УДК 614.8
Основные аспекты организации информационной работы на радиоактивно-загрязненных территориях
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2012
Т.А. Марченко, В.А. Щелоков, М.А. Шкурко, И.А. Шамратова
Аннотация
В статье представлен анализ состояния информационной работы с населением по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности. На основе данного анализа разработана концепция информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию.
Ключевые слова: радиационная авария; чрезвычайная ситуация; информация; концепция; информирование населения; радиационная безопасность населения.
Key Aspects of Organization of Outreach Activities in Radioactively Contaminated Areas
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 20112
T. Marchenko, V. Shchelokov, M. Shkurko, I. Shamratova
Abstract
The paper analyses the situation with outreach activities for raising the public awareness of how to overcome the consequences of nuclear accidents and ensure radiation safety. Based on the analysis, the authors have developed a concept of outreach aimed at raising the awareness of the population and executive bodies as concerns overcoming the effects of nuclear accidents and radiation safety, and forming the culture of life safety in exposed areas.
Key words: nuclear accident, emergency, information, concept, public awareness, radiation safety of the population.
Согласно статистическим данным ежегодно в мире увеличивается число стихийных бедствий, катастроф, аварий и военных конфликтов. Это отражается на здоровье населения, вызывая целый ряд заболеваний, среди которых особое место занимают посттравматические стрессовые расстройства.
Особую тревогу вызывают антропогенные катастрофы и аварии с участием радиационного фактора, т.к. по своим масштабам, степени тяжести и долго-временности действия поражающих факторов они являются наиболее опасными. Для России эти бедствия связаны в первую очередь с рядом катастроф, произошедших во второй половине XX в. на реке Теча (СССР, 1949—1956 гг.) и ПО «Маяк» (СССР, 1948 г., 1957 г.), на Семипалатинском ядерном полигоне (СССР, 1949—1989 гг.) и Чернобыле (СССР, 1986г.).
После чернобыльской радиационной аварии неадекватно высокий уровень социально-психологической напряженности у населения был результатом эмоционального стресса информационной природы и поддерживается до настоящего времени многими факторами. Среди них можно выделить как основные, которые связаны непосредственно с длительным характером радиационного загрязнения территорий, так и временные и ситуационные факторы, характерные для конкретной радиационной аварии. К основным факторам, поддерживающим завышенную оценку опасности радиации для здоровья, население относит:
особенности восприятия человеком радиационного воздействия, не дающих прямых ощущений;
отсутствие у вовлеченного населения базовых научно обоснованных знаний о радиации, о дозах облучения и о возможности защитить себя, своих близких;
осознание человеком вероятности возникновения неблагоприятных для здоровья последствий от радиационного воздействия в течение всей его жизни.
К временным, ситуационным факторам, влияющим на формирование социально-психологической напряженности, можно отнести:
масштаб аварии (внезапное вовлечение большого числа людей — всего населения единого социокультурного и административного сообщества деревни, поселка, города, района);
отсутствие достаточной информации об аварии на фоне введения рекомендаций о защитных мерах и т.д.;
отсутствие достаточной компетенции и специальных знаний у лиц, принимавших решения о проведении и вводивших указанные защитные меры;
вынужденное длительное участие населения в проведении защитных мер запретительного характера, а также растянувшегося на десятилетия переселения и т.д.
Данные факторы реализуются индивидуально
для каждой конкретной радиационной аварии.
Очевидно, что целый комплекс факторов способствует формированию неадекватно высокого уровня социально-психологической напряженности населения. Соответственно, снижение высокого уровня социально-психологической напряженности является проблемой, для решения которой необходимы меры социального и экономического характера, а также взаимодействие различных ведомств и государственных служб. В этой совместной работе информирование является не единственным, но обязательным условием формирования у населения субъективных оценок радиационного риска, соответствующих реальной радиационной обстановке. Адекватное информирование остается одной из наиболее сложных и актуальных задач реабилитации населения загрязненных территорий.
Для усовершенствования информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, необходимо достижение информированности населения до уровня 80%.
