Научная статья на тему 'Результаты мониторинга готовности студентов вуза к выполнению обязательных тестов комплекса ГТО (по итогам проведения осенних испытаний 2015 г. )'

Результаты мониторинга готовности студентов вуза к выполнению обязательных тестов комплекса ГТО (по итогам проведения осенних испытаний 2015 г. ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
265
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ихсанов Ильяс Сагитович, Айдаров Рустам Альфирович

Современная государственная политика в области массовой физической культуры актуализирует процесс мониторинга физической подготовленности студентов. Получение полной и объективной информации об уровне готовности к выполнению обязательных тестов Комплекса ГТО необходимо для установления соответствия физической подготовленности студентов к предъявляемым требованиям данной возрастной ступени. В работе представлены результаты тестирования более 1600 участников в 4 обязательных испытаниях Комплекса. Анализ результатов физической подготовленности по отдельности в тестах выявил неоднозначный уровень готовности. Показатели выполнения требований на значок в разных тестах варьируется от 15% до 92%. Однако результаты комплексной оценки выполнения всех 4 тестовых упражнений позволяют говорить о крайне низком уровне соответствия нормативным требованиям, что составляет лишь 23,3% и 10% у юношей и девушек соответственно. На основе полученных данных можно говорить о том, что требуется дальнейшая коррекция и оптимизация процесса общей физической подготовки учащейся молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ихсанов Ильяс Сагитович, Айдаров Рустам Альфирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of monitoring of higher school students’ readiness to perform the obligatory tests of the complex “Ready for Labor and Defense” (based on the results of tests in autumn, 2015)

Current national policies in the field of mass physical culture actualize the process of monitoring of the physical fitness of students. Having the complete and objective information about the level of readiness to perform the obligatory tests of the complex “Ready for Labor and Defense” is necessary to match the physical fitness of students to the requirements of this age level. The article presents the results of testing of more than 1600 participants in the four obligatory tests of the Complex. Analysis of the results of physical fitness tests separately identified mixed levels of readiness. Performances of requirements of separate tests vary from 15% to 92%. However, the results of the comprehensive evaluation of the implementation of all four test exercises show a very low level of compliance which is only 23.3% and 10% for boys and girls respectively. The results suggest that the further correction and optimization of the process of general physical training of students is required.

Текст научной работы на тему «Результаты мониторинга готовности студентов вуза к выполнению обязательных тестов комплекса ГТО (по итогам проведения осенних испытаний 2015 г. )»

REFERENCES

1. Stolyarova, E.P. and Nizhnik, G.N. (2014), "Organization types of pedagogical control using methods of problem-based learning within the teaching program material sports-pedagogical disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 160-162.

2. Kadina, I. V. and Komarova E.A. (2015), Game methods of training in the system of professional training specialists of the agricultural engineering profile, monograph, Volgograd.

3. Nesterenko, D.I. and Kadina, I. V. (2014), "Interdisciplinary approach in the system of continuous training of graduates of high schools", Actual problems of development of science and education: Collection of scientific works on materials of the International scientific-practical conference, Part V., AR-Consult, Moscow, pp. 160-162.

4. Sannikova, Yu.A. (2014), "Innovation economy in post-industrial societies: education innovation knowledge-competences of the sixth technological structure", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.118, No. 12, pp.186-188.

Контактная информация: pedagogika25@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.02.2016

УДК 796.011.3

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ВЫПОЛНЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТЕСТОВ КОМПЛЕКСА ГТО (ПО ИТОГАМ ПРОВЕДЕНИЯ ОСЕННИХ ИСПЫТАНИЙ 2015 Г.)

Ильяс Сагитович Ихсанов, кандидат педагогических наук, доцент, Рустам Альфирович Айдаров, старший преподаватель, Набережночелнинский институт, (филиал) Казанского (Приволжского) Федерального

Университета

Аннотация

Современная государственная политика в области массовой физической культуры актуализирует процесс мониторинга физической подготовленности студентов. Получение полной и объективной информации об уровне готовности к выполнению обязательных тестов Комплекса ГТО необходимо для установления соответствия физической подготовленности студентов к предъявляемым требованиям данной возрастной ступени. В работе представлены результаты тестирования более 1600 участников в 4 обязательных испытаниях Комплекса. Анализ результатов физической подготовленности по отдельности в тестах выявил неоднозначный уровень готовности. Показатели выполнения требований на значок в разных тестах варьируется от 15% до 92%. Однако результаты комплексной оценки выполнения всех 4 тестовых упражнений позволяют говорить о крайне низком уровне соответствия нормативным требованиям, что составляет лишь 23,3% и 10% у юношей и девушек соответственно. На основе полученных данных можно говорить о том, что требуется дальнейшая коррекция и оптимизация процесса общей физической подготовки учащейся молодежи.

