УДК 614.8
Радиационная, химическая и биологическая защита населения: цель, задачи и направления совершенствования на период до 2020 г.
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2014
И.В. Сосунов, В.В. Батырев, Н.Н. Посохов, П.Н. Косырев, И.Л. Садовский, И.Ю. Олтян
Аннотация
Дана подробная характеристика задач по радиационной, химической и биологической (РХБ) защите (РХБЗ) населения. Определены источники чрезвычайных ситуаций (ЧС) РХБ характера. Проведен анализ источников угроз РХБ характера, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий. Сформулированы цели обеспечения РХБЗ населения. Рассмотрены принципы обеспечения РХБЗ населения. Раскрыто основное содержание и этапы осуществления Концепции РХБЗ населения на период до 2020 г
Ключевые слова: радиационная, химическая и биологическая защита (РХБЗ) населения; единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС; системы РХБЗ населения; источники ЧС радиационного, химического и биолого-социального характера; принципы обеспечения РХБЗ населения; Концепция РХБЗ населения.
Radiation, Chemical and Biological Protection of the Population: Coal, Objectives and Directions of Improvement for the Period up to 2020
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2014
I. Sosunov, V. Batyrev, N. Posokhov, P. Kosyrev, I. Sadovski, I. Oltyan
Abstract
Detailed description of the nuclear, chemical and biological protection (NCBP) of population was given. Sources of emergency situations of the NBC nature were determined. Analysis of sources of NBC threats, arising from the conduct of hostilities and as a result of these actions, was conducted. Goals of ensuring of the nuclear, chemical and biological protection of the population were formulated. Principles of providing NCBP of the population were reviewed. The main content and stages of implementation of the Concept of radiation, chemical and biological protection for the period up to 2020 was solved.
Key words: nuclear, chemical and biological protection (NCBP of population); unified state system of prevention and liquidation of emergency situations; systems of NCB protection of population; sources of emergency situations of nuclear, chemical and biologically-social character; principles of NCB protection of population; Concept of nuclear, chemical and biological protection (NCBP) of population.
РХБЗ населения является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. РХБЗ населения представляет собой совокупность согласованных мероприятий и действий сил гражданской обороны, сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС), направленных на обеспечение РХБ безопасности населения в условиях угрозы и возникновения ЧС природного и техногенного характера, а также при реализации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Российская Федерация при обеспечении РХБЗ населения на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы РХБЗ населения, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на решение следующих задач РХБЗ:
1) выявление и оценка РХБ обстановки как при угрозе, так и при возникновении ЧС РХБ характера;
2) непосредственная защита населения от поражающих факторов РХБ характера, как в мирное, так и в военное время;
3) ликвидация последствий ЧС РХБ характера;
4) предотвращение и снижение вероятности возникновения угроз РХБ характера.
В настоящее время на территории Российской Федерации, несмотря на принимаемые на всех уровнях государственной власти усилия, уровень РХБЗ населения не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда в результате воздействия опасных РХБ факторов, которые могут возникнуть при ЧС природного и техногенного характера, а также при реализации опасностей РХБ характера, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
При этом источниками ЧС радиационного, химического, биолого-социального характера являются следующие.
Источники чрезвычайных ситуаций радиационного характера
Источниками ЧС радиационного характера являются опасные техногенные происшествия, которые могут возникнуть на объектах использования атомной энергии, в том числе на ядерных установках энергетического и иного назначения, пунктах хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
В настоящее время в Российской Федерации эксплуатируется 17 атомных станций, включающих 33 энергоблока, 15 промышленных реакторов, 26 установок по переработке ядерных материалов, 14 ядерных установок для проведения НИОКР с использованием ядерных материалов, 39 пунктов хранения ядерных материалов, отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов, 17 промышлен-
ных предприятий ядерного топливного цикла, 66 исследовательских ядерных установок.
Возникновение ЧС, связанных с ядерно и радиа-ционно опасными объектами, ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами, источниками ионизирующих излучений, а также сохранение угроз со стороны террористических организаций в отношении объектов использования атомной энергии может затрагивать жизненно важные интересы человека, общества, государства и иметь долговременные негативные последствия, представляющие серьезную угрозу национальной безопасности, социально-экономическому развитию Российской Федерации и характеризоваться обширными трансграничными рисками.
Источники чрезвычайных ситуаций химического характера
Источниками ЧС химического характера являются опасные техногенные происшествия, которые могут возникнуть на химически опасных объектах, а также при транспортировке опасных химических веществ.
