Научная статья на тему 'Готовность студенческой молодежи к выполнению норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне»'

Готовность студенческой молодежи к выполнению норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
268
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / ALL-RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / STUDENT YOUTH / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ТЕСТОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / REGULATORY REQUIREMENTS / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / PHYSICAL QUALITIES / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS / МУРМАНСКИЙ АРКТИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ARCTIC MURMANSK STATE UNIVERSITY / TEST TRIALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова А. В., Ерохова Н. В.

В статье представлены результаты исследования готовности студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Авторы ставят перед собой цель выявить соответствие уровня физической подготовленности студентов 1-2-х курсов Мурманского арктического государственного университета требованиям комплекса. Обозначено совпадение нескольких контрольных тестов учебной дисциплины «Физическая культура» университета установленным видам тестовых испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» для возрастной группы 18-29 лет: для юношей по трем видам тестов (бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, подтягивание из виса на высокой перекладине); для девушек по двум видам тестов (бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами). Авторами проанализирована динамика уровня физической подготовленности студентов по данным видам испытаний за 2005-2014 годы в соответствии со шкалой нормативных требований физкультурно-спортивного комплекса. Выделены причины положительной динамики уровня развития скоростных и силовых способностей у юношей и отрицательной динамики уровня развития скоростно-силовых способностей у юношей и девушек. Определены направления деятельности преподавателей физической культуры по улучшению данных показателей. В заключение авторы приводят некоторые рекомендации по повышению готовности студентов к выполнению норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне», которые могут быть интересны преподавателям физической культуры не только вузов, но и учебных организаций других ступеней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова А. В., Ерохова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student youth preparedness to requirements of the “GTO” complex

The article presents the research’s results of student youth preparedness to pass the standards of All-Russian sport complex “Ready for Labor and Defense of USSR” (GTO). The authors have a goal to expose the correspondence of Murmansk Arctic State University students to the “GTO” complex requirements. The author have discovered some coincidences in control tests with the subject “Physical training” for students with ages 18-29: 3 sorts of standards for males (100 meters running, standing long jump and chin-up); 2 sorts of standards for females (100 meters running and standing long jump). The authors have analyzed the physical training level dynamics for these kinds of standards from 2005 to 2014 according to the scale of standard requirements of sports. The article exposes the reasons of positive dynamics in development of speedy and power abilities of males and negative dynamics for males and females. The paper defines the ways for physical training lecturers ’ activity for improving this dynamics. As a conclusion, the author provides some recommendations for improving students ’ results; these recommendations can be useful for universities ’ lecturers, as well as teachers of physical training in schools.

Текст научной работы на тему «Готовность студенческой молодежи к выполнению норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне»»

А.В. Кириллова, канд. пед. наук, доцент, Н.В. Ерохова, канд. пед. наук, зав. кафедрой, кафедра физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Мурманский арктический государственный университет, г. Мурманск, Россия, kirillova1403@yandex.ru, erohova@list.ru

ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМ И ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ»

В статье представлены результаты исследования готовности студенческой молодежи к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Авторы ставят перед собой цель выявить соответствие уровня физической подготовленности студентов 1-2-х курсов Мурманского арктического государственного университета требованиям комплекса. Обозначено совпадение нескольких контрольных тестов учебной дисциплины «Физическая культура» университета установленным видам тестовых испытаний комплекса «Готов к труду и обороне» для возрастной группы 18-29 лет: для юношей по трем видам тестов (бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, подтягивание из виса на высокой перекладине); для девушек по двум видам тестов (бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами). Авторами проанализирована динамика уровня физической подготовленности студентов по данным видам испытаний за 2005-2014 годы в соответствии со шкалой нормативных требований физкультурно-спортивного комплекса. Выделены причины положительной динамики уровня развития скоростных и силовых способностей у юношей и отрицательной динамики уровня развития скоростно-силовых способностей у юношей и девушек. Определены направления деятельности преподавателей физической культуры по улучшению данных показателей. В заключение авторы приводят некоторые рекомендации по повышению готовности студентов к выполнению норм и требований комплекса «Готов к труду и обороне», которые могут быть интересны преподавателям физической культуры не только вузов, но и учебных организаций других ступеней.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне», студенческая молодежь, физическая культура, готовность, тестовые испытания, нормативные требования, физические качества, физическая подготовленность, Мурманский арктический государственный университет.

