/20 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49) УДК 614.8
Результаты проведения комплексных обследований населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие аварии на ЧАЭС
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2016
Т.А. Марченко, Х.Х. Кучмезов, С.В. Петров, М.Н. Гуль, О.Е. Буевич
Аннотация
Рассмотрены актуальные вопросы реализации закона о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в части пересмотра перечня населенных пунктов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения.
Ключевые слова: Чернобыльская АЭС; радиоактивно загрязненные территории (РЗТ); перечень населенных пунктов; его пересмотр; закон о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации при аварии на ЧАЭС.
The Results of the Integrated Area Surveys Located With in the Zones of Radioactive Contamination as a Result of the Chernobyl Accident
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2016
T. Marchenko, H. Kuchmezov, S. Petrov, M. Gul', O. Buevich
Abstract
The article is devoted to solving actual issues of social law implementation (the law on social protection of citizens exposed to radiation as a result of the Chernobyl accident), in terms of the revision of the list of areas located within the boundaries of radioactive contamination.
Key words: Chernobyl atomic power station (CHNPP); radioactively contaminated areas (RCA); contaminated areas list; list revision; the law on social protection of citizens exposed to radiation as a result of the Chernobyl accident.
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 3 (49) /21
Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году привела к радиоактивному загрязнению значительных территорий европейской части Российской Федерации и сопредельных государств, охватив почти 60 тысяч км2 площадей в 14 субъектах РФ, загрязненных цезием-137 с плотностью более 1,0 Ки/км2, где в более 4-х тысячах населенных пунктов (далее — НП) проживает более 1,5 млн человек [1].
Защитные меры, проведенные после аварии, значительно снизили облучение населения загрязненных территорий и воздействие радиации на их здоровье. Тем не менее, эта авария была гуманитарной катастрофой и имела значительные последствия для здоровья людей и состояния окружающей среды, а также значительные социально-экономические последствия. Она разрушила экономику пострадавших районов и привела к значительной психологической напряженности населения, связанной со страхом за свое здоровье и здоровье своих детей, усугубленной обнищанием населения, деградацией экономики как в результате аварии на ЧАЭС, так и в результате «перестроечных» процессов. [2]
В результате аварии на ЧАЭС наиболее интенсивно оказалась загрязнена Брянская область: в ее юго-западных районах есть территории с радиоактивным загрязнением почвы выше 40 Ки/км2. Значительно пострадали также Тульская, Калужская и Орловская области. Кроме этих четырех областей еще в 10 регионах страны имеются населенные пункты, расположенные в зонах радиоактивного загрязнения.
В настоящее время, по прошествии трех десятилетий после аварии, можно констатировать, что дозы облучения населения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС значительно снизились и не представляют непосредственной угрозы для здоровья. В целом, радиационную обстановку на пострадавших территориях можно считать удовлетворительной, кроме некоторых районов Брянской области. По данным радиационно-гигиенической паспортизации, структура коллективных доз облучения населения юго-западных районов Брянской области отличается от структуры по области.
Вопросы социальной защиты пострадавшего от аварии населения регулируются Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Указанным актом определено, что основными показателями для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, являются плотность радиоактивного загрязнения почвы 137 Cs (определяется Росгидрометом) и уровень дозы облучения населения (определяется величиной СГЭД90 Роспотребнадзором).
Действие Закона распространяется на радиоактивно загрязненные территории, на которых, начиная с 1991 года, среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0,1 бэр), а плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные радиоактивно загрязненные территории согласно ст. 7-11 «чернобыльского» закона подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения; (территории, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986-1987 годах население было эвакуировано);
зона отселения (территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 свыше 15 Ки/кв.км, или стронцием-90—свыше 3 Ки/кв.км, или плутони-ем-239, 240 — свыше 0,1 Ки/кв.км);
зона проживания с правом на отселение (территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв.км);
зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (территория с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв.км, и условием непревышения среднегодовой эффективной эквивалентной дозы облучения населения 1 мЗв).
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона).
Кроме того, статья 7 Закона предусматривает, что на безопасность жизнедеятельности населения на радиоактивно загрязненных территориях влияет ряд факторов, определяющих социально-экономические условия. Эти факторы обусловлены созданием хозяйственной экологической структуры, обеспечивающей улучшение качества жизни населения выше среднего уровня (показателями качества жизни являются —уровень развития инфраструктуры, уровень медицинского обслуживания, демографическая обстановка, уровень безработицы, миграционные процессы).
Во исполнение нормы чернобыльского закона по пересмотру границ зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и перечня населенных пунктов, находящихся в них, Правительством Российской Федерации было дано поручение федеральным органам исполнительной власти подготовить проект нормативного правового акта, предусматривающий утверждение новой редакции перечня населенных пунктов (далее — перечень).
