7. Шошоль, P. Время реакции человека / P. Шошоль // Экспериментальная психология. Вып. 1-2. - М. : Прогресс, 1966. - С. 314-375.
REFERENCES
1. Alatortsev, V.A. (2009), Readiness of the sportsman to competitions: experience of psychological research, Physical culture and sports, Moscow
2. Bolgov, V.N., Tagirova, N.P, and Drobinina, N.V. (2016), "The computer program " Reakcio-mer " to study the motor responses of young fencers", International research journal, No. 10 (52), Part 3, pp. 119 - 122.
3. Vygodskij L.S. (1956), Chosen and psychological research, AMN RSFSR, Moscow.
4. Ilin E.P. (2005), Psychophysiology of human States, Peter, St. Petersburg.
5. Leonova, A. and Kuznetsova, A. (2015), Psychological management technology human condition, Meaning, Moscow.
6. Loskutova, T.D. (1975), "Evaluation of the functional condition of the Central nervous system in the parameters of simple motor reaction", Physiological journal USSR, Vol. LXI, No. 1, pp. 3.
7. Shoshol, P. (1966), "The human reaction time", Experimental psychology, Release 1-2, Progress, Moscow, pp. 314-375.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.01.2018
УДК 796.011
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО (V СТУПЕНЬ)
Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Александрович Федякин, доктор педагогических наук, профессор, Виктория Георгиевна Максименко, старший преподаватель, Гузель Равильевна Мукминова, преподаватель, Сочинский государственный университет (СГУ), Сочи
Аннотация
Региональные особенности выполнения обязательных тестов комплекса ГТО школьниками выпускных классов, рассматриваемые настоящей работе, позволяют определить «проблемные» нормативы и наметить пути улучшения, отстающих сторон физической подготовленности. В работе выявлены особенности выполнения обязательных тестов комплекса ГТО (5 ступень), обусловленные условиями жизни в определенном регионе (в сравнительном аспекте). Показано, что выполнение отдельных нормативов комплекса ГТО школьниками выпускных классов, имеет определенные особенности, обусловленные регионом проживания, уровнем физической подготовленности и особенностями тестовых нормативов (что оценивается?). Отмечено, что процедура проведения тестирования, так же, имеет существенное влияние на полученные результаты.
Ключевые слова: обязательные нормативы комплекса ГТО, школьники выпускных классов, физическое воспитание, уровень физической подготовленности.
REGIONAL FEATURES OF OBLIGATORY STANDARDS IMPLEMENTATION OF THE "READY FOR LABOUR AND DEFENSE" COMPLEX (V STAGE) Yuliya Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, Aleksandr Aleksandrovich Fedyakin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Viktoria Georgievna Maksimenko, the senior teacher, Guzel Ravilievna Mukminova, the teacher, Sochi State University, Sochi
Annotation
Regional features of obligatory standards implementation of the "Ready for Labour and Defense" complex (abbreviated as GTO) for higher school students, which are considered in the article, allow to define the challenging standards and outline the ways of improving the lagging sides of physical strength. This
article describes the features of obligatory tests implementation of the GTO complex (V stage), which are determined by living conditions in a certain region (in a comparative aspect). It is shown that particular standards implementation of the GTO complex by the higher school students has some specific features that are determined by the region, level of physical strength and peculiarities of the test standards. It is noted that the procedure of testing has also a significant influence on the results.
Keywords: obligatory standards of the GTO complex, high school students, physical education, level of physical strength.
ВВЕДЕНИЕ
Нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» необходимо рассматривать, как должные нормы уровня физической подготовленности населения нашей страны, установленные государством [1]. Предполагается, что анализ успешности выполнения обязательных нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в различных регионах нашей страны, позволит выявить, с одной стороны, особенности уровня физической подготовленности населения, с другой стороны, несовершенство отдельных норм самого комплекса ГТО.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве основных методов настоящего исследования были использованы: анализ научной литературы, педагогические тестирования и математико-статистическая обработка результатов тестирования обязательных испытаний Комплекса ГТО V ступени. Результаты выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО V ступени школьниками выпускных классов г. Сочи (n=327), сравнивались с результатами выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО V ступени школьниками выпускных классов (n=551) г. Тобольска [3].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В таблицах 1 и 2, представлены результаты успешности выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО V ступени у юношей и девушек (верхняя строка школьники г. Сочи, нижняя строка школьники г. Тобольска).
Таблица 1 - Успешность выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО V ступени (юноши, в %)__
Обязательные тесты комплекса ГТО Успешность выполнения
Золотой значок Серебряный значок
Бег на 100 м 63,4 7,2 11,7 21,1
Бег на 2 км 30,2 7,2 33,1 14,3
Подтягивание из виса на высокой перекладине или рывок гири 16 кг 59,5 21,4 18,5 17,8
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 68,3 6,9 11,7 11,6
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что более 50% юношей г. Сочи, принимавших участие в тестировании, выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой значок в тестах: бег на 100 м, подтягивание из виса на высокой перекладине или рывок гири 16 кг, наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Выполнение норматива комплекса ГТО на золотой значок в беге на 2 км у школьников выпускных классов г. Сочи вызвало наибольшие сложности, о чем свидетельствует значительно меньший процент (30,2) успешно сдавших этот норматив.