В Российской Федерации в настоящее время функционирует 13 983 химически опасных объекта, в том числе более 2500 организаций химического и оборонно-промышленного комплексов, эксплуатирующих химически опасные объекты, относящиеся к категориям чрезвычайно высокой и высокой опасности.
Важнейшим показателем химической опасности является то, что 70 % химически опасных объектов расположены в 140 городах России, в каждом из которых проживает не менее 100 тыс. человек. Всего в зонах возможного химического воздействия проживает более 40 млн человек.
Указанные химически опасные объекты, а также объекты хранения (уничтожения) запасов химического оружия, склады ракетных топлив, могильники с захоронением опасных химических отходов, масштабная транспортировка опасных химических веществ автомобильным, железнодорожным и трубопроводным транспортом, а также угроза террористических проявлений с применением опасных химических веществ создают существенные угрозы национальной безопасности страны.
Источники чрезвычайных ситуаций биолого-социального характера
Источниками ЧС биолого-социального характера являются опасные техногенные происшествия, которые могут возникнуть на предприятиях фармацевтической, медицинской и микробиологической промышленности с наличием в технологической цепочке биологического фактора, основными компонентами которого являются микробы, продукты их метаболической деятельности и микробиологического синтеза.
К источникам биологической опасности также относятся места захоронений животных. На террито-
рии России зарегистрировано 24 280 скотомогильников, из которых 4214 — сибиреязвенные, 1700 скотомогильников являются бесхозными.
Санитарно-эпидемиологическая обстановка в стране в последнее десятилетие характеризуется 25—50 чрезвычайными ситуациями биолого-социального характера в год. При этом причинами, усугубляющими возможное негативное воздействие опасных биологических факторов на население, являются:
сохранение риска возникновения новых инфекций, вызываемых ранее неизвестными патогенами;
возникновение опасных и особо опасных инфекций, в т. ч. природно-очаговых, спонтанных и «возвращающихся», а также их распространение среди населения, животных и растений (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии);
возникновение биологических катастроф вследствие аварий на объектах, где проводятся работы с патогенными микроорганизмами, природных катастроф, приводящих к росту инфекционной заболеваемости;
возрастание рисков, связанных с противоправным использованием биотехнологий, в том числе при террористических проявлениях, а также опасной техногенной деятельностью, включая использование генно-инженерных технологий.
Источники угроз РХБ характера, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий
Анализ современной военно-политической обстановки свидетельствует о том, что в ходе локальных войн и военных конфликтов вероятность применения противником по объектам тыла (населенным пунктам и объектам экономики) ядерного, химического и биологического оружия пренебрежимо мала. Указанное подтверждается Планом гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации, утвержденным Президентом Российской Федерации 23 октября 2013 г. № 889, предусматривающим возможность применения по объектам тыла только современных средств поражения в обычном снаряжении, обладающих преимущественно фугасным и осколочным воздействием.
В связи с указанным, вероятными угрозами РХБ характера, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются вторичные факторы поражения объектов использования атомной энергии, химически опасных и биологически опасных объектов, характеризующиеся формированием зон радиоактивного загрязнения, химического заражения, эпидемиями, эпизоотиями и эпифи-тотиями.
Сохранение существующего уровня негативного воздействия опасных РХБ факторов, возникновение новых и возвращение отдельных ранее преодоленных угроз приводят к ухудшению состояния РХБЗ
населения, и, следовательно, к ослаблению национальной безопасности страны в целом.
Количественные показатели риска ЧС РХБ характера, характеризующие вероятность возникновения указанных ЧС и тяжесть их последствий, имеют недопустимо высокие значения. До настоящего времени в Российской Федерации не выработаны и не реализованы на практике критерии и характеризующие их показатели, позволяющие оценить текущий уровень РХБЗ населения для последующего планирования корректирующих мер правового, экономического, инженерно-технического, политического, технологического и организационного характера, направленных на повышение уровня РХБЗ населения.
Отсутствие должной координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области РХБЗ населения, а также дублирование отдельных направлений в указанной области не позволяет эффективно осуществлять защиту населения и приводит к нерациональному расходованию средств бюджетов различного уровня.
В связи с указанным, целями обеспечения РХБЗ населения являются:
1) минимизация рисков ЧС техногенного, природного и террористического характера, связанных с вероятностью возникновения и осуществления РХБ угроз;
2) обеспечение гарантированного уровня РХБЗ населения в пределах научно обоснованных критериев приемлемого (допустимого) риска;
3) повышение уровня РХБЗ населения;
4) создание благоприятных условий для безопасной жизнедеятельности населения в условиях возможных угроз РХБ характера.