В соответствии с этим в Федеральной целевой программе «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» по направлению «Информационная поддержка и социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих на загрязненных территориях» были поставлены следующие задачи:
обеспечение доступности информации по проблемам преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов, разработка и продвижение информационных проектов по формированию адекватного восприятия гражданами возможных угроз жизнедеятельности и снижение уровня социально-психологической напряженности.
создание условий для реализации информационной политики и внедрение современных информационных технологий на загрязненных территориях.
Итогом работы по данному направлению проведения явилось следующее:
доля и число граждан, попадающих в группу риска по степени социально-психологической напряженности, обусловленной радиационным фактором, снизилась до 20,3%;
уровень информированности граждан из числа не имевших ранее информации по проблемам проживания на территориях, пострадавших в результате чернобыльской аварии повысился на 40% (было 20%);
улучшилось в целом социально-психологическое состояние экономически активного населения пострадавших территорий.
Кроме того, в рамках реализации федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» и Программы совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства на 2006—2010 годы был создан программный комплекс электронной библиотеки информационных ресурсов по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и катастроф более чем на 10 тыс. источников, разработан и внедрен информационный WAP-сайт по вопросам радиационной безопасности населения, проживающего на РЗТ, а также разработаны и введены в действие с 4 мая 2010г. методические указания «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», изготовлены, доставлены, установлены и подключены к системе популяризации безопасности жизнедеятельности населения информационно-справочные терминалы в Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областях.
Анализ результатов исследований оценки различных источников информации по степени доступности и удобства использования для населения Брянской, Орловской, Калужской и Тульской областей по результатам мониторинга ОНИЦ «Прогноз» в 2010г. показал, что наиболее предпочитаемыми источниками информации у населения остаются передачи телевидения и радио. Также достаточно удобными и доступными являются такие информационные источники, как газеты и журналы. Несколько менее популярны беседы со специалистами. Наименее удобными для населения являются такие источники информирования, как листовки, плакаты, специализированные издания и Интернет.
Однако нельзя говорить о том, что Интернет является однозначно неудобным источником для населения, так как для оценки данного источника информирования необходимо учитывать возрастной фактор и наличие Интернет связи. Так в Брянской, Калужской и Орловской областях молодежь отдала предпочтение Интернету, среди всех источников информации.
При этом, если сравнить данные исследований, проведенных в 2010 году и в 2002—2008 гг., то изменений в предпочтениях у жителей РЗТ не наблюдается.
Основные источники информирования населения о радиационной безопасности следующие:
Электронные СМИ (телевизионное и радиовещание), по результатам рейтинговых исследований различных источников информации, проведенных ОНИЦ «Прогноз» в регионах, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, являются наиболее доступными и удобными для пользования около 60% населения всех возрастных категорий.
Печатные СМИ (газеты и журналы) занимают
уверенное второе место по популярности среди всех категорий населения — около 40% взрослого населения и молодежи.
Устная пропаганда — публичные лекции, встречи специалистов и представителей администрации с населением, вечера вопросов и ответов, научные консультации, встречи и индивидуальные беседы со специалистами — врачами, учителями, психологами, сотрудниками РСЧС, охватывает около 30% населения.
Листовки, брошюры, плакаты, специальные издания — пользуются вниманием и являются источниками информации у населения старших возрастных групп, аудитория этих форм информирования составляет около 20% населения.
Интернет является интенсивно развивающимся популярным источником информации у молодежи и экономически активной части населения всех возрастов. По результатам опросов до 30% этой категории граждан получают информацию из Интернета.
Учитывая приведенные данные, необходимо обеспечивать доступность информации в брошюрах, листовках и на плакатах и стимулировать развитие интереса и потребности к достоверной информации, которую можно получить в регулярных беседах со специалистами, а следовательно, и совершенствовать подготовку специалистов в информационных центрах, которые также увеличивали бы доступность и специализированных изданий для жителей РЗТ.
