения на трёх составных этапах обучения: кадетская школа, кадетский корпус, автобронетанковый инженерный институт.
Оценка уровня санитарно-эпидемиологического благополучия проводилась по стандартной методике, предусмотренной инструкцией к форме государственного статистического наблюдения № 18 «Отчет о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации», а также с применением балльной системы [1, 5, 7, 9]. В соответствии с данной методикой оценке подлежали такие составляющие, как санитарная ситуация территории образовательного учреждения; сани-тарно-техническое состояние здания и его инженерное благоустройство; набор, площади и оборудование помещений; световой и воздушно-тепловой режим; условия и организация учебно-воспитательного процесса; условия и организация физического воспита-
ния; санитарное состояние пищеблока; организация питания; санитарно-противоэпиде-мический режим; организация медицинского обеспечения. Оценка каждого критерия осуществлялась в баллах (от 0 до 10 баллов), затем производилось суммирование баллов и распределение по уровням санитарно-эпидемиологического благополучия:
I уровень санитарно-эпидемиологического благополучия - 750-1000 баллов (750949 баллов - допустимое состояние санитарно-эпидемиологического благополучия, 950-1000 баллов - оптимальное состояние санитарно-эпидемиологического благополучия);
II уровень санитарно-эпидемиологического благополучия - 749-550 баллов (тревожное состояние санитарно-эпидемиологического благополучия);
III уровень санитарно-эпидемиологического благополучия - менее 350-549 баллов (350-549 баллов - опасное состояние санитарно-эпидемиологического благополучия, менее 350 баллов - критическое состояние санитарно-эпидемиологического благополучия).
Анализ питания, а также оценка вероятностного риска здоровью, обусловленная
дефицитом пищевых и биологически ценных веществ, проводились в соответствии с МР 2.3.1.2432 -08 «Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения Российской Федерации» с использованием программного средства «Рациональное питание -опора здоровья». В основе анализа организации питания в организованных коллективах был использован метод анализа меню-раскладок. Метод позволил оценить разнообразие питания; сбалансированность рациона по отдельным приёмам пищи. При оценке режима питания отслеживались такие показатели, как регулярность, кратность приёма пищи в течение суток, условия и место приёма пищи, ассортимент, продуктовый набор, объём порций, повторяемость блюд и проведение
С-витаминизации третьих блюд [2, 3, 6, 8].
Предметом исследования наряду с факторами учебно-воспитательного процесса служили показатели заболеваемости воспитанников, курсантов и кадетов по обращаемости за медицинской помощью, их патологической поражённости, функциональных воз-
можностей, уровня физической подготовленности и выработанных навыков здорового образа жизни. Источниками информации служили данные по обращаемости за медицинской помощью, результаты медицинских осмотров и социологического опроса.
Комплексная оценка заключалась в применении методов многомерного анализа (компонентный и кластерный) для установления причинно-следственных связей [4].
В результате распределения объектов по уровню санитарно-эпидемиологического благополучия оцениваемых образовательных объектов было установлено, что кадетский корпус был отнесён к первой группе, т. е. обеспечивал наиболее хорошие условия воспитания и обучения подростков (750 баллов -допустимое состояние санитарно-эпидемиологического благополучия). Автобронетанковый инженерный институт и кадетская школа набрали количество баллов, соответствующее второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия (710 и 610 баллов, соответственно - тревожное состояние санитарно-эпидемиологического благополучия) - рис. 1.
100 -i г.
90 - пгп п п -i
80 - * |-| -| -|
70 * 1 ГП Р ГП
60 - Í в TCÍ ЕГП & ГП
20-ÍÍÍÍ^^^ÍÍÍ
0 BM^M^M^I^HI^HI^HI^HI^HI^H-
123456789 10 И школа □ корпус □ институт
Рис. 1. Результаты оценки санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений по отдельным критериям (в баллах):
(1 - санитарная ситуация территории, 2 - сантехническое состояние здания, 3 - набор, площади, оборудование помещений, 4 - световой и воздушно-тепловой режим, 5 - условия и организация учебно-воспитательного процесса, 6 - условия и организация физического воспитания, 7 - санитарное состояние пищеблока, 8 - организация питания, 9 - санитарно-противоэпидемический режим, 10 - организация медицинского обслуживания)
Определённые резервы для перехода уровня санитарно-эпидемиологического благополучия кадетского корпуса в оптимальные условия воспитания и обучения заключаются в улучшении системы медицинского обслу-
живания кадетов и повышении уровня санитарного состояния пищеблока. Самые низкие показатели по кадетской школе установлены по таким критериям, как - «набор, площади и оборудование помещений» и «санитарно-
противоэпидемический режим» (50 %). В ОАБИИ - по «организации медицинского обслуживания» (0 %).