Проект постановления об утверждении перечня, подготовленный в соответствии с актуальными данными Роспотребнадзора, Росгидромета и Росстата, а также с учетом позиции Минфина России и Минтруда России о необходимости пересмотра перечня только на основании данных об изменении радиационной обстановки, был внесен МЧС России в Правительство Российской Федерации.
В соответствии с данным перечнем, из 4413 населенных пунктов (общая численность населения свыше 1,5 млн человек) подлежит исключению 2252 населенных пункта (население около 600 тыс. человек). Так, при утверждении данного варианта перечня прекратилось бы предоставление мер социальной поддержки более 72 тыс. человек в Брянской обла-
/22 См! SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, N0. 3 (49)
сти, более 188 тыс. человек в Тульской области, более 65 тыс. человек в Орловской области и т.д.
Проект постановления вызвал широкий общественный резонанс. Только по результатам общественного обсуждения получено более семи тысяч отрицательных отзывов граждан и общественных объединений.
Учитывая данное обстоятельство, внесенный проект постановления был возвращен с поручением Правительства Российской Федерации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти с обязательным участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации проработать вопрос минимизации социально-экономических последствий при пересмотре перечня.
По результатам проработки указанного вопроса был подготовлен проект редакции перечня, предусматривающий перевод 383 населенных пунктов в зоны с меньшим уровнем радиоактивного загрязнения, а также исключение из него 558 населенных пунктов, не имеющих постоянного населения.
Одновременно, в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации, была организована работа по пересмотру проекта перечня с учетом социально-экономических факторов, определяющих уровень жизни населения, социальную и инвестиционную привлекательность подвергшихся радиационному воздействию территорий.
МЧС России была организована работа по комплексным обследованиям населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, сводными рабочими группами (комиссиями). В целях обеспечения проведения комплексности и достоверности обследований в состав комиссии были включены представители уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, представители территориальных органов Росгидромета, Роспотреб-надзора, Росстата, других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений граждан, а также представителей экспертного и научного сообщества.
В целях методического обеспечения деятельности рабочих групп (комиссий) по комплексному обследованию территорий сотрудниками ФГБУ ВНИИ ГОЧС МЧС России были подготовлены и направлены в заинтересованные субъекты Российской Федерации «Рекомендации по проведению комплексных обследований населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также типовая форма «Паспорта безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [3].
По результатам обследований необходимо было определить радиоэкологическое и социально-экономическое состояние населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие ка-
тастрофы на Чернобыльской АЭС, и их готовность к исключению из перечня или изменению их статуса.
В результате проведения комплексных обследований комиссией заполнялся паспорт безопасности жизнедеятельности населения, проживающего в населенном пункте, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее — паспорт). Типовая форма паспорта безопасности жизнедеятельности населения содержала 26 заполняемых позиций, отражающих общие сведения (на 1 января 2015 года) об обследуемом населенном пункте, показатели, характеризующие демографическое состояние населенного пункта, радиационную обстановку, миграционные процессы, социально-экономическую обстановку, медицинское обеспечение.
По результатам проведения обследования комиссия вносила предложения в МЧС России о готовности населенного пункта к исключению из перечня или изменению его статуса. Если при переводе населенного пункта из одной статусной зоны в другую принимался во внимание лишь радиационный фактор, то при рассмотрении вопроса об исключении пункта из Перечня учитывается состояние хозяйственно-экологической структуры, обеспечивающей качество жизни населения выше среднего уровня (ст. 11 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1).
Решение отражалось в паспорте, который подписывался всеми членами комиссии по проведению обследований. Кроме того, паспорт согласовывался с руководителем муниципального образования, в состав которого входил обследуемый населенный пункт, и утверждался руководителем субъекта Российской Федерации.
По результатам комплексных обследований выяснилось, что в населенных пунктах зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом сложилась наиболее сложная социально-экономическая ситуация.
По данным МЧС России, обеспеченность населения этой зоны проживания объектами газо-, тепло-, водоснабжения составляет от 60% до 80%. Доступ населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях, к специализированной медицинской помощи органичен из-за значительного расстояния до районных и областных лечебных учреждений.
Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отмечали, что исключение населенных пунктов из перечня повлечет снижение качества жизни населения на данных территориях и создаст социальную напряженность среди жителей.
Массовый психофизиологический стресс населения непосредственно после катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г., а затем признание на законодательном уровне миллионов граждан, которые проживают на РЗТ и которые принимали участие в ликвидации последствий аварии, «жертвами» Чернобыля, пострадавшими, привели к формированию социально-психологической напряженности, которая
Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 3 (49)
детерминирована неадекватной информацией о последствиях аварии, реализуемыми контрмерами, социальными льготами и компенсациями.