Грамотное информационное обеспечение различных категорий граждан, ранжированных по гендерно-му и возрастному признаку, а также в зависимости от проживания в сельской местности или городах, является ключевым фактором для увеличения информированности населения и снижения психоэмоционального напряжения и стресса у населения, проживающего на радиоактивно загрязненных территориях.
Анализ оценки информационных потребностей по степени их необходимости для населения РЗТ показал, что самой важной информацией о специфике проживания на радиоактивно загрязненных территориях остается информация «о влиянии радиации на здоровье людей и здоровье будущих поколений». Следующей по важности является информация «об экологической ситуации в регионе». Менее востребованной респонденты считают информацию «о деятельности органов власти». Именно власть, по мнению респондентов, должна своевременно, авторитетно предоставлять информацию, так как в условиях неопределенности всевозможные слухи и домыслы усугубляют возникающую социально-психологическую напряженность. Наименее всего респондентов интересует нормативно-правовая информация по вопросам реабилитации населения и территорий, радиационная безопасность и состояние пострадавших территорий, а также технологии и рекомендации по ведению хозяйственной деятельности на загрязненных территориях.
При этом если сравнить данные исследований, проведенных в 2010 году и данные 2005—2008 гг., то существенных изменений в предпочтениях и в доступности источников информации у жителей Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей также не наблюдается.
На основе проведенных социологических исследований информационных потребностей населения, доступности источников информации, а также анализа современной системы информирования можно сделать вывод, что информирование населения по вопросам радиационного риска и принимаемым мерам защиты необходимо проводить с учетом особенностей психологии восприятия информации, то есть информация для населения должна быть доходчивой, излагаемой простым и доступным языком, а именно: ориентироваться на актуальные потребности населения;
опираться на своевременную и достоверную информацию о готовности населения к восприятию социальных решений;
привлекать широкие слои населения к обсуждению и решению их социальных проблем на региональном уровне, с помощью СМИ, через организацию обратной связи «население — региональные органы управления»;
учитывать социальные особенности и психологию восприятия информации населением;
учитывать возможности улучшения диалога органов власти с населением (имеется в виду прямой поток информации от органов власти к населению обратная связь от населения к органам власти всех уровней);
учитывать социально-психологическую адаптацию населения к проживанию в условиях повышенного риска, в меняющихся социальных условиях.
Данные формы пропаганды необходимо совершенствовать в следующих направлениях:
устную пропаганду — в форме публичных выступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасности жизнедеятельности перед различными группами, лекций, семинаров, конференций, тематических вечеров, вечеров вопросов и ответов, викторин, научных консультаций, встреч со специалистами, и силами сотрудников МЧС России, организаций и ведомств на предприятиях и в организациях проводить мероприятия, направленные на формирование у населения культуры безопасности жизнедеятельности;
печатную пропаганду — путем публикации в периодических и других изданиях выступлений авторитетных специалистов МЧС России в области безопасности жизнедеятельности, ученых, представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр, памяток по правилам поведения в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров и в целях их предупреждения;
пропаганду через электронные СМИ (телевизионное и радиовещание), ролики социальной рекламы, Интернет (сайты и порталы, форумы и блоги, виртуальные семинары, форумы) — при создании обучающих программ, роликов социальной рекламы, электронных буклетов и плакатов учитывать климатические, географические и национальные особенности каждого региона, сезонные риски, возрастные и социальные характеристики целевой аудитории;
наглядную пропаганду — в форме организации стационарных и передвижных выставок, оборудовании учебных классов, музеев, уголков, стендов с фотографиями, детскими рисунками по тематике культуры безопасности, наружной рекламы городской среды (билборды, брондмауэры, перетяжки, сити-формат, реклама на транспорте);
пропаганду через культурно-просветительские учреждения (театры, кинотеатры, клубы, музеи, выставки) — содействие отражению в проблематике фильмов, спектаклей, выставочных экспозиций вопросов культуры безопасности.
Успешное решение задачи повышения качества жизни в пострадавших районах, сохранение здоровья проживающего в условиях радиационного риска населения, возможны только при условии его активного вовлечения в управление радиологической ситуацией. Для этого необходимо повысить уровень понимания населением проблем окружающей среды, формировать желание быть причастным к их решению.
