МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№9/2015
ISSN 2410-700Х
5. Савельев В. С., Кириенко А. И. Клиническая хирургия: национальное руководство. М: ГЭОТАР -Медиа. 2010. Т 3. 1008 с.
6. Шульгина Л.Э., Карпенко А.А., Куликов В.П., Субботин Ю.Г. Ультразвуковые критерии эмбологенности венозного тромбоза. Ангиол и сосудистая хирургия. 2005. № 1. С. 43 - 51.
© В В. Махров, В.И. Давыдкин, А.А. Миллер, 2015
УДК 615.825+613.71+37.037.2
Паклёва Марина Васильевна
студентка педиатрического факультета ТГМУ, Буланова Элина Витальевна старший преподаватель ТГМУ, г.Тверь, РФ E-mail: [email protected]
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НИР ПО СОЗДАНИЮ ЦЕНТРА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕВОЧЕК/ДЕВУШЕК НАВЫКОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, СПОСОБСТВУЮЩЕГО ПРАВИЛЬНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА, ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ УМНИК
Аннотация
В работе дан глубокий анализ проблемы и приведены статистические данные о влияния здоровья матери на здоровье ребёнка, обоснована необходимость педагогического подхода к решению данной проблемы, кратко изложено содержание образовательной программы по приобщению девушек к здоровому образу жизни, способствующему правильному формированию женского организма и представлены собственные результаты реализации данной программы на базе ТГМУ.
Ключевые слова
здоровый образ жизни, способствующий правильному формированию женского организма; здоровье
ребёнка; здоровье матери.
Чтобы был здоровым ребёнок - здоровой должна быть мама. Это не расхожее мнение, а статистически подтверждённая проблема. Так, регулярно проводимые обследования детского и подросткового населения России выявили возникновение ряда изменений в физическом развитии девушек, регистрируемых на момент их полового созревания: отставание биологического возраста от паспортного в среднем на 3 -4 года, недостижение девушками необходимого уровня соматического развития к моменту первых регул. В результате сформировалось поколение матерей, по которому был сделан прогноз о росте патологии новорожденных. Прогноз полностью подтвердился: рождались с патологией или заболевали на первом году жизни в 1985 году каждый 11 ребёнок, в 1990 - каждый 7-8-ой, в 1994-95 - каждый 4-ый, с 1997 года по настоящее время доля таких детей увеличилась на 30%. В 40% случаев новорожденные имеют серьёзные отклонения в состоянии здоровья, в числе которых перинатальные поражения ЦНС, травмы опорно-двигательного аппарата (ОДА). Ведь в процессе родов ребёнок проходит по достаточно узким родовым путям, одной из составляющих которых являются кости таза матери. Спиралевидное движение плода и узость костного прохода приводят к спиралевидному смещению костей черепа у ребёнка - конфигурации головки, что самопроизвольно устраняется в обратном (спиралевидном) направлении после родов.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Нормальное восстановление взаиморасположения костей черепа малыша возможно, если таз у мамы был ровный. В случае асимметричной позиции костей таза у роженицы, происходит нарушение биомеханической спирали, и полноценного восстановления взаиморасположения костей черепа ребёнка не происходит. В результате ребёнок рождается с асимметричным черепом, что приводит к натяжению мозговых оболочек и формированию патологии нервной системы и ОДА. По данным международной статистики ровный таз регистрируется только у 8-10% женщин. На конференции по мануальной терапии в 1991 главный мануальный терапевт России А.Б.Ситель сделал сенсационное заявление: нарушения осанки и деформации позвоночника, были выявлены у 100% выпускников школ. По данным обследования школьников и студентов г.Твери, проводимом сотрудниками Тверского государственного медицинского университета (ТГМУ) нарушения осанки регистрируются почти у 90% школьников и у 99% студентов нефизкультурных вузов [2, с.16]. Чаще нарушения осанки регистрируются у девочек-девушек. То есть имеется серьёзная проблема в здоровье будущих матерей, которая влечёт за собой серьёзные последствия для здоровья будущего ребёнка. Далее, нами (исследовательской группой под руководством старшего преподавателя ТГМУ Булановой Э.В.) было проведено исследование по оценке степени влияния асимметричного взаиморасположения костей таза матери на последствия конфигурации головки новорождённого. Установлена очень высокая степень достоверности (p<0,001) зависимости степени асимметрии черепа новорождённого от степени асимметрии таза матери и высокая степень достоверности (p<0,01) зависимости степени выраженности неврологических нарушений у новорождённого от степени асимметрии послеродового взаиморасположения костей черепа [1, с.152]. В среднем на один койко-день ребёнка с патологией ЦНС в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях за счёт средств областного бюджета расходуется 1657 рублей. Продолжительность пребывания в стационаре такого ребёнка составляет минимум 10 дней, то есть из государственного бюджета на лечение новорожденного в этих условиях затрачивается не менее 16 000 рублей. На