В ходе выполнения работы было установлено, что наиболее статистически значимые причинно-следственные связи в системе «среда воспитания и обучения - здоровье и функциональные возможности организма» были выявлены по изучаемой группе «воспитанники кадетской школы» (6 пар статистически значимых связей), далее по убывающей -«учащиеся кадетского корпуса» (3 пары) и «курсанты автобронетанкового инженерного института» (2 пары).
Распределение показателей субъективной оценки динамики здоровья и функциональных возможностей, а также уровня физической подготовки за период обучения при переходе от одной возрастной категории обучающихся к другой имело более выраженный сдвиг среднебалльной оценки к максимуму. Это свидетельствует о более эффективной организации профилактической работы и физической подготовки у курсантов автобронетанкового инженерного института (рис. 2) по сравнению с таковыми показателями у воспитанников и кадетов.
Шапиро-Уилка 1=88592, р=0,0000 — Ожидаемое нормальное
Верхние границы (х <= граница)
200 180 160 140 120
ю £ 100
^ 80
60
40
20
0
Шапиро-Уилка 11= 91963, р=,00000 Ожидаемое нормальное
30 40 50 60 Верхние границы (х <= граница)
а) воспитанники
б) кадеты
Шапиро-Уилка 1=87087, р=0,0000 — Ожидаемое нормальное
I .
щр .......
¡¡¡¡Я .......
:::::::
ив 11111
тт
Ш 1
ш Щ Ж ш ..... еж ш А Щ тш ш и я
1 II В ж 11 в
| ш 1 ш 1 ш МИ
щ ш 1 ш ш ж
'Шй: шШ? шш
50 60 70 80
Верхние границы (х <= граница)
в) курсанты
Рис. 2. Распределение вариант шкалы самооценки воспитанниками, кадетами и курсантами динамики здоровья и функциональных возможностей, а также уровня физической подготовки за период обучения
Детальная оценка результатов социологического опроса позволила получить средне-балльные оценки по каждой из изучаемых
организованных групп обучающихся. Наиболее высокая оценка уровня навыков здорового образа жизни отмечалась по группе «каде-
150
100
50
0
150
50
0
30
40
90
ты»; далее по убывающей — «воспитанники» и «курсанты». Результаты самооценки уровня физической подготовленности, динамики уровня физической подготовки и самооценки, динамики уровня функциональных возможностей организма за период обучения в учреждении были наиболее высокими по группе «курсанты», далее по убывающей -«кадеты» и «воспитанники». Наибольшая распространённость саморазрушающих форм поведения отмечалась среди «курсантов». Показатели самооценки уровня здоровья были равнозначными во всех группах наблюдения (рис. 3).
В ходе компонентного анализа статистически значимых компонент с собственными значениями большими 1 выявлены не были.
Суммарно по всем группам наблюдения было выявлено по 2 статистически значимые компоненты с собственными значениями, большими 1, позволившими установить причинно-следственные связи между факторами риска и нозологиями риска.
Первая компонента «трудовая» определила 44 % общей дисперсии и имела сильные положительные нагрузки (>0,70) отсутствием трудовой мотивации (+0,79), физической нагрузкой, превышающей физиологические возможности организма (+0,82), и определяла более высокую вероятность формирования нарушений осанки (г=+0,66, р = 0,00...) и зрения (г=+0,77, р= 0,00.).