Информационная работа с населением должна стать стратегией защиты населения от неадекватной психотравмирующей информации, которая опирается на активный диалог органов власти с населением и предусматривает оценку и учет внешних социально-экономических условий (необходима компетентность в вопросах экономики, знание актуальных особенностей рыночных отношений и уровня развития этих отношений в конкретных регионах). Также необходимо учитывать анализ текущего состояния проблемы, который является сердцевиной и исходной базой в принятии решения, как по самой проблеме, так и по выработке информационных действий, связанных с ее решением.
Приоритетными направлениями повышения эффективности информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности с целью формирования культуры безопасной жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию являются:
создание единой информационной системы по вопросам обеспечения радиационной безопасности населения и проблемам преодоления последствий радиационных аварий;
разработка научной концепции и реализация комплекса мероприятий по обеспечению прав граждан на получение достоверной информации о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности на основе развития региональных систем информационных электронных ресурсов, формированию культуры безопасности жизнедеятельности населения;
разработка комплекса эффективных технологий, реализация и совершенствование системы мер по социально-психологической адаптации населения, подвергшегося радиационному воздействию;
организация туризма (природно-экологического, исторического) на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
привлечение инвестиций на радиационно-загрязненные территории для повышения жизненного уровня людей, проживающих на данных территориях;
информационно-аналитическая поддержка государственных заказчиков по реабилитации мероприятий Программы;
обеспечение участия Российской Федерации в реализации проектов программ развития ООН и Международного агентства по атомной энергии, а также плана действий ООН по реабилитации в зоне Чернобыля.
На основании анализа результатов информационной работы до 2010 года в рамках Федеральной целевой программы «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года» разработана концепция информационной работы с населением и органами исполнительной власти, которая позволит: усовершенствовать информационную работу с населением, подвергшимся радиационному воздействию;
сформировать адекватное восприятие возможных угроз;
развить культуру безопасности жизнедеятельности.
Целями Концепции информационной работы с населением и органами исполнительной власти по вопросам преодоления последствий радиационных аварий и обеспечения радиационной безопасности, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения, проживающего на территориях, подвергшихся радиационному воздействию, являются:
формирование системы мер по обеспечению конституционных прав граждан на своевременное получение достоверной информации;
информирование населения о деятельности органов государственной власти и управления, о социально-экономической жизни региона, муниципального образования;
создание условий для распространения своевременной, достоверной, полной, разносторонней информации о событиях в области социальной полити-
ки, медицины, экологии и иных явлениях и процессах, происходящих в муниципальном образовании, регионе и стране;
снятие социально-психологического напряжения, предотвращение ощущения «синдрома жертвы», повышение экономической активности населения;
пропаганда здорового образа жизни, безопасных методов ведения хозяйства;
создание благоприятного образа территории для привлечения инвестиций в экономику и социальную сферу пострадавших территорий;
информационное сопровождение деятельности органов местной и региональной власти;
обеспечение муниципальных и региональных органов исполнительной власти достоверной, точной и своевременной информацией о жизни и пребывании на радиационно-загрязненных территориях;
использование информации в борьбе с негативными проявлениями, иждивенчеством и распространением слухов;
повышение уровня образования и культуры населения, распространение информации о культурно — историческом и духовном наследии и традициях. К базовым принципам Концепции относятся: приоритетность прав человека и гражданина — признание, соблюдение, защита прав человека и гражданина в информационной сфере — конституционная обязанность государства;
законность — обеспечение законных прав населения радиационно-загрязненных территорий на полную и объективную информацию о радиологической обстановке, мерах социальной поддержки и обеспечения безопасной жизнедеятельности;
открытость — обеспечение открытости и доступности информации по проблемам преодоления последствий радиационных катастроф и инцидентов, своевременного информирования общества о ходе их реализации;
социальная ориентация — приоритет информационной поддержки социально направленных проектов по формированию адекватного восприятия гражданами возможных угроз, социально-психологической реабилитации населения, пропаганде безопасной жизнедеятельности и стимулирования экономически активного поведения граждан;
обратная связь — обеспечение законных прав граждан на выражение мнения о происходящих процессах и действиях власти, регулирующих эти процессы;
единство информационного пространства — обеспечение формирования развитой сети муниципального и регионального уровня единого информационного пространства Российской Федерации.