За последние 10 лет отмечено выраженное снижение факторов социально-психологической напряженности и социальной дезадаптации, обеспокоенность населения РЗТ проблемами, связанными со «здоровьем», «личностными психологическими изменениями» и «социально-психологическими проблемами взаимоотношений». Это отражает позитивные результаты реализации комплекса социально-экономических, медико-психологических мероприятий по реабилитации населения РЗТ (см. рис.).
Однако отмечено, что менее социально-психологическими проблемами обеспокоены жители наиболее радиоактивно загрязненной зоны отселения. Этот парадоксальный на первый взгляд факт, может быть интерпретирован следующим образом—на протяжении всего периода после чернобыльской аварии происходил отток населения из зон с высоким уровнем
загрязнения. Это происходило как в рамках государственной программы переселения, так и по собственной инициативе жителей. Таким образом, многие люди, сильно обеспокоенные влиянием радиационного фактора, покинули эту территорию, что, безусловно, внесло свой вклад в наблюдаемую статистику.
Наибольшую степень обеспокоенности проблемами здоровья, личностными психологическими изменениями высказывают жители районов со льготным социально-экономическим статусом и жители зоны с правом на отселение. Причиной этого являются опасения жителей анализируемых территорий, связанные с угрозой потерять льготный статус вследствие вывода населенных пунктов из Перечня [4].
Выводы
1. Очень важной составляющей всей работы по изменению Перечня является информированность населения. Недооценка этого направления чревата
Зона проживания
I I I I I I
0,0 1,0 2,0 3,0 4,0 5,0
Факторы социально-психологической напряженности и социальной дезадаптации
Рис. Социально-психологические проблемы жизнедеятельности населения различных статусных зон по результатам
мониторинга 2013-2014 гг.
/24 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 3 (49)
серьезными негативными последствиями. При отсутствии у людей достоверных сведений по интересующим их вопросам среди населения нередко начинают циркулировать различные ложные слухи, что, в конечном итоге, способствует росту социальной напряженности. [5]
2. В дальнейшем при организации работы по пересмотру перечня населенных пунктов в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо основным акцентом определить информационную работу с пострадавшим населением чернобыльской зоны, учитывая 30-летний опыт преодоления последствий аварии.
3. Согласно предложениям научного сообщества и международных организаций, для повышения реального уровня жизни населения и переходу его к нормальной жизнедеятельности необходимо разработать программы переходного периода.
Литература
1. Атлас современных и прогнозных аспектов последствий аварии на Чернобыльской АЭС на пострадавших территориях России и Беларуси (АСПА Россия — Беларусь) / Под ред. Ю. А. Израэля, И.М. Богдевича. М.: Фонд «Инфосфера» — НИА «Природа»; Минск: Белкартография, 2009. 140 с: ил., карт.
2. Мельницкая Т. Б., Рыбников В. Ю., Белых Т. В. Психологическая концепция культуры безопасности жизнедеятельности населения радиоактивно загрязненных территорий: Моногр. СПб.: Политехника-Сервис, 2014. 170 с.
3. «Разработка и представление на утверждение методики проведения комплексных обследований населенных пунктов с учетом применения стандартов безопасного проживания. Разработка и представление на утверждение единой формы паспорта населенного пункта, предусмотрев в нем обоснованные показатели и критерии, необходимые для принятия решения об изменении статуса населенного пункта, а также рекомендации по его заполнению»: 1 этап оперативного задания от 10.02.2015 № 1. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015 г. 13 с.
4. Хавыло А.В. Социально-психологические проблемы жизнедеятельности и стрессовые реакции населения радиоактивно загрязненных территорий России после аварии на Чернобыльской АЭС в отдаленном периоде: Диссерт. СПб.: ФГБУ ВЦЭРМ им. А. М. Никифорова МЧС России, 2015. 163 с.
5. 30 лет после Чернобыля: патогенетические механизмы формирования соматической патологии, опыт медицинского сопровождения участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции: монография / Под ред. проф. С.С. Алексанина. СПб.: Политехника-принт, 2016. 506 с.
Сведения об авторах
Марченко Татьяна Андреевна: д. м. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Кучмезов Химзат Хакимович: к. э. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) МЧС России, нач. отд. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Петров Сергей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отд. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Гуль Марина Николаевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с. отд. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Буевич Ольга Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. отд. науч.-иссл. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Information about authors
Marchenko Tatiana А.: Doctor of Medical Sciences, Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Chief Research Center researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Kuchmezov Himzat Н.: к. э. н., доц., Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Petrov Sergey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Gul' Marina N.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]
Buevich Olga Е.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Researcher, Department of Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: [email protected]