Успешность выполнения норматива комплекса ГТО на золотой значок, школьниками выпускных классов г. Тобольска, в большинстве тестов, составляет менее 10%, что существенно отличается от результатов юношей г. Сочи. Исключение составляют результаты выполнения юношами нормативов комплекса ГТО в подтягивание из виса на высокой перекладине или рывок гири 16 кг. Однако, результаты школьников выпускных классов
г. Тобольска отличаются более чем в два раза.
Процент юношей г. Тобольска, успешно выполнивших обязательные нормативы комплекса ГТО на серебряный значок, в беге на 100 м в два раза выше, чем у юношей г. Сочи. Школьники сравниваемых регионов, показывают практически одинаковые результаты в подтягивании из виса на высокой перекладине или рывок гири 16 кг, наклоне вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье.
Анализ результатов девушек г. Сочи (таблица 2), свидетельствует о том, что более 73%, принимавших участие в тестировании, выполнили нормативы комплекса ГТО на золотой значок в тесте наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье. Этот процент, существенно выше, чем у девушек г. Тобольска (14%). В других обязательных тестах комплекса ГТО различия в успешности выполнения нормативов на золотой значок, отличаются примерно в два раза.
Таблица 2 - Успешность выполнения обязательных испытаний комплекса ГТО V ступени (девушки, в %)__
Обязательные тесты комплекса ГТО Успешность выполнения
Золотой значок Серебряный значок
Бег на 100 м 27,6 14,0 17,1 18,6
Бег на 2 км 31,7 16,3 29,3 11,6
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине или сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 48,0 11,4 18.7 41.8
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье 73,2 14,0 10,6 16,0
Следует отметить, что процент девушек г. Тобольска, успешно выполнивших обязательные нормативы комплекса ГТО на серебряный значок, в подтягивании из виса лежа на низкой перекладине или сгибании и разгибании рук в упоре лежа на полу более, чем в два раза выше, чем у девушек г. Сочи, а успешность выполнения нормативов на золотой значок, имеет обратную и более выраженную тенденцию. Возможно, что на успешность выполнения нормативов в этом тесте существенное влияние оказывает, то обстоятельство, что девочки выполняют разные варианты этого теста (участвуют разные группы мышц, в одном случае сгибатели рук, а в другом случае разгибатели рук).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, установлено, что успешность выполнения обязательных нормативов комплекса ГТО (V ступень) в разных регионах имеет свои особенности, которые существенно отличаются. По-видимому, эти особенности обусловлены различными причинами, а именно:
- региональными особенностями, которые взаимосвязаны с качественным составом школьников выпускных классов в конкретном регионе. Имеется ввиду, какой процент от общего числа школьников выпускных классов принимал участие в тестировании, их мотивацией, уровень двигательной активности;
- региональными особенностями, которые взаимосвязаны с направленностью и качеством физической подготовки школьников выпускных классов в конкретном регионе. Данное предположение требует серьезной проверки и, в случаи аргументированного подтверждения, разработка и принятие комплекса мер по их устранению;
- региональными особенностями, которые взаимосвязаны личностными качествами лиц, принимавшими нормативы и с условиями, в которых выполнялись обязательные тесты комплекса ГТО (погодные условия, места проведения тестирования, используемый инвентарь и т.д.). Более строгая стандартизация процедуры тестирования в каждом регионе, позволит избежать влияния этого фактора на успешность выполнения обязательных нормативов комплекса ГТО (V ступень) в разных регионах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-ovserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660 (дата обращения: 01.12.2017).
2. Федякин, А.А. Физическая подготовленность студентов и нормы комплекса ГТО / А. А. Федякин, Е.В. Кувалдина // Проблемы и перспективы развития современной науки: социально-экономические, естественнонаучные исследования и технический прогресс : материалы III Всероссийской научно-практической конференции : в 2 ч. Ч. II. - Ростов-на-Дону : ООО «Приоритет», 2015. - С. 78-82
3. Черкасов, В.В. Исследование физической подготовленности школьников выпускных классов на основе испытаний комплекса ГТО / В.В. Черкасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 215-218.
REFERENCES
1. Resolution of the Government of the Russian Federation on June 11, 2014 No. 540 "On the approval of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense", available at: http://www.gtonormy. ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660
2. Fedyakin, A.A. and Kuvaldina, E.V. (2015), "Physical strength of students and standards of the GTO complex", Issues and prospects of modern science development: socio-economic, natural science research and technological progress: the materials of the 3rd All-Russian theoretical and practical conference: in 2 parts. Part II, OOO "Prioritet", Rostov-on-Don, pp. 78-82.
3. Cherkasov, V.V. (2017), "Research of physical fitness of school leavers studying at the senior classes on the basis of tests of "Ready to labor and defense" complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 215-218.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.01.2018
УДК 373.24
ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙНА
Эльвира Фаритовна Вертякова, кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(ЮУрГГПУ) г. Челябинск, Любовь Владимировна Каменщикова, учитель дополнительного образования, художник-дизайнер г. Челябинск
Аннотация
В статье раскрываются разные точки зрения на понятие «дизайн». Особое внимание уделяется основным видам и истории дизайна. Авторами представлены фрагменты программы внеурочной деятельности для младших школьников по данной проблеме.
Ключевые слова: дизайн, креативное мышление, художественно-творческое развитие.
ART AND CREATIVE DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLBOYS BY DESIGN
MEANS
Elvira Faritovna Vertyakova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Lyubov Vladimirovna Kamenshchikova, the teacher of additional education, artist-designer,
Chelyabinsk
Annotation
The article reveals the different points of view on the concept of "design". Particular attention is paid to the main types and history of design. The authors present fragments of the after-hour program for