Для достижения целей обеспечения РХБЗ населения необходимо сосредоточить усилия на следующих основных направлениях:
выявление, анализ, прогнозирование, внедрение единых критериев оценки и ранжирования рисков, связанных с негативным воздействием на население РХБ факторов;
2) совершенствование нормативного правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области РХБЗ;
3) развитие ресурсного обеспечения мероприятий по РХБЗ населения;
4) осуществление комплекса мероприятий по нейтрализации РХБ угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия РХБ факторов, повышению защищенности населения, а также оценка эффективности указанных мероприятий;
5) дальнейшее развитие международного сотрудничества в области РХБЗ населения.
Обеспечение РХБЗ населения должно осуществляться на следующих принципах:
1) совершенствование законодательства Российской Федерации в области РХБЗ населения с учетом
интересов национальной безопасности, общепринятых норм международного права в решении проблем, связанных с РХБЗ населения;
2) взаимодействие и координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при обеспечении РХБЗ населения;
3) разграничение полномочий и ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, прав и обязанностей граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области РХБЗ населения;
4) системность и комплексность мер, направленных на обеспечение допустимого (приемлемого) риска, характеризующего уровень РХБЗ населения;
5) рациональная достаточность и эффективность мер по обеспечению РХБЗ населения Российской Федерации;
6) рациональное сочетание интересов и взаимной ответственности личности, общества и государства;
7) доступность информации и повышение осведомленности населения Российской Федерации в области РХБЗ населения;
8) синхронизация планов развития технологий и услуг в области РХБЗ населения с планами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов;
9) расширение международного сотрудничества и учет передового зарубежного опыта при обеспечении РХБЗ населения Российской Федерации.
Актуальными задачами по выявлению, анализу, прогнозированию, внедрению единых критериев оценки и ранжированию рисков, связанных с негативным воздействием на население РХБ факторов, являются:
1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области обоснования допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС РХБ характера, а также разработки научно-методических основ (методологии) оценки риска для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
2) установление документами по стандартизации, а в дальнейшем — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации допустимых (приемлемых) уровней риска, а также правил и процедур оценки рисков, связанных с негативным воздействием на население РХБ факторов;
3) разработка и введение в действие документами по стандартизации «Методики прогнозирования масштабов возможного химического заражения» с целью установления единого методического подхода в области прогнозирования химической обстановки;
4) актуализация и утверждение в установленном порядке свода правил по проектированию «Инженерно-технических мероприятий гражданской
обороны», устанавливающего, с учетом новых подходов к решению задач гражданской обороны, зонирование территории Российской Федерации при реализации угроз радиационного и химического характера, а также мероприятия по РХБЗ населения;
5) разработка и утверждение в установленном порядке технических регламентов Таможенного союза, национальных и межгосударственных стандартов, устанавливающих требования к продукции, предназначенной для РХБЗ населения.
Актуальными задачами по совершенствованию нормативного правового регулирования, государственного управления и координации деятельности в области РХБЗ населения являются:
1) создание в МЧС России службы координации РХБЗ и службы координации инженерной защиты;
2) создание и внедрение государственной информационной системы обеспечения РХБЗ населения;
3) разработка и утверждение в установленном порядке актуализированного Положения о единой сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;
4) разработка и утверждение в установленном порядке федеральных законов «О химической безопасности», «О биологической безопасности», законов субъектов Российской Федерации в области РХБЗ, а также нормативных правовых актов, обеспечивающих их реализацию;
5) подготовка и утверждение в установленном порядке наставлений и руководств по выявлению и оценке РХБ обстановки, проведению санитарной обработки населения, обеззараживанию зданий и сооружений, специальной обработке техники и территорий;
6) разработка правовых норм, обеспечивающих повышение эффективности государственного надзора, усиление контроля за функционированием объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов;
7) разработка и утверждение в установленном порядке свода правил, устанавливающего нормы проектирования санитарно-обмывочных пунктов, станций обеззараживания одежды и транспорта;
8) создание системы оценки соответствия продукции, предназначенной для РХБЗ населения, установленным требованиям;
9) совершенствование структуры, режимов функционирования, оснащения, степени готовности сил и средств ликвидации последствий радиационного загрязнения, химического и биологического заражения;
10) проведение учений и тренировок по организации межведомственного взаимодействия, в том числе при ликвидации ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов;
11) уточнение планов гражданской обороны МЧС России, а также территориальных органов и органи-
заций МЧС России, с учетом современных угроз РХБ характера.