Государство на современном этапе развития заинтересовано в создании в Российской Федерации эффективной системы физического воспитания различных групп населения, направленной на повышение уровня физической подготовленности граждан, их вовлеченности в регулярные и систематические занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья, что подтверждается внедрением Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Го-

тов к труду и обороне» (ГТО)1. В данном комплексе обозначены виды тестовых испытаний и нормы, требуемый уровень знаний и прикладных умений в области физической культуры и спорта, рекомендации к недельному двигательному режиму занимающихся. Реализация Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативных требований по трем уровням трудности 2

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

В этой связи возникает вопрос, в какой че большинства испытаний в настоящий мо-

степени соответствует уровень физической мент не осуществляется. подготовленности граждан Российской Фе- Следовательно, перечень и содержа-

дерации государственным требованиям Все- ние нормативных требований учебной дис-

российского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО. Ответ на этот вопрос потребовал специального исследования, которое было проведено авторами в 2015 году на базе Мурманского арктического государственного университета.

В процессе исследования был осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ видов тестовых испытаний, обозначенных в Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе для возрастной группы от 18 до 29 лет (VI ступень), с видами тестовых испытаний, используемых в учебно-воспитательном процессе по физической культуре в университете.

В результате было выявлено совпадение по следующим видам испытаний: для юношей - бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами, подтягивание из виса на высокой перекладине; для девушек - бег на 100 метров, прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Другие виды тестов или вообще не реализуются в университете (например, стрельба из пневматической винтовки, метание спортивного снаряда) вследствие отсутствия материально-технической базы, или отличаются от требований комплекса ГТО условиями сдачи теста (продолжительность выполнения упражнения или длина дистанции).

Таким образом, на занятиях по физической культуре в университете в настоящее время реализуется для юношей три, для девушек два из десяти видов тестовых испытаний комплекса ГТО для VI ступени, направленных на выявление уровня развития скоростных, силовых, скоростно-силовых способностей, выносливости и гибкости. Таким образом, целенаправленная, специально

Государство на современном этапе развития заинтересовано в создании эффективной системы физического воспитания различных групп населения, направленной на повышение уровня физической подготовленности

граждан, их вовлеченности в регулярные и систематические занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление здоровья.

циплины «Физическая культура» необходимо привести в соответствие нормативным требованиям Всероссийского физкультурно-спор-тивного комплекса для создания в университете условий подготовки к успешной сдаче студентами всех видов тестовых испытаний комплекса ГТО.

Для определения динамики уровня физической подготовленности студентов по видам испытаний, совпавших с тестами комплекса ГТО, мы провели анализ результатов сдачи контрольных нормативов студентами в 2005-2014 годах по шкале нормативных требований физкультурно-спортивного комплекса.

Результаты, соответствующие нормативным требованиям «Золотого значка» комплекса, определялись нами как высокий уровень развития оцениваемого качества; «Серебряного значка» - как средний уровень развития; «Бронзового значка» - как низкий уровень развития. Результаты прохождения испытания, которые не соответствуют представленным в комплексе нормативным требованиям, составили отдельную группу, обозначенную как «не выполнили».

Итак, проведенный анализ показал следующее. При выполнении теста по бегу на 100 метров наибольшее количество юношей (48 %) показало высокий уровень развития скоростных способностей в 20132014 учебном году. В 2005-2006 и 2011-2012 учебных годах 62 % и 60 % юношей соответственно продемонстрировали средний уровень развития скоростных способностей. В 2007-2008 учебном году с нормативными требованиями комплекса ГТО по бегу на 100 метров не справилось наибольшее число

организованная подготовка студентов к сда- студентов - 36 % (табл. 1).