настоящий момент в целом по России сохраняется рост числа детей, родившихся с патологией ЦНС и именно травматического генеза. Следовательно, требуется разработка мероприятий по профилактике возникновения вышеуказанных осложнений. Как известно, формирование здорового организма человека напрямую связано с образом его жизни и на 50-70% (по данным различных авторов) определяется им. Формирование ОДА на 80-90% определяется образом жизни человека, поэтому, чтобы девушка к моменту первой беременности имела правильно сформированный ОДА, особенно в репродуктивной зоне, ей необходимо правильно организовать свою жизнь. Однако за последние 60 лет в педагогической практике возник пробел в донесении знаний, преподавании навыков и формировании умений у девочек-девушек организовать свой образ жизни так, чтобы стать здоровой молодой женщиной. Проведённое нами анонимное анкетирование студенток ТГМУ, Тверского медицинского колледжа и беременных женщин, наблюдавшихся в областном перинатальном центре г.Твери, показало, что у 90% из них отсутствуют полноценные знания об особенностях формирования здорового женского организма и степени влияния на это правильно организованного образа жизни. Опираясь на концепцию Лиги «Здоровье нации» (2004 г.), где указано, что «здоровье нации должно стать сферой взаимных интересов и взаимной ответственности государства, общества и личности, где интересы и ответственность личности имеют решающее значение», мы разработали и апробировали при финансовой поддержке ФГБУ «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» («Фонд содействия инновациям») программу «Здоровая и счастливая» по обучению девочек/девушек навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ), способствующего правильному формированию женского организма
Новизна темы: впервые разработана комплексная образовательная программа по формированию у девочек-школьниц и студенток мотивации и навыков ведения ЗОЖ, позволяющего сформировать здоровый женский организм.
Цель программы: обучение девочек-школьниц и девушек основам ЗОЖ, позволяющего сформировать здоровый женский организм.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Задачи: создание у девочек/девушек мотивации к ведению ЗОЖ, способствующего формированию здорового женского организма; обучение девочек/девушек тестированию исходного уровня функционального состояния опорно-двигательного аппарата в репродуктивной зоне; ознакомление девочек/девушек с основными направлениями ЗОЖ, способствующего формированию здорового женского организма; обучение девочек/девушек навыкам ЗОЖ, способствующего правильному формированию женского организма; обучение девочек/девушек приёмам составления индивидуальной программы коррекции отклонений в репродуктивной зоне ОДА с помощью элементов ЗОЖ.
Материалы и методы. В целях реализации программы на первом этапе целевой аудиторией выбраны студентки первого курса ТГМУ в количестве 340 человек, из которых были сформированы три подгруппы: I. экспериментальная: полный комплекс мероприятий программы «Здоровая и счастливая» - 132 человека; II. контрольная 1: комплекс мероприятий проекта «Здоровая и счастливая» без проведения бесед по созданию мотивации к ведению ЗОЖ, способствующего правильному формированию женского организма, и обучающих мини-лекций - 108 человек; III. контрольная 2: физкультурные занятия 2 раза в неделю в рамках учебной программы вуза, традиционный среднестатистический образ жизни девушки-студентки первого курса - 100 человек.
Для решения задачи формирования у девушек экспериментальной группы мотивации к ведению ЗОЖ, способствующего правильному формированию женского организма, проведены:
- мини-лекции и беседы, раскрывающие механизм действия конкретных элементов образа жизни на процесс формирования ОДА, репродуктивной сферы, причины недоразвития данных систем и связанное с этим возникновение таких нарушений в здоровье женщины, как анемия, поликистоз яичников, вторичная аменорея, недостаточное накопление костной массы, варикозное расширение вен, остеопороз, а также осложнений беременности и родов: ранний токсикоз, невынашивание первой беременности, поперечное или косое положение плода, разрывы промежности, опущение матки и стенок влагалища, резкий рост патологии новорожденных;
- тестирование состояния мышц, прикрепляющихся к костям таза, и оценка взаиморасположения костей таза.
В рамках комплекса мероприятий программы «Здоровая и счастливая» проведены занятия по обучению девушек экспериментальной и контрольной-1 групп приёмам самостоятельной оценки состояния ОДА, взаиморасположения костей таза, тестирования мышечной силы и статической выносливости мышц, прикрепляющихся к костям таза. Тренинги по 6 основным направлениям ЗОЖ, влияющим на правильное формирование ОДА женщины: 1. специальные физкультурные занятия по методике «Синтез -тренинг» [3, с. 1-192]; 2. биомеханические основы правильной походки и регулярная ходьба; 3. одежда без функциональных перегрузок и ограничений; 4. особенности женского питания; 5. эстетическое воспитание; 6. психологические основы ЗОЖ, способствующие правильному формированию женского организма.