Ключевые слова: физическая подготовленность, студенческая молодежь, обязательные испытания Комплекса ГТО.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.02.132.p83-87

THE RESULTS OF MONITORING OF HIGHER SCHOOL STUDENTS' READINESS

TO PERFORM THE OBLIGATORY TESTS OF THE COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" (BASED ON THE RESULTS OF TESTS IN AUTUMN, 2015)

Ilyas Sagitovich Ikhsanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Rustam Alfirovich Aydarov, the senior lecturer, Naberezhnye Chelny Institute of Kazan Federal University

Annotation

Current national policies in the field of mass physical culture actualize the process of monitoring of the physical fitness of students. Having the complete and objective information about the level of readi-

ness to perform the obligatory tests of the complex "Ready for Labor and Defense" is necessary to match the physical fitness of students to the requirements of this age level. The article presents the results of testing of more than 1600 participants in the four obligatory tests of the Complex. Analysis of the results of physical fitness tests separately identified mixed levels of readiness. Performances of requirements of separate tests vary from 15% to 92%. However, the results of the comprehensive evaluation of the implementation of all four test exercises show a very low level of compliance which is only 23.3% and 10% for boys and girls respectively. The results suggest that the further correction and optimization of the process of general physical training of students is required.

Keywords: physical fitness, students, obligatory tests of the complex "Ready for Labor and Defense".

ВВЕДЕНИЕ

Современная государственная политика в области массовой физической культуры создает условия для оптимизации физкультурно -спортивной деятельности граждан страны [2,3,4]. Комплекс ГТО задает программную основу и государственные требования к уровню физической подготовленности различных возрастных категорий населения, в том числе и студенческой молодежи. В этой связи, в первую очередь, встает вопрос о соответствии уровня физической подготовленности студентов, предъявляемым требованиям. Кроме того, систематический мониторинг физической подготовленности, позволяет отслеживать ее динамику, выявлять наиболее слабые места и предпринимать дальнейшие меры для педагогической коррекции этого процесса.

В то же время мы понимаем, что достижение необходимого и достаточного уровня физической подготовленности студентов является показателем эффективности решения всего комплекса задач: воспитательных, образовательных и развивающих. Подготовка к сдаче нормативов ГТО не должна приводить к «двигательному натаскиванию», к искаженному пониманию или непринятию личностью всей совокупности ценностей физической культуры и принципов Комплекса ГТО [1, 3].

Цель нашего исследования - получение полной и объективной информации об уровне готовности студентов к выполнению обязательных тестов Комплекса ГТО.

МЕТОДИКА

Исследование было проведено на спортивной базе Набережночелнинского института КФУ. В нем приняли участие 1646 студентов 1-3 курсов, из них 903 юноши и 743 девушки. Однако, следует отметить, что в силу различных причин не все студенты тестировались во всех четырех видах. Количество участников по тестовым испытаниям представлено в таблице 1.

Для выявления уровня физической подготовленности использовался метод педагогического тестирования. Контрольные испытания для выявления физической подготовленности студентов проводились в сентябре 2015 г. в виде соревнований в четырех обязательных тестах Комплекса ГТО VI ступени (для возраста от 18 до 24 лет включительно).

Таблица 1

Количество участников по видам Комплекса ГТО осень 2015_

Вид ОФП Количество участников

Юноши Девушки

Бег 100 м 834 655

Бег 2-3 км 619 446

Подтягивание из виса на перекладине (юноши) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (девушки) 840 685

Наклон туловища 838 696

Многоборье (участники во всех 4 видах) 571 390

Проведение испытаний (тестов) осуществлялось с учетом требований методических рекомендаций по организации и проведению испытаний, входящих в Комплекс ГТО

[2].