Таблица 1

Результаты сдачи тестовых испытаний юношами (п=50 человек)

Учебный год Не выполнили Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Бег на 100 метров

2005-2006 7 14 6 12 31 62 6 12

2007-2008 18 36 8 16 15 30 9 18

2009-2010 7 14 8 16 16 32 19 38

2011-2012 6 12 3 6 30 60 11 22

2013-2014 9 18 5 10 12 24 24 48

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

2005-2006 7 14 13 26 17 34 13 26

2007-2008 21 42 10 20 11 22 8 16

2009-2010 8 16 12 24 12 24 18 36

2011-2012 19 38 12 24 7 14 12 24

2013-2014 20 40 8 16 11 22 11 22

Подтягивание из виса на высокой перекладине

2005-2006 23 46 5 10 16 32 6 12

2007-2008 31 62 4 8 11 22 4 8

2009-2010 10 20 7 14 15 30 18 36

2011-2012 17 34 5 10 11 22 17 34

2013-2014 21 42 3 6 9 18 17 34

Поскольку в соответствии с анатомо-физиологическими особенностями становления человеческого организма, теорией и методикой физической культуры развитие основных кондиционных и координационных способностей, освоение техники выполнения двигательных действий и физических упражнений базовых видов спорта приходятся именно на время обучения в школе3, то в высшем учебном заведении задачей физического воспитания является совершенствование уровня физической и технической подготовленности обучающихся.

Анализ результатов сдачи контрольного теста по бегу на 100 метров студентами университета позволяет отметить положительную динамику уровня развития скоростных способностей у юношей в течение последних 5 лет. Кроме того, количество студентов, не справляющихся с выполнением данного теста, также постепенно снижается. Следовательно, в процессе изучения в школе темы «Бег на короткие дистанции» у обучающихся формируется достаточно высокий уровень подготовленности, который мы затем успеш-

но продолжаем совершенствовать на занятиях по физической культуре в университете.

Тест «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» вызвал затруднения у наибольшего числа юношей в 2007-2008 учебном году (у 42 %), а также в 2013-2014 учебном году (у 40 %). Наибольшее количество юношей (36 %) показало высокий уровень развития скоростно-силовых способностей в 2009-2010 учебном году (см. табл. 1). Результаты сдачи контрольного теста демонстрируют, что уровень развития скоростно-силовых способностей студентов 1-2-х курсов достаточно низкий. Значительное число юношей не справляется с требованиями данного теста или показывает результат, соответствующий низкому уровню скоростно-силовых способностей.

Техника выполнения прыжка в длину с места толчком двумя ногами достаточно сложна. Прыжок осуществляется в 4 фазы: подготовка, отталкивание, полет и приземление. Поэтому результат прыжка во многом зависит от правильности выполнения каждого элемента4. В этой связи можно обозначить

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

две основные причины выявленной отрицательной динамики. Во-первых, низкое качество техники выполнения прыжка в длину с места, обучение которой начинается еще в начальной школе. Во-вторых, низкий уровень развития взрывной силы мышц ног у юношей. Следовательно, для улучшения результата необходимо, с одной стороны, выделить дополнительные часы для ликвидации пробелов у студентов в освоении школьного курса физической культуры (раздел «Легкая атлетика»), а с другой - обязательно включать во все разделы программы подготовки, а не только в раздел «Легкая атлетика», выполнение специальных упражнений для развития взрывной силы мышц ног (упражнения с собственным весом (приседания, бег по лестнице, выпады, выпрыгивания и др.), а также упражнения с дополнительными отягощениями и на тренажерах).

Наибольшее количество юношей не справилось с требованиями комплекса ГТО по тесту «Подтягивание» в 2005-2006 и 2007-2008 учебных годах (46 % и 62 % соответственно). В последующие годы число студентов, демонстрирующих высокий уровень развития силы в данном тесте, было примерно на одном уровне с наивысшим

результатом (2009-2010 учебный год - 36 %) (см. табл. 1). Можно отметить, что в течение последних шести лет наблюдается положительная динамика уровня развития силы у обучающихся. Однако, к сожалению, около трети студентов не справляются с нормативными требованиями комплекса ГТО в данном виде испытаний. Техника выполнения подтягиваний достаточно проста и результат выполнения данного упражнения напрямую зависит от уровня развития силы мышц верхнего плечевого пояса. В этой связи для улучшения результатов необходимо в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура» увеличить количество часов, отводимых на общую физическую подготов-ку5, в том числе на развитие силы мышц рук и плечевого пояса, мышц груди и спины, в каждом из разделов программы: «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Гимнастика», «Атлетическая гимнастика» и т.д.