Результаты. Анализ полученных результатов проведён через 5 месяцев от начала занятий по программе «Здоровая и счастливая».
Получены следующие данные:
1. Посещаемость физкультурных занятий в экспериментальной группе 100%, не отмечено ни одного пропуска. 55% девушек самостоятельно стали посещать дополнительные занятия, организованные по системе «Синтез-тренинг» в вечернее время. В связи с особенностями новой учебной программы одно из физкультурных занятий было исключено из недельного расписания через 1,5 месяца от начала реализации программы, однако все студентки экспериментальной группы продолжили посещение физкультурных занятий по прежнему расписанию. В контрольной-1 группе посещаемость 100%, однако, отмечено наличие пропусков занятий. В контрольной-2 группе регулярно посещали занятия только 30% студенток, 25% не посещали занятия и имели серьёзную академическую задолжность к концу семестра. По данным анкетирования отношение к физкультурным занятиям: в экспериментальной группе - сознательно-активное,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
в контрольной-1 - активное, с интересом у 85%, безразличное у 15%, в контрольной -2 - на вопрос: «Стали бы вы посещать физкультурные занятия, если бы они были не обязательными по учебной программе?», -положительно ответили только 15% студенток; самостоятельно стали заниматься физическими упражнениями только 9% девушек. Отношение к занятиям по обучению правильной технике ходьбы: положительное, сознательно-активное - 100% участниц группы I, 33% - группы II, 6% - группы III; безразличное - 67% у частниц группы II, 19,5% - группы III; отрицательное - 47,5% участниц группы III. Самостоятельно ежедневно стали ходить 48% студенток из экспериментальной группы и 4% из группы II. Регулярность соблюдения рекомендованной программы питания: 52% участниц экспериментальной группы, 16% группы II и то только после разъяснительной беседы.
2. Повторное тестирование статической выносливости мышц, прикрепляющихся к костям таза: увеличение на 50-100% у всех участниц экспериментальной группы, на 25-50% - у всех участниц группы II, в группе III увеличение на 25% - у 57%, без динамики - у 25%, снижение - у 18%.
3. Повторное тестирование антропометрического профиля: коррекция на 27% в группе I, 13% - в группе II , в группе III отмечено увеличение диспропорций антропометрического профиля
4. Коррекция взаиморасположения костей таза установлена в экспериментальной группе у 16% участниц, регулярно выполнявших все направления ЗОЖ. В контрольных группах динамика отсутствовала.
5. У 3-х студенток экспериментальной группы (что составило 55% от числа имевших данные нарушения на начало эксперимента) зарегистрирована нормализация гормонального статуса; у 2-х, имевших состояние угрожаемое по развитию сахарного диабета и метаболического синдрома, произошла нормализация показателей глюкозы крови и глюкозилированного гемоглобина.
Выводы. Анализ результатов реализации образовательной программы «Здоровая и счастливая» в ТГМУ показал её высокую эффективность. Достоверно более выраженный корригирующий и оздоровительный эффект был получен в экспериментальной группе по сравнению с контрольными:
- сознательно-активное отношение студенток к изменению своего образа жизни в сторону его оздоровления,
- коррекция антропометрических параметров,
- увеличение статической выносливости мышц, прикрепляющихся к костям таза,
- коррекция взаиморасположения костей таза,
- положительный отзыв самих участниц о данной программе.
Опираясь на то, что формирование здоровья - функция, главным образом, воспитания, а не лечения (соматический компонент здоровья зависит от состояния медицины и здравоохранения лишь на 10-15 %), мы считаем необходимым рекомендовать применение образовательной программы «Здоровая и счастливая» в учебных учреждения в рамках дополнительного образования.
Список использованной литературы:
1. Азатян К.А., Саарян О.Т., Саакян С.В. Анализ влияния асимметричного взаиморасположения костей таза матери на последствия конфигурации головки новорождённого// Материалы V Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья»/ под ред. А.А.Северного, Ю.С.Шевченко. Москва, 24-27 сентября 2013г. - М.: ООО ONEBOOK.RU. - 381с.
2. Осипов В.Г. Технология физкультурно-оздоровительных занятий для девочек и девушек [Текст]: монография /В.Г.Осипов, Э.В.Буланова. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2014. - 233с.: ил.
3. Осипов В.Г. Физкультурно-оздоровительный «Синтез-тренинг» для девочек и девушек [Текст]: монография / В.Г.Осипов, Э.В.Буланова. - 2-е изд. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2012. - 192с.
© М.В. Паклёва, Э.В. Буланова, 2015