Оценка уровня физической подготовленности в каждом контрольном тесте осуществлялась по выполнению норм Комплекса ГТО на значок в соответствии с установленными государственными требованиями к данной возрастной ступени [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Итоги выполнения обязательных тестов комплекса ГТО представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты мониторинга физической подготовленности студентов _в обязательных тестах Комплекса ГТО (осень 2015г.)__

Вид обязательных испытаний (тестов) Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнили на значок

Юноши

Бег на 100 м (п=834) Количество результатов по значкам 236 402 50 146

Доля результатов по значкам, в % 28,3 48,2 6,0 17,5

Бег на 3000 м (п=619) Количество результатов по значкам 92 97 59 371

Доля результатов по значкам, в % 14,9 15,7 9,5 59,9

Подтягивание из виса на перекладине (п=840) Количество результатов по значкам 197 197 52 394

Доля результатов по значкам, в % 23,45 23,45 6,2 46,9

Наклон туловища вперед (п=838) Количество результатов по значкам 370 229 41 198

Доля результатов значкам, в % 44,2 27,3 4,9 23,6

Многоборье (по 4 обязательным видам) (п=571) Количество результатов по значкам 14 79 40 438

Доля результатов значкам, в % 2,5 13,8 7,0 76,7

Девушки

Бег на 100 м (п=655) Количество результатов по значкам 128 82 78 367

Доля результатов по значкам, в % 19,6 12,5 11,9 56,0

Бег на 2000 м (п=446) Количество результатов по значкам 125 72 34 215

Доля результатов по значкам, в % 28,0 16,2 7,6 48,2

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (п=685) Количество результатов по значкам 40 21 44 580

Доля результатов по значкам, в % 5,8 3,1 6,4 84,7

Наклон туловища вперед (п=696) Количество результатов по значкам 353 171 65 107

Доля результатов по значкам, в % 50,7 24,6 9,3 15,4

Многоборье (по 4 обязательным видам) (п=390) Количество результатов по значкам 10 15 14 39

Доля результатов по значкам, в % 2,6 3,8 3,6 90,0

Анализируя уровень развития быстроты в беге на 100 м у юношей, можно констатировать, что высокий уровень подготовленности (выполнение на золотой значок) имеют более 28% студентов, средним уровнем (выполнение на серебряный и бронзовый значок) обладают более 54% студентов и низкий уровень (не выполнивших требования на значок) демонстрируют чуть более 17% участников.

Рассматривая показатели выносливости в беге на 3000 м, видно, что высокий уровень подготовленности (золотой значок) имеют менее 15 % студентов, средним уровнем (серебряный и бронзовый значок) обладают более 25% студентов и низкий уровень демонстрируют почти 60% участников.

В силовом тесте (подтягивание из виса на высокой перекладине) выявлен следующий уровень подготовленности: высокий - более 23%, средний - почти 30%, низкий (не выполнившие требования на значок) - чуть менее 47%.

В упражнении на гибкость юноши показали следующий уровень подготовленности: высокий - более 44%, средний - чуть более 32%, низкий - более 23% студентов.

При анализе выполнения четырех испытаний в комплексе видно, что высокий уровень у юношей показали лишь менее 3% участников, средний - чуть более 20%, значительное же количество участников (более 76%) не справились с комплексным выполне-

нием тестов. Сравнительный анализ показывает, что подготовленность юношей в разных тестовых упражнениях неодинакова. Выявлено, что наиболее трудными испытаниями оказались: бег на 3000 м и подтягивание. Значительно лучше студенты справились с тестами на быстроту и гибкость.

Анализируя уровень развития быстроты в беге на 100 м у девушек, можно констатировать, что высокий уровень подготовленности (золотой значок) имеет небольшая часть студенток - менее 20%, средним уровнем (выполнившие упражнение на серебряный и бронзовый значок) обладает более 24% участниц. Велик показатель участниц, которые не справились с требованиями этого теста ГТО - более 56%.

Рассмотрев результаты в беге на выносливость (2000 м), мы выявили, что высокий уровень подготовленности (золотой значок) имеют 28% студенток, средним уровнем (серебряный и бронзовый значок) обладают менее 24% студенток. Значительная доля испытуемых (48%) демонстрируют низкий уровень готовности.

Особо неудовлетворяющую картину физической готовности мы наблюдаем в силовом тесте. В ней выявлен следующий уровень: высокий - лишь менее 6%, средний -чуть более 9%, низкий - почти 85%.