Таким образом, создание положительного информационного поля и совершенствование каналов коммуникации будет способствовать улучшению отношения к проживанию на радиоактивно-загрязненных
территориях, росту качества жизни, а также снижению стресса и психоэмоционального напряжения населения.
Используя итоги проведенных исследований, можно рассматривать формы информационной работы при чрезвычайных ситуациях. На сегодняшний день основное предназначение системы оповещения РСЧС заключается в обеспечении своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также — угрозе возникновения или возникновении ЧС природного и техногенного характера, в том числе и радиационного. Не все системы информирования и оповещения населения являются равноценными в информационном пространстве. Использование тех или иных каналов коммуникации в условиях ЧС обусловливается, прежде всего, их доступностью, устойчивостью к поражающим факторам ЧС (нарушение энергоснабжения, разрушение и т.п.), наибольшим эффектом воздействия в различных условиях.
Литература
1. Борисевич Н.Я., Лупей О.В., Поплыко И.Я. Анализ информационного обеспечения населения, проживающего в загрязненных радионуклидами районах, и предложения по его совершенствованию. Преодоление последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союзного государства: Сб. информ. м-лов. М.—Минск, 2007. 76 с.
2. Зыкова И.А., Архангельская Г.В., Звонова И.А. Чернобыль и социум: оценки риска. СПб.: МАПО-НИИ РГ, 2001.140 с.
3. Никифоров А.М. Патология отдаленного периода у ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС. СПб.: ВЦЭРМ МЧС России, 2004. 400 с.
4. Пацула А.В., Софьин С.П., Марченко Т.А. Экологическая политика в Уральском регионе. Челябинск, 2004.
5. Прох В.Э., Рыбников В.Ю., Марченко Т.А., Мельницкая Т.Б.
Информационно-психологическая безопасность населения территорий с объектами ядерной энергии. Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2009. 92 с.
6. Анализ потребностей населения в информации о последствиях в Чернобыльской аварии. Исследование по России. Отчет подготовлен по поручению Управления ООН по координации гуманитарной деятельности и Программы развития ООН при финансовой поддержке правительства Швейцарии. Международная исследовательская и информационная сеть по вопросам Чернобыля. М., 2004.
7. Практическое руководство по совершенствованию информаци-
онных технологий по работе с населением радиоактивно загрязненных территорий. Обнинск: ОНИЦ «Прогноз», 2004.12 с.
8. Наследие Чернобыля: Медицинские, экологические и социально-экономические последствия и рекомендации правительствам Беларуси, Российской Федерации и Украины. Чернобыльский Форум: 2003—2005.
9. Сб. м-лов международного семинара «Информирование населения, проживающего в зоне воздействия ПО «Маяк», о радиационных факторах риска» (29—30 ноября 2006 года, г. Челябинск) / Отв. ред. С.Г. Зырянов. Челябинск: Челябинский институт (филиал) Уральской академии государственной службы, 2006. 200 с.
10. Международная научно-практическая конференция «Система дистанционного консультирования и информирования населения территорий России и Беларуси, подвергшихся загрязнению радионуклидами вследствие аварии на ЧАЭС», Дубна, 8—9 октября 2007 года: Сб. м-лов / Под общ. ред. Т.А. Марченко. Дубна: Междунар. ун-т природы, о-ва и человека «Дубна», 2007. 281 с.: ил.
Сведения об авторах
Марченко Татьяна Андреевна: д.м.н., профессор, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. начальника института. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Щелоков Владимир Анатольевич: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Шкурко Марта Алексеевна: д.м.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), гл. научный сотрудник. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]
Шамратова Ирина Александровна: д.х.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: [email protected]