Актуальными задачами по ресурсному обеспечению мероприятий по РХБЗ населения являются:
1) внедрение робототехнических средств РХБ разведки, включая беспилотные летательные аппараты;
2) разработка дистанционных инфракрасных пассивных систем химического контроля, позволяющих обнаруживать одновременно до 50 видов физиологически активных веществ в паровой и аэрозольной фазах с использованием спектрорадиометров панорамного типа;
3) разработка инновационных индивидуальных и коллективных средств защиты населения от угроз РХБ характера, в т. ч. «камер-убежищ»;
4) создание малогабаритных быстродействующих приборов химической разведки, использующих такие физико-химические методы анализа как газовая хроматография, масс-спектрометрия и спектрометрия ионной подвижности;
5) формирование приборного парка химико-аналитических лабораторий, основанных на новых технологических решениях, обеспечивающих проведение групповой индикации опасных химических веществ с последующей идентификацией обнаруживаемых веществ с помощью компьютерной обработки его результатов;
6) создание широкомасштабной коллективной автоматизированной системы моделирования радиационной, химической обстановки и обучения сил ликвидации ЧС радиационного и химического характера, позволяющей управлять приборами радиационной и химической разведки в удаленном режиме в соответствии с конфигурированной методикой «виртуального шлейфа»;
7) разработка мобильных комплексов обеззараживания водоисточников при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения;
8) разработка и внедрение новых образцов современной техники и эффективных технологий санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий;
9) разработка приборов комплексного обнаружения, отбора и специфического анализа биологических проб;
10) совершенствование системы обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, основанной на переходе от принципа всеобщей РХБЗ населения к принципу защиты конкретных групп населения от конкретных видов опасности.
Актуальными задачами по нейтрализации РХБ угроз, предупреждению и минимизации рисков негативного воздействия РХБ факторов, повышению
защищенности населения, а также оценки эффективности указанных мероприятий являются:
1) анализ уровня РХБЗ населения, основанный на результатах оценки риска;
2) разработка и внедрение в практическую деятельность технологии (информационно-аналитической системы) удаленной оценки риска негативного воздействия РХБ факторов для территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
3) развитие страховых механизмов снижения риска и смягчения последствий ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов;
4) повышение подготовленности населения в области РХБЗ, в том числе путем разработки и внедрения учебных программ и программ тематического повышения квалификации в области РХБЗ;
5) развитие государственно-частного партнерства в области РХБЗ населения;
6) совершенствование комплексных систем информирования и оповещения населения об угрозах РХБ характера;
7) развитие механизмов стимулирования деятельности объектов использования атомной энергии, химически и биологически опасных объектов по обеспечению РХБ безопасности;
8) освоение и внедрение современных технологий Российской Федерации, обеспечивающих РХБЗ населения;
9) привлечение сил и средств существующей сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации для организации комплексного мониторинга РХБ обстановки в рамках РСЧС.
Актуальными задачами по дальнейшему развитию международного сотрудничества в области РХБЗ населения являются:
1) реализация международных договоров, соглашений и конвенций, участницей которых является Российская Федерация;
2) участие специалистов Российской Федерации, в том числе МЧС России в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами РХБЗ населения;
3) внедрение в практическую деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований предусмотренных «Хиогской Рамочной Программой Действий» механизмов самооценки уровня устойчивости территорий к угрозам РХБ характера;
4) активизация участия МЧС России в деятельности международного комитета по стандартизации (ИСО) с целью повышения уровня координации действий в области РХБЗ населения;
5) правовое регулирование контроля трансграничного переноса радиоактивных, опасных химических и биологически опасных веществ с государ-
ствами, имеющими общие границы с Российской Федерацией;
6) гармонизация требований в области РХБЗ населения в рамках международного сотрудничества с Европейским союзом, Таможенным союзом и другими межгосударственными союзами.
Раскрытые задачи и направления совершенствования РХБЗ населения нашли отражение в Концепции радиационной, химической и биологической защиты населения (далее — Концепция), разработанной ВНИИ ГОЧС и утвержденной решением Коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г. № 8/П.