Анализируя результаты тестовых испытаний в беге на 100 метров у девушек, отметим, что в течение последних 10 лет большинство из них не справлялось с нормативными требованиями комплекса ГТО: около трети студенток в 2005-2006 и 2009-2010 учебных годах, а также примерно половина

в другие учебные годы. В то же время около трети девушек в последние годы демонстрировало высокий уровень развития скоростных способностей (табл. 2). Чтобы улучшить данный показатель, специальные упражнения нужно не только использовать при проведении занятий по легкой атлетике в осенний период на спортивном стадионе, но и включать в другие виды подготовки, адаптируя их к условиям спортивного зала (например, бег на 10-15 метров сериями; бег на 15-20 метров из различных исходных положений; бег по сигналу, с ускорением и т.д.). Кроме того, весьма полезны в данном плане подвижные игры («Пятнашки», «Кто быстрей?», «Третий лишний») и эстафеты.

Тест «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» так же, как и у юношей, вызвал наибольшие затруднения у девушек в 2007-2008, 2011-2012 и 2013-2014 учебных годах: тогда не справились с требованиями данного теста чуть более половины студенток 1-2-х курсов. В другие учебные годы девушки в основном демонстрировали низкий и средний уровни развития скорост-но-силовых способностей (см. табл. 2). Та-

ким образом, относительно уровня развития скоростно-силовых способностей у девушек наблюдается та же тенденция, что и у юношей: примерно половина студенток вообще не справляются с требованиями Всероссийского физкультурно-спортив-ного комплекса в данном тестовом испытании и, к сожалению, динамика на протяжении рассматриваемого временного интервала остается отрицательной.

Основной причиной такой динамики является низкий уровень развития скоростно-силовых способностей мышц ног у девушек и/или несформиро-ванность правильной техники выполнения прыжка в длину с места толчком двумя ногами. В этой связи при подготовке к сдаче норм ГТО девушек на занятиях по физической культуре можно разделить на три группы - в зависимости от уровня подготовленности. В первую группу войдут студентки, у которых есть ошибки в технике выполнения данного теста; во вторую - студентки, технически верно выполняющие данный тест, но имеющие низкий уровень развития ско-ростно-силовых способностей мышц ног; третью группу составят студентки с высоким

Таблица 2

Результаты сдачи тестовых испытаний девушками (п=110 человек)

Учебный год Не выполнили Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. % Кол-во чел. %

Бег на 100 метров

2005-2006 37 34 26 23 24 22 23 21

2007-2008 49 45 15 14 20 18 26 23

2009-2010 39 35 18 17 17 15 36 33

2011-2012 53 48 10 9 18 17 29 26

2013-2014 39 35 7 6 20 19 44 40

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

2005-2006 34 31 41 37 29 27 6 5

2007-2008 63 57 21 19 22 20 4 4

2009-2010 34 31 40 36 29 27 7 6

2011-2012 62 56 22 20 22 20 4 4

2013-2014 58 53 23 21 25 22 4 4

Можно отметить, что в течение последних шести лет наблюдается положительная динамика уровня развития силы у обучающихся.

Однако, к сожалению, около трети студентов не справляются с нормативными требованиями комплекса ГТО.

уровнем технической и физической подготовленности. Понятно, что упражнения необходимо подбирать для каждой группы отдельно, ориентируясь на уровень подготовки6.

Итак, анализ результатов сдачи контрольных нормативов студентами 1-2-х курсов позволил выявить положительную динамику уровня развития скоростных и силовых способностей у юношей и отрицательную динамику уровня развития скоростно-сило-вых способностей и у юношей, и у девушек. В целом общий уровень готовности студенческой молодежи к выполнению норм и требований комплекса ГТО на сегодняшний день ниже среднего.

Как показало исследование, с одной стороны, многие студенты обладают недостаточной физической и технической подготовленностью, не осознают важности и значимости занятий физической культурой прежде всего для собственного здоровья. С другой стороны, требования, предъявляемые государством к физической подготовленности молодежи, достаточно высоки, что обуславливает необходимость организации целенаправленной работы по подготовке молодежи к успешной сдаче тестовых испытаний комплекса ГТО как в учебное, так и во внеучебное время. Кроме того, важнейшими задачами воспитательной работы со студентами являются формирование, укрепление и поддержание здоровья, профилактика вредных привычек, привитие молодым людям ценностей здоровья и здорового образа жизни. С этой целью возможно принять следующие меры: возродить организацию и проведение туристских походов, зрелищных, массовых физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, спартакиад как университетского, межуниверситетского, так и регионального уровня

дискуссия

журнал научных публикаций

с элементами упражнений из комплекса ГТО, в которых принимали бы участие не только студенты, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, но и студенты, имеющие подготовительную или специальную медицинскую группу здоровья, учителя и преподаватели физической культуры и др. (|j

Литература

1. Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» // Российская газета. 2014. 24 марта. № 6340.

2. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto-

normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-

sportivnom-kompleks-gto/#more-1660 (дата обращения: 15.05.2015).

3. Лях В.И. Физическая культура. 10-11 класс. Рабочие программы (ФГОС): пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. С. 8, 19.

4. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto-normy.ru/testirovanie-naseleniya-v-ramkah-gto/ (дата обращения: 20.05.2015).

5. Масалова О.Ю., Виленский М.Я. Ресурсы повышения качества образовательного процесса по физической культуре в высшей школе // Куль -тура физическая и здоровье. 2013. № 2 (44). С. 10.

6. О реализации Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО среди студентов специальных медицинских групп / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2015. № 1 (52). С. 7.

STUDENT YOUTH PREPAREDNESS TO REQUIREMENTS OF THE "GTO" COMPLEX

A.V. Kirillova, Candidate of Pedagogy, Docent, N.V. Erokhova, Candidate of Pedagogy, the head of the department, The department of physical training, sports and health and safety,

Murmansk Arctic State University, Murmansk, Russia, kirillova1403@yandex.ru, erohova@list.ru

The article presents the research's results of student youth preparedness to pass the standards of All-Russian sport complex "Ready for Labor and Defense of USSR" (GTO). The authors have a goal

to expose the correspondence of Murmansk Arctic State University students to the "GTO" complex requirements. The author have discovered some coincidences in control tests with the subject "Physical training" for students with ages 18-29: 3 sorts of standards for males (100 meters running, standing long jump and chin-up); 2 sorts of standards for females (100 meters running and standing long jump). The authors have analyzed the physical training level dynamics for these kinds of standards from 2005 to 2014 according to the scale of standard requirements of sports. The article exposes the reasons of positive dynamics in development of speedy and power abilities of males and negative dynamics for males and females. The paper defines the ways for physical training lecturers' activity for improving this dynamics. As a conclusion, the author provides some recommendations for improving students' results; these recommendations can be useful for universities' lecturers, as well as teachers of physical training in schools.

Key words: all-Russian sports complex «Ready for labor and defense», student youth, physical culture, readiness, test trials, regulatory requirements, physical qualities, physical fitness, Arctic Murmansk state University.

References

1. The decree of the President of the Russian Federation of 24 March 2014 № 172 «On the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense» (TRP)» // the Russian newspaper. 24.03.2014. No. 6340 (in Russian).

2. Polozhenie o Vserossiiskom fizkul 'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» [Regulation on all-Russian sports complex «Ready for labor and defense»]. Available at: http://www.gto-normy.ru/ polozhenie-o-vserossijskom-fizkulturno-sportivnom-kompleks-gto/#more-1660 (accessed 15.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Liakh V. I. Fizicheskaia kul'tura. 10-11 klass. Rabochie programmy (FGOS): posobie dlia uchitelei obshcheobrazovat. Organizatsii [Physical culture. 10-11 class. Work programs (GEF): a Handbook for teachers of General education. organizations]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2015. 256 p.

4. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii provedeniia ispytanii (testov), vkhodiashchikh vo Vserossiiskii fizkul 'turno-sportivnyi kompleks

«Gotov k trudu i oborone» [Methodical recommendations on the organization of the tests (tests) included in the all-Russian sports complex «Ready for labor and defense»]. Available at: http:// www.gto-normy.ru/testirovanie-naseleniya-v-ramkah-gto/ (accessed 20.05.2015).

5. Masalova O. Iu., Vilenskii M. Ia. Resursy povysheniia kachestva obrazovatel'nogo protsessa po fizicheskoi kul'ture v vysshei shkole [Resources to improve the quality of educational process on physical culture in high school/. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e - Culture physical and health, 2013, no. 2 (44), p. 10.

6. Evseev S. P., Evseeva O. E. i dr. O realizatsii Vserossiiskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO sredi studentov spetsial'nykh meditsinskikh grupp [On the implementation of the all-Russian sports complex TRP among students of special medical groups]. Kul'tura fizicheskaia i zdorov'e -Culture physical and health, 2015, no. 1 (52), p. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.