■Ф-- Кластер 1 Кластер 2 • Кластер 3
Рис. 3. Результаты кластерного анализа среднебалльных оценок социологического опроса в организованных группах обучающихся:
кластер 1 - воспитанники кадетской школы; кластер 2 - кадеты кадетского корпуса; кластер 3 - курсанты автобронетанкового инженерного института; VI - навыки здорового образа жизни; У2 - самооценка уровня физической подготовки; У3 - самооценка динамики уровня физической подготовки; V4 - самооценка уровня функциональных возможностей организма; V5 - распространённость саморазрушающих форм поведения; V6 - самооценка динамики уровня функциональных возможностей организма; V? - самооценка уровня здоровья
Вторая компонента - «пищевая» - определила стороны дисперсии (49 %) и была положительно нагружена со стороны таких факторов, как однообразие пищевого рациона (+0,89), дефицит в рационе питания витаминов и микроэлементов (+0,92), определявшая более высокую вероятность таких нарушений здоровья, как заболевания органов дыхания (г=+0,76, р = 0,027) и пищеварения (г=+0,81, р = 0,031).
Полученные результаты заложены в основу профилактики нарушений здоровья и формирования условий воспитания и обучения, способствующих в современных условиях на каждом из этапов получения военной профессии повышению функциональных возможностей организма, уровня физической подготовленности и навыков здорового образа жизни, выработке положительной трудовой и профессиональной мотивации.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бойко М.Н., Ерофеев Ю.В., Новикова И.И. Организация общественного питания населения -проблемы и пути решения // Здоровье населения и среда обитания. -2008. - № 2 (179). - С. 38-40.
2. Ерофеев Ю.В., Ляпин В.А., Нескин Т.А. Особенности формирования здоровья населения крупного промышленного центра Западной Сибири // Сибирь-Восток. - 2005. - № 9. - С. 4-8.
3. Истомин А.В., Верещагин А.И., Елисеев Ю.Ю. [и др.] Кластеры региональных особенностей питания населения // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. - № 3. - С. 11-13.
4. Кожевников С.Н., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. [и др.] Использование многомерных методов статистического анализа для определения программ лечебно-профилактической помощи медицинским работникам в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания. - 2013. -№ 5 (242). - С. 16-17.
5. Крига А.С., Ерофеев Ю.В., Новикова И.И. Здоровый образ жизни: приоритеты здравоохранения // Санитарный врач. - 2012. - № 8. - С. 58.
6. Михеева Е.В., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников в современных условиях // Здоровье населения и среда обитания. -2011. - № 9 (222). - С. 37-40.
7. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенко-ва Н.В. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. -2000. - № 3. - С. 60.
8. Новикова И.И., Оглезнев Г.А., Ляпин В.А. Социально-гигиенические и экологические аспекты сохранения популяционного здоровья детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2005. - № 6. - С. 4-12.
9. Новикова И.И. Гигиеническая оценка влияния среды обитания крупного промышленного города на здоровье детей и подростков // Здоровье населения и среда обитания. - 2005. - № 10 (151). - С. 38-41.
Савченко Олег Андреевич - кандидат биологических наук, профессор Омского автобронетанкового инженерного института;
Ерофеев Юрий Владимирович - доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены; Вейних Павел Андреевич - кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник Новосибирского НИИ гигиены;
Кобзарь Павел Евгеньевич - кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры Омского автобронетанкового инженерного института; Манченко Константин Александрович - кандидат педагогических наук, начальник кафедры Омского автобронетанкового инженерного института.
Статья поступила в редакцию 29 апреля 2014 г.
© О.А. Савченко, Ю.В. Ерофеев, К.А. Манченко, 2014
Конференции
XLV Международная научно-практическая конференция «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии» Новосибирск, 13 октября 2014 г.
Организатор: НП «СибАК». Форма проведения: заочная. Обсуждение присланных статей будет проходить в дистанционном формате с 23 по 28 октября на сайте www.sibac.info
Направления: здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика; тендерная психология; инклюзивное образование: актуальные вопросы отечественной теории и практики; история психологии. Материалы индексируются в РИНц. Срок подачи заявок - до 13 октября 2014 г.
Предполагаемая дата рассылки авторам электронной и печатной версии: 28 ноября 2014 г. E-mail: [email protected]. Веб: http://sibac.info/15473