Указанная Концепция представляет собой систему взглядов на совершенствование РХБЗ населения и определяет основные источники угроз РХБ характера для населения Российской Федерации, цели, задачи и принципы обеспечения РХБЗ населения, а также основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении РХБЗ населения на основании законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим систему взглядов на совершенствование РХБЗ населения, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и организаций, в том числе институтов гражданского общества, а также граждан Российской Федерации.
Реализацию Концепции предполагается осуществить в три этапа.
На первом этапе предполагается осуществить следующие мероприятия:
1) создание в МЧС России службы координации РХБЗ и службы координации инженерной защиты;
2) разработка научно-методических основ снижения риска ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов;
3) разработка, утверждение в установленном порядке и введение в действие законодательных, нормативных правовых актов и нормативных документов, предусмотренных Концепцией.
На втором этапе предполагается осуществить следующие мероприятия:
1) разработка технических средств и технологий в области РХБЗ, предусмотренных Концепцией;
2) внедрение в практическую деятельность результатов научно-исследовательских работ в области снижения риска ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов.
На третьем этапе предполагается осуществить следующие мероприятия:
1) достижение и поддержание на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований допустимых (приемлемых) уровней риска ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов;
2) внедрение технических средств и технологий в области РХБЗ, предусмотренных настоящей Концепцией;
3) планирование и осуществление мер правового, экономического, технологического, инженерно-технического и организационного характера, направленных на снижение допустимого (приемлемого) уровня риска ЧС, вызванных воздействием РХБ факторов.
Таким образом, на основе результатов выполненных в МЧС России НИОКР определены цели, задачи и направления совершенствования РХБЗ населения на период до 2020 г. Более того, представленные в статье взгляды ученых ВНИИ ГОЧС утверждены решением Коллегии МЧС России, что будет способствовать:
1) повышению уровня РХБЗ населения;
2) созданию эффективного научно обоснованного механизма оценки уровня РХБ безопасности населения через механизмы оценки риска;
3) повышению роли органов государственной власти, органов местного самоуправления в сфере обеспечения РХБЗ населения;
4) совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере обеспечения РХБЗ населения;
5) повышению эффективности применения сил и средств РХБЗ, входящих в РСЧС, для обеспечения РХБЗ населения;
6) социально-экономическому развитию Российской Федерации за счет развития конкурентных рынков инновационной техники и технологий в области РХБЗ населения, снижения административных барьеров на пути развития малого и среднего бизнеса и сокращения финансовых затрат бюджетов различного уровня на реализацию мероприятий, направленных на РХБЗ населения.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 536 «Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации».
2. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г
4. Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 марта 2012 г № Пр-539.
5. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Президентом Российской Федерации 1 ноября 2013 г № Пр-2573.
6. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 3 ноября 2011 г. № Пр-2613.
7. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного и техногенного характера и террористических ак-
тов на период до 2020 годы, утвержденные Президентом Российской Федерации 15 ноября 2011 г. № Пр-3400.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г № 1662-р.
9. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения, утвержденная Решением Коллегии МЧС России от 17 июня 2014 г № 8/11.
Сведения об авторах
Сосунов Игорь Владимирович: к. т. н., доц., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-90-45.
E-mail: post115@yandex.ru
Батырев Василий Васильевич: д. т. н., проф., ФГБУ
ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 233-25-73.
Посохов Николай Николаевич: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
зам. нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 233-25-68.
E-mail: nik.posokhov@yandex.ru
SPIN-код — 3220-2654.
Косырев Павел Николаевич: к. т. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), вед. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 216-90-42.
Садовский Игорь Леонидович: к. воен. н., с. н. с., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), вед. научн. сотр. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-99-64.
Олтян Ирина Юрьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),
нач. научно-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7.
Тел.: (499) 233-25-70.
E-mail: oltan@vniigochs.ru
SPIN-код — 3476-5213.
Information about authors
Sosunov Igor V.: Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-45. E-mail: post115@yandex.ru
Batirev Vasily V.: Doctor of Technical Sciences, Professor, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Chief Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-90-45.
Posokhov Nikolai N.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Research Center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Тел.: (499) 233-25-68. E-mail: nik.posokhov@yandex.ru SPIN-scientific — 3220-2654.
Kosirev Pavel N.: Candidate of Technical Sciences, Senior Researcher, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-42.
Sadowski Igor L.: Candidate of Military Sciences, Senior Researcher, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher.
121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-99-64.
Oltyan Irina Y.: PhD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Research Center. 1121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 233-25-70. E-mail: oltan@vniigochs.ru SPIN-scientific — 3476-5213.