В упражнении на гибкость девушки показали следующий уровень подготовленности: высокий - более половины участниц, средний - менее 34%, низкий - более 15%.

Сравнивая показатели подготовленности девушек в разных тестовых упражнениях в комплексе, выявлено, что наиболее трудными испытаниями оказался тест на сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, далее бег на 100 м и бег на 2000 м. Значительно лучше испытуемые справились с тестом на гибкость.

Сравнивая результаты у юношей в многоборье с выполнением отдельных тестов Комплекса ГТО, выявляем, что уровень общей физической подготовленности достаточно низкий. С комплексным выполнением испытаний на значок справились менее четверти студентов, несмотря на то, что в отдельных видах требования к уровню физической готовности выполняли от 40 до 92% участников. Рассматривая аналогичный показатель у девушек, видим, что картина с общей физической подготовленностью существенно хуже, чем у юношей. С комплексным выполнением испытаний на значок справилась лишь десятая часть студенток, несмотря на то, что по отдельным видам с испытаниями справлялись от 15 до 85% участниц.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты мониторинга готовности студентов вуза к выполнению обязательных тестов комплекса ГТО по итогам проведения осенних испытаний 2015 г. показывают:

1. Как у юношей, так и у девушек уровень физической подготовленности в обязательных тестах комплекса ГТО проявляется по-разному. Результаты выполнения отдельных тестов на значок варьируется от 15% до 85%.

2. Общая физическая подготовленность студентов по комплексной оценке в тестах низкая. Количество справившихся с требованиями комплекса ГТО на значок во всех четырех обязательных испытаниях составляет в среднем около 23% у юношей, существенно ниже он у девушек и равен всего лишь 10%.

3. Выявленные результаты представляют объективную картину готовности студентов к выполнению обязательных тестов ГТО, что дает толчок к дальнейшей незамедлительной коррекции и оптимизации процесса общей физической подготовки, внедрению эффективных педагогических технологий и программ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айдаров Р. А. Оценка уровня и динамика общей физической подготовленности юношей за двухгодичный период обучения в вузе / Р.А. Айдаров, Н.А. Никитин // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сборник научных статей. - Вып. 4 / Чуваш. гос. пед. ун-т; под ред.

Г.Л. Драндрова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 294-299.

2. Методические рекомендации по организации и проведению испытаний, входящих в Комплекс ГТО. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-pro vedeniy a-ispytanij -vhody ashhih-v-kompleks-gto/ (дата обращения 10.11.2015 г.)

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660. (дата обращения 10.11.2015 г.).

4. Указ президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/ (дата обращения 10.11.2015 г.)

REFERENCES

1. Aydarov R.A., Nikitin N.A.(2013), "Evaluation of the level and dynamics of the general physical preparation of male students within 2 years' period of training in the higher school", Actual problems of physical culture and sport: collection articles, Vol. 4, Cheboksary, Chuvashia state pedagogical University Press, pp. 294-299.

2. Guidelines on the organization and conduct of the tests included in the complex "Ready for Labor and Defense ", available at: http://www.gto-normy.ru/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-provedeniya-ispytanij-vhodyashhih-v-kompleks-gto/ (accessed 10.11.2015)

3. Resolution of the Government of the Russian Federation on June 11, 2014 №540 "On the approval of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660 (accessed 10.11.2015).

4. The presidential decree of March 24, 2014 № 172 "On the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gto-normy.ru/ukaz-prezidenta-rf-putina-o-gto/ (accessed 10.11.2015)

Контактная информация: aid-rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2016

УДК 796:159.9

СИСТЕМНОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРОВ ПО СПОРТИВНОМУ

ОРИЕНТИРОВАНИЮ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сергей Александрович Казанцев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Профессиональная компетентность тренера по спортивному ориентированию является системообразующим фактором компетенций: педагогической, психологической, методической и содержательной. Системный характер деятельности тренера по спортивному ориентированию обусловлен тем обстоятельством, что все эти компетенции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Недостаточная сформированность, хотя бы одной из этих компетенций делает работу тренера по спортивному ориентированию малоперспективной.

Ключевые слова: компетентность, спортивное ориентирование, тренерская деятельность, профессиональная подготовка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.